Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 90
Размышляем о прочитанном
1. Кто главные герои баллады?
Главные герои баллады: царь, паж, царевна.
2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Благородство и рыцарство пажа проявляются в его подвиге, и в решимости повторить его.
Жестокость царя проявляется в требовании повторить смертельный подвиг. Он фактически посылает пажа на смерть ради забавы.
3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
Я приветствую смелость пажа, который прыгнул в море.
Я оправдываю осторожность рыцарей, которые не хотели рисковать жизнью.
Я осуждаю первое требование царя прыгнуть в бушующую пропасть, и особенно его повторный приказ.
Я приветствую попытку царевны заступиться за пажа и оправдываю её неудачу.
4. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Жуковский осуждает жестокого царя. Это видно по его собственному признанию: «Меня твой престол не прельстит.»
Поэт жалеет храброго пажа. Это выражено в молчании дам и рыцарей: «Куда ты, прекрасный?», «Красавец отважный, прости».
Учимся читать выразительно
1. Подготовьте выразительное чтение по ролям одного из произведений Жуковского.
Можно подготовить чтение по ролям баллады «Кубок».
В ней пять действующих лиц.
Это автор, царь, паж, толпа рыцарей и дам, царевна.
2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
Это очень трогательная баллада, её следует читать громко, но в спокойном темпе. Заключительные слова читаются очень тихо и медленно с печальной интонацией. Рассказ пажа звучит торжественно.
Больше всего в ней тревожных интонаций.
Творческое задание
Попробуйте сочинить собственную балладу в духе произведений Жуковского.
Собственная баллада в духе баллады Жуковского «Кубок» для 5 класса
Мэр столицы нравом дик,
Своеволен и велик.
Не приемлет он отказов
В исполнении приказов.
Он однажды приказал
Чтоб прораб звезду достал,
Громко ахнули вокруг —
Небоскрёб уж очень крут.
Но прораб снимает куртку
Исполняет мэра шутку.
Лезет он на высоту
Достает с небес звезду.
Мэр смеётся, он доволен,
Что прораб ему покорен.
И звучит второй приказ:
Притянуть Луну за раз.
По отвесной по стене
Лезет молодец к Луне.
Вот за месяц хвать рукой…
И летит вниз головой.
Громко ахает народ,
Мэр смеётся, идиот…
- Главная
- Игры
- Викторины
- Познавательные викторины
- Викторины по литературе
- Викторины по литературным формам
- Викторины по балладам
- Викторины по балладам Жуковского
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Откуда царь кинул в бездну кубок?
Со скалы отвесной
С крыши башни каменной
С обрыва
2.
Что царь обещает в награду тому, кто отыщет приз в глубине и сам вернётся невредимым?
Лавровый венок
Золотой кубок
Серебряную чашу
3.
Что является ответом рыцаря и латника на вызов царя?
Согласие
Молчанье
Безмолвие
4.
Кто вызвался добыть царю его кубок?
5.
Что каждый, глядящий в бездну, твердит печально?
Юнец отважный, что хочешь, проси!
Молодец отважный, лети!
Красавец отважный, прости!
6.
Какую душу спас отважный красавец?
7.
Что царь приказал дочери, когда юноша возвратился из пучины?
Дать юноше кубок с куском шоколада
Дать юноше чашу с нектаром винограда
Дать юноше кубок с струей винограда
8.
Кто всё таки отправился на поиск кубка?
Молодой паж
Рыцарь
Латник
9.
Что ещё, помимо обещанного, царь решил подарить юноше, добывшему кубок?
Свой перстень с алмазом
Своих наложниц
Один из своих островов
10.
Кого уж нет и не будет вечно?
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»
№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
№ 2. Что такое баллада?
а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.
№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?
а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».
№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?
а) царь; б) рыцарь; в)
латник.
№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?
а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.
№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?
а) один раз; б) два раза; в)
три раза.
№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?
а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.
№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?
а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.
№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?
а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.
№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?
а) 10; б) 50; в) 100.
№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?
а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.
№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?
а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.
№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?
а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.
№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?
а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.
№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?
а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.
№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?
а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.
Ключ к тесту:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
б |
б |
а |
а |
а |
в |
в |
б |
б |
в |
а |
б |
в |
а |
в |
а |
Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»
№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
№ 2. Что такое баллада?
а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.
№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?
а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».
№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?
а) царь; б) рыцарь; в)
латник.
№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?
а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.
№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?
а) один раз; б) два раза; в)
три раза.
№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?
а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.
№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?
а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.
————————————————————————————————————————————————————-
Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»
№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
№ 2. Что такое баллада?
а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.
№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?
а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».
№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?
а) царь; б) рыцарь; в)
латник.
№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?
а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.
№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?
а) один раз; б) два раза; в)
три раза.
№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?
а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.
№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?
а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.
————————————————————————————————————————————————————-
№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?
а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.
№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?
а) 10; б) 50; в) 100.
№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?
а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.
№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?
а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.
№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?
а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.
№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?
а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.
№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?
а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.
№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?
а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.
————————————————————————————————————————————————————-
№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?
а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.
№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?
а) 10; б) 50; в) 100.
№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?
а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.
№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?
а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.
№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?
а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.
№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?
а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.
№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?
а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.
№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?
а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.
————————————————————————————————————————————————————-
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
kileymccoy474
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература21 секунд назад
Помогите пожалуйста, завтра контрольная по литературе. Это из произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
-
Физика24 секунд назад
Физика ЯКЛАСС 7 класс
-
Другие предметы5 минут назад
Уровень английского от знания слов не ток от грамматики?
-
Геометрия5 минут назад
Геометрия 7 класс. УМОЛЯЮ СПАСИТЕ!
-
Геометрия5 минут назад
Как найти стороны треугольника зная только угол и медиану?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Химия19 минут назад
Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:
1) Na2O + H2O →
2) SO2 + H2O →
3) SO3+ H2O →
4) CaO + CO2 →
5) CaO + P2O5→
6) K2O + SO3 →
7) Na2O + SO3 →
K2O + SO2→
9) CaO + SO3→
10) CuO + HCl →
11) Na2O + H3PO4 →
12) K2O + H2SO3 →
13) ZnO + HCl→
14) MgO + HCl →
15) BaO + H2SO4 →
16) Na2O + HNO3 →
17) P2O5 + KOH →
18) CO2 + KOH →
19) KOH + SO3 →
20) Ba(OH)2 + H2SO4 →
Определите тип химической реакции.
-
Математика21 минут назад
помогите пожалуйста!
в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
-
- 0
-
Вопросы на балладу «Кубок»:
1.Кто главные герои баллады?
2.Как проявляются благородство,рыцарство и жестокость героев баллады?
3.Какие поступки ге
роев вы приветствуете,какие только оправдываете,какие осуждаете?
4.Как автор относится к героем-кого осуждает,кого жалеет?Ка вы это определили?
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
1)Царь,царевна,юноша.
2)Юноша прыгает первый раз из-за славы,второй раз из-за царевны.
3)Царь был жестоким, потому что он не хотел выдавать свою дочь за юноша,и отправил его за кубком,чтобы он скончался и не женился на ней.Царевне было жалко юношу ,потому что она его полюбила.А юношу в первый раз спас Бог,во второй не спас,потому что юноша во второй раз из за женитьбы прыгнул.
4)Автор осуждает жестокость царя.Автор васхищён смелым поступком юноши.Автор жалеет царевну и сочувствует.
-
Комментариев (0)
1) Жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок»:
а) сказка б) рассказ в) баллада
2) Баллада – это:
а) стихотворение, в основе которого лежит предание с острым, напряжённым сюжетом;
б) хвалебное стихотворение;
в) краткий рассказ нравоучительного характера
3) Главными героями баллады «Кубок» являются:
а) рыцари, латники и царь; б) царь, молодой паж и дочь царя;
в) царь, паж, рыцари и латники
4) Что бросил царь в пучину морскую:
а) кувшин с золотом и серебром б) золотой кубок; в) слиток золота
5) Что увидел паж в морской пучине:
а) сказочных рыбок; б) дельфинов; в) морских чудовищ
6) Кто вызвался достать кубок:
а) рыцарь; б) латник; в) паж молодой
7) Чем закончилось погружение пажа в морскую пучину:
а) достал золотой кубок; б) остался жить бездне моря; в) погиб;
Что пообещал царь юноше, если тот прыгнет повторно в морскую пучину:
а) слиток золота; б) кубок, перстень и дочь; в) трон царя
9) Что хотел узнать царь, когда приказывал пажу прыгать в воду второй раз:
а) как выглядит акула, напугавшая пажа первый раз ;
б) есть ли Бог на дне моря; в) тайны дна морского
10) Чем закончилось второе «путешествие» пажа в морскую пучину:
а) благополучно выбрался; б) погиб в морской бездне;
в) его спасли латники
11) Какие качества проявил царь, когда заставлял героя прыгать в море:
а) жестокость и безжалостность; б) доброту и сочувствие;
в) любовь и милосердие
12) Какой перед нами предстаёт царевна:
а) тщеславной и горделивой;
б) безразличной к чужой беде;
в) благородной и честной девушкой
1) Жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок»:
а) сказка б) рассказ в) баллада
2) Баллада – это:
а) стихотворение, в основе которого лежит предание с острым, напряжённым сюжетом;
б) хвалебное стихотворение;
в) краткий рассказ нравоучительного характера
3) Главными героями баллады «Кубок» являются:
а) рыцари, латники и царь; б) царь, молодой паж и дочь царя;
в) царь, паж, рыцари и латники
4) Что бросил царь в пучину морскую:
а) кувшин с золотом и серебром б) золотой кубок; в) слиток золота
5) Что увидел паж в морской пучине:
а) сказочных рыбок; б) дельфинов; в) морских чудовищ
6) Кто вызвался достать кубок:
а) рыцарь; б) латник; в) паж молодой
7) Чем закончилось погружение пажа в морскую пучину:
а) достал золотой кубок; б) остался жить бездне моря; в) погиб;
Что пообещал царь юноше, если тот прыгнет повторно в морскую пучину:
а) слиток золота; б) кубок, перстень и дочь; в) трон царя
9) Что хотел узнать царь, когда приказывал пажу прыгать в воду второй раз:
а) как выглядит акула, напугавшая пажа первый раз ;
б) есть ли Бог на дне моря; в) тайны дна морского
10) Чем закончилось второе «путешествие» пажа в морскую пучину:
а) благополучно выбрался; б) погиб в морской бездне;
в) его спасли латники
11) Какие качества проявил царь, когда заставлял героя прыгать в море:
а) жестокость и безжалостность; б) доброту и сочувствие;
в) любовь и милосердие
12) Какой перед нами предстаёт царевна:
а) тщеславной и горделивой;
б) безразличной к чужой беде;
в) благородной и честной девушкой
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отнести к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…».
Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал…»
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.
Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет. Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Манера сказывания народной сказки значительно отличается от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические оттенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь перед нами – живой царевич, нужно показать его деятельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Теперь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, появилась возможность сочинять такие длинные описания.
Размышляем о прочитанном
Особенности баллад В. А. Жуковского
1. Кто главные герои баллады?
Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.
Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует победу. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.
2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Царь проявляет жестокость, когда объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.
3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
Просьба царевны пощадить молодого пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пылкими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.
4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуковский, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
Автор восхищается смелым поступком пажа: «…вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед…» Поэт передает свое отношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».
Учимся читать выразительно
2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, грусти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, когда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).