- Главная
- Игры
- Викторины
- Викторины для детей с ответами
- Познавательные викторины для детей
- Литературные викторины для детей
- Викторины по литературе для детей по форме
- Викторины по сказкам
- Викторины по сказкам народов мира
- Викторины по русским народным сказкам
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста.
«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.
2. Учить инсценировать сказку по ролям.
3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.
6. Воспитывать умение внимательно слушать других.
7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Ход занятия:
- Организационный этап:
Воспитатель: — Вы, ребята, проходите.
Друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: — Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо — …сказки!
Воспитатель: — Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)
Воспитатель: — Правильно, в сказку.
— А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие — в народе услышит, какие — сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.
— Ребята, а вы сказки любите?
— Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Воспитатель:
— Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
— Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).
— Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие черты характера человека показывают животные в сказках:
— волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);
— медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);
-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);
-заяц (трусливый, слабый).
— Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …
Воспитатель: — Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.
Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится
Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Воспитатель: — Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.
— В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.
«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса»,…
— Какие ещё сказки о лисе вы знаете?
— Посмотрите на экран.
— Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка).
Воспитатель: — Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.
Физминутка «Лисица»
У лисицы острый нос (показать «острый нос»)
У нее пушистый хвост. Показывают руками
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. («Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (Идет медленно, величаво, поворачивает голову
направо, налево).
Воспитатель: — Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили.
Воспитатель: — Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».
- Основной этап:
Воспитатель: — Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.
Воспитатель: — В волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и журавль».
— И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спинка прямая, ручки на коленки и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)
(Разбор новых слов и словосочетаний )
Воспитатель: — В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.
Потчевать, стряпала , не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.
— Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)
Потчевать – угощать;
Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;
Стряпала – приготовила пищу;
Окрошка — блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.
Воспитатель:
— Назовите героев сказки?
— Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)
-Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)
— Кто первым решил пригласить в гости?
— Какое угощение приготовила лиса журавлю?
— Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)
— В какой посуде она подала угощение?
— Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)
— Кому было удобнее есть из тарелки?
— Распробовал ли журавль угощение?
-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)
-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)
— Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Решил лисе отомстить).
— Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).
— Осталась ли лиса довольна? (Нет)
— Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).
— Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).
Воспитатель: — Ребята, сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Журавль»
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте
Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)
- Пересказ сказки «Лиса и журавль» (1-2 человека)
- Инсценировка сказки «Лиса и журавль» по ролям.
Воспитатель: — А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.
-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).
-Я буду автором, …—лисой, … — журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинают показ).
— Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)
-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.
- Заключительная часть.
Воспитатель: — Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
— Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?
— Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).
Воспитатель: — Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» — пословицы о дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,
«Друга ищи, а найдёшь — … (береги)»,
«Все за одного и один … (за всех)»,
«Друзья познаются … (в беде)»,
«Старый друг лучше… (новых двух)»,
«Дерево живёт корнями, а человек — … (друзьями)»,
«Дружбу помни, а зло … (забывай)»,
«Любят того, кто не обидит … (никого)».
Воспитатель: — Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
— Придумайте, как подружить лису с журавлём? (Да, если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).
— Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).
- Итог совместной деятельности.
Воспитатель: — Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.
-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке, отвечали на вопросы).
— Как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?
— Вам понравилась сказка?
— Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)
— Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.
Итог занятия: Дружбой надо дорожить!
Воспитатель: — Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и я вам вручаю медальки «За умение дружить».
1
Сказка «Лиса и журавль»: какие вопросы задать к сказке?
Какие вопросы составить к сказке «Лиса и журавль»?
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Какие вопросы можно задать по содержанию сказки?
2 ответа:
3
0
Сказка «Лиса и журавль» короткая, но поучительная и она заставляет задуматься об отношениях между друзьями, о гостеприимстве и добром отношении друг к другу.
Представляю свои вопросы по содержанию сказки:
1). Какими словами называют Журавль и Лиса друг друга?
2). Что задумала Лиса и с какой целью пригласила приятеля в гости?
3). Как и чем угощала рыжая хитрюга Журавля?
4). Можно ли назвать Лису гостеприимной хозяйкой, почему?
5). Почему Лиса подала кашу в плоской тарелке?
6). Как можно охарактеризовать Лису?
7). В какой момент Лиса повела себя неправильно?
8). Что означает слово «потчевать»?
9). С какой целью Журавль позвал Лису в гости?
10). Почему Лиса не наелась?
11). Чем потчевал Журавль приятельницу?
12). Что означает выражение «несолоно хлебала»?
13). Правильно ли поступил Журавль, задумавший мщение?
14). Почему Журавль и Лиса остались друг другом недовольны?
15). Почему дружба героев расстроилась?
16). Какой из героев вам больше симпатичен и почему?
17). Как должны себя вести настоящие друзья?
18). Должен ли друг отвечать отмщением на обиду?
19). Как должны вести себя хозяин дома и гость?
20). Почему Лиса и Журавль не могут встретиться в естественной среде обитания?
2
0
Можно задать следующие вопросы по русской народной сказке «Лиса и Журавль»:
- Как познакомились Лиса и Журавль?
- Почему Лиса и Журавль стали дружить?
- Как Лиса и Журавль называют друг друга?
- Почему Лиса решила пригласить Журавля в гости?
- Как Лиса угощала Журавля?
- Какую характеристику можно дать Лисе в сказке «Лиса и Журавль»?
- Можно ли сказать, что Журавль отомстил Лисе, пригласив ее в гости?
- Как Журавль угощал Лису?
- Справедливо ли поступил Журавль по отношению к Лисе?
- Какие поговорки (пословицы) использованы в сказке «Лиса и Журавль»?
- Какие выводы можно сделать для себя, прочитав сказку «Лиса и Журавль»?
Читайте также
В сказке Соколова-Микитова «Листопадничек» описываются приключения маленького наивного зайчика в чужих краях. Он покинул родной дом, мечтая очутиться в теплых местах, но вскоре испытал невзгоды и заскучал по маме, и по родному гнездышку. История завершилась хорошо и Листопадничек нашел свой дом. А мы, чтобы лучше разобраться в сюжете, составим вопросы по содержанию сказки.
Вопросы могут быть такими:
1). Какое время года описывается в начале сказки?
2). Кого охотники называли «листопадничками»?
3). О чем мечтал Листопадничек?
4). Почему зайчата плакали? Чего боялись?
5). Как зайчиха успокаивала малышей?
6). Почему Листопадничек сбежал?
7). Кого встретил зайчик?
8). Чем занимались бобры?
9). Как можно охарактеризовать бобров?
10). Почему Листопадничек остался зимовать у бобров?
11). Какие обязанности выполнял зайка в домике бобров?
12). Чем питаются бобры?
13). Почему Листопадничку не понравилась еда бобров?
14). Почему зайцу не понравилось жить у бобров?
15). В какой момент Листопадничек вспомнил о маме?
16). Что означает слово «плотина»?
17). Что случилось на лесной речке?
18). Почему Листопадничек затосковал?
19). Что вспоминал зайка всю зиму?
20). Как произошла встреча Листопадничка с мамой?
21). Как стали относиться сородичи к зайчику?
22). Как вы считаете, плохо или хорошо вдали от родного дома?
23). Что является главной опорой в жизни?
24). Может ли что-нибудь заменить родной дом?
Сказка Бианки «Сова» не только познавательная, но и поучительная. Для того чтобы лучше разобраться в переплетениях сюжета и в характерах героев, нужно внимательно ознакомиться с содержанием сказки. После этого можно составить вопросы и найти на них ответы в тексте.
Представляю варианты вопросов, которые можно задать по содержанию сказки:
1). Можно ли назвать сказку познавательной? Почему?
2). К какому виду сказок можно отнести сказку «Сова»?
3). Почему Старик обидел Сову?
4). Почему Сова обиделась на Старика?
5). Почему Старик не захотел считать Сову другом?
6). Как Сова доказала Старику свою пользу?
7). Что случилось, когда Сова перестала выполнять свою работу?
8). Как стали вести себя мыши?
9). Как повели себя шмели?
10). Что случилось с клевером, произраставшим на лугу?
11). Кому был нужен клевер, почему?
12). Что случилось с коровой?
13). Почему Старик стал пить чай без молока?
14). Изменилось ли поведение Старика?
15). Когда Старик осознал свою ошибку?
16). Простила ли повинившегося Старика мудрая Сова?
17). Какой был Старик и как он изменился к концу сказки?
18). Как стал обращаться Старик к Сове?
19). Восстановилось ли всё в природе? Каким образом?
20). Как человек должен вести себя в отношении природы?
21). Можно ли сказать, что Старик исправился?
22). Кто из героев вам понравился и почему?
23). С кем из героев вы хотели бы подружиться?
Сказка Николая Телешова «Белая цапля» не только интересная, но и поучительная. А чтобы лучше понять её смысловое наполнение, составим вопросы по содержанию сказки.
Представляю свои вопросы к сказке:
1). Как автор описывает северную страну и её жителей?
2). Какой мы видим Изольду в начале сказки?
3). Кто такой принц Сагир и где он жил?
4). О каком свадебном наряде мечтала принцесса?
5). Почему никто не смог сделать свадебный головной убор?
6). Какое предложение сделал Изольде старик?
7). Почему принцесса сомневалась в правильности своего решения?
8). К чему привела прихоть Изольды?
9). Почему после замужества героиню мучает совесть?
10). Что рассказали Изольде уцелевшие чудом цапли?
11). К чему может привести необдуманное решение и как этого избежать?
12). Чему учат птицы героиню?
13). Что предпринимает принцесса, чтобы загладить свою вину?
14). Какой совет дал король дочери?
15). Что такое милосердие?
16). Какие выводы сделала Изольда из произошедшего?
17). Можно ли утверждать, что сказка учит нас быть ответственными людьми? Почему?
Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» изучается в рамках школьной программы по литературе. Чтобы проверить знания учеников по прочитанному материалу, можно провести тест, викторину, проверочную работу. Для всех вариантов проверки необходимо подготовить вопросы по содержанию сказки. Например, можно составить такой опросник к сказке «Гадкий утенок»:
- В какое время года вылупился гадкий утёнок? Летом.
- Кому могло принадлежать большое яйцо, по мнению старой утки? Индюшке.
- Какой породы была главная старая утка на птичьем дворе? Испанской.
- Какой отличительный знак был у знатной старой утки на птичьем дворе? К лапке привязан лоскут красного цвета.
- Что предложила знатная утка, гляда на несуразного птенца? Переделать его.
- Где жили дикие утки? На болоте.
- Сколько диких гусаков прилетело на болото? Два.
- Почему дикие гусаки были очень важными? Они недавно научились летать.
- Что предложили дикие гусаки некрасивому утёнку? Дружить.
- Как называла своего кота старуха? Сыночком.
- Почему старушкаа решила, что утенок может нести яйца? Она думала, что перед ней толстая утка.
- Где жил утёнок после избы старухи? На озере.
- Куда летели лебеди, когда гадкий утенок их впервые увидел? В тёплые края.
- Из какой беды выручил необычного утёнка крестьянин? Он замерз в полынье.
- Куда отнести птенца крестьянин после того, как спас? К себе домой.
- Сколько было лебедей, когда некрасивый утенок увидел их во второй раз? Три.
- Чем кормили дети лебедей? Хлебом и зерном.
Эта сказка Пушкина в стихах всем хорошо известна. Как и все сказки этого великого поэта и писателя, она повествует о борьбе добра и зла, показывает характеры положительных и отрицательных героев, предупреждает о том, что никакой злой поступок не останется без наказания.
Чтобы лучше понять содержание сказки, суметь ее подробно пересказать и ничего не напутать, а также для понимания некоторых, не слишком распространенных слов, которые в ней использует поэт, можно составить к ней ряд вопросов и дать к ним ответы, например, вот таких:
Но можно составить и другие вопросы к данной сказке, которые также помогут раскрыть лучше ее содержание, вот эти вопросы: