Вопросы к сказке руслан и людмила 5 класс

Викторина
по поэме «Руслан и Людмила».

Блок
1.

1.
Как зовут отца Людмилы?

2.
Как звали «младого хазарского хана»?

3.
Кто поехал выручать из плена Людмилу?

4.
кто похитил Людмилу?

5.
Кто рассказал Руслану, где находится Людмила?

6.
Кого в молодости любил старец?

7.
Кто нападает на Руслана?

8.
Кого отсылает домой Наина, обещая свою помощь?

9.
Где Руслан находит свой меч?

10.
Чья это голова?

11.
С помощью чего спрятал Черномор Людмилу от Руслана?

12.
Где заключалась сила у Черномора?

13.
Как победил Черномора Руслан?

 14.
Кто убил Руслана?

15.
Кто оживил Руслана?

16.
С помощью чего оживил Финн Руслана?

17.
Кто нападает на Киев?

18.
С помощью чего оживляет Руслан Людмилу?

19.
Кто подарил Руслану кольцо?

20.  Кто спас 
Киев от печенегов?

Блок
2.

Задание:
узнать героя.

1.…воитель
смелый,

Мечом
раздвинувший пределы

Богатых
киевских полей…

2.
…крикун надменный,

В
пирах накем не побежденный,

Но
воин скромный средь мечей.  

3.На
друга милого глядит,

Вздыхает,
сердится, горит

И,
щипля ус от нетерпенья,

Считает
каждые мгновенья.

4.
…ясный вид,

спокойный
взор, брада седая…

5.
…Красавиц давний похититель,

Полнощных
обладатель гор.

6.
…Старушка дряхлая, седая.

Глазами
впалыми сверкая,

С
горбом, с трясучей головой…

7.
…Седую бороду несет;

И
входит с важностью за нею

Горбатый
карлик из дверей…

8.
…Златую косу заплела…

…Покрылись
кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман.

Блок
3.

Ответы на вопросы будут содержать числа.

– Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах?

– Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”?

– Сколько лет жил Финн в пещере?

– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу?

– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду
Черномора?

– Сколько лет Людмиле?

Ответы

Блок
1.

1.
Как зовут отца Людмилы? (Владимир)

2.
Как звали «младого хазарского хана»? (Ратмир)

3.
Кто поехал выручать из плена Людмилу? (Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир)

4.
кто похитил Людмилу? (Черномор)

5.
Кто рассказал Руслану, где находится Людмила? (Старец-финн)

6.
Кого в молодости любил старец? (Наину)

7.
Кто нападает на Руслана? (Рогдай)

8.
Кого отсылает домой Наина, обещая свою помощь? (Фарлафа)

9.
Где Руслан находит свой меч? (Под Головой)

10.
Чья это голова? (Брата Черномора)

11.
С помощью чего спрятал Черномор Людмилу от Руслана? (С помощью
шапки-невидимки)

12.
Где заключалась сила у Черномора? (В бороде)

13.
Как победил Черномора Руслан? (Отрубил бороду)

 14.
Кто убил Руслана? (Фарлаф)

15.
Кто оживил Руслана? (Старец)

16.
С помощью чего оживил Финн Руслана? (С помощью живой и мертвой воды)

17.
Кто нападает на Киев? (Печенеги)

18.
С помощью чего оживляет Руслан Людмилу? (С помощью кольца)

19.
Кто подарил Руслану кольцо? (Старец)

20.             
Кто
спас  Киев от печенегов? (Руслан)

Блок
2.

Задание:
узнать героя.

1.…воитель
смелый,

Мечом
раздвинувший пределы

Богатых
киевских полей… (Рогдай)

2.
…крикун надменный,

В
пирах накем не побежденный,

Но
воин скромный средь мечей. (Фарлаф)                                                                                  
                                         

3.На
друга милого глядит,

Вздыхает,
сердится, горит

И,
щипля ус от нетерпенья,

Считает
каждые мгновенья. (Руслан)

4.
…ясный вид,

спокойный
взор, брада седая… (Старец)

5.
…Красавиц давний похититель,

Полнощных
обладатель гор. (Черномор)

6.
…Старушка дряхлая, седая.

Глазами
впалыми сверкая,

С
горбом, с трясучей головой… (Наина)

7.
…Седую бороду несет;

И
входит с важностью за нею

Горбатый
карлик из дверей… (Черномор)

8.
…Златую косу заплела…

…Покрылись
кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман. (Людмила)

Блок
3.

Ответы на вопросы будут содержать числа.

– Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах? (12)

– Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”? (30)

– Сколько лет жил Финн в пещере? (20)

– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)

– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду
Черномора? (2)

– Сколько лет Людмиле? (17)

Критерии оценивания

«5» — 37-31 верных ответов

«4» — 30- 25 верных ответов

«3» — 24-19 верных ответов

«2» — 18 и менее верных ответов

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Кто автор сказки «Руслан и Людмила»?

В. Жуковский

А. Пушкин

М. Лермонтов

2. 

К какому виду сказок относится «Руслан и Людмила»?

Волшебная сказка

Бытовая сказка

Сказка про животных

3. 

К какому литературному жанру относится «Руслан и Людмила»?

Баллада

Былина

Поэма

4. 

Во времена правления какого князя разворачиваются события?

Князь Владимир-солнце

Князь Игорь

Князь Ярослав Мудрый

5. 

Что случается с Людмилой на пиру?

Она падает без чувств

Она засыпает волшебным сном

Ее похищает таинственная сила

6. 

Кто отправляется на поиски Людмилы?

Руслан

Рогдай, Ратмир, Фарлаф и сам Руслан

Руслан и отец Людмилы

7. 

Что Руслан узнает от старца в пещере?

Старец рассказывает Руслану о его погибели

Что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, а также историю самого старца

Что ему следует опасаться коварства одного из соперников

8. 

С кем из соперников Руслан вступает в жестокий поединок?

С Рагдаем

С Фарлафом

С Ратмиром

9. 

Где Руслан находит богатырский меч?

В поле, под огромной головой витязя

Под корнями могучего дуба

В ларце, окованном железными цепями

10. 

С какими еще врагами сталкивается Руслан, победив волшебника Черномора?

С Фарлафом и Наиной

С финном

С Ратмиром

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

Тестовые задания по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. С чего начинается 1 песня поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?

А) С похищения Людмилы

Б) Со сражения Руслана и его соперников

+ В) Со свадьбы Руслана и Людмилы

Г) Со знакомства Руслана и Людмилы

2. Чьей дочерью была Людмила?

+ А) Князя Владимира

Б) Князя Игоря

В) Князя Святослава

Г) Князя Олега

3. Кто из перечисленных юношей не был соперником Руслана?

А) Фарлаф

Б) Ратмир

+ В) Валиаф

Г) Рогдай

4. Откуда пропала Людмила?

А) Из сада

+ Б) Из опочивальни

В) Из тронного зала

Г) Из башни

5. Кто похитил Людмилу?

А) Баба Яга

+ Б) Волшебник Черномор

В) Кощей Бессмертный

Г) Волшебник Чернодум

6. Что обещает царь в награду тому витязю, который найдёт его дочь?

А) Полцарства

Б) Мешок золота

В) Своего коня

+ Г) Руку дочери

7. Как вёл себя Фарлаф, отправившись на поиски Людмилы?

А) Томился от тоски

Б) Был молчалив и угрюм

В) Мечтал об объятиях Людмилы

+ Г) Мечтал о будущих подвигах

8. Кого встретил Руслан в пещере?

+ А) Старца с седой бородой

Б) Старуху провидицу

В) Бабу Ягу

Г) Прекрасную деву

9. Какое пророчество узнал Руслан в пещере?

+ А) Что ему суждено найти Черномора и победить его

Б) Что ему суждено прожить много лет

В) Что у него с Людмилой родится 2 сына

Г) Что не будет у него счастья с Людмилой

тест 10. Кем был в молодости старец, которого встретил Руслан в пещере?

А) Солдатом

+ Б) Пастухом

В) Принцем

Г) Сыном ведьмы

11. Из-за чего старец покинул родные края?

А) Отправился искать лекарство от неизлечимой болезни

Б) Отправился в кругосветное путешествие

В) Был призван воевать

+ Г) Из-за отказа возлюбленной

12. Что решил сделать Рогдай после того, как витязи разделились?

А) Убить всех соперников

+ Б) Убить Руслана

В) Вернуться на родину

Г) Найти волшебницу

13. Как поступил Варлаф, увидев, что на него мчится всадник?

А) Сразился с ним

Б) Убил его

+ В) Бросился бежать

Г) Радушно встретил его

14. Что Фарлафу посоветовала сделать старуха?

А) Убить Руслана

Б) Убить Рогдая

В) Украсть Людмилу

+ Г) Вернуться домой

15. Какие сказки напомнило Людмиле её пробуждение после похищения?

А) Русские

Б) Английские

+ В) Восточные

Г) Китайские

16. Что несли на подушках арапы при появлении Черномора?

А) Его меч

Б) Его корону

+ В) Его бороду

Г) Самого чародея

17. Чем закончилась история Рогдая?

А) Нашёл Людмилу

Б) Убил Руслана

В) Вернулся домой

+ Г) Умер

18. В каком обличии явилась Наина, чтобы предупредить Черномора о грозящей опасности?

А) Сова

Б) Медуза Горгона

В) Лев

+ Г) Крылатый змей

19. Куда исчезла Людмила из дворца Черномора?

А) Убежала

Б) Улетела на ковре-самолёте

+ В) Воспользовалась шапкой-невидимкой

Г) Спряталась в подземелье

тест-20. Как пробудил Руслан Людмилу?

А) Поцеловал

+ Б) Коснулся кольцом лица

В) Напоил живой водой

Г) Дал ей волшебного зелья

ПРЕДМЕТ:  литература, 5 класс.

РАЗДЕЛ/БЛОК: Творчество А.С.Пушкина.  Поэма «Руслан и Людмила».

ТЕМА: итоговый урок по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

ЦЕЛЬ:  проверить знания учащихся,  закрепить пройденный материал.

ЗАДАЧИ: образовательная: проверка знаний, умений и навыков, обобщение, систематизация  изученного материала;

             воспитательная: воспитание уважительного отношения  к партнеру по команде, сплоченности, личной ответственности, уважения к национальной культуре;

             развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков,  творческих способностей,  навыков работы в группе.

ВИД УРОКА: урок-викторина.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: конкурсные задания, соревнование,   обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, модельный метод (обучающие игры).

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, карточки с заданием, плакаты, выставка рисунков, призы, аудиоаппаратура, элементы костюмов для театрального конкурса и конкурса «Шапка Черномора».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ:  игровые технологии, технология дифференцированного обучения, групповая технология.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационно-психологический  этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся.          

II      Этап постановки  темы, цели и задач урока:

                Задачи:

  1. организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
  2. показать значимость изучаемого материала;
  3. поставить перед учащимися учебную проблему.

Музыка в качестве фона:  М.И. Глинка, увертюра к опере  «Руслан и Людмила».

Слово учителя:

Сегодня мы заканчиваем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Несколько уроков мы с вами находились в красивой волшебной сказке, переживали приключения вместе с героями поэмы.

Сто девяносто один год назад  Пушкин написал это произведение. И до сих пор оно интересно читателю. Каждый увидит в этой поэме  то, что близко ему: борьбу добра и зла или красивую историю любви и верности,  опасное очарование колдовства или пример доблести и мужества русского витязя, «преданья старины глубокой» или волшебную сказку. А со сказкой всегда очень жаль расставаться.

В классе сегодня сказочная атмосфера:  звучит музыка великого русского композитора П.И. Чайковского, которую он написал  специально для балета «Руслан и Людмила», класс украшает выставка ваших рисунков — иллюстраций  к  поэме.

Сегодня мы с вами вспомним  сюжет и  героев поэмы,  сказочный пролог к ней, ответим на интересные вопросы, выполним  различные задания. Чтобы все это стало еще интереснее, устроим конкурс команд.

III.    Этап проверки домашнего  задания.         

          Задачи:

  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе  проверки пробелы  в знаниях;

                3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.  

Конкурс № 1. Представление команд.

         Представление команд, названий, презентация эмблемы и плаката.

Название

команды

Команда

 «Кот ученый»

Команда

 «Руслан и Людмила»

Команда

«Черномор»

Объяснение названия

В прологе Пушкин написал, что эту сказку поведал ему кот ученый.

Руслан и Людмила – главные герои поэмы.

Черномор — главный противник Руслана.

Презентация эмблемы

Учащиеся объясняют, что и почему изображено на эмблеме их команды.

Плакат –

иллюстрация

На плакате – дуб, кот и сказочные герои пролога.

На плакате – карта «Путь Руслана».

На плакате – сад Черномора.

Презентация плаката

Кот ученый живет на волшебном дубе и рассказывает чудесные сказки.

Изображен путь Руслана к Людмиле, все его подвиги, встречи и приключения.

Этот прекрасный волшебный сад создан чарами Черномора.

Взаимооценивание домашнего задания (оценка эмблемы и плаката по пятибалльной  системе).

IV.      Этап актуализации знаний и умений  учащихся.

           Задачи:                                                                                              

  1. воспроизведение связи прежних знаний  в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт  учащихся.

                Конкурс № 2.   Словарный конкурс.

В поэме много устаревших слов. Многие из них Пушкин        употребил нарочно, чтобы передать читателю ощущение «старины глубокой». Читая и анализируя поэму, мы объясняли эти слова и выражения. Сейчас проверим, как вы это усвоили.

Условия конкурса: участники команд выходят по одному к доске и объясняют одно слово из списка, предназначенного для его команды.

Музыка в качестве фона: М.И. Глинка,  «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

«Кот ученый»

 «Руслан и Людмила»

«Черномор»

слово

значение

слово

значение

слово

значение

Чашники

Слуги

Десница

Правая рука

Лобзать

Целовать

Вещает

Говорит

Венец

Корона

Балдахин

Занавес над постелью

Яхонт

Рубин

Перл

Жемчуг

Карла

Карлик

Багрить кровью

Убивать

Искусство брани

Боевое искусство

Рыцари парнасских гор

Поэты

Гридница

Зал для пиров дружины

Риза

Верхняя одежда

Ретивый

Быстрый

              Совместная проверка (учитель с учениками), оценивание –по баллам.

  1. Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.

Задачи:

  1. установить правильность и осознанность изученного материала;
  2. обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Конкурс № 3. «Пролог»

Слово учителя: поэма начинается с пролога, в котором Пушкин вводит читателя в мир народной сказки, где обитают чудеса, волшебство, живут сказочные герои.

Вы должны хорошо знать строки пролога.

Задание: составьте отрывок пролога из разрозненных строчек.

Условия выполнения: командное задание (учитывается быстрота и правильность выполнения).

Музыка в качестве фона: М.И. Глинка «Марш Черномора»  из оперы «Руслан и Людмила».

«Кот ученый»

 «Руслан и Людмила»

«Черномор»

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пеняет грозного царя;

Там королевич мимоходом

Пеняет грозного царя;

Там в облаках, перед народом

Через леса, через поля

Колдун несет богатыря;

Царевна там в темнице тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с бабою — Ягой

Идет-бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

Проверка: учащийся читает пролог наизусть, участники-соперники проверяют задание другой команды, учитель контролирует проверку.

VI.   Этап обобщения  и проверки  ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. повторение, обобщение  и проверка  полученных на предыдущих уроках знаний;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

Конкурс № 4.  Конкурс «Блиц-опрос» на знание героев произведения.      

Условия конкурса: конкурс похож на игру «Ручеек». Участники команды выстраиваются друг за другом. Сначала задается вопрос первой тройке игроков –соперников. Тот, кто первый ответит на вопрос, возвращается к команде (снова встает в очередь), остальные двое выбывают (садятся за парты). Игра продолжается до тех пор, пока на игровом поле не останутся представитель/представители одной команды.

Конкурс «Блиц-опрос»

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Людмила брюнетка или блондинка?

Блондинка.

2. В какое животное превращалась Наина?

В черного дракона.

3. Кем приходится Черномор Голове?

Братом.

4. Назовите имя и титул отца Людмилы.

Князь Владимир.

5. В чем сила Черномора?

В бороде.

6. Какая волшебная вещь помогала Людмиле?

Шапка-невидимка.

7. Кого из своих соперников вынужден убить Руслан?

Рогдая.

8. Кто возвращает Людмилу отцу?

Фарлаф.

9. Почему Людмила, вернувшись домой, не обнимает своего отца?

Она спит волшебным сном.

10. Какую вещь дарит Финн Руслану? Для чего она нужна?

Волшебный перстень. Он должен разбудить Людмилу.

11. Что происходит с Черномором в финале произведения?

Он стал шутом у князя.

12. Какую помощь оказывает Финн Руслану  в финале поэмы?

Воскрешает его.

13. О чем просит Голова Руслана?

Отомстить Черномору.

14. Зачем голова была нужна Черномору?

Охраняла волшебный меч.

15. Как Черномор заманил Людмилу в сеть?

Обманом и волшебством: превратился в Руслана.

Победившая команда получает пять призовых баллов. Команда, выбывшая второй – 2 балла. Команда, выбывшая первой получает 1 балл.

Конкурс № 5.

Конкурс «Восстанови сюжет». Командный конкурс.

Слово учителя: В поэме несколько сюжетных линий. Пушкин внезапно оставляет одну на самом интересном месте, чтобы переключиться на другую. Так он держит читателя в постоянном нетерпении, желании узнать: «Что же будет дальше?»

Задание: На карточках представлены  эпизоды поэмы. Восстановите сюжет, надпишите карточки цифрами 1, 2, 3, 4 и т.д.

Музыка в качестве фона: М.И. Глинка, «Танцы» из оперы «Руслан и Людмила».

ВОССТАНОВИ СЮЖЕТ

СЮЖЕТ

История Головы.

1. Пир-свадьба.

Победа над печенегами.

2. Похищение Людмилы.

Поединок Руслана и Рогдая.

3. Встреча Руслана с Финном.

Предательство Фарлафа.

4. К Людмиле попадает шапка Черномора.

Встреча Руслана с Финном.

5. Поединок Руслана и Рогдая.

Черномор заколдовал Людмилу.

6. Наина предупреждает Черномора.

Руслан возвращает Людмилу к жизни.

7. История Головы.

К Людмиле попадает шапка Черномора.

8. Черномор заколдовал Людмилу.

Финн оживляет Руслана.

9. Поединок Руслана и Черномора.

Похищение Людмилы.

10. Предательство Фарлафа.

Наина предупреждает Черномора.

11. Финн оживляет Руслана.

Поединок Руслана и Черномора.

12. Победа над печенегами.

Пир-свадьба.

13. Руслан возвращает Людмилу к жизни.

Проверка:  совместная  проверка (учитель и ученики), подсчет правильных ответов. Количество правильных ответов – количество баллов добавляется  к общему счету команды.

Конкурс № 6. Конкурс «Шапка Черномора».

В шапку кладутся сложенные билетики по числу учащихся. В билетах написаны вопросы по сюжету поэмы. Игроки выходят по очереди  (по одному от команды). За правильный ответ получают приз. Победита команда, к которой больше призов. Количество призов — баллов добавляется в общий счет команды.

Конкурс «Шапка Черномора»

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. В чем был не побежден Фарлаф?

«В пирах никем не побежденный».

2. Что обещал князь Владимир тому, кто вернет ему дочь?

Людмилу в жены и полкняжества.

3. Как Руслан узнал о похитителе Людмилы?

От Финна.

4. Почему Финн стал волшебником?

Чтобы добиться любви Наины.

5. Как четыре витязя выбрали себе дороги?

Их кони сами разошлись.

6. Кто самый трусливый из витязей?

Фарлаф.

7. Имя молодого хазарского хана.

Ратмир.

8. Витязь, ставший призраком.

Рогдай.

9. Когда финн узнал, что Наина – колдунья?

Когда сам стал колдуном.

10. Зачем Рогдай погнался за Фарлафом?

Ошибся, думал, что это Руслан.

11. Почему Финн отверг Наину?

Она стала старухой.

12. В чем тайна Черномора?

Его волшебная сила в бороде.

13. Что увидела Людмила из окна в замке Черномора?

Заснеженные  горы.

14. Как Людмила обнаружила волшебство шапки Черномора?

Примеряла ее перед зеркалом.

15. Как волшебная шапка оказалась у Людмилы?

Она сняла ее с  головы Черномора.

16. Почему Наина стала помогать именно Фарлафу?

Он был самый легковерный и управляемый.

17. Зачем Наина мешала Руслану?

Он был счастлив в любви.

18. Кем был брат Черномора?

Великаном.

19. Как Черномор победил своего брата?

Обманом.

20. Что сделала Людмила, впервые увидев  своего похитителя?

«Завизжала так, что всех арапов оглушила».

Команды подсчитывают призы. Учитель подводит итоги.

Конкурс № 7.  Театральный конкурс.

У каждой команды было еще одно тайное задание: представить коротенькую сценку-пантомиму. Вы знаете, что пантомима –это сценка без слов. Актеры должны играть с помощью жестов, движений  и  мимики. Задание для команд – определить эпизод, представленный командой — соперницей.

Музыка в качестве фона:  М.И. Глинка, увертюра к опере  «Руслан и Людмила».

Команда

«Кот ученый»

 «Руслан и Людмила»

«Черномор»

Сценка/

Эпизод

Первая встреча Людмилы и Черномора.

Поединок Руслана с Черномором.

Наина уговаривает Фарлафа ехать домой.

         Оценивание: совместное (ученики и учитель) по пятибалльной  системе. Критерии: выразительность, наличие элемента костюма, узнаваемость.

VII. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

  1. выявить качество и уровень знаний;
  2. дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.

Подведение итогов

Награждение команд.

Рефлексия

Совместный анализ работы команды и каждого учащегося.

  1. Какой конкурс понравился?
  2. Какой конкурс был самым сложным?
  3. Кто стал лучшим игроком в команде?

Результат учебной деятельности.

Сегодня мы с вами снова побывали в сказке. Оказалось, что ее вы хорошо знаете. Вы не только играли и соревновались, но и  продемонстрировали свои знания и умения, а еще повторили все то, что мы изучали на нескольких уроках.

Не забывайте: «Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Перспектива дальнейшей работы.

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.С. Пушкина.

Домашнее задание.

Прочитать стихотворения А.С.Пушкина : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Няне».

Цели и задачи: заинтересовать ребят литературой как искусством слова, пробудить творческую активность, научить работать в команде, научить слушать друг друга, замечать свои и чужие успехи и достижения, научить формулировать кратко и чётко своё мнение, научить работать с текстом произведения.

Оборудование

  1. Текст произведения у учащихся
  2. Компьютер
  3. Видеопроектор
  4. Колонки
  5. или интерактивная доска

Домашнее задание к этому уроку даётся за 2 недели до проведения игры.

Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», принести текст на урок.

Дополнительные задания (выполняются по желанию учащихся на выбор):

  • Нарисовать иллюстрацию к поэме, подготовить представление своей работы (к какому эпизоду эта иллюстрация, кто из героев изображён, почему выбран именно этот эпизод или герой поэмы).
  • Сделать поделку по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Ребята заранее распределяются по командам, выбирают капитана и придумывают название команды в соответствии с темой игры.

1. Вступительное слово учителя. Из истории создания поэмы

Благодаря своей няне, Арине Родионовне, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм.

Одна из самых известных — «Руслан и Людмила», в которой князь Руслан отправляется в дальний путь, чтобы отыскать свою жену Людмилу, похищенную злым колдуном Черномором. Преодолев много препятствий, Руслан освобождает любимую. Поэма заканчивается торжеством Добра над Злом.

А начинается она знаменитым вступлением «У лукоморья дуб зеленый…» Это картина различных сказочных мотивов и образов, дающая ключ к пониманию жанра произведения.

Когда читаешь эти поэтические строки, вспоминаются русские народные сказки — «Царевна-лягушка», «Марья-царевна», «Баба-яга», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Кощей Бессмертный»…

2. Представление команд. Оформление табло игры на доске

3. Жанр поэмы. Сопровождается презентацией «Руслан и Людмила»

Слайд 1 (Презентация)

Тема урока.

Жанр произведения – поэма.

Вопрос-разминка.

Как вы думаете, чем отличается поэма от стихотворения, с одной стороны, и от сказки, с другой стороны?

Полный ответ – 3 балла.

Поэма сочетает в себе элементы лирического и эпического родов литературы. Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

4. Чтение вступления к поэме по частям

  • Выразительное чтение наизусть (4 балла).
  • Выразительное чтение по книге (2 балла)
  • Назовите героев русского фольклора, которые упоминаются во вступлении (3 балла).
  • За добавление – 1 балл.

5. Слово учителя о поэме

Слайды 2-4

«Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки соединяются с признаками романтической поэмы.
Сюжет поэмы — сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем, печальное — не печально, а страшное — не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным. Торжество правды над коварством, злобой и насилием — вот суть поэмы.

Поэма «Руслан и Людмила» написана в 1818—1820 гг., после выхода поэта из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы. Ведь после выхода из Лицея, ведя в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Первое отдельное издание поэмы вышло в мае 1820 г. (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия». Но значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто. Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана четырехстопным ямбом, который стал, начиная с «Руслана и Людмилы», решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Что вы запомнили из вступительного слова учителя?

  • За каждый полный ответ – 2 балла.
  • За добавление – 1 балл.

6. Представление иллюстраций к поэме

За каждую иллюстрацию – 4 балла + 2 балла за представление иллюстрации.

7. Викторина

Вопрос задаётся каждой команде по очереди. В случае, если команда не ответила, ход переходит следующей команде.

  • За каждый ответ – 1 балл.
  • За подбор и чтение цитаты – 1 балл.

Сопровождается презентацией «Руслан и Людмила».

Слайды 6-7

  • Как звали отца Людмилы?
  • Как звали легендарного певца, песни которого слушали на свадебном пиру гости?

Слайды 10-12

  • Как звали трёх соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф и Ратмир).
  • Что случилось после свадебного пира?
  • Кто похитил Людмилу?
  • Что сделал князь Владимир, когда узнал о похищении дочери?

Слайды 8-9

  • Почему Руслан отправился в путь?

Слайд 13

  • Кого встречает Руслан в пещере?
  • Что предсказал Руслану старец?
  • Что рассказал старец о себе?

Слайд 14

  • Почему Наина возненавидела Руслана?
  • Что случилось с Фарлафом?
  • Кто дал совет Фарлафу? Какой это был совет?

Слайд 15

  • Где оказалась Людмила?

Слайд 16

  • Как выглядит Черномор?
  • Какой  поединок выиграл Руслан? Кого из соперников он убил?
  • В чём секрет Черномора?
  • В кого могла превращаться Наина?
  • Каким волшебным предметов удалось завладеть Людмиле в плену у Черномора?

Слайд 17

  • Как Руслан нашёл себе доспехи?
  • Как Руслан добыл себе меч?
  • Какую историю рассказывает Руслану Голова?
  • Как Руслан узнал секрет Черномора?

Слайд 18

  • Что случилось с Ратмиром?

Слайд 19

  • Расскажите о поединке Руслана с Черномором.
  • Как Руслан нашёл Людмилу?
  • Какое ещё испытание нужно было ему преодолеть?
  • Что вам напоминает этот эпизод со спящей Людмилой?
  • Как встретились Руслан и Ратмир?
  • Какую жизнь предпочёл Ратмир?
  • Какой вещий сон приснился Руслану?

Слайды 20-21

  • Как Фарлафу удалось похитить Людмилу?
  • Кто и как спас Руслана от гибели от руки изменника Фарлафа?
  • Что вещий Финн передал Руслану?
  • Что тем временем произошло в Киеве?
  • Как Руслан разбудил Людмилу?
  • Что стало с Фарлафом?

8. Подведение итогов игры

Просмотр видеотрейлера по музыкальному фильму «Руслан и Людмила».

9. Работа команд. Рефлексия

Высказаться должен каждый участник команды.

  • Я узнал, что…
  • Я понял, что…
  • Мне было интересно…, потому что…
  • Мне было трудно…, потому что…
  • Мне понравилось, что…
  • Мне не понравилось, что…
    Я активно участвовал в игре, потому что…
  • А (почти) не участвовал в игре, потому что…

10. Домашнее задание

Прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Начать учить его наизусть.

Дополнительное задание (выполняется по желанию)

Подготовить сообщение (можно с презентацией) о М.Ю.Лермонтове.

1 Что празднует Князь Владимир с семьёй и друзьями?
а) Рождение нового дня
б) Свадьбу младшей дочери Людмилы с князем Русланом +
в) Рождение внука

2. Кто не радовался свадьбе?
а) Мать Людмилы
б) Три витязя+
в) Мать Руслана

3. От чьего имени повествуется “Руслан и Людмила”?
а) Руслана
б) кота учёного
в) автора+

4. Кто пел в честь молодожёнов?
а) Соловей
б) Гусляр Баян+
в) Князь Владимир

5. Продолжите фразу – описание Руслана: “А князь красавец был…”
а) неслабый
б) нехилый
в) невялый+

6. Чьей помощи просит князь Владимир в поиске его любимой дочери?
а) Руслана
б) Ярила
в) Молодых витязей+

7. Как автор относится к Людмиле
а) с восхищением и преклонением
б) с симпатией и иронией+
в) не выражает своего отношения к героине

8. Что увидел Руслан на развилке?
а) Дуб
б) Пещеру +
в) Краеугольный камень

9. Кого встретил Руслан на пути в поисках Людмилы?
а) Старца+
б) Ведьму
в) Прекрасную принцессу

10. Чем занимался старец в пещере?
а) Молился
б) Кушал
в) Читал+

11. Кто, по словам старца, украл Людмилу?
а) Злой маг Черномор+
б) Один из витязей
в) Гусляр Баян

12. Какое пророчество получил Руслан?
а) Счастливое воссоединение с женой и победу над злым Черномором+
б) Смерть в пути от укуса змеи
в) Разлуку с любимой

13. Кем был старец в молодости?
а) Графом
б) Землеробом
в) Пастухом+

14. Имя возлюбленной старца?
а) Людмила
б) Наина+
в) Эсмеральда

15. Как старец получил любовь девушки?
а) Стал богатым
б) Наложил заклятие+
в) Победил в бою

16. Почему старец был в пещере?
а) Спрятался от назойливой старухи+
б) Томился в наказании за свои проделки
в) Уединился после смерти любимой

17. Что решил сделать Рогдай?
а) Вернуться домой
б) Уехать жить в другое государство и служить другому князю
в) Убить Руслана+

18. Кого встретил Фарлаф?
а) Руслана
б) Старца
в) Старуху+

19. Место пробуждения Людмилы?
а) В пещере
б) В роскошной постели+
в) В клетке

20. В чём заключалась сила Черномора?
а) В заклятии
б) В игле
в) В бороде+

21. Что обещает Владимир в благодарность тому, кто найдёт Людмилу?
а) Полцарства
б) Руку дочери и полцарства+
в) Руку дочери

22. Против чего бессилен Черномор?
а) Против любви
б) Против меча
в) Против времени+

23. Что арапы Черномора носили на подушках?
а) Самого Черномора
б) Его шапку
в) Его бороду+

24. Кем оборачивалась Наина?
а) гарпией
б) змеем+
в) вороной

25. Как Руслану удалось разбудить спящую голову?
а) Громко закричал в ухо
б) Окатил водой
в) Пощекотал ноздри копьём+

26. Что Руслан сделал с отрубленной бородой Черномора?
а) Сжёг+
б) Забрал с собой
в) Сделал из неё верёвку

27. Как Руслан пробудил Людмилу?
а) Поцелуем
б) Живой водой
в) Волшебным кольцом+

28. Кто из героев-соперников Руслана послушался совета старухи и вернулся в Киев?
а) Рогдай
б) Ратмир+
в) Фарлаф.

29. О чем не говорится в поэме?
а) Людмила в царстве Черномора
б) Противоборство финна и Черномора+
в) Поиски Людмилы Русланом

30. Что оживило мёртвого Руслана?
а) живая вода+
б) поцелуй Людмилы
в) волшебный луч света

Викторина по поэме «Руслан и Людмила».

Блок 1.

1. Как зовут отца Людмилы?

2. Как звали «младого хазарского хана»?

3. Кто поехал выручать из плена Людмилу?

4. кто похитил Людмилу?

5. Кто рассказал Руслану, где находится Людмила?

6. Кого в молодости любил старец?

7. Кто нападает на Руслана?

8. Кого отсылает домой Наина, обещая свою помощь?

9. Где Руслан находит свой меч?

10. Чья это голова?

11. С помощью чего спрятал Черномор Людмилу от Руслана?

12. Где заключалась сила у Черномора?

13. Как победил Черномора Руслан?

14. Кто убил Руслана?

15. Кто оживил Руслана?

16. С помощью чего оживил Финн Руслана?

17. Кто нападает на Киев?

18. С помощью чего оживляет Руслан Людмилу?

19. Кто подарил Руслану кольцо?

20. Кто спас Киев от печенегов?

Блок 2.

Задание: узнать героя.

1.…воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей…

2. …крикун надменный,

В пирах накем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей.

3.На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья.

4. …ясный вид,

спокойный взор, брада седая…

5. …Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

6. …Старушка дряхлая, седая.

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой…

7. …Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею

Горбатый карлик из дверей…

8. …Златую косу заплела…

…Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман.

Блок 3.

Ответы на вопросы будут содержать числа.

Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах?

Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”?

Сколько лет жил Финн в пещере?

Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу?

Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора?

Сколько лет Людмиле?

Ответы

Блок 1.

1. Как зовут отца Людмилы? (Владимир)

2. Как звали «младого хазарского хана»? (Ратмир)

3. Кто поехал выручать из плена Людмилу? (Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир)

4. кто похитил Людмилу? (Черномор)

5. Кто рассказал Руслану, где находится Людмила? (Старецфинн)

6. Кого в молодости любил старец? (Наину)

7. Кто нападает на Руслана? (Рогдай)

8. Кого отсылает домой Наина, обещая свою помощь? (Фарлафа)

9. Где Руслан находит свой меч? (Под Головой)

10. Чья это голова? (Брата Черномора)

11. С помощью чего спрятал Черномор Людмилу от Руслана? помощью шапки

невидимки)

12. Где заключалась сила у Черномора? (В бороде)

13. Как победил Черномора Руслан? (Отрубил бороду)

14. Кто убил Руслана? (Фарлаф)

15. Кто оживил Руслана? (Старец)

16. С помощью чего оживил Финн Руслана? (С помощью живой и мертвой воды)

17. Кто нападает на Киев? (Печенеги)

18. С помощью чего оживляет Руслан Людмилу? (С помощью кольца)

19. Кто подарил Руслану кольцо? (Старец)

20. Кто спас Киев от печенегов? (Руслан)

Блок 2.

Задание: узнать героя.

1.…воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей… (Рогдай)

2. …крикун надменный,

В пирах накем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей. (Фарлаф)

3.На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья. (Руслан)

4. …ясный вид,

спокойный взор, брада седая… (Старец)

5. …Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор. (Черномор)

6. …Старушка дряхлая, седая.

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой… (Наина)

7. …Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею

Горбатый карлик из дверей… (Черномор)

8. …Златую косу заплела…

…Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман. (Людмила)

Блок 3.

Ответы на вопросы будут содержать числа.

Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах? (12)

Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”? (30)

Сколько лет жил Финн в пещере? (20)

Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)

Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)

Сколько лет Людмиле? (17)

Критерии оценивания

«5» — 3731 верных ответов

«4» — 3025 верных ответов

«3» — 2419 верных ответов

«2»18 и менее верных ответов

Перейти к содержанию

Сайт для развития и хорошего настроения

Сайт для развития и хорошего настроения

Тест по поэме «Руслан и Людмила» (Александр Пушкин)

Тест по поэме «Руслан и Людмила»

Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо была прочитана поэма. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.

Тест по поэме «Руслан и Людмила» содержит 20 вопросов, в каждом из них по 3 варианта ответов. Желаем удачи!

1. Какое торжество празднует Князь Владимир-солнце с семьёй и друзьями?

Свадьбу младшей дочери Людмилы с князем Русланом

Рождение нового дня

Появление внука

2. Кто пел в честь молодожёнов?

Соловей

Князь Владимир

Гусляр Баян

3. Кто был не рад свадьбе?

Мать Людмилы

Мать Руслана

Три витязя

4. Что произошло после того, как молодые ушли в опочивальню?

Началась гроза

Украли Людмилу

Они наслаждались любовными утехами

5. Чьей помощи просит князь Владимир в поиске его любимой дочери?

Молодых витязей

Руслана

Ярила

6. Что обещает Владимир в благодарность тому, кто найдёт Людмилу?

Полцарства

Руку дочери

Руку дочери и полцарства

7. Что увидел перед собой Руслан на развилке?

Дуб

Краеугольный камень

Пещеру, в которой горит огонь

8. Кого встретил Руслан на пути в поисках Людмилы?

Прекрасную принцессу

Старца

Ведьму

9. Что делал старец в пещере?

Читал

Молился

Кушал

10. Кто, по словам старца, украл Людмилу?

Злой маг Черномор

Один из витязей

Гусляр Баян

11. Какое пророчество получил Руслан?

Счастливое воссоединение с женой и победу над злым Черномором

Смерть в пути от укуса змеи

Разлуку с любимой

12. Где нужно было искать Людмилу?

В пещере

В северных горах

В овраге

13. Кем был старец в молодости?

Графом

Пастухом

Землеробом

14. Как звали возлюбленную старца?

Наина

Людмила

Эсмеральда

15. Как старец добился любви девушки?

Стал богатым

Победил в бою

Наложил заклятие

16. Почему старец жил в пещере?

Спрятался от назойливой старухи

Уединился после смерти любимой

Томился в наказании за свои проделки

17. Что решил Рогдай?

Вернуться домой

Убить Руслана

Уехать жить в другое государство и служить другому князю

18. Кого встретил Фарлаф?

Руслана

Старуху

Старца

19. Где проснулась Людмила?

В пещере

В клетке

В роскошной постели

20. В чём была сила Черномора?

В игле

В заклятии

В бороде

ПРОВЕРИТЬ
СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ

Тесты к другим произведениям Александра Пушкина

Возможно, вам будет интересно

Русские пословицы и их значения
Русские фразеологизмы и их значения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы к сказке русалочка 4 класс андерсена
  • Вопросы к сказке ромашка андерсен
  • Вопросы к сказке пых
  • Вопросы к сказке пушкина о царе салтане 3 класс
  • Вопросы к сказке пушкина о рыбаке и рыбке 2 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии