Вопросы по рассказу ангелочек андреева

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Почему Сашку выгнали из гимназии?

Он прогуливал

Он дрался, рвал учебники и врал

Он не учил уроки

2. 

Какой праздник отмечали в богатом доме, куда Сашку пригласили в гости?

Рождество

Пасху

Крещение

3. 

Где нашел ангелочка Сашка?

На столе

В комнате с игрушками

На елке

4. 

Из чего был сделан ангелочек?

Из воска

Из папье маше

Из стекла

5. 

Как Сашка получил ангелочка?

Вежливо попросил

Украл

Вымолил на коленях

6. 

Как все называли Сашку?

Несчастный мальчик

Злой мальчик

Добрый мальчик

7. 

Кому показал Сашка ангелочка?

Отцу

Матери

Никому

8. 

На кого был похож ангелочек?

На отца Сашки

На мать Сашки

На Сашку

9. 

Куда дел Сашка ангелочка?

Спрятал под кровать

Убрал в сундук

Повесил у печки

10. 

Что случилось с ангелочком?

Он пропал

Его выкинула мать

Он растаял

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

Вопросы к рассказу Л. Н. Андреева
«Ангелочек»

№ 1. Назовите героев рассказа.

— Герои рассказа Л. Н. Андреева «Ангелочек»:

— Сашка — гимназист,

— Сашкины родители: Иван Саввич, бывший учитель и
служащий земской статистики, и Феоктиста Петровна,

— семья Свечниковых (Софья Дмитриевна, которую
когда-то учил отец, ее старшая сестра, Марья Дмитриевна, дети на рождественской
елке),

— Платон Михайлович («лысый господин») — знакомый
Свечниковых.

№ 2. Что для Сашки называлось жизнью?

— Сашкина жизнь состояла из неприятных для него дел: ему
нужно было умываться по утрам холодной водой, ежедневно, на протяжении
нескольких лет, ходить учиться в гимназию, слушать ругательства в свой адрес от
учителей и матери, стоять весь вечер на коленях за неправильное поведение.

№ 3. Опишите Сашку (возраст, внешность, характер,
отношения с товарищами и учителями).

— Сашке — тринадцать лет, у него — непокорная и смелая
душа, и потому «он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»: «бил
товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то
матери». Сверстники звали его волчонком за привычку подергивать губами от
желания оскалить зубы. Накануне Рождества Сашку выгнали из гимназии.

№ 4. Кто из родителей был более близок Сашке? Почему?
Опишите его мать и отца, их взаимоотношения.

— У Сашкиной матери — отталкивающий вид: «белые,
толстые руки, и на безбровом, плоском лице выступали капли пота», у нее — толстый
указательный палец с коротким и грязным ногтем. Черты ее характера передают
глаголы «браниться», «плюнула», «крикнула». Когда муж пил, она «боялась и ненавидела
его», но когда Иван Саввич бросил пить, «стала пить она, постепенно привыкая к
водке», мстя мужу за прежний страх перед ним. «…она здоровела по мере того, как
пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела, теперь она
водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые
песни». Сына и мужа она презрительно называет своими врагами — гордецами и
статистиками. Для Сашки она была грубой и невыносимой. Неслучайно в его
черновой тетрадке повторялась следующая карикатура: «толстая и низенькая
женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными
буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу,
хоть тресни»». Мальчиком, которого били, был он сам, а женщиной со скалкой —
его мать.

— Отец Сашки болен чахоткой («ему всегда было холодно,
и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя
руки ладонями книзу»). У него «высокий лоб, под которым чернели глубокие
глазные впадины». Когда-то он работал учителем, служил в земской статистике, потом
— «выгонялся за строптивость и пьянство со службы», «опустился до такой
степени, что его, пьяного, поднимали на улице и отвозили в участок», но когда он
заболел чахоткой, «начал харкать кровью и не мог больше пить». Жену свою Иван
Саввич не любил и называл ведьмой. «…он лежал за перегородкой, молчаливый,
съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе
человеческой жизни».

— Сашка дружил с отцом, но относился к нему как к
сверстнику («- Ну-ка подвинься, расселся! — сказал он отцу»), как к
человеку, который «бабы боится» (Сашкиной матери), как к ребенку («Совсем, ну
совсем как маленький», «Цыц, не трогай!», «- Экая, братец, у тебя привычка
скверная за все руками хвататься. Ведь сломать можешь!»). Сашка называет отца
«тюрей», больным, жалким и вечно печальным человеком. И тем не менее, из всех,
кто окружал Сашку, он не лгал только одному отцу. Когда Сашку выгнали из гимназии,
«мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку».

№ 5. Какую новость отец сообщил Сашке? Как сын
отреагировал на нее?

— Отец сказал Сашке, что Свечниковы, его давние
знакомые, приглашают Сашку к себе на рождественскую елку. Сын сначала даже не поверил,
ведь «богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его
исключения показываться к ним». Он отказался идти («жирны больно станут, если
еще я к ним пойду», он помнил, как они называли его испорченным мальчишкой), но
грозные окрики пьяной матери и выдуманный отцом предлог, чтобы Сашка что-нибудь
принес из гостей для него, сломили упрямство подростка, и он пошел.

№ 6. Какой подарок отцу Сашка хотел принести от
Свечниковых? Расскажите о его поведении в гостях. Что он испытывал, глядя на
елку?

— Сашка помнил, что у отца давно закончился табак, и
надеялся, что от Свечниковых ему удастся его раздобыть. (Действительно, гостинец
для отца получилось достать почти сразу же: вскоре он «ощупывал в кармане брюк
уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина»).

— Сашка чувствовал себя чужим среди благополучных
членов семьи Свечниковых и потому вел себя дерзко: выстрелил из игрушечного
ружья в самого маленького Свечникова — Колю, назвавшего его неблагодарным, не
поклонился в знак уважения лысому господину, показал ему язык, грубо отвечал на
предложение помочь устроиться учиться в ремесленное училище. «Сашка был угрюм и
печален, — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце.
Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных
свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие,
красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти
светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают
из него последнюю каплю крови». «Забившись за рояль, Сашка сел там в углу».

№ 7. Какое впечатление елка произвела на детей?

— Еще не видя елки, «дети волновались и шумели». «Заранее
вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко
освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку». Елка произвела на детей
ошеломляющее впечатление: их лица — «с округлившимися глазами и губками». «Минуту
царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных
восклицаний». «Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим ее восторгом
и упорно и молча прыгала на одном месте».

№ 8. Почему ангелочек привлек внимание Сашки? Опишите
игрушку. Что сделал Сашка, чтобы завладеть игрушкой? Какие чувства испытывал
Сашка, когда ангелочек оказался у него?

— Восковой ангелочек привлек внимание Сашки, потому
что первым впечатлением, которое он произвел на подростка, было изумление: он был
тем, «чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно
окружающие люди неживые». Ангелочек будто реял в воздухе. «Его прозрачные стрекозиные
крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым
улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за
ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое,
чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало
радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого
словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же
чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но
чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный
ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения,
тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
— Милый… милый ангелочек!». 

«И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее,
важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и непохож на
все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они
висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся
яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел
его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам». Казалось,
Сашка даже был чем-то похож на эту игрушку-ангелочка.

— Чтобы завладеть игрушкой, Сашка встал на колени
перед хозяйкой дома, Марьей Дмитриевной. Той было жалко красивой дорогой
игрушки, но, видя упрямство Сашки, она отдала ему ангелочка.

— Как только ангелочек оказался у Сашки, он сразу же
ушел домой, так как боялся, что его могут отнять. («- А-ах! —
вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули
две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно
приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и
улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости»).

— Когда дома, вместе с отцом, Сашка любовался
ангелочком, он забыл обо всем горестном в своей жизни: из его сознания на время
ушел «черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски». «Все
добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал
в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого
трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки».

№ 9. Какое впечатление ангелочек произвел на Сашкиного
отца? Почему?

— Отец Сашки был восхищен ангелочком. «- Да, в
нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в
игрушку.

Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и
радость, как и лицо Сашки». Ему, как и Сашке, казалось, что ангелочек вот-вот
полетит. «Отец отдернул руку и темными глазами изучал подробности ангелочка».
«Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка…».

— Ангелочек произвел такое сильное впечатление на
Сашкиного отца, потому что напомнил ему о той счастливой жизни, которая для
него ушла безвозвратно, это был словно яркий луч света в его темном, безрадостном
существовании: «И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из
того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают
о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не
знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми
руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в
душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь.
К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось
погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он
хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста
навсегда. Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то
особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с
неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом
комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и
счастье, и жизнь».

— В чувстве, которое ангелочек вызвал и у отца, и у
Сашки, было то, «что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть,
которая отделяет человека от человека».

№ 10. Какие слова произносит во сне Сашкина мать? В
какой момент она их говорит? Что нового вносит этот эпизод в картину домашних
отношений Сашкиной семьи?

— В то время как отец с сыном любуются прекрасным
ангелочком, мать спит, утомленная работой и одурманенная водкой. Во сне она
произносит слова, далекие от той реальности, в которой пребывают отец и сын:
«Дерюжку держи… держи, держи, держи». (Дерюга — вид грубой ткани из
низкосортной пряжи). Это еще раз подчеркивает глубокую пропасть, которая лежит
между членами одной семьи: грубой матерью и отцом и сыном, подвластным
очарованию красотой.

№ 11. Какова судьба ангелочка? Как вы считаете,
почему?

— Воскового ангелочка подвесили на отдушину горячей
печи, и за ночь он растаял. «Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам
его скатывались густые капли и падали на лежанку». «Вот ангелочек встрепенулся,
словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».

— Символично, что, как только расплавившийся от жары
ангелочек упал на пол, «любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг
бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал
дальше».

— Ангелочек — нечто притягательное, но чужеродное в
безрадостной жизни Сашки и его отца, поэтому, на мгновение подарив им счастье,
он гибнет. В их быт снова врываются звуки обыденной реальности: «на дворе уже
застучал железным черпаком зазябший водовоз».

№ 12. В чем заключается идея рассказа?

— Порой в жизни встречается то, что наполняет ее
радостью и смыслом, но это быстро уходит, и снова воцаряется серое, унылое,
беспросветное существование, наполненное одной лишь горечью.

Вопросы к рассказу Л. Н. Андреева «Ангелочек»


1.
Назовите
героев рассказа. № 2. Что для Сашки называлось жизнью? № 3.
Опишите Сашку (возраст, внешность, характер, отношения с товарищами и учителями).
№ 4. Кто из родителей был более близок Сашке? Почему? Опишите его мать и
отца, их взаимоотношения. № 5. Какую новость отец сообщил Сашке? Как сын
отреагировал на нее? № 6. Какой подарок отцу Сашка хотел принести от
Свечниковых? Расскажите о его поведении в гостях. Что он испытывал, глядя на
елку? № 7. Какое впечатление елка произвела на детей? № 8. Почему
ангелочек привлек внимание Сашки? Опишите игрушку. Что сделал Сашка, чтобы
завладеть игрушкой? Какие чувства испытывал Сашка, когда ангелочек оказался у
него? № 9. Какое впечатление ангелочек произвел на Сашкиного отца?
Почему? № 10. Какие слова произносит во сне Сашкина мать? В какой момент
она их говорит? Что нового вносит этот эпизод в картину домашних отношений
Сашкиной семьи? № 11. Какова судьба ангелочка? Как вы считаете, почему?
12.
В чем заключается идея рассказа?


С этим файлом связано 12 файл(ов). Среди них: биография носова.ppt, Тест Два Ивана солдатских сына.docx, Проект МАОУ СОШ с.Чапланово Мы выбираем жизнь!.docx, мои безопасные каникулы.docx, Безопасность Жизнедеятельности 1.docx, Введение.docx, Тактильный анализатор (7 страниц из 45).docx, Обонятельный анализатор (6 страниц из 21).docx, Лимбическая система (7 страниц из 29).docx, Зрительный анализатор (8 страниц из 53).docx, Вкусовой анализатор (5 страниц из 17).docx, Вегетативная НС (6 страниц из 2).docx и ещё 2 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Работа по рассказу Бедный принц.docx, Разбор рассказа Л. Андреева В тумане — StudentLib.com.rtf, Тест по литературному чтению по рассказу А. П. Чехова _Каштанка_, Практическое задание 1 Андреева В.С..docx, Анализ рассказа Л. Андреева «Ангелочек».docx, Тестовые задания по рассказу А.docx, пособие Андреева Е. А. Вишневская М. Н.pdf, Доклад. Андреева. АТМб 19-1.docx, 53 Андреева статья.doc, Развитие связной речи. Беседа по рассказу. пересказ сказки по се


Вопросы к рассказу Л. Н. Андреева «Ангелочек»

 № 1. Назовите героев рассказа.

— Герои рассказа Л. Н. Андреева «Ангелочек»:

— Сашка — гимназист,

— Сашкины родители: Иван Саввич, бывший учитель и служащий земской статистики, и Феоктиста Петровна,

— семья Свечниковых (Софья Дмитриевна, которую когда-то учил отец, ее старшая сестра, Марья Дмитриевна, дети на рождественской елке),

— Платон Михайлович («лысый господин») — знакомый Свечниковых.

 № 2. Что для Сашки называлось жизнью?

— Сашкина жизнь состояла из неприятных для него дел: ему нужно было умываться по утрам холодной водой, ежедневно, на протяжении нескольких лет, ходить учиться в гимназию, слушать ругательства в свой адрес от учителей и матери, стоять весь вечер на коленях за неправильное поведение.

 № 3. Опишите Сашку (возраст, внешность, характер, отношения с товарищами и учителями).

— Сашке — тринадцать лет, у него — непокорная и смелая душа, и потому «он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»: «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери». Сверстники звали его волчонком за привычку подергивать губами от желания оскалить зубы. Накануне Рождества Сашку выгнали из гимназии.

 № 4. Кто из родителей был более близок Сашке? Почему? Опишите его мать и отца, их взаимоотношения.

— У Сашкиной матери — отталкивающий вид: «белые, толстые руки, и на безбровом, плоском лице выступали капли пота», у нее — толстый указательный палец с коротким и грязным ногтем. Черты ее характера передают глаголы «браниться», «плюнула», «крикнула». Когда муж пил, она «боялась и ненавидела его», но когда Иван Саввич бросил пить, «стала пить она, постепенно привыкая к водке», мстя мужу за прежний страх перед ним. «…она здоровела по мере того, как пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела, теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые песни». Сына и мужа она презрительно называет своими врагами — гордецами и статистиками. Для Сашки она была грубой и невыносимой. Неслучайно в его черновой тетрадке повторялась следующая карикатура: «толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу, хоть тресни»». Мальчиком, которого били, был он сам, а женщиной со скалкой — его мать.

— Отец Сашки болен чахоткой («ему всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу»). У него «высокий лоб, под которым чернели глубокие глазные впадины». Когда-то он работал учителем, служил в земской статистике, потом — «выгонялся за строптивость и пьянство со службы», «опустился до такой степени, что его, пьяного, поднимали на улице и отвозили в участок», но когда он заболел чахоткой, «начал харкать кровью и не мог больше пить». Жену свою Иван Саввич не любил и называл ведьмой. «…он лежал за перегородкой, молчаливый, съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни».

— Сашка дружил с отцом, но относился к нему как к сверстнику («- Ну-ка подвинься, расселся! — сказал он отцу»), как к человеку, который «бабы боится» (Сашкиной матери), как к ребенку («Совсем, ну совсем как маленький», «Цыц, не трогай!», «- Экая, братец, у тебя привычка скверная за все руками хвататься. Ведь сломать можешь!»). Сашка называет отца «тюрей», больным, жалким и вечно печальным человеком. И тем не менее, из всех, кто окружал Сашку, он не лгал только одному отцу. Когда Сашку выгнали из гимназии, «мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку».

 № 5. Какую новость отец сообщил Сашке? Как сын отреагировал на нее?

— Отец сказал Сашке, что Свечниковы, его давние знакомые, приглашают Сашку к себе на рождественскую елку. Сын сначала даже не поверил, ведь «богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним». Он отказался идти («жирны больно станут, если еще я к ним пойду», он помнил, как они называли его испорченным мальчишкой), но грозные окрики пьяной матери и выдуманный отцом предлог, чтобы Сашка что-нибудь принес из гостей для него, сломили упрямство подростка, и он пошел.

 № 6. Какой подарок отцу Сашка хотел принести от Свечниковых? Расскажите о его поведении в гостях. Что он испытывал, глядя на елку?

— Сашка помнил, что у отца давно закончился табак, и надеялся, что от Свечниковых ему удастся его раздобыть. (Действительно, гостинец для отца получилось достать почти сразу же: вскоре он «ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина»).

— Сашка чувствовал себя чужим среди благополучных членов семьи Свечниковых и потому вел себя дерзко: выстрелил из игрушечного ружья в самого маленького Свечникова — Колю, назвавшего его неблагодарным, не поклонился в знак уважения лысому господину, показал ему язык, грубо отвечал на предложение помочь устроиться учиться в ремесленное училище. «Сашка был угрюм и печален, — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». «Забившись за рояль, Сашка сел там в углу».

 № 7. Какое впечатление елка произвела на детей?

— Еще не видя елки, «дети волновались и шумели». «Заранее вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку». Елка произвела на детей ошеломляющее впечатление: их лица — «с округлившимися глазами и губками». «Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний». «Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим ее восторгом и упорно и молча прыгала на одном месте».

 № 8. Почему ангелочек привлек внимание Сашки? Опишите игрушку. Что сделал Сашка, чтобы завладеть игрушкой? Какие чувства испытывал Сашка, когда ангелочек оказался у него?

— Восковой ангелочек привлек внимание Сашки, потому что первым впечатлением, которое он произвел на подростка, было изумление: он был тем, «чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые». Ангелочек будто реял в воздухе. «Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал: — Милый… милый ангелочек!». 

«И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и непохож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам». Казалось, Сашка даже был чем-то похож на эту игрушку-ангелочка.

— Чтобы завладеть игрушкой, Сашка встал на колени перед хозяйкой дома, Марьей Дмитриевной. Той было жалко красивой дорогой игрушки, но, видя упрямство Сашки, она отдала ему ангелочка.

— Как только ангелочек оказался у Сашки, он сразу же ушел домой, так как боялся, что его могут отнять. («- А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости»).

— Когда дома, вместе с отцом, Сашка любовался ангелочком, он забыл обо всем горестном в своей жизни: из его сознания на время ушел «черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски». «Все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки».

 № 9. Какое впечатление ангелочек произвел на Сашкиного отца? Почему?

— Отец Сашки был восхищен ангелочком. «- Да, в нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в игрушку.

Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и радость, как и лицо Сашки». Ему, как и Сашке, казалось, что ангелочек вот-вот полетит. «Отец отдернул руку и темными глазами изучал подробности ангелочка». «Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка…».

— Ангелочек произвел такое сильное впечатление на Сашкиного отца, потому что напомнил ему о той счастливой жизни, которая для него ушла безвозвратно, это был словно яркий луч света в его темном, безрадостном существовании: «И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь. К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда. Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь».

— В чувстве, которое ангелочек вызвал и у отца, и у Сашки, было то, «что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека».

 № 10. Какие слова произносит во сне Сашкина мать? В какой момент она их говорит? Что нового вносит этот эпизод в картину домашних отношений Сашкиной семьи?

— В то время как отец с сыном любуются прекрасным ангелочком, мать спит, утомленная работой и одурманенная водкой. Во сне она произносит слова, далекие от той реальности, в которой пребывают отец и сын: «Дерюжку держи… держи, держи, держи». (Дерюга — вид грубой ткани из низкосортной пряжи). Это еще раз подчеркивает глубокую пропасть, которая лежит между членами одной семьи: грубой матерью и отцом и сыном, подвластным очарованию красотой.

11. Какова судьба ангелочка? Как вы считаете, почему?

— Воскового ангелочка подвесили на отдушину горячей печи, и за ночь он растаял. «Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку». «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».

— Символично, что, как только расплавившийся от жары ангелочек упал на пол, «любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше».

— Ангелочек — нечто притягательное, но чужеродное в безрадостной жизни Сашки и его отца, поэтому, на мгновение подарив им счастье, он гибнет. В их быт снова врываются звуки обыденной реальности: «на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз».

12. В чем заключается идея рассказа?

— Порой в жизни встречается то, что наполняет ее радостью и смыслом, но это быстро уходит, и снова воцаряется серое, унылое, беспросветное существование, наполненное одной лишь горечью.

Тест по произведению «Ангелочек» Андреев

Тест по произведению «Ангелочек» Андреев

Последний раз тест пройден 1 час назад.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ангелочек»?

    • Леонид Андреев

    • Антон Чехов

    • Иван Бунин

    • Михаил Булгаков

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 100%
    ответили правильно

    100% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Автором произведения «Ангелочек» является русский писатель Леонид Николаевич Андреев.

  2. Вопрос 2 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение Леонида Андреева «Ангелочек»?

    • Новелла

    • Роман

    • Рассказ

    • Пьеса

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 89%
    ответили правильно

    89% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение Леонида Андреева «Ангелочек» написано в жанре рассказа. На это указывает небольшой объем произведения, ограниченное число персонажей, одна сюжетная линия, события которой разворачиваются вокруг главного героя.

  3. Вопрос 3 из 10

    В каком году было написано произведение Леонида Андреева «Ангелочек»?

    • 1890 г.

    • 1899 г.

    • 1905 г.

    • 1909 г.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 57%
    ответили правильно

    57% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение Леонида Андреева «Ангелочек» было написано в 1899 году.

  4. Вопрос 4 из 10

    Как звали главного героя – тринадцатилетнего мальчика?

    • Саша

    • Петя

    • Гриша

    • Сережа

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 97%
    ответили правильно

    97% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью… Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию…».

  5. Вопрос 5 из 10

    За что Сашку выгнали из гимназии перед самым Рождеством?

    • Низкая успеваемость

    • Родители не могли платить за обучение

    • Плохое поведение

    • Хамство директору гимназии

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 82%
    ответили правильно

    82% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу… Перед рождеством Сашку выгнали из гимназии…».

  6. Вопрос 6 из 10

    Какая семья, которая всячески помогала Сашке, пригласила его к себе на елку?

    • Свечниковы

    • Плотниковы

    • Огурцовы

    • Половниковы

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 97%
    ответили правильно

    97% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…слышалось тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича…
    – Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила, – прошептал он.
    – Врешь? – спросил с недоверием Сашка…
    …Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним. Отец еще раз побожился, и Сашка задумался….»
    .

  7. Вопрос 7 из 10

    Кого из своих родственников Сашка больше всех любил?

    • Мать

    • Отца

    • Двоюродного брата

    • Бабушку

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 94%
    ответили правильно

    94% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу…».

  8. Вопрос 8 из 10

    Какой предмет привлек внимание Сашки на елке у Свечниковых?

    • Старинный канделябр

    • Елочная игрушка

    • Игрушечное ружье

    • Серебряный колокольчик

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 98%
    ответили правильно

    98% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые… Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, чем все остальное…».

  9. Вопрос 9 из 10

    Из чего был сделан ангелочек, который так понравился угрюмому Сашке?

    • Вата

    • Воск

    • Серебро

    • Бронза

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 95%
    ответили правильно

    95% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху…».

  10. Вопрос 10 из 10

    На какое унижение пошел гордый и независимый Сашка, чтобы заполучить ангелочка?

    • Принялся умолять

    • Упал на колени

    • Стал целовать руки хозяйке

    • Заплакал

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 88%
    ответили правильно

    88% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…это средство оставалось последним, иначе пропадать. Сашка дернул тетку за платье и, когда она обернулась, упал на колена и сложил руки вышеупомянутым способом. Но заплакать не мог.
    – Что ты, с ума сошел! – вскрикнула тетка и оглянулась: по счастью, в кабинете никого не было. – Что с тобой?
    Стоя на коленах, с сложенными руками, Сашка с ненавистью посмотрел на тетку и грубо произнес:
    – Дай ангелочка!..»
    .

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Орлова

    10/10

  • Вера Шкаликова

    9/10

  • Лев Темнов

    10/10

  • Лариса Хохлова

    10/10

  • Никита Мельников

    9/10

  • Анастасия Калашникова

    10/10

  • Илья Никитин

    10/10

  • Эльмира Шарафетдинова

    10/10

  • Светлана Александрова

    10/10

  • Лада Максимова

    10/10

Рейтинг теста

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 2662.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Урок литературы

Тема: «Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»

Цели урока:

Обучающие:

* обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста,

* познакомить с особенностью рождественского рассказа,

* прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, зла, любви, красоты, милосердия и сострадания.

Развивающие:

* развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе.

Эпиграфы к уроку

И сказал Бог: сотворим человека

по образу Нашему и по подобию Нашему…

(Быт. 1:26).

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа. И попытаемся проанализировать рассказ Л.Андреева «Ангелочек». В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Что же такое рождественский рассказ, чем он отличается от обычного рассказа?

В самом общем виде можно определить рождественский рассказ как рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Желательно, чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшим при вмешательстве Божьем, либо понятным и заметным только главным героям рассказа. Святочный рассказ может быть романтичным, нежным, слегка грустным, но обязательно светлым. Разумеется, действие должно происходить в рождественские дни. Конечно, там должна быть ёлка, много снега и звёзд. Именно ёлка становится одним из главных действующих лиц многих рождественских рассказов. Вспомним некоторые из рождественских рассказов: А.П.Чехов «Ванька», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Л.А.Андреев «Ангелочек».

Рождественский рассказ – это рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Очень часто рождественская ёлка становится одним из главных действующих лиц такого рассказа.

Что же это за праздник Рождество Христово? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами».

Рождество — великий христианский праздник, установленный по церковному вероучению в честь Рождения Иисуса Христа. Это тёплый, трогательный, красивый праздник, пронизанный атмосферой всеобщего согласия и любви.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Давайте вспомним библейское сказание о Рождении Иисуса Христа.

II. Евангельская история Рождения Христа

Учитель : Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Анализ произведения. Рождественский рассказ Л.Андреева «Ангелочек».

Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, в чём его жанровые особенности.

Учитель : Леонид Андреев — автор нелёгких рассказов для чтения. Часто среди героев мы встречаем детей. Он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

* Главный герой рассказа? (Сашка, мальчик 13 лет).

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя.

*Что мы узнаем о главном герое с первых строк рассказа?

*Как Сашка мстил жизни? Как называет Сашку автор? (Волчонок).

*Отношения Сашки с матерью

*Мать Сашки- Феоктиста Петровна.

*Отец Сашки -Иван Саввич .

*Отношения Сашки с отцом (отец прятал для него хлеб; Сашка жалел отца, но не уважал.

*Отношения между матерью и отцом ?

*Прошлое отца? Служил в земской статистике (общегосударственное учреждение, занимающееся наукой о количественных показателях развития общества). Был учителем у Свечниковых, был влюблен в сестру хозяйки, Софью Дмитриевну.

*Кто такие Свечниковы? (Богатые люди, которые определили Сашку в гимназию, уважаемые люди).

* Что произошло с Сашкой перед Рождеством? (Его выгнали из гимназии).

Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели ему показываться на глаза после того, как его исключили.

* Как он жил все эти дни?

* Какое неожиданное событие происходит с Сашкой (Свечниковы приглашают его на рождественскую ёлку).

*Зачем они это делают?

Рождество — праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди — братья.

Так и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того, он хочет помочь Сашке, отец которого работал у него, и устроить мальчика в ремесленное училище.

*Реакция Сашки на приглашение?

*Почему пошёл? (Из-за отца, стащил там для него папиросы).

Мать и отец надеются, что Сашку вернут в гимназию, для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля.

*Как ведет себя мальчик? Почему? (Плохо. Он подтверждает свою репутацию дурного мальчика, он чувствует себя чужим, продолжает «мстить жизни»).

Сашка не желает вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его замечательно одетого, ухоженного сынка. Ведет себя как «нехороший мальчик».

*Реакция Сашки на елку? (Страшное одиночество ребенка).

* О чём он думает, что ему дорого в этой жизни? (Пытается вспомнить самое дорогое: отец, мать, дом…выходило, что этого ничего нет и ему некуда идти. Перочинный ножичек… завтра он его сломает, и тогда у него ничего уже не останется).

*Какое чудо произошло на ёлке у Свечниковых с Сашкой? Что он увидел? (Ангелочка – восковую игрушку).

Читатель не сразу замечает, как автор начинает иронизировать по поводу ситуации, которую он сам же создаёт в своем рассказе. По форме — это типичный «рождественский» рассказ. Но по сути этот рассказ как бы пародирует типичную «рождественскую» историю о бедном, несчастном ребенке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили, вытерли слёзы и сделали на один день счастливым. Сам автор не верит в реальность подобного сюжета. Он понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими. И Сашка именно так ведёт себя сначала. Но потом Сашка видит на ёлке воскового ангелочка. Игрушка так нравится ему, что Сашка готов схитрить и показать свою преданность, только бы хозяева подарили ему этого ангелочка!

*Почему мальчик обращает внимание на эту ёлочную игрушку? ( Нарядная, «наглая» ёлка, блестящие игрушки, а он — незаметный — с теневой стороны ёлки, так же, как Сашка, среди нарядных, избалованных, богатых детей. В эту минуту мальчик чувствует, что он уже здесь не одинок).

*Какие слова шепчет «грубый» мальчик? («Милый, милый ангелочек»).

* Как мальчик добивается того, чтобы ему сняли с ёлки и подарили ангелочка? Пересказ.

* Что делает гордый Сашка? (Встаёт на колени, ему это противно).

*Чувства мальчика, когда он коснулся ангелочка?

*Что заметили окружающие? Какое чудо случилось?

И тут происходит короткое и внезапное чудо! «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».

Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божие есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Более того, именно в ребёнке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлён глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.

И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери, а к бедной сироте Марии, жене обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати, не в царских покоях, а в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в мягкую колыбель, а в жёсткие ясли из камня.

* Что делает Сашка, получив игрушку? (Сразу идёт домой).

*Что происходит дома? (Диалог отца и сына ).

Выпросив ангелочка, мальчик поделился своей радостью с больным отцом. Как и Сашке, отцу кажется, что ангелочек спустился с неба…и внёс луч света в его душу, — «чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь». Отец и сын испытывали странное чувство, оно «сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяла человека от человека».

*Чем окончился рассказ? (Сашка и отец засыпают. Ангелочка, чтобы любоваться им, повесили возле горячей печки, и он растаял – оказался таким же хрупким, как и мимолетное счастье).

* Что с ними будет утром, когда они проснутся?

Окончилась рождественская ночь, окончилось чудо, как будто и не было ничего, началась обычная суровая жизнь. Кратковременное счастье. Счастье и должно быть кратковременным, а то его перестаёшь замечать и ценить. Быть может, если бы эта игрушка была с ними всегда, то она со временем бы утратила свою ценность. А теперь они всегда будут вспоминать об ангелочке, а значит, их сердца будут добрее. Короткий миг счастья, рождественское чудо!

*Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?

Писатели хотели без скуки и назидательности напомнить людям о самом важном в жизни: о добре и зле, о милосердии и сострадании.

*В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий. Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности. Понятия «Вера», «Милосердие», «Сострадание» — ученик зачитывает из словаря.

Вера – убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, в чём-либо. Убеждённость в существовании высших сил, вера в Бога.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Предыстория рассказа.

Н. Пацковская, родственница Андреева, вспоминала: «Ёлка эта была у нас, и наверху был восковой ангелочек; Леонид всё на него смотрел, потом взял его себе (моя мать ему его подарила), и когда лег спать, то положил его на горячую лежанку, и он, конечно, растаял. Было ему в это время лет 8.

Но в рассказе кое-что переиначено. Там выводится мальчик из бедной семьи. Леониду же отец и мать делали обыкновенно свою роскошную ёлку».

Домашнее задание: Анализ рассказа по выбору ( другие рождественские рассказы: «Чудесный доктор» А. И. Куприна, «Про зелёную ёлку и золотой мандарин» Оксаны Иваненко, «Даня» В.Белова;

другие рассказы Л.Андреева: «Бездна», «Жизнь Василия Фивейского», «Молчание» или др.)

6

План

1.Тема.

2. Цель.

3.Эпиграф.

4.Запись в тетради.

5. Биография.

6.Рисунки.

7.Карточки.

8.Чтение финала.(что это, исчезла игрушка, трагедия-ужасны, предназначение.

9.Начало рассказа.

Почему?

Как мстит

10.На ребёнка оказывает..

Характеристики матери

Отца

11.Имена

Мы раньше говорили имя влияет.

12.С кем автор

Почему?

Чего не хватает?

Дом Свечниковых.

Меняется ли

Но в этом

13.Описание ёлки.

14.Средства выразительности

Мы видим ёлка не дает

15.Физкульминутка.

16Ёлка не даёт радости

17.Описание ангелочка

Почему автор не даёт

Что общего?

Чувствуют ли другие

18.Сашка идёт домой

Что значит ангелочек     ?

Как меняется

19.Эпиграф.

20. Мультфильм

Что мы можем сказать

21.Сценка

Что мы видим

Какими ложатся люди

22. Стих.

23.Фин. сцена.

Встреча начало или конец чуда

25.для андреева ангел – символ. Мечта

26.художницы

Карточки

27.Синквейн

28.Д.з.

29.рефлексия.

30.дневники

УРОК ПО РАССКАЗУ Л. АНДРЕЕВА «АНГЕЛОЧЕК»

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с именем Л. Андреева.
  2. Поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний.
  3. Помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца.
  4. Обратить внимание на художественное своеобразие рассказа.

Оборудование урока:

  1. Портрет Леонида Андреева.
  2. Детский рисунок с изображением ангелочка.
  3. Пластинки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Дать задание прочитать рассказ дома.
  2. Поручить ученику, умеющему рисовать, изобразить на рисунке ангелочка.
  3. Дать индивидуальное задание — монологические ответы по теме «Отец Сашки», «Мать Сашки» — двум ученикам.
  4. Индивидуальное задание: раскрыть значение имен: Александр, Феоктиста  Петровна, Иван  Саввич.

Ход урока

 Организационный момент.

I.Сообщение темы урока.

Здравствуйте,ребята. Присаживайтесь.

(Слай № 1)

Ребята, тема нашего урока «Хрупко счастье…» по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»…

(Слайд № 2  )

Учитель:

  Цель нашего урока познакомиться с биографией Л.Андреева и его творчеством, мы проанализируем образ  главного героя с точки зрения его душевных переживаний.

Попробуем почувствовать трагедию Сашки и его отца

(Слайд № 3  )

А эпиграфом нашего урока станут слова И.Бунина.

Юля, прочитай эпиграф .

И в созерцании впервые

Дитя признало красоту,

Лелея грезы золотые

И чистой радости мечту.

                      И.Бунин

Сегодня на уроке мы с вами должны будем понять о какой красоте идёт речь.

II. Записи темы и эпиграфа в рабочих тетрадях.

Учитель:

Откройте тетради, запишите число, тему и эпиграф урока.

(Слайд № 4  )

III. Сообщение о писателе.

Учитель:

Дома вы работали по группам. И первой группе было поручено найти информацию о Л.Андрееве.Кто желает ответить. Алина.

Леонид Николаевич Андреев — большой русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871 —1919). Начал писать рассказы, которые носили демократический, реалистический характер, например, «Бергамот и Гараська». Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Но сочувствие обездоленным не оставило писателя до конца жизни… Обратимся к его рассказу «Ангелочек».

Спасибо, Алина, ты подготовил содержательную информацию о писателе. Садись, оценка «5»

Учитель:

Ребята, у нас в классе есть девочки, которые могут выразить свои чувства, эмоции, впечатлении с помощью кисточки. Катя и Юля на  этом уроке покажут своё творчество. Приступайте к работе.

— А Настя и …….будут работать по карточкам. Раздаточный материал.

(Слайд №  5 )

IV. Чтение финальной части рассказа.

Ученик:«…ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты…»

Пауза. 

Слайд №  6

V. Фронтальный опрос.

Учитель:

Что это? Исчезла еще одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой «грешной и страдающей земле».

Учитель:

Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение:

Ученик:

«Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется» жизнью».

Слайд №  7

Учитель:

Почему то, что делал Сашка, «называлось», а не было жизнью?

Ученик:

Вся его жизнь — сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома — тоже.

Учитель:

Как он мстит жизни?

Слайд №  8

Ученик:

Сашка начинает делать все назло. Сам он осознает, что ведет себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей.

Учитель:

Несомненно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья. Давайте посмотрим, что собой представляли отец и мать героя.

VI.

Учитель:

Ребята некоторые из вас  готовили характеристики отца и матери.

Учитель:

Расскажите подробно об отце Сашки и его матери. Кто готов отвечать?

Дается характеристика героев (два монологических ответа, заранее подготовленные).

Слайд №  9

1) Рассказ о матери. (Катя, Юля).

Слайд №  10

2) Рассказ об отце. (Саша).

Учитель:

Из ответов ребят мы видим, что наш герой жил в непростых условиях. Дома ему было некомфортно, он не видел в семье любви заботы и ласки.

VII. Фронтальный опрос.

Учитель:

Ребята, мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее. Вы дома искали значение имен. Случайны ли имена у Л. Андреева? Что они означают?

Учитель:

Кто готов ответить?

Ученик:

Иван Савич (Иван — Божья милость, Иван несёт ощущение чего-то доброго и светлого. Они преданны  своей семье, дружелюбны и трудолюбивы, милостивый Савелий дословно «тяжкий труд», выпрошенный евр.)

Александр (защитник, мужчина, «защитник людей», «защита мужественная».)

Слайд №  11

Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба). Феоктист хитер, раздражителен, может взрываться по пустякам, изрядный лентяй. Он не очень хорошо ладит с людьми, не любит выслушивать чужое мнение. Богом созданная. Петра: скала, утес, каменная глыба..

Спасибо. Хорошо. Постарались.

Учитель:

— Имена нам как бы «подсказывают» положение, которое занимает тот или иной герой в семье.

Учитель:

— С кем сравнивает автор Сашку? Почему?

Ученик:

Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.

Учитель:

— Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?

Ученик:

Сашке не хватает чего-то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир. Молодец!!!!

Учитель:

Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.

Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?

Ученик:

Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь.

Учитель:

— Люди не принимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это — елка.

Давайте прочитаем описание ёлки.

VIII. Чтение отрывка «Описание ёлки».

Слайд №  12,13,14,15

Ученик:

«…она бросала сильный свет без теней… Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

Учитель:

Хорошо!!! Присаживайся

Учитель:

— Ребята, как вы думаете, является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке?

Ученик:

Елка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме.

IX. Работа 3-й группы. «Средства выразительности».

Учитель:

Кто у нас искал средства выразительности в отрывке? Какие приёмы использует Леонид Андреев для того, чтобы показать эту отчужденность?

Кто готов ответить?

Слайд №  16 ( не сразу)

Ученик:

 Писатель  использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): «крикливый наглый блеск свечей», «чуждая», «враждебная» (эпитет), «ослеплять красотой»(метафора), «бросала свет» (олицетворение), «чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» (метафора ). Спасибо, ребята, молодцы, я довольна вашим ответом.

Слайд №  17

Физкультминутка

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт.

Гриша, будет показывать упражнения, а вы повторяйте за ним.

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись  и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!

Учитель:

Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все-таки принес мальчику радость: он увидел ангелочка

X. Чтение описания ангелочка.

Давайте найдём в тексте фрагмент, когда Сашка увидел ангелочка.

Слайд №  18 (не сразу)

Ученик:…Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули  изумлением,  и  лицо  мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной  к  нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла  ее  изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был  восковой  ангелочек,  небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его  прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он  казался живым  и  готовым  улететь.  Розовые  ручки  с  изящно  сделанными  пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие  лица  и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать  иного  чувства,  не  передаваемого  словами,  неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда  знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем  отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного  восторга,  Сашка сложил руки у груди и шептал:

     — Милый… милый ангелочек!

     И чем внимательнее он смотрел,  тем  значительнее,  важнее  становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они  висят,  нарядные, красивые, на этой  сверкающей  елке,  а  он  был  грустен  и  боялся  яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто  не  видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.

Учитель:

Ребята, как вы считаете, даёт  ли нам автор точное описание ангелочка?

Ученик:

Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе. Правильно.

Учитель:

Что общего между Сашкой и ангелочком?

Ученик:

Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек «прячется» на темной стороне елки среди гущи ветвей.

Учитель 

Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?

Ученик:

Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети — вообще не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо.

   Учитель: Найдите в тексте эпизод, когда Сашка, наконец получает желаемое.

 Обе  руки  Сашки,  которыми  он  взял  ангелочка,  казались  цепкими  и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.

     — А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки,  и на  глазах  его  сверкнули  две  маленькие  слезинки  и  остановились   там, непривычные к свету. Медленно приближая  ангелочка  к  своей  груди,  он  не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая  в чувстве неземной радости. Казалось,  что  когда  нежные  крылышки  ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное,  такое светлое,  какого  никогда  еще  не  происходило  на  печальной,  грешной   и страдающей земле.

     — А-ах! — пронесся тот же замирающий  стон,  когда  крылышки  ангелочка коснулись Сашки. И  перед  сиянием  его  лица  словно  потухла  сама  нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, — и  радостно  улыбнулась  седая,  важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между  неуклюжим,  выросшим  из  своего  платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.

     Но  в  следующую  минуту  картина  резко  изменилась.  Съежившись,  как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.

     — Я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу.

Учитель:

Что значит ангелочек для Сашки?

Ученик:

Это чудо, мечта, красота.

Слайд № 19

Учитель:

Обратимся к эпиграфу. Как вы думаете, почему мы взяли к нашему уроку это эпиграф?

Ученик:

Этот эпиграф более точно описывает внутреннее состояние героя, поэтому он очень подходит  нашему уроку.

Учитель: Как меняется Сашка?

Ученик:

Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по-настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу.

Слайд №  20,21

Видеосюжет (4 мин.)

Учитель:

Ребята, я предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Ангелочек». Как этот эпизод изобразили аппликаторы.

Учитель:

Просмотрев отрывок, Что мы можем сказать о чувствах Сашки?

Ученик: У Сашки появилась надежда, радость, мечта.

Слайд №  22

Инсценирование

     — Хорош? — спрашивал шепотом Сашка.

     Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.

     —  Да,  в  нем  есть  что-то  особенное,  —  шептал   отец,   задумчивовсматриваясь в игрушку.

     Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и радость, как и  лицо Сашки.

     — Ты погляди, — продолжал отец, — он сейчас полетит.

     — Видел уже, — торжествующе ответил Сашка. — Думаешь, слепой? А  ты  на крылышки глянь. Цыц, не трогай!

     Саша наставительно шептал:

     — Экая, братец, у тебя привычка скверная за все руками хвататься.  Ведь сломать можешь!

Учитель:

Ребята, что мы увидели? Одинок ли Сашка?

Ученик:

Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек — это надежда, это мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича ангелочек — прекрасное прошлое.

«…услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда он был навеки изгнан…», «спустился… в черную душу человека, у которого было отнято все…»

Учитель:

Какими ложатся спать эти люди?

Ученик:

Умиротворенными,   счастливыми,   успокоенными.   И, может быть, Сашка впервые в своей жизни увидит прекрасный сон.

 Пауза.

Слайд №  23,24,25,26

Учитель:

Ночь. Тишина. У киота Тихо лампада сияет.

Светлый и радостный кто-то

Детский покой охраняет.

Очи, как звезды мерцай,

Дивною блещут красою

Кудри, до плеч ниспадая

Светлою вьются волною

Он из надзвездного мира

В мир поднебесный явился.

Рея в пространствах эфира,

К детской постели спустился.

Вея крылом белоснежным

В милые, сонные глазки,

Голосом тихим и нежным

Шепчет он дивные сказки…

Слайд №  27Ученик:

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь!

Слайд №  28Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Слайд №  29Приглядывайтесь к облакам,

Слайд №  30Прислушивайтесь к птицам,

Слайд №  31Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Слайд №  32За мигом миг, Слайд №  33за шагом шаг

Слайд №  34Впадайте в изумленье.

Все будет так — и все не так

Слайд №  35Через одно мгновенье.

Учитель:

Но… хрупко счастье.

     А  ангелочек,  повешенный  у  горячей  печки,   начал   таять.   Лампа, оставленная гореть по настоянию Сашки, наполняла комнату запахом керосина  и сквозь закопченное стекло  бросала  печальный  свет  на  картину  медленного разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху  керосина  присоединился  тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты.  Любопытный  прусак  пробежал,  обжигаясь,вокруг бесформенного слитка, взобрался на  стрекозиное  крылышко  и,  дернув усиками, побежал дальше.

     В завешенное окно пробивался синеватый свет  начинающегося  дня,  и  на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз.

Учитель:

Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?

Ребята высказывают свое мнение.

Учитель:

Для Л. Андреева ангелочек — символ. Это символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью.

Учитель:

Катя и Юля  уже выразили свои чувства на ватмане и готовы поделиться  с нами.

Девочки, прикрепите свои работы на доске.

Ответ девочек.

Учитель:Девочки, вы обе молодцы.У вас получились замечательные работы.

Оценка работы по карточкам.

Слайд №  36

Составление синквейна.

Учитель:Ребята, давайте попробуем составить синквейны по прочитанному рассказу.(2 мин.)

Учитель:Работу закончили. Предлагаю послушать синквейн каждой группы.

Ученики читают.

Слайд №  37Домашнее  задание

Учитель:

А. Блок, прочитав рассказ, написал стихотворение «Сусальный ангел». Дома вам предстоит сравнить героев этих произведений и их отношение к ангелочку.

Слайд №  38 Рефлексия.

Учитель:Спасибо,ребята, за урок.У вас на столе лежат ёлочные украшения разных цветов. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к ёлочке красную шарик, если не понравился – голубой”. Если у вас создалось светлое, приятное чувство, то жёлтый. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Цвета, соответствующие настроению:

красный — восторженное;

желтый — светлое, приятное;

голубой- неудовлетворенное,                            

Ребят, получившие оценки поднесите дневники.

Укажите средства выразительности.

…Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули  изумлением,  и  лицо  мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной  к  нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла  ее  изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был  восковой  ангелочек,  небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его  прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он  казался живым  и  готовым  улететь.  Розовые  ручки  с  изящно  сделанными  пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие  лица  и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать  иного  чувства,  не  передаваемого  словами,  неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда  знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем  отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного  восторга,  Сашка сложил руки у груди и шептал:

     — Милый… милый ангелочек!

     И чем внимательнее он смотрел,  тем  значительнее,  важнее  становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они  висят,  нарядные, красивые, на этой  сверкающей  елке,  а  он  был  грустен  и  боялся  яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто  не  видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.

Укажите средства выразительности.

   …Обе  руки  Сашки,  которыми  он  взял  ангелочка,  казались  цепкими  и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.

     — А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки,  и на  глазах  его  сверкнули  две  маленькие  слезинки  и  остановились   там, непривычные к свету. Медленно приближая  ангелочка  к  своей  груди,  он  не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая  в чувстве неземной радости. Казалось,  что  когда  нежные  крылышки  ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное,  такое светлое,  какого  никогда  еще  не  происходило  на  печальной,  грешной   и страдающей земле.

     — А-ах! — пронесся тот же замирающий  стон,  когда  крылышки  ангелочка коснулись Сашки. И  перед  сиянием  его  лица  словно  потухла  сама  нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, — и  радостно  улыбнулась  седая,  важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между  неуклюжим,  выросшим  из  своего  платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.

     Но  в  следующую  минуту  картина  резко  изменилась.  Съежившись,  как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.

     — Я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу.

1.Герой рассказа Андреева «Ангелочек» не Сашенька, потому что так ласкового зовут мальчика хорошего, доброго, от которого нет проблем, а только радость родителям и окружающим. Или так называют плохого мальчика презрительно, подчеркивая неуемную любовь к испорченному мальчику от его окружения.

Но в рассказе мальчик не был паинькой, и родители не носились с сыном, не смотря на его выходки, поэтому — не Сашенька.

Саша — так зовут мальчика спокойного, рассудительного.

А наш герой был непокорным судьбе и жизни, он видел, что вокруг плохо и ужасно, но не знал, как бороться с этим. И делал это доступным способом для себя — дрался, обманывал, портил книги, ему нужен был какой-то выход злобе, которая копилась в его душе на весь его окружающий мир. Другого пути он не знал.

Сашка — это дерзко, и одновременно грустно, что показывает позицию героя, и отношение к нему самого автора.

2.Свечниковы — богатая семья, а Сашка из бедных. Потом, дети Свечниковых приличные, сытые, чистые, они не борются ни с чем, потому что по их мерках все хорошо и отлично в жизни. А как раз из-за таких людей и страдали такие, как Сашка и его семья. Вот он не хотел туда, где был вовсе не к месту. Где были его враги.

3.Придя-таки в гости, Сашка увидел на плохо освещенной стороне елки воскового ангелочка. Его глаза, узкие, а узкими глазами наделяют обычно людей злых, вдруг заблестели!И он его поразил, поразил выражением на лице, где не было ни борьбы, ни тупого и слащавого довольства жизнью. Сашка словно увидел иной путь в жизни, новый, к которому его душа потянулась, словно увидела родную душу. Желая получить ангелочка(да и папа просил принести что-нибудь с елки), мальчик, который вел себя всегда грубо, а даже просить и то начал в своей манере, вдруг даже становится на колени, лишь бы получить игрушку. И когда ангелочка ему отдают, то лица Сашки и ангелочка словно бы родные, такими похожими становятся. Сашка полюбил игрушку, считая, что он всегда к ней так относился, что она будто давно у него. Трудный ребенок для общества переобразился за один вечер.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы по произведению сказка о царе салтане
  • Вопросы по произведению сказка о рыбаке и рыбке
  • Вопросы по детским сказкам
  • Вопросы к сказке пера богатырь
  • Вопросы к сказке падчерица

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии