Вопросы к сказке пых

Урок литературного чтения

Тема урока: Белорусская сказка «Пых»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;

развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить  отвечать  на вопросы по  тексту;

формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.

Универсальные учебные действия:

Предметные: виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу  и сказочный текст; определять  последовательность  событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.

Личностные:  формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II. Мотивация к учебной деятельности:

Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение-загадку:

В огороде грядка,

Выросла загадка,

Хвост как у Жар-птицы,

А сама в землице.

Тянем — потянем,

А вытащить не можем

— Что это? (репка)

— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).

— А сейчас выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?

— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)

– А почему сказки называют народными?

— Сказки, каких народов вы читали?

— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)

1. Игра «Угадай сказочного героя»

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?
… (дед)

Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (
бабка)

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано сестрица…  (Аленушка)

— Еще раз назовите отгадки

— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?

— Да, верно, это герои одной сказки.

— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.

— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.

— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)

— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)

— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.

— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.

— А как вы понимаете название сказки «Пых»?

— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.

— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.

— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять

2. Работа над текстом:

(сначала читает учитель)

«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.

И был у них огород, и росли там  капуста, свекла, морковка и даже репка».

— Каким вы представили огород? (большой)

Кто хозяин этого огорода? (дед)

— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)

«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)

— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)

(диалог читают дети)

— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.

— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?

— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)

— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)

— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)

— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.

— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)

(читает учитель)

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.

— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)

— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)

— Но ведь страх — это естественное чувство человека.

— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)

(читают дети)

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»

— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)

— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!

А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!

— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)

— Понравилась сказка?

— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)

3. Словарная  работа  

— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ:  лавка, передничек 

— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?

(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при   работе на кухне)   

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

Как вы   считаете, почему это произведение считается сказкой?

— Докажите, что сказочного   вы заметили в этом произведении?    

— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)

 1. Деление текста на части

— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)

— Назовем эти части.

2. Работа в паре. Соотноси  пословицу  и сказочный  текст

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Трус и тени своей боится.

3.У семи нянек дитя без глаза.

4. У страха глаза велики.

5.Волков бояться в лес не ходить.

6. Трусливому зайке и пенек — волк.

— Какие пословицы вы выбрали?

3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.

— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.

— Составьте кластер по теме «Сказки»

4. Творческое задание. Индивидуальная работа

— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).

— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение  по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.

VII. Итог урока

— Какую сказку мы изучили на уроке?

— Кто автор?

— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)

VIII. Рефлексия  

— На сегодняшнем уроке что вы узнали?

— За что  бы  вы себя  похвалили себя сегодня?

— А кого бы из ребят вы похвалили?

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»»

Бавлинского
муниципального района РТ

Конспект

занятия во
второй младшей группе

по
ознакомлению с  русской народной сказкой «Пых»

с
использованием техники чтения Чиндиновой О. В.

                                                                        
Подготовила: Хафизова Г. Ф

г.
Бавлы

2016
г.

Цель: формировать
у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать  творческое
воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов,
обогащать и активизировать словарь, развивать артикуляцию, речь, внимание и
память.

       
Задачи:

1.Воспитывать художественное отношение к
детской литературе.

2.Учить детей словотворчеству, понимать
художественное произведение в целом.

3.Развивать артикуляцию, словарь детей,
способность слушать, воспринимать и

   понимать прочитанное (сказку).

4. Закрепить знания детей о русских
народных сказках;

5. Продолжать учить детей пользоваться
цветными карандашами, штриховать в одном

    направлении.

Предварительная работа:

1.Чтение рассказов, сказок, стихотворений о
природе и животных.

2.Рассматривание иллюстраций, картинок,
альбомов с иллюстрациями.

3.Занятия по изобразительной деятельности
на темы о животных и по сюжетам  

   русских народных  сказок.

Методические
приемы:

  • Игровой (использование
    сюрпризных моментов)
    .
  • Наглядный (использование
    игрушек, иллюстраций)
    .
  • Словесный (напоминание,
    указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
    .
  • Поощрение, анализ занятия.

Материалы к
занятию:
 

атрибуты к  сказке
«Пых». Иллюстрации, игрушки  Ежик и репка, корзинка,

магнитофон с
аудиозаписью «Звуки лета», «Песенка про Ежика», заготовки листов

с    контуром
ежика, коричневый и черный карандаши.

Ход занятия:

 Воспитатель 
подводит детей к подоконнику, где растут лук, редис и т.д.


Ребята, какая замечательная погода. А какое время года сейчас настало?

Дети:
весна

В-ль:
правильно. А знаете, весной люди засаживают огороды. Посмотрите на наш
подоконникчто это у нас?

Дети:
огород на подоконнике

В-ль:
Правильно. А что растет на огороде еще?

Дети:
капуста, морковь, огурцы

В-ль:
Молодцы, все верно. А еще на огороде растет и сладкая репка. (воспитатель
находит заранее спрятанную книгу) 


Ой, ребята, посмотрите! Какая красивая книга здесь! Хотите, я почитаю вам. И
называется «Пых». Ой, название такое интересное. Про кого же эта сказка? Хотите
узнать?

Воспитатель
начинает читать сказку, прерывая чтение вопросами:

В
самом конце сказки со словами « Раскрыла фартук Аленушка и говорит: Вот вам
репка, а вот вам и Пых» воспитатель достает из корзинки ежика и репку.

                                            
Вопросы по сказке:

   —   
О ком эта сказка?

  
—   Что росло на огороде?

  
—   Кто пошел за репкой первым?

  
—   Чего испугался дед? Почему?

  
—   Кого нашла Аленка?

  
—   Как думаете, кто же сидит на грядке?

  
—   Как дед дышал? (покажите)

  
—   Как пчелки жужжат? (ж-ж-ж)

  
—   Кто решил помочь деду с бабкой?

  
—  Так кто же лежал на грядке?

                               Физминутка «Жил в лесу
колючий ежик»

  
Затем работа с детьми по иллюстрациям. Пригласить 2-3 детей и наводящими
вопросами  помочь вспомнить сюжет сказки.

В-ль:
А знаете ребята, ежик пришел к нам в гости со своими друзьями. Только у них
почему-то не видно иголок. А давайте сделаем так, чтобы у них появились  иголки.
Что нужно сделать?

Дети:
Закрасить

В-ль:
Правильно. Поможем нашим ежикам? Я приготовила вам карандаши. Каким цветом
будем закрашивать ежиков?

Дети:
коричневым цветом и черным

В-ль:
правильно.

Дети приступают к выполнению
задания. После этого всех поблагодарить, отметить, что все очень постарались и
сделали ежиков яркими и красивыми. Сказать, что всех ежиков вместе с Пыхом мы
отпустим в лес, чтобы им там было хорошо.

Пых

Жили-были Дед, Бабка да
внучка Алёнушка. И был у них огород.Захотел Дед как-то репку вытащить. Только
наклонился, а под кустом кто-то:

 «Пы-ыхх! П-пы-ых!»
Испугался Дед — и бежать.

Прибежал домой, никак
отдышаться не может:  — Ох, Бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да
пыхтит. Я едва ноги унёс.

Бабка не верит:   — Придётся,
видно, самой за репкой идти!

 Пришла Бабка в огород,
только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то: «Ппых-ых! Ппы-ых!».
 

Бабка от страха чуть живая
домой прибежала!    Поглядела Алёнушка на Деда с Бабкой, пожалела их
и говорит:  

  — Я принесу репку!

 И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под
кустом кто-то: «Ппы-ых! Ппы-ых!»   Не испугалась Алёнушка, заглянула под
куст и видит: лежит на грядке колючий колобок, пыхтит и глазками поблескивает.

Взяла она репку, ёжика в передник положила — и домой!  

 Навстречу ей Бабка с Дедом вышли:

   — Что же это за зверь такой — Пых страшный? Испугалась
небось?  

Раскрыла тут Алёнушка передник: — Вот вам и Пых!

  Бабка репку чисто вымыла, на кусочки разрезала, в горшок
положила, в печку поставила. Ну и репка испеклась — жёлтая, сочная, а уж
сладкая-то какая!   Дед ел-ел, Бабка ела-ела, Алёнушка ела-ела. Да и ёжику
кусочек достался.

Пых. Русская народная сказка с картинками

Пых. Русская народная сказка с картинками

Пых. Русская народная сказка с картинками

Пых. Русская народная сказка с картинками

Пых. Русская народная сказка с картинками

Пых. Русская народная сказка с картинками

Пых. Русская народная сказка с картинками

whentvengu965

whentvengu965

Вопрос по литературе:

придумать 5 вопросов на сказку пых

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

pedeat588

pedeat588

1.Что росло в огороде?(капуста, свеколка, морковка и репка) 2.Кто первым пошел вытягивать репку?(Дед) 3.Какие звуки встречались на огороде? (пчелки жужжали, комарики пищали) 4.Сколько раз Алёнка тянула за репку? (3) 5.Кто оказался этим страшным зверем? (еж)

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы к сказке пушкина о царе салтане 3 класс
  • Вопросы к сказке пушкина о рыбаке и рыбке 2 класс
  • Вопросы к сказке птица кахна
  • Вопросы к сказке по щучьему веленью
  • Вопросы к сказке по колено ноги в золоте

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии