По сказке, которую рассказал учёный старик о берёзовой роще, а писатель ее записал, можно задать следующие вопросы.
1.Что происходит с растениями и деревьями осенью, как они продолжают свой род?
Большинство растений и деревьев осенью сбрасывает на землю созревшие семена, это их будущее потомство.
2.Что сделала зима, прийдя вслед за осенью, как она позаботилась об опавших семенах?
Зима заботливо прикрыла ковер из листьев над семенами , чтобы они лежали до весны.
3.Какие семена проклюнулись быстрее и начали быстрее расти?
Семена крапивы и лопуха взошли быстрее, ведь им на жизнь отведен лишь один год, они должны успеть вырасти и дать новые семена.
4.Что случилось с семенами березы, как их воспринял окружающий их мир?
Семена березы в первые годы растут гораздо медленне, их рост длится несколько лет и больше, но они не умирают осенью, им достаточно взойти один раз, весной.
5.Почему гадюка и жаба решили, что берёзам не стоит расти?
Жаба и гадюка в сказке, как недоброжелатели, они посчитали, что слабым росткам березы не место, они все равно погибнут, сгниют.
6.Как отзывается автор о крапиве , о гадюке, почему?
Автор пишет, что они злые и только жалят, не принося пользы.
7.Как изменилась полянка через три года?
Через три года,когда очередная крапива и лопух взошли, берёзки оказались выше их и теперь им не страшен бурьян.
8.Что станет на этом месте ещё через несколько лет?
Уже за три года берёзки подросли и стали рощицей, а через несколько лет на этом месте будет красивая роща, Березовая, а не крапивная или репейная.
9.Почему теперь это место называют «берёзовой рощей»?
Потому что мы видим березы, то что красиво, интересно, а лопухи и крапива лишь сорняки.
10.Любите ли вы березы?
Самое красивое дерево для меня- это березы, это образ нашего края, нашей природы.
11.Как вы считаете, почему в первый год березы отставали в росте от крапивы и лопуха?
Березы предназначены жить не один год, не одно лето, а потом увянуть. Потому- то они растут медленнее, набирая древесину, а не траву.
Тест по сказке «Берёзовая роща» Е.Пермяк
Ильинская О.И.
10.01.2023.
Тест. Родной язык и литература, 6 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Ответьте на вопросы по произведению Е. Пермяка «Березовая роща»
Список вопросов теста
Вопрос 1
Запиши автора произведения «Берёзовая роща» (фамилия и инициал имени)
Вопрос 2
Определите жанр произведения Е. Пермяка «Берёзовая роща». Запишите ответ с маленькой буквы без точек.
Вопрос 3
Определи главных героев произведения?
Варианты ответов
- гадюка
- крапива
- берёзки
- репейник
- крыса
- медведь
- жаба
- папоротник
Вопрос 4
Что вынесено в заголовок ?
Варианты ответов
- тема
- основная мысль
Вопрос 5
Чему учит произведение?
Варианты ответов
- быть добрыми
- всегда доверять мнению окружающих
- смеяться над другими
- добиваться своей цели
Вопрос 6
Определите, каким средством выразительности являются выделенные слова.
Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зелёное платье с берёз, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Отсеялась осень, поприкрыла жёлтым листом берёзовые семена, зиму кликать стала.
УРОК 4. Е.А. ПЕРМЯК. СКАЗКА «БЕРЁЗОВАЯ РОЩА». РЕШЕНИЕ СЕРЬЁЗНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАВИСТИ И ЗЛОБЫ, ДОБРА И ЗЛА ЯЗЫКОМ СКАЗКИ.
Цели учащихся:
формирование навыков комплексного анализа текста,
развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков,
воспитывать терпимое отношение друг к другу.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Изучение новой темы
1.Знакомство с биографией писателя.
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».
Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.
Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит».
Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Перу Евгения Пермяка принадлежат такие произведения, как «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание Пермяк уделял теме труда. Им созданы сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
III.Выразительное чтение текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща».
IV.Беседа:
1.Что происходит с деревьями и растениями осенью, как они продолжают свой род?
2.Что сделала зима, придя вслед за осенью, как она позаботилась об опавших семенах?
3.Какие семена проклюнулись быстрее и начали расти?
4.Что случилось с семенами берёзы, как их воспринял окружающий мир?
5.Почему Гадюка и Жаба решили, что берёзам не стоит расти?
6.Как отзывается автор о Гадюке и Жабе? Почему?
7.Как изменилась полянка через три-четыре года?
8.Что станет в этом месте ещё через несколько лет?
9.Каков сюжет сказки? (Весной из семян проросли репейник, крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно Березовая, а не Репейная или Крапивная.)
10.В чем заключается смысл сказки «Березовая роща»? (В том, всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.)
11.Чему учит сказка? (терпению, выносливости, определенной смелости. Всему свое время — оно расставит всех по местам. Кто рожден репейником, тот репейником и будет. А кому суждено стать высокой березой, тот березой и будет. У каждого свое предназначение. Также сказка учит не быть такими «гадами» как поддакивающие змея и жаба. Им ведь от берез польза прямая: тень, прохлада и листва, в которой можно укрыться на зиму.)
12.Докажите, что перед вами текст сказки.
13.С какими чувствами живёт Репейник, Крапива?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной интересной сказкой Е. Пермяка «Хитрый коврик».
— Можно по названию произведения догадаться, о чем пойдет речь?
— Отгадайте загадку. И вы узнаете, о чем пойдет в сказке речь.
Какую траву и слепой узнает?
Не огонь, а жжется.
Зубов нет, а кусается. (крапива)
— Как вы думаете, о чем эта сказка? (предположения детей)
— Эта сказка о том, как можно получить полезные вещи из растений.
V.Выразительное чтение сказки «Хитрый коврик».
Умной Машенька росла, да не все понимала.
Пошла она как-то в лес и ужалилась о Крапиву.
— Ах ты, такая-сякая, колючая. Зачем только ты на свете живёшь? Один вред от тебя!
А Крапива рассмеялась на это и сказала:
— Так и о пчеле можно только по жалу судить. А пчела ведь ещё и мёд даёт.
Тут Маша как крикнет на весь лес:
— Да как ты можешь, бездельница, себя с пчелой-труженицей сравнивать!
— Вот что, — говорит Крапива, — приходи сюда осенью, я тебе ума-разума добавлю.
Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума-разума набраться, но пришла. А вдруг да Крапива что-то дельное скажет?
А Крапива пожелтела по осени. Состарилась. Голос у нее стал скрипучий, жёсткий.
— Добудь, Машенька, рукавички, — говорит Крапива, — да выдергай меня и свяжи в пучки.
Надела Машенька рукавички, выдергала Крапиву и связала в пучки.
— А теперь, — говорит Крапива, — вымочи меня в речке и потом подсуши.
Вымочила Маша Крапиву, подсушила и спрашивает:
— Ещё что придумаешь?
— Теперь, — говорит Крапива, — ломай мои стебли, мни, выколачивай из них лишнее… А дальше сама увидишь…
Опять Машенька сделала всё то, что Крапива просила, и получилось длинное, прочное крапивное волокно.
Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, из него можно нитки спрясть.
Спряла Маша нитки и снова задумалась. Думала, думала и решила из ниток коврик выткать. Выткала она коврик и вышила на нём зелёными нитками молодую весёлую крапиву.
Повесила Маша коврик на стенку и сказала:
— Спасибо тебе, Крапива, что ты мне ума-разума добавила. Теперь-то уж я знаю, что не всё на свете пустое да негодное, что пустым да негодным кажется.
И стала с тех пор Маша обо всём думать, во всё вникать, везде, в каждой мелочи для людей пользу выискивать. И выискала. Даже в змеином яде, в белой плесени целебную силу нашла.
А когда состарилась Маша и стала бабушкой — свой крапивный коврик малым детям завещала:
— Поглядывайте, внучата, на хитрый коврик да умишком раскидывайте. Не всё ведь ещё на свете открыто да найдено.
VI.Беседа:
1.Как вы думаете, почему сказка называется «Хитрый коврик»? (высказывания детей)
2.Кто герои сказки? (девочка Маша и крапива)
3.В чем оказалась польза крапивы?
4.Можно назвать это главной мыслью сказки? (Маша назвала крапиву ненужной и бесполезной, только из-за того, что обожглась об неё, а также крапива, которая в свою очередь преподала важный урок девочке, наглядно показав, что всё, что нас окружает, является необходимым и может приносить пользу).
5.Что Маша спряла из волокон крапивы?
6.Чему учит эта сказка? (Сказка учит ценить окружающий мир и использовать это на благо. Надо учиться быть благодарными людьми. Присматриваться к самым разным вещам, ведь даже неприметное растение может принести большую пользу).
VII. Этап подведения итогов и результатов урока.
VIII.Рефлексия учащихся.
Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и согласии.
-Какой момент урока вам был интересен? Почему?
— Выберите предложение и продолжите его.
— На этом уроке я похвалил бы себя за…
— Сегодня я узнал…
— Сегодня я сумел…
IX.Оценивание.
X.Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу? (учёный старик)
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли? (Крапива, Репейник, Жаба и Гадюка)
3.Через какое время они переросли Крапиву? (через 3-4 года)
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам? (перестали их слушать)
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы? («гады»)
Домашнее задание: Ю.Я. Яковлев рассказ «Цветок хлеба».
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 4. Е.А. ПЕРМЯК. СКАЗКА «БЕРЁЗОВАЯ РОЩА». РЕШЕНИЕ СЕРЬЁЗНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАВИСТИ И ЗЛОБЫ, ДОБРА И ЗЛА ЯЗЫКОМ СКАЗКИ.
Евгений Андреевич Пермяк
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».
Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.
Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит».
Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Перу Евгения Пермяка принадлежат такие произведения, как «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание Пермяк уделял теме труда. Им созданы сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
«Березовая роща».
Жил в нашем заводе ученый старик. Хорошо разговаривал. Легко. Начнет как будто ни о чем, а кончит так, что задумаешься. К примеру, возьми его сказ про Березовую Рощу. Сколько раз ни прослушаешь, всякий раз новое в тех же словах услышишь.
Проверь, коли не веришь. Перескажу.
Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»
Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.
Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.
— Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.
А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.
Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:
— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят. — И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:
— Засыхайте, березовые недокормыши! Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.
Так оно и шло. Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.
Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.
Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. Росла в ней и Крапива. И Репейник рос. И Гадючки встречались. Жабы, само собой, тоже не перевелись. Что сделаешь? Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.
Жабы да Змеи, само собой, инако судили. В свою черную дуду дудели. Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.
«Хитрый коврик».
Умной Машенька росла, да не все понимала.
Пошла она как-то в лес и ужалилась о Крапиву.
— Ах ты, такая-сякая, колючая. Зачем только ты на свете живёшь? Один вред от тебя!
А Крапива рассмеялась на это и сказала:
— Так и о пчеле можно только по жалу судить. А пчела ведь ещё и мёд даёт.
Тут Маша как крикнет на весь лес:
— Да как ты можешь, бездельница, себя с пчелой-труженицей сравнивать!
— Вот что, — говорит Крапива, — приходи сюда осенью, я тебе ума-разума добавлю.
Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума-разума набраться, но пришла. А вдруг да Крапива что-то дельное скажет?
А Крапива пожелтела по осени. Состарилась. Голос у нее стал скрипучий, жёсткий.
— Добудь, Машенька, рукавички, — говорит Крапива, — да выдергай меня и свяжи в пучки.
Надела Машенька рукавички, выдергала Крапиву и связала в пучки.
— А теперь, — говорит Крапива, — вымочи меня в речке и потом подсуши.
Вымочила Маша Крапиву, подсушила и спрашивает:
— Ещё что придумаешь?
— Теперь, — говорит Крапива, — ломай мои стебли, мни, выколачивай из них лишнее… А дальше сама увидишь…
Опять Машенька сделала всё то, что Крапива просила, и получилось длинное, прочное крапивное волокно.
Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, из него можно нитки спрясть.
Спряла Маша нитки и снова задумалась. Думала, думала и решила из ниток коврик выткать. Выткала она коврик и вышила на нём зелёными нитками молодую весёлую крапиву.
Повесила Маша коврик на стенку и сказала:
— Спасибо тебе, Крапива, что ты мне ума-разума добавила. Теперь-то уж я знаю, что не всё на свете пустое да негодное, что пустым да негодным кажется.
И стала с тех пор Маша обо всём думать, во всё вникать, везде, в каждой мелочи для людей пользу выискивать. И выискала. Даже в змеином яде, в белой плесени целебную силу нашла.
А когда состарилась Маша и стала бабушкой — свой крапивный коврик малым детям завещала:
— Поглядывайте, внучата, на хитрый коврик да умишком раскидывайте. Не всё ведь ещё на свете открыто да найдено.
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
УРОК 4. Е.А. ПЕРМЯК. СКАЗКА «БЕРЁЗОВАЯ РОЩА». РЕШЕНИЕ СЕРЬЁЗНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАВИСТИ И ЗЛОБЫ, ДОБРА И ЗЛА ЯЗЫКОМ СКАЗКИ.
Цели учащихся:
формирование навыков комплексного анализа текста,
развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков,
воспитывать терпимое отношение друг к другу.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Изучение новой темы
1.Знакомство с биографией писателя.
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».
Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.
Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит».
Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Перу Евгения Пермяка принадлежат такие произведения, как «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание Пермяк уделял теме труда. Им созданы сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
III.Выразительное чтение текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща».
IV.Беседа:
1.Что происходит с деревьями и растениями осенью, как они продолжают свой род?
2.Что сделала зима, придя вслед за осенью, как она позаботилась об опавших семенах?
3.Какие семена проклюнулись быстрее и начали расти?
4.Что случилось с семенами берёзы, как их воспринял окружающий мир?
5.Почему Гадюка и Жаба решили, что берёзам не стоит расти?
6.Как отзывается автор о Гадюке и Жабе? Почему?
7.Как изменилась полянка через три-четыре года?
8.Что станет в этом месте ещё через несколько лет?
9.Каков сюжет сказки? (Весной из семян проросли репейник, крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно Березовая, а не Репейная или Крапивная.)
10.В чем заключается смысл сказки «Березовая роща»? (В том, всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.)
11.Чему учит сказка? (терпению, выносливости, определенной смелости. Всему свое время — оно расставит всех по местам. Кто рожден репейником, тот репейником и будет. А кому суждено стать высокой березой, тот березой и будет. У каждого свое предназначение. Также сказка учит не быть такими «гадами» как поддакивающие змея и жаба. Им ведь от берез польза прямая: тень, прохлада и листва, в которой можно укрыться на зиму.)
12.Докажите, что перед вами текст сказки.
13.С какими чувствами живёт Репейник, Крапива?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной интересной сказкой Е. Пермяка «Хитрый коврик».
— Можно по названию произведения догадаться, о чем пойдет речь?
— Отгадайте загадку. И вы узнаете, о чем пойдет в сказке речь.
Какую траву и слепой узнает?
Не огонь, а жжется.
Зубов нет, а кусается. (крапива)
— Как вы думаете, о чем эта сказка? (предположения детей)
— Эта сказка о том, как можно получить полезные вещи из растений.
V.Выразительное чтение сказки «Хитрый коврик».
Умной Машенька росла, да не все понимала.
Пошла она как-то в лес и ужалилась о Крапиву.
— Ах ты, такая-сякая, колючая. Зачем только ты на свете живёшь? Один вред от тебя!
А Крапива рассмеялась на это и сказала:
— Так и о пчеле можно только по жалу судить. А пчела ведь ещё и мёд даёт.
Тут Маша как крикнет на весь лес:
— Да как ты можешь, бездельница, себя с пчелой-труженицей сравнивать!
— Вот что, — говорит Крапива, — приходи сюда осенью, я тебе ума-разума добавлю.
Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума-разума набраться, но пришла. А вдруг да Крапива что-то дельное скажет?
А Крапива пожелтела по осени. Состарилась. Голос у нее стал скрипучий, жёсткий.
— Добудь, Машенька, рукавички, — говорит Крапива, — да выдергай меня и свяжи в пучки.
Надела Машенька рукавички, выдергала Крапиву и связала в пучки.
— А теперь, — говорит Крапива, — вымочи меня в речке и потом подсуши.
Вымочила Маша Крапиву, подсушила и спрашивает:
— Ещё что придумаешь?
— Теперь, — говорит Крапива, — ломай мои стебли, мни, выколачивай из них лишнее… А дальше сама увидишь…
Опять Машенька сделала всё то, что Крапива просила, и получилось длинное, прочное крапивное волокно.
Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, из него можно нитки спрясть.
Спряла Маша нитки и снова задумалась. Думала, думала и решила из ниток коврик выткать. Выткала она коврик и вышила на нём зелёными нитками молодую весёлую крапиву.
Повесила Маша коврик на стенку и сказала:
— Спасибо тебе, Крапива, что ты мне ума-разума добавила. Теперь-то уж я знаю, что не всё на свете пустое да негодное, что пустым да негодным кажется.
И стала с тех пор Маша обо всём думать, во всё вникать, везде, в каждой мелочи для людей пользу выискивать. И выискала. Даже в змеином яде, в белой плесени целебную силу нашла.
А когда состарилась Маша и стала бабушкой — свой крапивный коврик малым детям завещала:
— Поглядывайте, внучата, на хитрый коврик да умишком раскидывайте. Не всё ведь ещё на свете открыто да найдено.
VI.Беседа:
1.Как вы думаете, почему сказка называется «Хитрый коврик»? (высказывания детей)
2.Кто герои сказки? (девочка Маша и крапива)
3.В чем оказалась польза крапивы?
4.Можно назвать это главной мыслью сказки? (Маша назвала крапиву ненужной и бесполезной, только из-за того, что обожглась об неё, а также крапива, которая в свою очередь преподала важный урок девочке, наглядно показав, что всё, что нас окружает, является необходимым и может приносить пользу).
5.Что Маша спряла из волокон крапивы?
6.Чему учит эта сказка? (Сказка учит ценить окружающий мир и использовать это на благо. Надо учиться быть благодарными людьми. Присматриваться к самым разным вещам, ведь даже неприметное растение может принести большую пользу).
VII. Этап подведения итогов и результатов урока.
VIII.Рефлексия учащихся.
Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и согласии.
-Какой момент урока вам был интересен? Почему?
— Выберите предложение и продолжите его.
— На этом уроке я похвалил бы себя за…
— Сегодня я узнал…
— Сегодня я сумел…
IX.Оценивание.
X.Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу? (учёный старик)
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли? (Крапива, Репейник, Жаба и Гадюка)
3.Через какое время они переросли Крапиву? (через 3-4 года)
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам? (перестали их слушать)
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы? («гады»)
Домашнее задание: Ю.Я. Яковлев рассказ «Цветок хлеба».
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 4. Е.А. ПЕРМЯК. СКАЗКА «БЕРЁЗОВАЯ РОЩА». РЕШЕНИЕ СЕРЬЁЗНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАВИСТИ И ЗЛОБЫ, ДОБРА И ЗЛА ЯЗЫКОМ СКАЗКИ.
Евгений Андреевич Пермяк
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».
Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.
Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит».
Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Перу Евгения Пермяка принадлежат такие произведения, как «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание Пермяк уделял теме труда. Им созданы сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
«Березовая роща».
Жил в нашем заводе ученый старик. Хорошо разговаривал. Легко. Начнет как будто ни о чем, а кончит так, что задумаешься. К примеру, возьми его сказ про Березовую Рощу. Сколько раз ни прослушаешь, всякий раз новое в тех же словах услышишь.
Проверь, коли не веришь. Перескажу.
Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»
Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.
Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.
— Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.
А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.
Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:
— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят. — И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:
— Засыхайте, березовые недокормыши! Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.
Так оно и шло. Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.
Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.
Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. Росла в ней и Крапива. И Репейник рос. И Гадючки встречались. Жабы, само собой, тоже не перевелись. Что сделаешь? Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.
Жабы да Змеи, само собой, инако судили. В свою черную дуду дудели. Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.
«Хитрый коврик».
Умной Машенька росла, да не все понимала.
Пошла она как-то в лес и ужалилась о Крапиву.
— Ах ты, такая-сякая, колючая. Зачем только ты на свете живёшь? Один вред от тебя!
А Крапива рассмеялась на это и сказала:
— Так и о пчеле можно только по жалу судить. А пчела ведь ещё и мёд даёт.
Тут Маша как крикнет на весь лес:
— Да как ты можешь, бездельница, себя с пчелой-труженицей сравнивать!
— Вот что, — говорит Крапива, — приходи сюда осенью, я тебе ума-разума добавлю.
Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума-разума набраться, но пришла. А вдруг да Крапива что-то дельное скажет?
А Крапива пожелтела по осени. Состарилась. Голос у нее стал скрипучий, жёсткий.
— Добудь, Машенька, рукавички, — говорит Крапива, — да выдергай меня и свяжи в пучки.
Надела Машенька рукавички, выдергала Крапиву и связала в пучки.
— А теперь, — говорит Крапива, — вымочи меня в речке и потом подсуши.
Вымочила Маша Крапиву, подсушила и спрашивает:
— Ещё что придумаешь?
— Теперь, — говорит Крапива, — ломай мои стебли, мни, выколачивай из них лишнее… А дальше сама увидишь…
Опять Машенька сделала всё то, что Крапива просила, и получилось длинное, прочное крапивное волокно.
Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, из него можно нитки спрясть.
Спряла Маша нитки и снова задумалась. Думала, думала и решила из ниток коврик выткать. Выткала она коврик и вышила на нём зелёными нитками молодую весёлую крапиву.
Повесила Маша коврик на стенку и сказала:
— Спасибо тебе, Крапива, что ты мне ума-разума добавила. Теперь-то уж я знаю, что не всё на свете пустое да негодное, что пустым да негодным кажется.
И стала с тех пор Маша обо всём думать, во всё вникать, везде, в каждой мелочи для людей пользу выискивать. И выискала. Даже в змеином яде, в белой плесени целебную силу нашла.
А когда состарилась Маша и стала бабушкой — свой крапивный коврик малым детям завещала:
— Поглядывайте, внучата, на хитрый коврик да умишком раскидывайте. Не всё ведь ещё на свете открыто да найдено.
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Самостоятельная работа.
1.Кто поведал сказ про Берёзовую Рощу?
2.Кто желал, чтобы берёзки засохли?
3.Через какое время они переросли Крапиву?
4.Пробившись к солнышку, как стали относиться берёзки к зловредным советам?
5.Какими мерзостным словом зовутся Змеи Жабы?
Урок 11. Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Проблемы зависти и злобы, добра и зла. Аллегорический язык сказки.
Цели учащихся:
формирование навыков комплексного анализа текста,
развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков,
воспитывать терпимое отношение друг к другу.
Формы работы: устная и письменная.
Оборудование:
Текст Б. Пермяка «Берёзовая роща».
Портрет писателя
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний
–определение темы, целей урока
Изучение новой темы
-слово учителя, конспектирование биографии
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.
-Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».
-Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».
— Высшее образование В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.
1925 года- Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит
— Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.
Евгений Пермяк: «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки».
Большое внимание Пермяк уделял теме труда,
— сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».
Работа с текстом.
Выразительное чтение текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща».
-конспектирование
В сказке Евгения Пермяка сюжет таков: весной из семян проросли репейник, крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно Березовая, а не Репейная или Крапивная.
Смысл сказки «Березовая роща» в том, всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.
Сказка учит терпению, выносливости, определенной смелости. Всему свое время — оно расставит всех по местам. Кто рожден репейником, тот репейником и будет. А кому суждено стать высокой березой, тот березой и будет. У каждого свое предназначение. Также сказка учит не быть такими «гадами» как поддакивающие змея и жаба. Им ведь от берез польза прямая: тень, прохлада и листва, в которой можно укрыться на зиму.
2) анализ.
-Докажите, что перед вами текст сказки.
-С какими чувствами живёт Репейник, Крапива?
3. Этап подведения итогов и результатов урока.
Рефлексия учащихся.
Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и согласии.
-Какой момент урока вам был интересен? Почему?
—Выставление и комментарий оценок.
Домашнее задание: .принести текст и прочитать Юрий Яковлев «Рыцарь Вася»
Евгений Пермяк — Березовая роща: Сказка
Жил в нашем заводе ученый старик. Хорошо разговаривал. Легко. Начнет как будто ни о чем, а кончит так, что задумаешься. К примеру, возьми его сказ про Березовую Рощу. Сколько раз ни прослушаешь, всякий раз новое в тех же словах услышишь.
Проверь, коли не веришь. Перескажу.
Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»
Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.
Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.
— Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.
А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.
Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:
— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят. — И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:
— Засыхайте, березовые недокормыши! Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.
Так оно и шло. Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.
Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.
Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. Росла в ней и Крапива. И Репейник рос. И Гадючки встречались. Жабы, само собой, тоже не перевелись. Что сделаешь? Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.
Жабы да Змеи, само собой, инако судили. В свою черную дуду дудели. Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.
4
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/402661-konspekt-uroka-po-rodnoj-literature-v-5-klass
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
jaylangilbert407
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература29 секунд назад
Помогите пожалуйста, завтра контрольная по литературе. Это из произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
-
Физика32 секунд назад
Физика ЯКЛАСС 7 класс
-
Другие предметы5 минут назад
Уровень английского от знания слов не ток от грамматики?
-
Геометрия5 минут назад
Геометрия 7 класс. УМОЛЯЮ СПАСИТЕ!
-
Геометрия5 минут назад
Как найти стороны треугольника зная только угол и медиану?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Химия19 минут назад
Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:
1) Na2O + H2O →
2) SO2 + H2O →
3) SO3+ H2O →
4) CaO + CO2 →
5) CaO + P2O5→
6) K2O + SO3 →
7) Na2O + SO3 →
K2O + SO2→
9) CaO + SO3→
10) CuO + HCl →
11) Na2O + H3PO4 →
12) K2O + H2SO3 →
13) ZnO + HCl→
14) MgO + HCl →
15) BaO + H2SO4 →
16) Na2O + HNO3 →
17) P2O5 + KOH →
18) CO2 + KOH →
19) KOH + SO3 →
20) Ba(OH)2 + H2SO4 →
Определите тип химической реакции.
-
Математика21 минут назад
помогите пожалуйста!
в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day