- Главная
- Игры
- Викторины
- Викторины для детей с ответами
- Познавательные викторины для детей
- Литературные викторины для детей
- Викторины по литературе для детей по форме
- Викторины по сказкам
- Викторины по сказкам народов мира
- Викторины по русским народным сказкам
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Перейти к содержанию
Сайт для развития и хорошего настроения
Сайт для развития и хорошего настроения
Тест по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»
Данный тест поможет узнать, как хорошо была прочитана сказка. А после теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.
Тест по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный» содержит 15 вопросов, в каждом из них по 3 варианта ответов. Желаем удачи!
1. Воробей с поля прилетел, блин со сковороды убежал. А откуда пришла мышка?
От кота удрала
Из города прибежала
От хозяйки сбежала
2. Чем занимался воробей?
Дрова рубил
Еду приносил
Щи варил
3. Чем занимался мышонок?
Дрова рубил
Щи да кашу варил
Убирал дом
4. Как блин делал щи жирными?
Варил щи с курицей
Произносил заклинание, что и делало щи жирными
Окунался в горшок с щами да вылезал
5. Как мышка измельчала дрова?
Рубила их топором
По пути скидывала их с большой высоты
Разгрызала их зубами
6. Что не нравилось воробью в его работе, что толкнуло его работу поменять?
Работа очень тяжёлая
Работа на целый день
Работа небезопасная
7. Чем стал заниматься блин?
Пошёл ловить рыбу
Пошёл дрова рубить
Пошёл добывать еду
8. Чем стала заниматься мышка?
Добывать еду
Варить суп
Уборкой по дому
9. Кто встретился блину по пути?
Лиса Патрикеевна
Медведица Петровна
Зайчик-попрыгайчик
10. Какое несчастье потерпел блин?
Его ранил охотник
Его искусали муравьи
Он был укушен в бок
11. Отчего пострадала мышка, когда щи варила?
Нырнула в горшок в щами
Опрокинула горшок на себя
Обожглась огнём
12. Как пострадал воробей, работая над дровами?
Лапки все исцарапал
Клюв в сторону своротил
На него упало полено
13. Что сделали мышка с воробьём, увидев пострадавшего блина?
Ещё пуще заплакали
До ужаса испугались и чуть не пали без сил
Им было до него всё равно
14. Отчего вот так бывает, как сказал об этом блин?
Когда думаешь только о несчастье
Когда начинаешь рисковать, не глядя ни на что
Когда один на другого кивает, свою работу выполнять не хочет
15. Как стали жить мышка, воробей и блин?
Расселились и живут по-отдельности
Стали снова жить-поживать по-старому
Стали жить-поживать по-всякому
ПРОВЕРИТЬ
СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ
Возможно, вам будет интересно
Русские пословицы и их значения
Русские фразеологизмы и их значения
Управление
образования Администрации муниципального района Туймазинский район
муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
центр
развития ребёнка – детский сад №24 г.Туймазы муниципального района Туймазинский
район республики Башкортостан
Конспект
ООД
Направление:
Речевое развитие.
Тема:
«Чтение сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный» Возраст: старшая группа.
Подготовил и провел воспитатель
высшей квалификационной категории
Исмагилова А.А.
Октябрь,2015 год
Туймазы
,2015
Интеграция областей. Художественно
эстетическое развитие— музыкальное развитие, познавательное развитие,
социально коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание.
Образовательные задачи: Познакомить детей с
содержанием русской народной сказки « Крылатый, мохнатый, да масляный», учить
понимать поступки героев, замечать и понимать образные выражения, учить
внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать
обогащению словарного запаса детей.
Развивающие задачи.
Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Методические
приемы. Прослушивание
музыкальной заставки «В гостях у сказки», дидактическую игру: «Что бывает? », чтение с мультимедийным просмотром
сказки, беседа по содержанию, дидактическая игра «Чья работа?», дидактическая
игра «Сложи сюжет сказки»
Наглядность. Запись музыкальной заставки «В гостях у сказки», иллюстрации
к дидактической игре «Чья работа?» , проектор и экран
мультимедийные, самодельная книга со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»,
разрезные сюжетные карточки к сказке. Персонажи к сказке: воробей, мышка, блин.
Раздаточный материал.
Разрезные сюжетные карточки к сказке.
Словарная работа. Объяснить
смысл выражения «кивает на другого»
Индивидуальная работа. Активизировать
работу Даниила, Самиры,
Артема.
Предварительная работа. Чтение и рассказывание русских народных сказок,
игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и другие,
рисование на темы русских народных сказок.
Ход
ООД
Организационный
момент.
Дети
входят в группу, здороваются. Звучит музыкальная заставка «в гостях у сказки»
Воспитатель:
Сегодня
мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли
вы сказки? (ответы детей)
Я
тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете,
что значит – русские народные? (ответы детей)
Вспомните,
как начинаются русские народные сказки? (ответы детей)
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель проводит дидактическую
игру: «Что бывает? »
Воспитатель: Что бывает крылатое? (Ответы). Воспитатель:
Правильно, птицы. Воспитатель вывешивает на доску воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое? (Ответы) Правильно, звери. Вывешивает
на доску мышку.
Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое? (Ответы
детей). Воспитатель вывешивает на доску фигурку блина.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё
крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название
русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Сейчас я вам прочитаю
эту сказку, а вы слушайте и смотрите её внимательно.
Воспитатель
читает сказку. Чтение сопровождается демонстрацией иллюстраций на
мультимедийном экране.
Физкультминутка
«Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация
движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на
вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от
быстрого к медленному.
Беседа по
содержанию сказки
Воспитатель:
— Как звали героев
сказки?
— Как жили друзья
в начале сказки?
— Правильно ли
сделал воробей, когда обиделся на друзей?
— Что случилось,
когда друзья решили поменяться своей работой?
— «Вот так всегда
бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так
сказал Блин. Почему он так сказал?
— Чем
заканчивается сказка?
Дидактическая
игра «Чья работа?».
На экране в
верхнем ряду изображены герои сказки, в нижнем – «работа», которую выполняли
герои в сказке. Задача детей показать, кто из героев какую работу выполнял до
ссоры и после ссоры.
Воспитатель:
Вы
поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет?
Как же бывает (Плохо) Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других»
обернулось. Припомните, как выглядел блин, когда вернулся с охоты?
Дети:
Полбока лиса съела.
Воспитатель:А
с мышью что случилось?
Дети:
Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Воспитатель:
А каким нашёл блин воробья на завалинке?
Дети:
Клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Воспитатель:
Когда же друзья мои так бывает?
Дети:
Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Воспитатель:
Коль так случилось, делать нечего: «Поплакали-погоревали, да и стали снова
жить-поживать по-старому. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с
вами вспоминают».
Воспитатель:
Ребята, в этой сказке сколько персонажей? Все ли здесь герои?
Дети:
Не хватает лисички.
Воспитатель
достаёт лисичку и прикрепляет рядом.
Воспитатель:
А кого напоминает вам блинчик? Какую песенку пел блинчик, когда ушёл на охоту?
Дети:
Колобка. «На сметане мешен, на масле жарен… »
Дидактическая
игра «Сложи сюжет сказки» (раздаточные картинки)
Подведение
итогов.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться из страны
сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.
— Скажите, как называется сказка, с
которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)
— Чему научила вас эта сказка? (ответы
детей)
Действительно, ребята, эта сказка многому
вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.
Конспект занятия
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
- Ход занятия
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.
Воспитатель :Для начала, ребята давайте сделаем зарядку для наших язычков, чтобы речь наша была четкой.
Проводится артикуляционная гимнастика.
Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки?
(ответы детей)
Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?
(ответы детей)
А теперь давайте поиграем.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
Что бывает крылатое?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, птицы.
Воспитатель вывешивает на доске воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое?
(Ответы детей)
Правильно, звери.
Вывешивает на доске мышку.
Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое?
(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
А теперь ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка «Мышка».
Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Как звали героев сказки?(Ответы детей)
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?
— Чем заканчивается сказка?
Воспитатель: А теперь ребята давайте попробуем составить схему, опираясь на которую нам легко будет пересказать сказку.
Детям предлагаетя выбрать с чего началась сказка, расставить все картинки в соответствии с текстом. После составления мемо-таблицы предлагаем детям пересказать текст.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)
— Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.
Молодцы. Занятие закончено.
Текст сказки
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
Образовательные задачи: познакомить детей с содержанием русской народной сказки « Крылатый, мохнатый да масляный», учить понимать поступки героев, замечать и понимать образные выражения, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие задачи: развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.
Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, желание приходить на помощь другим, дружелюбие.
Материалы: запись музыкальной заставки « В гостях у сказки», иллюстрации к дидактической игре « Чья работа?», мультимедийные проэктор и экран, книга со сказкой « Крылатый, мохнатый да масляный», разрезные сюжетные карточки к сказке; сказочные персонажи: воробей, мышка, блин, лиса, большой платок для игры.
Словарная работа: объяснить смысл выражения « кивает на другого», «дрожмя дрожит», завалинка, щепки.
Предварительная работа. Чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, рисование на темы русских народных сказок.
Ход:
Организационный момент
Дети входят в группу, здороваются:
Здравствуй, солнце золотое, (Правая рука вверх).
Здравствуй, небо голубое, (Левая рука вверх).
Здравствуй, маленький цветок, ( Приседают).
Здравствуй, в поле ветерок. ( Машут руками).
В детский садик я хожу,
Всех я вас приветствую!
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки? (Ответы детей)
Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Ответы детей)
Вспомните, как начинаются русские народные сказки? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Что бывает? »
Воспитатель: Что бывает крылатое? (Ответы). Воспитатель: Правильно, птицы. Воспитатель вывешивает на доску воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое? (Ответы) Правильно, звери. Вывешивает на доску мышку.
Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое? (Ответы детей). Воспитатель вывешивает на доску фигурку блина.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте и смотрите её внимательно.
Воспитатель читает сказку. Чтение сопровождается демонстрацией иллюстраций на мультимедийном экране.
Беседа по содержанию сказки
Воспитатель:
— Кто главные герои сказки?
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?
— Чем заканчивается сказка?
Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от медленного к быстрому.
Дидактическая игра «Чья работа?».
На экране в верхнем ряду изображены герои сказки, в нижнем – работа, которую выполняли герои в сказке. Задача детей показать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.
Воспитатель (набрасывает на плечи платок) — Я, Бабушка – загадушка, всех к себе я приглашаю, вам загадки загадаю.
Кто в дремучем лесу отхватил кусочек блина?
Дети: Лиса, полбока съела.
Воспитатель: Кто дрова рубил да слёзы горькие лил?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Кто в горшке ошпарился, сел на лавку слёзы лить?
Дети: Мышка, обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Воспитатель: А каким нашёл блин воробья на завалинке?
Дети: Клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Воспитатель: Чьи это слова: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет»?
Дети: Это слова блина.
Воспитатель: Ребята, в этой сказке сколько персонажей? Все ли здесь герои?
Дети: Не хватает лисички.
Воспитатель достаёт лисичку и прикрепляет рядом.
Воспитатель: А кого напоминает вам блинчик? Какую песенку пел блинчик, когда ушёл на охоту?
Дети: Колобка. «По амбару скребен, по сусекам метён, на сметане мешен, в печку сажен… »
Дидактическая игра «Сложи сюжет сказки» (раздаточные картинки)
Воспитатель:
— Ребята, давайте посмотрим на все события сказки глазами блина. Помогут нам рассказать его историю картинки.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации к сказке. Дети выкладывают сюжетный ряд и составляют рассказ.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (Ответ детей).
— Чему научила вас эта сказка? (Ответы детей).
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.
2.3
Этап практического решения проблемы
Отклик детей о поставленной проблемной ситуации.
Расширить словарный запас детей: кивает на другого.
_Как называется эта сказка?
Кто её написал?
— Как звали героев сказки?
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?
— Чем заканчивается сказка? Вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет? Как же бывает (Плохо) Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось.
Припомните, как выглядел блин, когда вернулся с охоты?
Дети: Полбока лиса съела.
Воспитатель: А с мышью что случилось?
Дети: Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Воспитатель: А каким нашёл блин воробья на завалинке?
Дети: Клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Воспитатель: Когда же друзья мои так бывает?
Дети: Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Воспитатель: Коль так случилось, делать нечего: «Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».
Вышли мыши как-то раз.
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный гром —
Убежали мыши вон.
Игры «Расставь картинки по порядку»
Гимнастика для глаз.
Ветердует нам в лицо.
(часто моргают)
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят вправо_влево)
Ветерок всё тише тише .
(медленно опускают глаза вниз)
Деревце всё выше,выше.
(медленно поднимают глаза)
Словесные: беседа, вопросы, метод повтора предложения
Коммуникативная:
ответы на вопросы, указания
Двигательная: физкультминутка,
Интерактивные игры.
Усвоение детьми новой информации,
3
Заключительный этап (Рефлексия)
Проанализировать деятельность. Показать результат всего занятия.
— Скажите, как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?
— Чему научила вас эта сказка?
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила.
На кого хотели бы быть похожи? Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
…..молодец,…..молодец.
Все молодцы хорошо поработали.
.
Словесные методы: анализ, рефлексия
Коммуникативная:
Ответы на вопросы, указания
Закрепить прочитанное детям произведение.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 508 комбинированного вида «Фея»
Конспект образовательной деятельности
в старшей группе
Чтение художественной литературы: русская народная сказка
«Крылатый, мохнатый да масляный»
Воспитатель: Бобренок Татьяна Сергеевна
Новосибирск
2022 год
Цель: развитие речи посредством приобщения детей к чтению художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о народной сказке.
Формировать умение внимательно слушать произведение.
Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Расширять словарный запас.
Учить выделять главные мысли в произведении, извлекать нравственный урок.
Учить пересказывать произведение с опорой на мнемотаблицу.
Развивающие:
Развивать наблюдательность.
Развивать память, мышление, воображение.
Развивать логическое мышление.
Развивать умение рассуждать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к чтению художественных произведений.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Оборудование:колокольчик,книга с русскими народными сказками, листочки с указанием страниц, мемотаблица по сказке, раскраски, смайлики красного, желтого и зеленого цвета.
Ход:
Воспитатель звенит в колокольчик, собирает детей в круг
Звонок звенит
всех в круг созвать велит!
Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Давайте дотронемся своими ладошками до ладошек соседа и зарядимся друг друга позитивом!
(дети присаживаются на места, воспитатель показывает на лежащую книгу)
Воспитатель:Ребята, здесь лежит книга (хрестоматия или сборник русских народных сказок). Это не вы ее сюда положили? Нет? Странно, кто же тогда?
(дети высказывают предположения)
Давайте рассмотрим ее. Что изображено на обложке? Интересно, есть ли у этой книги автор. Да вот же написано! Русские народные сказки. Кто же их автор, ребята? (народ) Все верно! Все эти сказки не имеют определенного автора, они передавались из уст в уста долгие – долгие годы, так и дошли до нас с вами. Ребята, а какие вы знаете русские народные сказки? (дети перечисляют)
Ребята, в этой книге много разных сказок, давайте выберем одну из них и прочитаем! На этих листочках указаны страницы книги, давайте вытянем одну из них (для достоверности написать на всех листочках ту страницу, с которой начинается нужная сказка, дать вытянуть кому – либо из детей)
Найдем страницу —. Это сказка «Крылатый, мохнатый да масляный!». Одна из любимых сказок моего детства! Хотите ее послушать?(дети соглашаются)
В этом произведении вам могут повстречаться незнакомые слова. Давайте разберем их.
«Опушка» — край леса.
«Пуще» — сильнее.
«Завалинка» — невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы. (продемонстрировать на картинке)
«Ошпариться»— обжечься.
Все запомнили? А теперь слушайте внимательно!
Воспитатель зачитывает сказку
Понравилась вам сказка, ребятки? Вы так внимательно слушали! Давайте немного разомнемся!
Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
(проводится беседа по произведению)
— Ребята, вы сказали, вам понравилась сказка! Расскажите, чем? (опросить несколько детей)
— Как бы вы описали описанную историю?(смешная, печальная, поучительная)
— Назовите всех героев этой сказки?(Воробей, Блин, Мышка)
— Вспомните, как жили герои в самом начале произведения? (дружно, не тужили)
— Почему Воробей обиделся на своих друзей?(подумал, что у других труд легче)
— Что произошло, когда герои поменялись своей работой? Кто вспомнит, каким вернулся Блин с охоты. (с откушенным боком)
— Что стало с Мышкой? (ошпарилась)
— А с Воробьем? (свернул клюв на бок)
— Как можно было бы поступить иначе? (дать высказаться нескольким детям)
— Что бы вы посоветовали героям сказки(не ссориться, жить дружно, заниматься тем, что умеешь).
— Какой урок заключен в сказке? Вспомните слова из сказки.
«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Чьи это слова? (Блина)Почему же он так сказал? (не нужно завидовать другим, каждый должен быть занят делом в соответствии со своими способностями)
— Ребята, кого в этой сказке вы бы пожалели?(опросить несколько детей)
— Ребята, вспомните, какой конец у этой сказки? («Поплакали-погоревали да своими делами и занялись»).
— Ребята, а какой эпизод в сказке вам понравился больше всего? (опросить несколько детей)
— Ребята, какое чувство возникло у Воробья после всей описанной истории? (стыда)А вы когда-нибудь испытывали чувство стыда? За какие поступки? (опросить несколько детей)
— Ребята, а давайте попробуем пересказать эту сказку? Чтобы вам было проще, я подготовила таблицу. Давайте ее рассмотрим(воспитатель демонстрирует детям мнемотаблицу, дает разъяснения по символам)
— Рассказывать будем все вместе! (имя), начнем с тебя. Каждый скажет по 1 предложению.
(дети по цепочке пересказывают сказку)
— Молодцы, ребята! Посмотрите, в книге есть раскраски – герои этой сказки! Достанется каждому из вас!
Воспитатель:Ребята, хотели бы вы еще послушать сказки из этой книги? Здесь их очень много! Мы обязательно почитаем еще.
Ребята, мне понравилась ваша работа сегодня – вы внимательно слушали, отвечали на вопросы полным предложением, не выкрикивали ответы с мест.
Оцените и вы свою работу. Если слушали внимательно, отвечали на все вопросы, нашли скрытый урок в сказке — возьмите зеленый смайлик.
Те, кто слушал внимательно, но не смог ответить на некоторые вопросы – желтый смайлик.
А если вы не нашли ответ ни на один вопрос – ваш смайлик красного цвета.
Спасибо за честность, ребята!
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем дружно «Мы – молодцы!».
(занятие заканчивается раскрашиванием раскрасок)
7