Вопросы по рассказу багульник

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 15.02.2022 17:12

Богайчук Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы

53 года

рейтинг22 513
место665

Ю.Я.Яковлев «Багульник». Тест.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

При изучении произведений по родной (русской) литературе предлагается ученикам читать рассказы Ю.Я.Яковлева. Например, «Багульник». Предложенный тест закрепит знания по прочитанному рассказу.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Перед вами отрывок из рассказа «Багульник» Юрия Яковлева «Он… вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос  и  открывал пасть — другого слова не подберешь!  При этом он подвывал, что вообще  не лезло ни  в какие ворота. При это  энергично тряс головой — разгонял сон — и  уставлялся на доску. А через несколько минут снова  зевал… Про кого идёт речь?

Варианты ответов
  • про нерадивого ученика
  • про мальчика Косту
  • таких учеников не бывает

Вопрос 2

В рассказе употребляется слово МОЛЧАЛЬНИК. Как ты понимаешь это слово?

Варианты ответов
  • Эгоистичный человек, который всегда молчит и смотрит на людей свысока
  • Добрый человек, открытый, что не попросишь — всегда молча сделает
  • Нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Вопрос 3

Но однажды ребята из класса «забыли,   что   он  молчальник   и   подумали,    что   он   волшебник.  К   нему  возникло   нескрываемое   любопытство.  Чего   только   не   говорили   про   Косту     ребята.» Что произошло? Почему ребята стали говорить про Косту?

Варианты ответов
  • Коста принёс в класс пучок тонких прутиков багульника
  • Коста ответил на уроке на «отлично»
  • Коста рассказал смешную историю: громко и с юмором

Вопрос 4

Ребята в классе говорили, что у Косты есть три собаки. Правда ли это?

Варианты ответов
  • Да, Косту видели с тремя разнопородными собаками
  • У Косты нет ни одной собаки
  • У Косты только боксёр

Вопрос 5

Ирландский   сеттер  горел   костром.  Боксер,   как   перед    боем    играл   мышцами.    Такса    чернела  обгоревшей   головешкой.   Что  это   были   за   собаки   и  какое    отношение   они   имели   к  Косте,   не   знали   даже   его   родители.   В   доме   собак   не   было   и  не    предвиделось.  Впрочем,    кроме   трех   собак    была   и   четвертая.  Что за собака?

Варианты ответов
  • Померанский шпиц, маленький и энергичный
  • Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами.
  • Немецкая овчарка, умная и преданная

Вопрос 6

Чем для Косты является звонок с последнего урока?

Варианты ответов
  • Побежать домой и лечь спать!
  • Вот теперь можно до вечера общаться в друзьями!
  • Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления!

Вопрос 7

Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами?

Варианты ответов
  • По-прежнему молчит
  • Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами.
  • Нехотя разговаривает с хозяевами собак и с собаками

Вопрос 8

Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам?

Варианты ответов
  • Милосердие
  • Храбрость
  • Равнодушие

Вопрос 9

Почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?

Варианты ответов
  • Одноклассники жестоки, нет общих тем для разговора
  • Коста — «троечник», а одноклассники умные
  • Собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.

Вопрос 10

Женечка —  маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Кто это?

Варианты ответов
  • Одноклассница Косты
  • Сестрёнка Косты
  • Учительница Евгения Ивановна

Вопрос 11

На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва  никто   не  замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал. Что сделала учительница?

Варианты ответов
  • Разбудила мальчика и сказала, что так вести себя нельзя!!!
  • Сказала ребятам: «Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу…Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать.»
  • Разрешила Косте поспать ещё чуть-чуть. Потом разбудила и отправила домой

Вопрос 12

Ю.Я. Яковлев не называет одноклассников Косты по именам. Почему, как вы думаете?

Варианты ответов
  • Не хочет запутать читателей обилием имён
  • Автору они не так интересны, как Коста
  • Не смог подобрать красивых имён

Вопрос 13

По мнению автора, Коста — личность. Что же такое личность?

Варианты ответов
  • Человек, имеющий свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.
  • Человек, следящий за своей внешностью, за своим лицом
  • Человек, делающий всё только для себя, в своих интересах.

Вопрос 14

Почему же писатель   назвал  произведение «Багульник», а не «Коста»?  

Варианты ответов
  • Чтобы читатели смогли понять, что за растение — багульник
  • Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка «шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»
  • Имя Коста не подходит для заголовка рассказа.

Вопросы к рассказу Яковлева Юрия
Яковлевича (1922 — 1995) «Багульник»

№ 1. Назовите героев рассказа.

— Герои рассказа Ю. Я. Яковлева «Багульник»:

— Коста — мальчишка,

— Евгения Ивановна — классный руководитель Косты,

— владельцы собак, которых выгуливал Коста (человек с
одной ногой, мальчик, прикованный к постели).

№ 2. Опишите характер Косты. Как к нему относились
одноклассники и учителя?

— Коста был из тех, кого называют молчальниками. «Люди
недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников,
на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже
не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски
каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Кроме того, Коста постоянно
зевал на уроках, и это вызывало раздражение классного руководителя Евгении
Ивановны: ей казалось, что мальчишка зевает от скуки: ей было невдомек, что
Коста просто хочет спать.

№ 3. Веточки какого кустарника Коста принес в класс?
Как это характеризует мальчика? Как изменилось отношение сверстников к Косте,
когда на ветках распустились цветы?

— Коста принес в класс нераспустившиеся веточки
багульника (багульник — вечнозеленый низкий ядовитый кустарник семейства
вересковых, с одурманивающим запахом, растущий на торфяных болотах) и поставил
их в банку с водой, ежедневно меняя воду. Это характеризует Косту, во-первых,
как человека, умеющего находить красоту в повседневном, обычном, во-вторых, как
заботливого хозяина, терпеливо исполняющего взятые на себя обязательства.

— Настал день, когда багульник расцвел: «Прутики
покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших
почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой». На улице в это
время еще не совсем растаял снег.

— Все с интересом рассматривали распустившиеся цветы,
«старались уловить тонкий сладковатый аромат». С этого момента отношение к
Косте изменилось: «Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник.
Подумали, что он волшебник». А классный руководитель, Евгения Ивановна, «стала
присматриваться к нему с нескрываемым любопытством».

№ 4. Опишите Евгению Ивановну (возраст, портрет,
характер, отношение к Косте).

— Евгения Ивановна была молодой учительницей.
Школьники в шутку, за глаза, называли ее просто Женечкой.

— «Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским
хвостиком, воротник — хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не
принял бы за учительницу».

— Совсем по-девчоночьи вместе с остальными учениками
она подсмеивается над Костой, принесшим веточки багульника в класс. Евгения
Ивановна неравнодушна к своим ученикам: видя необычное поведение Косты, она во
что бы то ни стало решает узнать о его внешкольной жизни как можно подробнее.

№ 5. Что заинтересовало Евгению Ивановну в поведении
Косты? Что она решила сделать, чтобы раскрыть его тайну?

— Евгения Ивановна обратила внимание, что «каждый раз,
когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя
голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на
ходу попадая в рукава, скрывался за дверью». «Звонок с последнего урока —
сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не
имел представления».

— Учительнице очень было интересно узнать, куда же он
так стремительно убегает, тем более что на уроках он постоянно зевал, хотел
спать. Возможно, пойдя за ним, она смогла бы найти ответ на оба вопроса. «Однажды
Женечка не выдержала и бросилась вдогонку». «Она превратилась в следопыта».

№ 6. Каких собак видели с Костой?

— Косту видели на улице с разными собаками:
огненно-рыжим сеттером («Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками
пламени», «Ирландский сеттер горел костром»), боксером («под короткой шерстью
тигрового окраса перекатывались мускулы бойца», «Боксер, как перед боем, играл
мышцами»), таксой («…вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах.
Головешка не вся обуглилась — над глазами и на груди теплились коричневые
подпалины», «Такса чернела обгоревшей головешкой»). Некоторые даже утверждали,
что Коста держит сразу всех трех собак.

№ 7. Куда Коста ежедневно уходил после уроков? Почему
родители ни о чем не догадывались?

— Ежедневно Коста ходил выгуливать чужих собак: хозяин
ирландского сеттера, Артюши, потерял ногу, ходил с костылем и не мог выгуливать
своего питомца, боксер, Атилла, был оставлен уехавшими хозяевами на балконе
умирать от голода, а такса, Лапоть, принадлежала больному мальчику, который не
вставал с постели.

— Родители не знали, что Коста ежедневно выгуливает
чужих собак, потому что он вовремя, за 15 минут до их прихода, возвращался
домой, едва успевая отчистить штаны от собачьей шерсти: «Когда родители возвращались
с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал
под нос глаголы. Так он сидел запоздно».

№ 8. Зачем Коста пришел на морской берег?

— Была еще одна собака, которую никто не видел с
Костой: «Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах
снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки,
большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы — ударом такой
лапы можно сбить любую собаку — ступали медленно, устало». «Она стояла
неподвижно, в странном оцепенении. Большеголовая, с острыми лопатками, с
опущенным хвостом. Ее взгляд был устремлен в море. Она ждала кого-то с моря».
«У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка».

— Собака ждала своего хозяина, который, видимо, утонул
в море («Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское», — говорит ей
Коста). Коста очень хотел помочь ей, он по-прежнему приходил к ней даже после
того, как в первые дни знакомства она его укусила («Руку. Теперь все зажило. Я
йодом смазывал»).

№ 9. Подведите итог: что нового узнала о Косте Евгения
Ивановна, отправившись вслед за ним? Объясните название рассказа.

— Отправившись вслед за Костой, Евгения Ивановна
увидела его с другой стороны: оказывается, этот одинокий молчальник, совсем еще
мальчишка, обладает отзывчивой, доброй душой. Он неравнодушен к чужой беде: собакам
он давал возможность не быть полностью затворенными в стенах квартиры, а
боксера и пса, который ждал погибшего хозяина на берегу моря и ничего не ел от
тоски, Коста спасал от голодной смерти.

— Рассказ неслучайно называется «Багульник»: поначалу
веточки кустарника были неприметны и вызывали недоуменный вопрос «Зачем Коста
принес этот «веник» в класс?», но потом, когда ветки распустились, все
любовались его светло-лиловыми цветами и вдыхали аромат. Проявилась красота,
таившаяся внутри.

— Так же и с Костой: все знали его только как
замкнутого в себе мальчишку, но, оказывается, у него было доброе сердце,
красота которого раскрылась, когда Евгения Ивановна отправилась вслед за Костой
и увидела его бескорыстную помощь людям и животным, в которых он поддерживал
веру в человека.

Вопросы к рассказу Яковлева Юрия
Яковлевича (1922 — 1995) «Багульник»

№ 1. Назовите героев рассказа. № 2.
Опишите характер Косты. Как к нему относились одноклассники и учителя? № 3.
Веточки какого кустарника Коста принес в класс? Как это характеризует мальчика?
Как изменилось отношение сверстников к Косте, когда на ветках распустились
цветы? № 4. Опишите Евгению Ивановну (возраст, портрет, характер,
отношение к Косте). № 5. Что заинтересовало Евгению Ивановну в поведении
Косты? Что она решила сделать, чтобы раскрыть его тайну? № 6. Каких
собак видели с Костой? № 7. Куда Коста ежедневно уходил после уроков?
Почему родители ни о чем не догадывались? № 8. Зачем Коста пришел на
морской берег? № 9. Подведите итог: что нового узнала о Косте Евгения
Ивановна, отправившись вслед за ним? Объясните название рассказа.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу Ю. Я. Яковлева «Багульник»

Avatar

Автор скрыт

24.04.2020.
Тест. Литература, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

тест для 7 класса по рассказу Ю. Я. Яковлева «Багульник»

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какое произведение НЕ принадлежит Ю. Яковлеву?

Варианты ответов
  • Зимородок
  • Позавчера была война
  • Капитан Клюквин

Вопрос 2

Кем считали Косту в классе?

Варианты ответов
  • начальником
  • молчальником
  • отличником

Вопрос 3

Почему Коста всё время зевал на уроках?

Варианты ответов
  • ему было скучно
  • он не высыпался, т.к. поздно делал уроки
  • делал это назло учителю

Вопрос 4

когда одноклассники поменяли своё отношение к Косте?

Варианты ответов
  • Когда ветка багульника зацвела
  • когда увидели его с собаками
  • когда он стал хорошо учиться

Вопрос 5

как звали собаку мальчика-инвалида?

Варианты ответов
  • Артюша
  • Лапоть
  • Шарик

Вопрос 6

как называлась порода собаки, которую хозяева оставили на балконе?

Варианты ответов
  • ирландский сеттер
  • боксёр
  • сенбернар

Вопрос 7

какой породы собак НЕ упоминалось в рассказе?

Варианты ответов
  • пудель
  • такса
  • сенбернар

Вопрос 8

когда зацвёл багульник, кем стали считать одноклассники Косту?

Варианты ответов
  • колдуном
  • магом
  • волшебником

Вопрос 9

знали ли родители Косты, что он заботится о чужих собаках?

Варианты ответов
  • Знали и поддерживали его
  • Коста не говорил им об этом, потому что боялся, что они запретят ему ухаживать за собаками.
  • Не знали, потому что не интересовались жизнью ребенка

Вопрос 10

Почему рассказ назван «Багульник»?

Варианты ответов
  • потому что мальчик изменился в глазах окружающих, как ветка багульника.
  • потому что в рассказе говорится о багульнике
  • багульник – это любимое растение Косты.

Цель урока: духовно-нравственное
становление личности учащихся.

Задачи урока:

  • Услышать нравственное звучание рассказа;
  • Создать условия для самоопределения учащихся
    по нравственным проблемам рассказа «Багульник»
  • Воспитать любовь к людям, животным

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Есть на свете дома, в которые приходят без
приглашения. Приходят, как говорится, на огонек,
– когда грустно и одиноко. Творчество писателя
такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к
детскому писателю Ю.Яковлеву. (Презентация,
слайд 1)
О чем его книги? Давайте обратимся к словам
самого писателя: «…Мои книги – …моя душа. Все,
что я пережил, перестрадал сам, – все это
оставило след в моем творчестве… Я незримо
присутствую в каждом рассказе, в мыслях и
чувствах своих героев. Они сокровенные, но я
открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в
жизни…» (Презентация,
слайд 2)
Во многих произведениях Ю.Яковлева слышится эхо
детства. Вот только некоторые из них: «Мальчик с
коньками», «Реликвия», «Рыцарь Вася», «Умка»,
«Умка ищет друга»… Я думаю, многие из них вам
знакомы. Главными героями этих рассказов
являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом:
«В детях стараюсь разглядеть завтрашнего
взрослого человека». (Презентация,
слайд 3)
Давайте попробуем определить цель нашего урока:
мы с вами попытаемся увидеть, как же удается
писателю в ребенке разглядеть завтрашнего
взрослого человека, попытаемся понять
сокровенные мысли умного человека, услышать их
нравственное звучание, постараемся понять, что в
человеке главное – личность, а не внешний вид. Он,
к сожалению, часто бывает обманчив. (Презентация,
слайд 4)

– Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с
простым и коротким названием –  «Багульник».
Какие ассоциации возникли у вас, когда я
попросила вас прочитать рассказ с таким
названием? Что вы ожидали от произведения?
Сбылись ли ваши ожидания? (Значит, идея этого
рассказа лежит не на поверхности рассказа) (Презентация, слайд 5) Что
хотел сказать писатель таким названием, вы,
надеюсь, поймете к концу урока.
– Вспомните, как зовут главного героя
произведения? (Коста)
– Вспомните свое первое впечатление от
знакомства с ним. (Неприятное впечатление:
вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза,
отвратительно морщил нос и открывал, заметьте, не
рот, а пасть. А еще он подвывал.)

– Это авторская характеристика? (Нет. Таким
видят его ребята и Женечка. Он их раздражал.
Женечка была уверена, что Коста зевает от скуки.)

Таким же – пока! – видим его и мы.
– Кем считали Косту в классе? (Молчальником)
– Обращаю ваше внимание на доску. Что означает
слово молчальник?
Молчальник – нелюдимый, скрытный человек,
никто не знает, что у него на уме: хорошее или
плохое
. (Презентация,
слайд 6)
– Как относятся к Косте одноклассники? Он
вызывает раздражение. (Презентация,
слайд 6) Он неинтересен и им, и своей учительнице.
– Почему он вызывает раздражение у Женечки,
Евгении Ивановны? (Сидит он тихо, но каждое
слово приходится вытягивать клещами. А еще он не
слушает объяснения, он в своих мыслях)

– Но однажды случилось непредвиденное. И все в
классе вдруг забыли, что Коста – молчальник. Что
же произошло? (Он принес в класс пучок тонких
прутиков и поставил их в обыкновенную банку с
водой. (На стол ставится ваза с веточками) И все
посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался
подметать ими пол, как веником. Он отнял и снова
поставил в воду. Он каждый день менял воду).

– Как характеризует это Косту? (Упорный,
упрямый, настойчивый…)

– И вот однажды случилось чудо – веник зацвел. (Презентация, слайд 7)
однажды веник зацвел. Прутики покрылись
маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на
фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались
листья светло-зелёные, ложечкой.)

Работа с иллюстрациями.

– Вот как изобразила Ксюша Мосолова веточки
багульника. И каким же стало отношение ребят к
Косте? (Исчезло раздражение, озлобленность,
появилось любопытство. Герои рассказа толпились
у окна, разглядывали, старались уловить тонкий
аромат, шумно дышали и спрашивали, что за
растение, почему цветёт)

– Коста для них, замечает писатель, стал
волшебником. И Женечка стала присматриваться к
нему с любопытством.
– Что же нового узнала Женечка о мальчике?
Давайте представим себе, что сейчас прозвенит
звонок, для Косты он звучит… как что? Как
сигнальная ракета. (Звучит звонок –  Презентация,
слайд 7 гиперссылка)
– Куда только девается заспанный, равнодушный
мальчик? Как он меняется? Зачитайте отрывок.
Какие глаголы встречаются в тексте? Обратите
внимание на зависимые слова. (Вскакивал, сломя
голову выбегал, скатывался с грохотом, на ходу
попадая в рукава, скрывался за дверью)

– Куда же мчится Коста, задаемся мы вопросом
вместе с любопытной Женечкой? (Его ждут собаки)
– Что это за собаки? (Что это были за собаки и
какое отношение они имели к Косте, не знали даже
его родители. В доме собак не было и не
предвиделось. Когда родители возвращались с
работы, они заставали сына за столом: он
поскрипывал перышком или бормотал под нос
глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь
сеттеры, боксеры, таксы?)

– Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с
четвероногими друзьями.

1 собака. Коста нырнул в кривой
переулок и скрылся в парадном… Артюша скрылся, и
на лестнице стало темнее… (Презентация,
слайд 8)
– Я хочу вас познакомить с новым именем. Это
современный художник А.Шилов. Перед нами одна из
его картин, называется она «Вдвоем». (слайд 9)
Внимательно вглядимся в картину.
– Что мы видим на ней? Давайте поработаем над
картиной. (Музыка) (Старый мужчина с любовью и
грустью смотрит на своего четвероногого друга.
Его рука поглаживает собаку, очень похожую еще на
одного нашего знакомого, Белого Бима. Пес
дремлет. Чувствуется, что позади долгие годы
любви, преданности, счастливых воспоминаний.
Может быть, этот человек с сожалением думает о
том, что он стал слишком слаб и немощен и не
сможет теперь выгуливать свою собаку. Как было бы
хорошо, чтобы у этих двоих появился такой верный
друг, как Коста.)

2 собака. Следующая встреча: «Теперь
пришлось бежать три квартала… На балконе стоял
боксер…». Давайте проследим, при помощи каких
синтаксических средств писателю удается
показать душевное состояние Атиллы, не побоюсь
этого слова по отношению к собаке. (Презентация,
слайд 10)  (Боксер тихо взвизгнул. От
счастья…)
Обратим внимание на необычное
построение предложений.  Как называется такой
прием? (Парцелляция)
– Жизнь этой собаки беспросветна. Ее забыли на
балконе. Жизнь ее темная, и радость  тоже
темная. Глаза собаки загорелись темной радостью.
Еще одно интересное  художественное средство
– оксюморон (сочетание несочетаемого) Как здесь
не вспомнить слова героя еще одного рассказа
Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»: «Чем помешала
собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже
выгоняли».
– Расскажите мне о третьей собаке.

3 собака. «Коста спешил дальше…
семенил Лапоть. (Презентация,
слайд 11)
– Собаки самых разных пород, но все они так рады
встрече с Костой, ведь Коста поддерживает в них
веру в человека. (Презентация,
cлайд 12)
– Давайте посмотрим с вами ролик о собачьей
преданности (23 мин. 23 сек.) Я думаю, вы узнали кадры
из знаменитых фильмов «Белый Бим Черное Ухо» и
«Лэсси». (Презентация,
слайд 12 гиперссылка)
– Но вернемся к нашему рассказу. А как же хозяева
собак? Есть среди них верные, любящие, а есть и
такие, которые бросили на произвол судьбы. «Люди
ведь!» – с сожалением и горечью говорит о них
дворничиха.
Но была еще одна собака. (Звучит шум моря…)
Вот к этой собаке Коста проявляет не только
заботу, но и уважение. Почему? (Презентация,
слайд 13 гиперссылка) Вспомним описание этой
собаки: «Огромная, головастая, из тех, что спасают
людей, застигнутых в горах снежными лавинами.
Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали
худые, острые лопатки, большие впалые глаза
смотрели печально, тяжелые львиные лапы – ударом
такой лапы можно сбить любую собаку – ступали
медленно, устало». (Она ждет своего хозяина,
который никогда не вернется)

«Собаки всегда ждут. Даже погибших. Им надо
помогать…»

Добрые чувства к животным, возникшие в детстве,
перерастут в добрые отношения к людям, уверен
писатель. И я тоже думаю, что наряду с памятником,
поставленным академиком Павловым собаке за то,
что она помогла ему сделать величайшие открытия,
появятся памятники собакам, пробуждающим в нас
доброе…( Презентация,
слайд 14)
Много примеров можно привести о необыкновенной
преданности собак, умерших на могилах своих
хозяев. Вспомним хотя бы Фрама – собаку Георгия
Седова.
Знаменитый полярный исследователь во время
героической попытки дойти до Северного полюса
заболел цингой и 20 февраля 1914 года умер. Спутники
похоронили своего капитана и двинулись дальше.
Но вожак собачьей упряжки Фрам не пошел с ними. Он
лег на могилу хозяина, и никакие уговоры не него
не действовали. Собака осталась лежать на могиле
Седова и умерла на ней.
Да, собаки умеют прощать, но не умеют забывать, и
примеров тому множество. Житель итальянского
городка Борго-Сан-Лоренцо Карло Сормани нашел в
сточной канаве щенка, приютил его и назвал
Верным. И пес полностью оправдал свое имя. Каждый
день в одно и то же время он приходил к автобусной
остановке встречать своего хозяина. Однажды тот
не приехал. Человек погиб, но пес этого не знал.
Или не хотел понимать. Несколько лет до конца
своей жизни он каждый день приходил на остановку
– ждать своего друга. После его смерти жители
города собрали деньги, установили памятник
Верному и в честь него изготовили золотую медаль.

Уже несколько лет главной
достопримечательностью Тольятти считается не
только гигант «АвтоВАЗ», но и малоприметный
памятник собаке на окраине Автозаводского
района. Семь лет верный пес ждал своих погибших
хозяев на улице города… Его впервые заметили на
обочине дороги в далеком 1995 году. Некрупная,
плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под
колеса встречных автомобилей. Машины уезжали, а
собака оставалась. Она, преданная и любящая душа,
не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не
вернутся к ней никогда.
Недаром знаменитый полярный исследователь Руаль
Амундсен в свое время написал: «Мы, люди, напрасно
думаем, что только нам одним присуща способность
выражать свои чувства. Взгляните в глаза собаки!
Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В
сущности, у собак определенно есть то, что мы
называем душой».

Вот и Коста сумел взглянуть в глаза собакам
и увидеть в них душу!

– Давайте проследим, как меняется Коста в
общении с  четвероногими друзьями. (Быстрый,
подвижный, выносливый, добрый, чуткий, способный
жертвовать своими успехами в учебе)

– А почему Косте так хорошо с собаками? (Может
быть, собаки в отличие от людей все понимают без
слов, не предают, не обманывают, ждут и тогда,
когда это уже безнадежно).

– Давайте вспомним других героев рассказа, ни у
кого их них, кроме Женечки, нет имени. Почему? (Наверное,
они неинтересны автору. Хорошие они или плохие,
мы не знаем. Непонятно, как бы они поступили на
месте Косты)

– А вот с Женечкой Косте повезло. Ведь не зря дети
ласково называют ее Женечкой. Она старается
понять своих учеников. (Иллюстрация)
– А как вы считаете, можно ли Косту назвать
личностью? (Презентация,
слайд 15)
Личность – человек, имеющий свое лицо, свои
взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий
значимые поступки.
– Можно ли по внешности определить, что это за
человек: плохой или хороший? Плохой или добрый
малый? А где проявляется человек как личность? (Человек
определяется в поступках, в отношении к
окружающим).

– Итак, Коста – личность. Поняла ли это Женечка?
Да. Читаем финальную сцену рассказа. «Он менялся
в ее глазах как веточка багульника» (смотри
эпиграф к уроку, Презентация,
слайд 16) Пробуждение доброго. Это процесс тонкий,
требующий большого участия всех общественных
сил. Ведь доброе может так и не пробудиться.
Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах
это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему
взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой
силой. Женечка, я думаю, окажет поддержку этому
чувству, поможет ему развиться и стать крепким.
– Ребята, наш рассказ называется «Багульник», но
описание веточек багульника занимает всего
несколько строчек. Почему такое название? Почему
Ю.Яковлев не назвал его «Коста»?
(Косту можно сравнить с багульником. Красота
багульника неожиданно раскрывается перед
людьми, так же неожиданно раскрывается перед
Женечкой душевная красота мальчика. «Женечка
молча шла по следам своего ученика, который
отвратительно зевал на уроках и слыл
молчальником. Теперь он раскрывался в ее глазах,
как веточка багульника»)
.

Презентация, слайд 17.
Поработайте над слайдом – тема (о чем – о Косте),
идея (зачем? Веточка багульника помогает нам
понять замысел писателя)
– И еще одно новое имя сегодня. Я хочу, чтобы вы
послушали стихотворение современного поэта
Е.Евтушенко. Подумайте, как перекликаются
строчки этого стихотворения с рассказом
Ю.Яковлева. (Презентация,
слайд 18)

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет. к
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

– Женечке хочется, чтобы и отношение ее
учеников к Косте тоже изменилось. (Сценка)

– Вернемся к словам Ю.Яковлева: «В детях
стараюсь разглядеть завтрашнего человека…». У
вас на партах лежат цветочки. Я хочу, чтобы вы
написали на этих цветочках ответ на вопрос: « А
какого завтрашнего человека я вижу в себе?» Но
прежде чем вы приступите  к работе, посмотрим
еще один ролик. Это песня в исполнении М.Муромова
«Про собак». Слова этой песни тоже перекликаются
с мыслями и поступками Косты: «Какие вы все-таки
разные-разные, какие вы все мне родные, свои и
даже чужие…» (Презентация,
слайды 19, 20)

Ученики пишут работу.

Домашнее задание: прочитать рассказ
Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»;
сочинение-размышление «Человек-багульник… Я
такого (не) встречал(а)…» (Презентация,
слайд 21)

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      almareed703

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • literatura
    Литература

    2 минуты назад

    Помогите пожалуйста, завтра контрольная по литературе. Это из произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

  • fizika
    Физика

    2 минуты назад

    Физика ЯКЛАСС 7 класс

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 минут назад

    Уровень английского от знания слов не ток от грамматики?

  • geometriya
    Геометрия

    6 минут назад

    Геометрия 7 класс. УМОЛЯЮ СПАСИТЕ!

  • geometriya
    Геометрия

    6 минут назад

    Как найти стороны треугольника зная только угол и медиану?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    20 минут назад

    Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:

    1) Na2O + H2O → 

    2) SO2 + H2O →  

    3) SO3+ H2O →

    4) CaO + CO2 →

    5)  CaO + P2O5→  

    6) K2O + SO3 →

    7) Na2O + SO3 → 

    8) K2O + SO2→ 

    9) CaO + SO3→

    10) CuO + HCl →

    11) Na2O + H3PO4 →

    12) K2O + H2SO3 →

    13) ZnO + HCl→ 

    14) MgO + HCl →

    15) BaO + H2SO4 →

    16) Na2O + HNO3 →

    17) P2O5 + KOH →

    18) CO2 + KOH →

    19) KOH + SO3 →

    20) Ba(OH)2 + H2SO4 →

    Определите тип химической реакции.     

  • matematika
    Математика

    22 минут назад

    помогите пожалуйста!

    в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы по рассказу ашик кериб с ответами
  • Вопросы по рассказу ася
  • Вопросы по рассказу ангелочек андреева
  • Вопросы по произведению сказка о царе салтане
  • Вопросы по произведению сказка о рыбаке и рыбке

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии