Тема: Виталий Бианки «Сумасшедшая птица»
Цель: Знакомство
со сказкой Виталия Бианки «Сумасшедшая
птица»
Задачи:
— познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; закрепить знания
об особенностях сказок;
— продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию
речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора; развивать
умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и
формулировать основную мысль; развивать мышление, память, логику (умение
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы); развитие интереса к
чтению;
-воспитание бережного отношения к природе, развитие умения
оценивать поступки людей.
Использование модулей:
1. Новые подходы в обучении и преподавании.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ, в преподавании
образования.
5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями
учеников.
6. Обучение одарённых и талантливых учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Ход урока
I. Орг. момент . Настрой.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Артикуляционная гимнастика.
— Дыхательная
гимнастика «Задуй свечу»чтение согласных (карточки)
Учащийся делает
глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
Скороговорка: Водовоз вез воду из-под
водопада
III. Сообщение темы урока. Знакомство с автором Виталием
Валентиновичем Бианки.
Чтение стихотворения с доски (работа над выразительностью
чтения)
О птицах много
знаем мы
И в то же время
мало,
И нужно всем: и
вам, и нам,
Чтоб их побольше
стало.
Для этого
побережём
Своих друзей
пернатых,
Иначе мы к нулю
сведём
Певцов наших
крылатых.
Съедят деревья и
плоды
Личинки
насекомых,
И поредеют все
сады
Без наших птиц
знакомых.
Зимой поставь
кормушку им,
Синицам дай ты
сала;
Пшено едят все
воробьи,
Подсыпь, как
станет мало.
Они вознаградят
труды,
И зацветут кругом
сады.
Среди зелёной той
листвы
Их песенку
услышишь ты
Животные окружали Бианки с детства. Ведь его отец был известным
ученым-орнитологом (изучал птиц) и хранителем отдела птиц Зоологического музея.
Виталий с братьями часто бывали там. Настоящий музей был и в их
квартире: у них жили 4 собаки, кошки, лиса; от пола до потолка стояли
многочисленные клетки с птицами, в аквариуме жили рыбки, а в террариуме –
черепахи, ящерицы и змеи.
— Виталий Валентинович Бианки много путешествовал. Создал для
маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные,
птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Почти все его
сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно
относиться к ней, любить ее.)
— Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её
тайны. И сегодня мы прочитаем такую сказку.
— Определите тему урока
(Познакомиться с произведением В. Бианки «Сумасшедшая птица»)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Кто узнал птицу на картинке? Опишите её.
Верно, это оляпка, или водяной воробей. Сегодня мы с вами
прочитаем сказку В. Бианки про эту чудесную птицу.
IV. Работа по теме урока.
1.
«Чтение с пометами» Работа в
группах.
— Что вы знаете о оляпке?
— Прочитайте информацию и подчеркните новое для себя.
Оляпка.
(1 группа) Я поднял
глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая
птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой
песней.
«Вот сумасшедшая! —
подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»
(2 группа) Белогрудая
птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть
её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в
прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала
крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.
(3 группа) Она слетела к
проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я
приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
Стоя над прорубью, я
видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она
побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном
месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек
и вытащила из-под него водяного жука.
А через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
(4 группа) Меня очень удивляло,
что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья
оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух
пузырится на её жирных перьях и блестит.
(5 группа) Вдруг я
заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой
грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.
Не успел я опомниться,
как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.
— Что нового для себя узнали из текста?
3. Словарная работа. Работа в парах.
— С кем автор сравнивает птицу оляпку?
1.Она слетела к
проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я
приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
2. Она гребла под водой
крыльями, словно пловец руками.
3. Под водой она блестит, как серебряная рыбка
4.Знакомство с рассказом
Чтение рассказа «Сумашедшая птица» с
остановками.
-Почему умерла ворона?
Видели ли вы замёрзших зимой птиц?
Какие чувства вызывает у вас эта часть рассказа?
Продолжаем чтение
Почему птичка нырнула в прорубь? (запись
предположений на доске)
Продолжаем чтение
Почему отец смеётся над мальчиком?
Продолжаем чтение
4. Анализ произведения
— К какому виду рассказов отнесете этот рассказ? ( о
животных)
— Какой вывод сделал мальчик из этой истории?
-Как человек должен относиться к природе?
5. Физминутка.
Ах ты, Совушка — сова,
Ты большая голова. (Изобразить большой круг руками).
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядела,
Да вдруг как полетела. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)
6. Составление взаимосвязи природы и человека.
— Что стало происходить в природе после
февральских морозов?.Как стали вести себя птицы? Оляпка?
Сильная метель,
морозно,
намело сугробы,
птиц не было,
ворону убил мороз,
прыгает по льду и радуется
— Что стало происходить, когда затрещали морозы, ещё крепче февральских? Прочитайте, как поменялась ситуация?
-В эти дни моя оляпка
уже не пела больше.
-Мне приходилось долго разыскивать её.
-Она сидела нахохлившись
,вид у неё был грустный и недовольный.
-Проруби замёрзли. Лёд
мешал оляпке нырять в воду за жуками.
-Оляпка нашла новую
полынью около водопада.
— Какую связь мы можем проследить по этой схеме?
(Мы увидели, что в природе все явления и живые существа
зависят друг от друга.)
7. Работа в парах. Синквейн «Оляпка»
1.Оляпка.
2.Смелая, быстрая.
3.Ныряет, плавает, не боится
4. Птичке не страшны ни
когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.
5.Водяной воробей.
VI. Итог.
РЕФЛЕКСИЯ.
— Я для себя сделал открытие:
— Меня удивило :
— Оказывается, что:
Рекомендации учителя уч-ся .
1. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.
0
Бианки «Сумасшедшая птица»: план, главная мысль, отзыв, что писать?
Виталий Бианки написал много рассказов для детей о природе — зверях и птицах. Для заполнения читательского дневника нужно составить план рассказа «Сумасшедшая птица» Бианки. Также требуется указать главных героев этого рассказа.
Бианки «Сумасшедшая птица» отзыв о прочитанном тексте.
1 ответ:
2
0
Очень забавный и как всегда познавательный рассказ Виталия Бианки посвящен живой природе, а именно оляпке. Именно из-за нее рассказ назван «Сумасшедшая птица».
Главными героями являются как раз оляпка и автор — мальчик 10 лет, а также его отец.
Подробный план можно составить так (он пригодится и в роли краткого содержания):
- После сильной метели погода улучшается и мальчик идет гулять к реке.
- Он видит птицу, та с испугу ныряет в прорубь.
- Мальчик возвращается домой и рассказывает отцу, что птица утопилась.
- Папа объясняет, что это оляпка, на отлично ныряет и плавает.
- Мальчик возвращается к реке и видит, как оляпка ныряет и плавает под водой.
- Наступили морозы и птицу долго не было видно.
- Мальчик видит, как за оляпкой охотится сокол.
- Маленькая птичка умело скрывается от хищника в водопаде.
- По дороге домой мальчик решает потрогать, насколько вода холодная.
- Он проваливается ногами в ледяную воду и бегом бежит домой.
- Он решает, что оляпка — сумасшедшая птица купаться в такой воде.
<hr />
Можно составить и более короткий план:
- Первая встреча мальчика с оляпкой.
- Объяснения отца.Вторая встреча со странной птицей.
- Спасение оляпки от сокола.
- Холодная вода и сумасшедшая птица.
<hr />
Главная мысль произведения: Красота природы в нее многообразии. В мире столько всего интересного, необычного и на первый взгляд сумасшедшего. Если быть наблюдательным, то можно узнать много интересного. У каждого существа свои способы спасаться от врагов и опасностей.
<hr />
Отзыв: Мне рассказ очень понравился: живой, увлекательный, с хорошей концовкой. Из него я узнала о повадках птицы оляпки, довольно необычной птицы.
Читайте также
План рассказа «Никита» для пересказа.
1 Наказ матери. Никита остается один дома.
2 Скучно в доме. Никита ушел на двор.
3 Разговор с бочкой. Кто живет в бочке?
4 Как колодец напугал Никиту.
5 Страхи мальчика в огороде.
6 Никита боится быть один.
7 Настоящий страх Никиты.
8 От кого убежал Никита.
9 Возвращение отца.
10 Отец.
11 Рядом с отцом Никита перестал бояться.
Чему учит рассказ Платонова «Никита»
В рассказе говорится о мальчике, у которого отце был на фронте. Мальчик оставался дома один, пока мать уходила на работу. Ему было очень страшно и в каждом предмете, растении ему чудились ужасные существа. Но вернулся отец и объяснил, что бояться некогда, нужно работать.
Главная мысль рассказа «Никита» нужно научиться понимать природу, чтобы знать, что она твой друг, рассказ учит жить с природой душа в душу, быть единым целым.
Этот рассказ о школьном карнавале и приготовлении к нему Дениски и Мишки.
План к рассказу можно предложить такой:
- Учитель объявляет о проведении на каникулах утренника и карнавала.
- Мишки выбирает себе костюм гнома.
- Мама Дениски уезжает в санаторий.
- Дениска забывает про карнавал.
- Мишка в карнавальном костюме приходит к Дениске.
- Отцовы сапоги и мамина шляпа составляют костюм Дениски.
- Соседка одалживает хвост.
- Мишка дважды укалывает Дениску, пока пришивает хвост.
- Дети на карнавале, там много гномов и снежинок.
- Главный приз за костюм вручён Дениске.
- Дениска дарит одну из книг своему другу.
.
Главная мысль этого рассказа заключается в дружбе ребят, их доброму отношению между собой, взаимовыручке.
Рассказ Бианки «Музыкант» кроткий, понятный, очень добрый. В нем два главных героя — старик, он же охотник, он же музыкант, а также медведь в лесу. Третий персонаж — это колхозник. Рассказ мне очень понравился. План к рассказу можно составить таким образом:
- Старик-охотник учится играть на скрипке.
- Проходящий мимо колхозник рассказывает ему о медведе в лесу.
- Старик берет свое ружье и отправляется на охоту.
- В лесу он слышит странный звук «дзенн» — звонкий и красивый и начинает искать его источник.
- Охотник видит дерево, разбитое грозой, и медведя, что «играет» на этом дереве.
- Старик долго слушает, как играет щепа, не трогает медведя и возвращается к себе домой.
- Он осваивает новую технику игры на скрипке, просто дергая за струну, чтобы она тоже издавала звук «дзинн».
- Охотник рассказывает о случившемся колхознику.
Вот такой рассказ о двух музыкантах, простых, любящих звук «дзенн». Чтобы видеть или слышать красоту, не всегда требуются сложные музыкальные инструменты или же специальное образование. Важно уметь замечать эту красоту вокруг, быть внимательным, как говориться смотреть на мир широко раскрытыми глазами.
Заполнить читательский дневник можно такой информацией:
Евгений Пермяк «Чужая калитка».
Главные герои: мальчик Алеша Хомутов и его дедушка.
План:
- Дедушка и внук вместе делают разную работу.
- Они идут в лес за тетеревами.
- В питомнике открыта калитка.
- Плохо быть чужой калиткой.
- Чужая скамейка еще хуже, совсем разваливается.
- Мальчик чинит калитку и скамейку.
- На следующий раз дедушка удивляется, что за мастер это починил.
- Алеша не хочет хвастаться.
- Дедушка обо всем догадывается.
Главная мысль:
Чтобы был порядок, не нужно думать, вот это чужое, ничейное, оно немое и забота эта не моя. Есть вещи, которые приносят пользу всем, поэтому и чинить их должен каждый. Например, скамейку. Она ведь для каждого путника полезна. Починил ее Алеша, покрасил, добро и себе и людям сделал.
________________<wbr />_________________<wbr />_________________<wbr />_____________
Отзыв: Мне рассказ понравился тем, что мальчик с ранних лет ведет себя как мужчина. Трудолюбивый, ответственный и не хвастливый.
Чудесный рассказ «Гаечки», который был написан Пришвином.
Главная мысль рассказа такова, чтобы мы чаще гуляли на природе, приглядывались к ней, могли видеть в ней много удивительного и интересного, развивать свою наблюдательность.
Составляем план к рассказу «Гаечки».
Рассказ идёт от имени автора.
- Автор увидел опилки.
- Заинтересованность автора опилками, откуда они.
- Встреча автора с гаечками.
- Гаечка в трухлявом стволе.
- Автор шутит над гаечкой, закрыв её рукой в дупле.
- Гаечка прикинулась мёртвой.
- Вторая гаечка на стрёме.
- Автор выпускает гаечку из трухлявого дерева.
- Птички улетают.
Предлагаю нарисовать такой рисунок к рассказу.
Предмет Литературное чтение
Класс 3
№ урока1 3 четверть
Тема урока Внеклассное чтение В. Бианки «Сумасшедшая птица»
Цель урока:
Обобщить знания по теме «Мы и природа»
Критерии
успеха
Все учащиеся смогут:
Прививать любовь и бережное отношение к природе
Большинство учащихся будут уметь:
слушать выступающего, и делать выводы
Некоторые учащиеся смогут:
выступать перед аудиторией
Методы работы
Словесные, наглядные
Формы работы
Индивидуальная,
Использование модулей
. Новые подходы в обучении и преподавании.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ, в преподавании образования.
5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.
6. Обучение одарённых и талантливых учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Межпредметные связи
Познание мира
Ресурсы
Презентация карточки на каждого учащегося
Этап урока
Время
Деятельность учителя
- Организационный момент
4мин
Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»
чтение согласных (карточки)
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
Скороговорка: Водовоз вез воду из-под водопада
- Вызов
5мин
1. Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор
2. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине Он появится опять.
3. И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку.
познакомиться с жизнью зимующих птиц, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»
Чтение стихотворения с доски (работа над выразительностью чтения)
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты
- Осмысление
26мин
Записать о В. Бианки стр 173 (11 февраля 1894г-1920 г)
Кто узнал птицу на картинке? Опишите её.
Физминутка
Чтение рассказа «Сумасшедшая птица» стр 121-124 с остановками.
-Почему умерла ворона?
Видели ли вы замёрзших зимой птиц?
Какие чувства вызывает у вас эта часть рассказа?
Продолжаем чтение
Почему птичка нырнула в прорубь? (запись предположений на доске)
Продолжаем чтение
Почему отец смеётся над мальчиком?
Продолжаем чтение
Зарядка для глаз
· Итоги урока.
Домашнее задание
3мин
Просмотр видео «Чудесная птичка» video.yandex.kz
Стр 121-124 Вопросы (карточка)
· Рефлексия
7мин
Синквейн
Саморефлексия
Литература,
вопрос задал fariduleev72159,
4 года назад
На этот вопрос еще никто не ответил. Напишите свой ответ или воспользуйтесь поиском:
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
История,
5 месяцев назад
8. Поясніть значення вислову «ходіння в Каносу».
Информатика,
5 месяцев назад
З яких об’єктів складається діаграма?
География,
4 года назад
Норвегия!!!! Даю 30 баллов!!! Очень срочно!!!
— Применить прием определения ГП территории, указав
положение на материке, пограничные страны, положение в
условиях рельефа, климатических поясов,…
Биология,
4 года назад
поясніть чому зібрані гриби швидко псуються.
Математика,
6 лет назад
2 плиз помогите пожалуйста…
Математика,
6 лет назад
в столовую привезли 4 бидона молока по 36 литров в каждом .На приготовление завтрака израсходовали 5/8всего молока.Насколько больше литров молока израсходоввли,чем осталось ?? плиззз…
Литературная викторина по произведениям В.Бианки
Уткина Елена Владимировна
07.10.2020.
Тест. Начальные классы, 3 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Литературная викторина по рассказам В.Бианки для начальной школы.
Викторина по творчеству Бианки содержит 10 вопросов с ответами. Цель: расширение представлений о живой природе. Содержание направлено на закрепление знаний содержания сказок и рассказов. Данный материал можно использовать учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения для учащихся младших классов.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Какая книга у Бианки стала самой знаменитой?
Варианты ответов
- «Синичкин календарь»
- «Как муравьишка домой спешил»
- «Лесная газета»
Вопрос 2
Какой величины были яйца, которые отложила самка королька в рассказе В.В.Бианки «Лесные разведчики»?
Варианты ответов
- с горошину
- с небольшой орех
- с ягоду брусники
Вопрос 3
Допиши название «Синичкин…….»
Варианты ответов
- хлеб
- календарь
- день
Вопрос 4
Какое дерево стало для животных теремком в рассказе «Теремок»?
Варианты ответов
- дуб
- ель
- берёза
Вопрос 5
Отгадай героя. “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”.
Варианты ответов
- паук
- гусеница
- жук
Вопрос 6
Какие цветы у Росянки в сказке Виталия Бианки «Росянка — комариная смерть»?
Варианты ответов
- Белые в зеленых колокольчиках
- Белые в синих колокольчиках
- Голубые в красных колокольчиках
Вопрос 7
Герой, который очень спешил домой.
Варианты ответов
- береговушка
- куропатка
- муравьишка
Вопрос 8
Вспомните название произведений «Купание …»
Варианты ответов
- зайчат
- медвежат
- лисят
Вопрос 9
Что не понравилось Береговушке в доме голубя Витютня из рассказа Виталия Бианки «Лесные домишки»?
Варианты ответов
- нет стен
- нет пола
- нет крыши
Вопрос 10
Рассказ Виталия Бианки «Сумасшедшая птица». Куда отправился автор после метели?
Варианты ответов
- в лес
- на реку
- в соседнюю деревню