Тестовые задания по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. В какой сборник входит рассказ «Бежин луг»?
А) «Повести Белкина»
Б) «Маленькие трагедии»
+ В) «Записки охотника»
Г) «Миргород»
2. Когда происходят события, описанные в начале рассказа «Бежин луг»?
А) В марте
+ Б) В июле
В) В сентябре
Г) В декабре
3. С чего начинается рассказ «Бежин луг»?
+ А) С описания летнего дня
Б) С истории жизни главного героя
В) С притчи
Г) Рассказ начинается сразу с кульминации
4. Где происходит действие рассказа «Бежин луг»?
А) В Пермском уезде Архангельской губернии
+ Б) В Чернском уезде Тульской губернии
В) В окрестностях Москвы
Г) В Миргородской губернии
5. Кто выступает в роли главного героя рассказа «Бежин луг»?
А) Мальчик пастух
Б) Уездный доктор
В) Сельский пахарь
+ Г) Повествователь
6. Чем занимался рассказчик в начале описываемых событий?
А) Путешествовал
+ Б) Охотился
В) Женился
Г) Воевал
7. Что произошло с главным героем рассказа «Бежин луг» по дороге домой?
+ А) Заблудился
Б) На него напали разбойники
В) Попал в ловушку
Г) Повстречал говорящего кота
8. Чем занимались ребятишки, которых встретил главный герой рассказа «Бежин луг»?
А) Собирали урожай
Б) Путешествовали
+ В) Стерегли лошадей
Г) Пасли коров
9. О чём разговаривали мальчишки, которых повстречал главный герой рассказа «Бежин луг»?
А) О доме
Б) О войне
В) О будущем
+ Г) О нечистой силе
тест 10. Как звали мальчика, который рассказал больше всего историй?
А) Ванюша
Б) Федя
В) Павлуша
+ Г) Ильюша
11. Сколько всего мальчиков сидело возле костра?
А) Два
Б) Три
+ В) Пять
Г) Семь
12. Как звали старшего из мальчишек?
А) Ванюша
+ Б) Федя
В) Павлуша
Г) Ильюша
13. Чем отличался Костя?
А) Силой
Б) Громким голосом
+ В) Печальным взглядом
Г) Ослепительной улыбкой
14. Кто из мальчиков происходил из богатой семьи?
А) Ванюша
+ Б) Федя
В) Павлуша
Г) Ильюша
15. Как был одет Павлуша?
А) Богато
+ Б) Бедно
В) Как монах
Г) Как девчонка
16. О чём был первая история, которую услышал главный герой от мальчишек?
А) О волшебном коне
+ Б) О проказах домового
В) О невиданной царевне
Г) О сапогах-скороходах
17. От кого Костя услышал историю про плотника Гаврилу и русалку?
А) От мельника
+ Б) От отца
В) От деда
Г) От учителя
18. Кого встретил псарь Ермил из рассказа Ильюши на могиле утопленника?
А) Русалку
Б) Золотую рыбу
В) Огненную птицу
+ Г) Говорящего барашка
19. За кем погнался Павлуша во время рассказа Ильюши?
А) За домовым
Б) За конём
+ В) За собаками
Г) За грабителями
тест-20. Что искал на земле покойный барин из рассказа Ильюши?
А) Красную свитку
+ Б) Разрыв-траву
В) Цветок папоротника
Г) Утерянный крест
21. Что можно было узнать в «родительскую субботу» по мнению Ильюши?
А) Кто о тебе думает
Б) Кто по тебе скучает
В) Кто тебя любит
+ Г) Кто умрёт в этом году
22. Кто должен был прийти во время солнечного затмения?
А) Чёрт
Б) Ангел
В) Михаил
+ Г) Тришка
23. О чём была вторая история Кости?
А) О русалке и плотнике
+ Б) О водяном и мальчике
В) О говорящем барашке
Г) О домовом
24. Кто был «запевалой» в компании мальчишек?
А) Костя
Б) Павлуша
+ В) Федя
Г) Ильюша
25. Что случилось с женщиной из рассказа Феди?
А) Она стала русалкой
+ Б) Её схватил водяной
В) Её забрал орёл к себе на гору
Г) Пропала в лесу
26. О чём рассказывал самый младший мальчик Ваня?
А) О русалке и лешем
Б) О домовом
В) О говорящем барашке
+ Г) Он всю ночь дремал
27. Что называли мальчишки предвиденьем небесным?
А) Начало нового года
Б) Звездопад
В) Метеоритный дождь
+ Г) Солнечное затмение
28. Кто звал Павлушу, когда он пошёл воды набрать из речки?
А) Русалка
Б) Водяной
+ В) Мальчик Вася
Г) Акулина
29. С кем попрощался рассказчик, перед тем как уйти?
А) С Ваней
Б) С Илюшей
+ В) С Павлушей
Г) С Федей
тест_30. Что стало известно о Павлуше в конце рассказа «Бежин луг»?
А) Он женился
Б) Он утонул
В) Он исчез
+ Г) Он разбился
Тест по рассказу «Бежин луг» Тургенева в вопросах и ответах (викторина)
Мальчики. «Бежин луг». Художник А. Ф. Пахомов |
Рассказ «Бежин луг» входит в состав знаменитого цикла рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева.
В этой статье представлен тест на знание текста рассказа «Бежин луг» в вопросах и ответах (викторина). Правильные ответы смотрите в конце теста.
Смотрите:
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Бежин луг»
Тест по рассказу «Бежин луг» Тургенева в вопросах и ответах (викторина)
1. Кто из мальчиков является сыном зажиточного крестьянина?
- Костя
- Миша
- Дима
- Федя
2. Какое явление природы мальчики называют «небесным предвиденьем»?
- ураган
- солнечное затмение
- метель
- град
3. Что мальчики делают в лесу ночью?
- охотятся на зайцев
- защищают лес от браконьеров
- охраняют ульи с пчелами
- стерегут табун лошадей
4. Кто из мальчиков знает больше всех историй о нечистой силе?
- Ильюша
- Миша
- Федя
- Сережа
5. Самого старшего мальчика в рассказе зовут:
- Миша
- Ваня
- Костя
- Федя
6. Кто из мальчиков погибает при падении с лошади?
- Миша
- Саша
- Павлуша
- Ильюша
7. На какой фабрике работают Ильюша и его брат?
- на кондитерской фабрике
- на бумажной фабрике
- на молочной фабрике
- на швейной фабрике
8. Однажды на фабрике Ильюша и другие работники якобы слышали, как кашлял/а:
- таракан
- ведьма
- домовой
- русалка
9. Сколько всего мальчиков сидит ночью у костра?
- три
- пять
- семь
- девять
10. Бежин луг — это место, где:
- растут ядовитые травы
- мальчики собираются по ночам
- расположены ульи с пчелами
- жители строят новую школу
11. Когда рассказчик сбивается с пути, он:
- спрашивает у мальчиков дорогу и пешком идет домой
- берет у мальчиков коня и едет домой
- просит одного крестьянина подвезти его
- остается с мальчиками у костра до утра
12. Плотник Гаврила якобы увидел в лесу:
- русалку на дереве
- говорящего волка
- красного черта
- гигантского комара
13. Крестьянин Ермил ночью якобы встретил это существо:
- серебристого коня
- красную лисицу
- черного змея
- белого барашка
14. Как зовут существо, которое якобы «придет… когда наступят последние времена»:
- Мишка
- Гошка
- Тришка
- Вошка
15. Мальчик Ваня лежит у костра, накрывшись:
- пуховым платком
- курткой
- рогожей
- одеялом
Правильные ответы к тесту
1. ответ (4) Федя
2. ответ (2) солнечное затмение
3. ответ (4) стерегут табун лошадей
5. ответ (4) Федя
7. ответ (2) на бумажной фабрике
8. ответ (3) домовой
9. ответ (2) пять
10. ответ (2) мальчики собираются по ночам
11. ответ (4) остается с мальчиками у костра до утра
12. ответ (1) русалку на дереве
13. ответ (4) белого барашка
14. ответ (3) Тришка
15. ответ (3) рогожей
Это был тест на знание текста рассказа «Бежин луг» в вопросах и ответах (викторина по произведению).
Смотрите:
— Описание всех мальчиков в таблице
— Все материалы по рассказу «Бежин луг»
Сегодня у нас обобщающий урок
по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» ,и мы проведём его в игровой форме. Класс
делится на две команды, проводится три тура, игра с болельщиками после I-го тура, вопрос от жюри командам
после II-го тура.
Давайте вспомним: какие
произведения И.С.Тургенева вы прочитали?
(«Муму», «Русский язык»,
«Бежин луг», «Бирюк»).
– Что мы знаем о герое-рассказчике?
(Что он охотник и что он
заблудился).
– А случалось ли вам заблудиться?
– Если да, то, какие чувства вы испытывали?
– Какие чувства испытывал наш герой?
(Герой сначала испытывает
недоумение, «дивясь своей ошибке», потом ему становится «жутко». Когда совсем
стемнело, он «отчаянно устремился вперед», опять не узнал местности – «странное
чувство овладело» им, «сердце сжалось», понял, что окончательно заблудился и
пошел «по звездам – наудалую»).
Итак, давайте перейдем к
первому туру игры.
Каждой команде задаю по 13
вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. На размышление
даю полминуты.
В о п р о с ы д л я I-ой к о м а н д ы.
1)Определите время года, в которое происходит действие
рассказа.
(Лето.)
2) Как звали собаку рассказчика?
(Дианка.)
3) Как называется луг, на котором оказался наш,
герой-рассказчик.
(Бежин Луг)
4) Скольких мальчиков встретил у костра охотник.
(Пятерых.)
5) Были ли сидевшие вокруг огня гуртовщиками?
(Нет.)
6) А кто это были?
(Крестьянские ребятишки из соседней
деревни, которые стерегли
Табун.)
7) Кто такие гуртовщики?
(Хозяева и погонщики гуртов; гурт
– стадо скота, которое гонят на
продажу.)
Какого цвета были глаза у Павлуши?
(Серого.)
9) У кого лицо было в веснушках?
(У Кости.)
10) Чей это портрет?
(Стройный, с красивыми тонкими,
немного мелкими чертами лица,
кудрявыми белокурыми волосами,
светлыми глазами и постоянной,
полувеселой, полурассеянной
улыбкой.)
(Феди.)
11) Опишите рубаху, которая была на Феде.
(Пёстрая ситцевая, с жёлтой каёмкой.)
12) Опишите Павла.
(Волосы всклокоченные, черные, глаза серые,
скулы широкие, лицо
бледное, рябое; рот большой,
вся голова огромная, тело
приземистое, неуклюжее.)
13) Как звали брата Ильюши.
(Авдюшка).
В о п р о с ы д л я II-ой к о м а н д ы.
1)В каком месяце происходило всё это действие?
(Июль.)
2) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на
Бежином лугу?
(Лошадей выгоняли на ночь, так
как днём мухи и оводы не дали бы им
покоя, а мальчики стерегли табун.)
3) Как звали мальчиков, и по сколько лет им было?
(Феде – 14, Павлуше и Ильюше –
12, Косте – 10, Ване – 7.)
4) Кто из мальчиков самый богатый? Как вы узнали?
(Федя. По одежде.)
5) Что готовили мальчики?
(Картошку.)
6) Какого цвета у Феди был пояс?
(Голубого)
7) А что висело на поясе?
(Гребешок.)
Сколько собак было у мальчиков?
(Две.)
9) Как звали собак?
(Серый и Жучка.)
10) Чей это портрет?
(Лицо горбоносое, вытянутое,
подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые
губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Желтые почти белые
волосы торчали из-под войлочной шапочки.)
(Ильюши.)
11) Сколько раз была перевита верёвка вокруг стана
Ильюши?
(Три.)
12) Опишите Костю.
(Лицо его невелико, худо, в
веснушках, внизу заострено, как у белки; губы едва было можно различить;
большие, чёрные, жидким блеском блестящие глаза. Маленького росту, сложения
тщедушного т.е. хилого, слабого.)
13) Как звали сестру Вани?
(Анютка.)
И г р а с б о л е л ь щ и
к а м и.
(Если болельщики не знают
ответа, то одна из команд может ответить. За правильный ответ команда получает
5 баллов.)
– Сколько всего историй рассказали мальчики, сидевшие
вокруг огня?
Назовите эти истории?
(Всего они рассказали одиннадцать историй:
1-ая – о домовом,
2-ая – о Гавриле, слободском плотнике.
3-ая – о Ермиле и барашке.
4-ая – о покойном барине Иване Иваныче.
5-ая – о бабе Ульяне.
6-ая – о Солнечном затмении.
7-ая – о Тришке – антихристе.
8-ая – о Акиме – леснике.
9-ая – о Лешем.
10-ая – о Акулине – дурочке.
11-ая – о Васе и его матери Феклисте.
В т о р о й т у р.
Отвечает та команда, которая
первая поднимет красный кружок. За правильный ответ команда получает три балла.
1)Кто рассказывает историю о домовом?
(Ильюша)
2) Как проявляет себя домовой?
(Невидимый домовой пугает людей
на фабрике: ходит, шумит,
открывает двери, двигает чаны,
кашляет.)
3) Кто рассказывает историю о Гавриле?
(Костя.)
4) Что случилось с Гаврилой?
(Гаврила «невеселый стал» после встречи с
русалкой.)
5) Профессия Гаврилы.
(Плотник.)
6) Какого цвета глаза у русалки?
(Зеленого.)
7) Кто такой Ермил и что с ним случилось?
(Ермил – псарь, нашёл на могиле
утопленника барашка, который
повторил обращённые к нему ласковые
слова Ермила: «Бяша».)
А кто эту историю рассказывает?
(Ильюша.)
9) Кто искал разрыв-траву и зачем?
(Покойный барин Иван Иваныч
ищет разрыв-траву, потому что
его давит могила, и ему
хочется вон из нее.)
10) Кто встретил барина Ивана Иваныча?
(Дедушка Трофимович.)
11) Кого увидела на кладбище баба Ульяна и что
с ней потом
случилось?
(… в родительскую субботу …
стоит только ночью сесть на
паперть (крыльцо перед
входом в церковь) на церковную да
всё на дорогу глядеть. Те
и пройдут мимо тебя по дороге, кому
умирать в этом году. Ульяна
видела умершего прошлой весной
Ивашку Федосеева, а потом саму
себя, и теперь «в ней чуть
душа держится».)
12) Что такое «предвиденье небесное»?
(Солнечное затмение.)
13) Кто такой Тришка?
(Антихрист – противник Христа, который
должен явиться перед
концом света.)
14) Почему баба-стряпуха в Шаламове стала бить
горшки ухватом?
(«Кому теперь есть, – говорит,
– наступило светопреставление».) 15) Варнавицы – что это за место?
(Варнавицы – «нечистое место»,
где по рассказам Ильюши, часто
происходят встречи людей с
нечистой силой.)
16) «Староста наш в канаву залез, Старостиха
в подворотне
застряла, благим матом
кричит, свою же дворную собаку так
запужала, что та с цепи
долой, да через плетень, да в лес».
Что случилось?
(Увидев человека с «удивительной
головой», народ подумал, что
Тришка идет. А на самом
деле это был бочар Вавила, купивший
новый жбан (кувшин) и
надевший его себе на голову.)
17) Как объясняет Павел стоны, которые Костя в овраге
слышал?
(Павел выдвигает две «версии»:
одну в духе Ильюши («жалобится»
душа утопленного в болоте
Акима-лесника), другую – объясняя
непонятное через определенное
природное явление («есть такие
лягушки махонькие, которые
так жалобно кричат…»)
18) Кто и где утопили Акима-лесника?
(Воры, в бучиле (яме) )
19) Что знает про лешего Ильюша?
(«Леший немой, … он только в ладоши хлопает
и трещит…»)
20) Почему Акулина кинулась в реку и рехнулась?
(Её полюбовник обманул, а рехнулась, как в
воде побывала. Водяной
её испортил, говорят прежде
красавица была.)
21) С каких пор Феклиста не в своём уме?
(С тех пор как утонул её сын Вася.)
22) Какими событиями прерываются истории, рассказанные
ребятами?
(Стряпают, едят варёную
картошку. Лают собаки, и Павлуша
проверяет, не волк ли
обеспокоил их. Повествование прерывается
описанием природы, авторскими
замечаниями.)
23) Почему Ильюша беспокоится, когда Павел уходит за
водой?
(Боится, что водяной его к себе утащит)
24) Что рассказывает Павел, вернувшись к костру?
(Что слышал голос, зовущий его из воды.)
25) Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так
считаете?
(Павел. Он не боится поскакать на волка. Он
же идет за водой,
несмотря на рассказы об утопленниках.)
26) Кто из ребят лучше всех знал сельские поверья?
(Ильюша)
27) Кто является основным действующим лицом «Бежина
луга»?
(Автор-рассказчик, непосредственный
свидетель и участник
изображаемых событий.)
28) Какие сказочные существа упоминаются в этом
произведении?
(Леший, водяной, русалка, домовой.)
В о п р о с к о м а н д а
м о т ж ю р и.
1)Какие рассказы мальчиков вас заинтересовали и кто из
них лучший
рассказчик?
(Мнения могут разделится: некоторым ученикам
может нравится
Ильюша, так как он знает больше
историй, привлекает обилие
информации. Другим нравится
Павлуша. Он лидер.)
2) Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
(Рассказ Ильюши, скорее всего, напугал
мальчиков, они со страхом
слушают его историю. Рассказ
Павлуши вызывает общий смех, страх
исчезает. Историю про бочара
Вавилу, который надел на голову жбан
рассказывает Павлуша.)
3) Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чём
рассказывали?
(Ильюша верит в Тришку,
рассказывает взахлёб, переживает свой
рассказ, старается поразить
слушателей, испугать их. Павлуша
более спокоен, он тоже верит в
приход Тришки, но относится к
своему былому страху с иронией.
Павел старается объяснить все
странное в природе с позиций
здравого смысла. Так, когда Костя
рассказывает о «болезном голосе»,
доносящемся «из бучила»,
Павлуша замечает: «А то, говорят,
есть такие лягушки махонькие,
которые так жалобно кричат». Он
придерживается трезвого
взгляда на жизнь.)
4) Чему в рассказах мальчиков вы верите?
5) Как вы объясните финал рассказа «Бежин луг»?
(Печальный финал – повод высказать авторскую
симпатию к
Павлуше, выделить его среди
всех мальчиков. Гибель Павлуши была
предсказана в разговоре о
водяном. Павлуша рассказывал, что ему
послышалось, как его звал голос
утонувшего Васи. На слова Ильюши,
что это дурная примета, Павлуша
решительно произносит: «Своей
судьбы не минуешь». Вот он и не
миновал своей судьбы.)
6) Сбывается ли дурная примета?
(Дурная примета сбывается лишь отчасти: Павел
не утонул, но
убился, упав с лошади.)
7) Почему рассказ называется «Бежин луг»?
(В сознании автора есть воспоминания о том,
как он заблудился,
картины природы в разное время
суток, образы мальчишек, судьба
Павлуши – всё это связано с
Бежиным лугом.)
Что ещё, кроме бедности, удалось показать автору?
(Тургеневу удалось показать не только их
обездоленность, но и
одарённость, духовную красоту.)
Цель урока: закрепление, обобщение
рассказа «Бежин луг»;
развитие
речи учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма: урок–игра.
Оформление: портрет И.С.Тургенева,
иллюстрации к рассказу
«Бежин
луг», сделанные учениками.
Подготовила:
Учительница русского языка и литературы
Мусаева Заира Ахиятовна.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 190-192
И. Тургенев «Бежин луг»
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали ещё одно произведение Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?
Мне очень понравился этот спокойный и местами таинственный рассказ. Особенно мне понравились рассказы мальчиков. В них слышатся суеверия, которые бытовали среди простого народа, но в то же время они полны скрытого юмора.
Так же мне понравилось описание пейзажа, природы, которое заставляет почувствовать себя на Бежином лугу, увидеть ту красоту, которая восхитила автора.
2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?
Тургенев называл эти рассказы поверьями: «Ильюша лучше других знал все сельские поверья».
Я тоже думаю, что эти рассказы являются поверьями. Ведь россказни — это выдумки, сказки, придуманные самим рассказчиком, а предания основаны на исторических событиях.
Здесь же мы имеем дело с бытовавшими в определённой местности поверьями, народной верой в нечто странное.
3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затеняет заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.
Я не согласна с этим мнением.
Тургенев очень подробно описывает природу, но именно эта тщательность помогает лучше представить местность, в которой происходит действие рассказа. А через описание природы понять чувства и настроение героев. Например, фраза «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь» передаёт мистическое настроение, охватившее героев, объясняет, почему они с таким воодушевлением рассказывают страшные истории.
Немало в создании настроения рассказа помогает и описание воздуха: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая томительный сладкий запах». Сама природа заставляет человека стать романтиком, фантазировать и удивляться окружающему миру. И создать это ощущение единения с природой не вдаваясь в мелкие детали просто невозможно.
Творческое задание
Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Из рассказа «Бежин луг» мы можем узнать о красоте русской природы, о бескрайних просторах, лесах и полях, в которых так легко заблудиться.
Из него можно узнать о простых русских людях, их душе, их мечтах и мировоззрении. Из этого рассказа мы узнаём, что с самого детства крестьяне живут в волшебном мире природы, полном мистических чудес. Оттого они и смотрят на окружающий мир как на живой, боготворят его, любят родную землю. Они едины с природой и в этом их сила, в этом их счастье. И как бы не был тяжёл крестьянский труд, окружающая людей природа дарит им новые силы и новую надежду, не даёт им впасть в тоску и уныние.
В этом сила русских людей и всей страны — в нашем постоянном единении с природой.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?
На иллюстрациях А. Пахомова мы видим Федю, Павлушу, Ильюшу и Костю. Федя солидный, богато одетый, у его ног свернулась собака. Павлуша — проказливый, со всклоченными волосами, он деловито помешивает картошку. Ильюша и Костя сидят рядом, это простые деревенские ребята. Ильюша в войлочной шапочке. Ваня нарисован отдельно. Он лежит под рогожей, за ним видны кони.
Я примерно так себе и представляла этих героев.
На этюде Дмитриева мы видим самого Тургенева. Его облик нам хорошо известен. Он стоит где-то в лесу. Но пейзаж этюда какой-то мёртвый, а не волшебно-живой, как в рассказе.
Совершенствуем свою речь
1. Опираясь на описание Бужина луга у Тургенева и впечатления Смолникова попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином Луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры использованные Тургеневым.
Бежин луг находился на равнине возле реки, рядом с высоким и почти отвесным обрывом. В ночи было трудно что-то рассмотреть, но виднелись смутными пятнами далёкие холмы и леса. В реке иногда плескалась рыба и по берегу слабо шумел тростник.
Над лугом царственно стояла ночь, звёзды текли, непрерывно мерцая, по направлению Млечного пути.
А утром под золотыми потоками горячего солнца зажглись лучистыми алмазами крупные капли росы.
2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?
Описания природы помогают автору создать настроение. Блуждания автора во мраке, поиски пути, символизируют опасность. Особенно ярко это заметно, когда автор застыл на краю обрыва, едва не упав с него.
Ночь — время таинственное и она наполнена рассказами мальчиков. Она символизирует тайны природы, которые человек не может постичь.
Утро, рассвет — это время пробуждения природы, а человек забывает ночыне страхи. Они символизируют рождение нового дня надежды, мирной и счастливой жизни.
3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?
Самые интересные рассказы были у Ильюши. Он рассказал про домового и про барашка на могиле. Эти рассказы полны таинственности, они характеризуют Ильюшу как мальчика впечатлительного, с богатой фантазией.
Костя тоже рассказал занимательную и таинственную историю про русалку. Было видно, что он сам побаивается своего рассказа. Это тоже очень впечатлительный мальчик.
Павлуша рассказал смешную историю про Тришку. Его рассказ был спокойным и неторопливым, да и сам мальчик обстоятельный, практичный, не склонный к излишним фантазиям.
4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.
Пример характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг» можно прочитать, перейдя по ссылке.
Фонохрестоматия
1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?
Начало отрывка описывает ночь. Актёр читает этот момент негромко, словно усталым голосом. Странные ночные звуки пугают мальчиков.
Утренний пейзаж иной. Его описание актёр читает радостно, восторженно. Кончилась ночь и вместе с ней ушли ночные страхи.
3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.
Костя: робкий, пугливый, в его голосе звучит страх. Он искренне верит в свои рассказы. Это тихий, очень впечатлительный мальчик, с большими глазами.
Павлуша: спокойный, всё знающий, его ничто не пугает, но он склонен к насмешкам.
Ильюша: громкий, самоуверенный, проказливый.
Федя: насмешливый, считает себя взрослым и поэтому свысока относится к рассказам других мальчиков. Он старательно скрывает свой страх.
Ваня: маленький, романтичный, любуется звёздами. Он тихий, неуверенный в себе, даже робкий. Любит свою сестру.
Молодежь сможет открыть двери к будущему. т.е. поколение растет,и люди изобретаю что-то новое.
Лично я поняла ее так)
Герасим это несчастный герой рассказа. Который проживал в деревне в небольшой избушке. Работал за 4. Был очень трудолюбивым. А главное что был глухонемым. Потом работал в Москве дворником и полюбил прачку Татьяну. Это мужчина строгого и серьёзного нрава сложенный богатырём. Одарённый необычаемой силой, и ростом: 2 аршина 12 вершков( 196 см)Автор особенно выделяет то что он очень сильный. Герасим исполняет все приказы барыни и даже утопил своего маленького друга. О многих поступках он не жалел. Но перед каждым решением он долго думал. Люди уважали немого Герасима, они общались жестами. Но и он их тоже уважал и в точности понимал их жесты. Автор с сочуствием относится к Герасиму. Он очень сильно отличался от дугих героев рассказа тем что был глухонемым и загадочным. Он приютил маленького щенка и вырастил его
Он был счастлив что его спасли
То есть учиться никогда не поздно, можно учиться в любом возрасте.
Центральной идеей «Слова о полку Игореве» — выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю.
В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.
Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом — с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:
Были веки Трояновы,
Миновались лета Ярославовы;
Были битвы Олега,
Олега Святославича.
Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей — Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:
Тот Олег мечом крамолу ковал,
И стрелы он по земле сеял.
Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.
Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц — соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие — Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи — огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т. д.
Русская земля в «Слове…» — это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры — Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.
Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:
И поехал по чистому полю.
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
И далее –
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты.
Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома:
Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!
Не мало тебе величия,
Кончаку нелюбия,
Русской земле веселия!»
Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.
Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.
<span> Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве».</span>