Николенька. Художник К. Клементьева |
Повесть «Детство» является частью знаменитой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
В этой статье представлен тест по повести «Детство» в вопросах и ответах на знание текста: материалы для викторины. Правильные ответы смотрите в конце теста.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»
Тест по повести «Детство» Льва Толстого
1. Как зовут брата главного героя Николеньки?
- Михаил
- Александр
- Федор
- Володя
2. Карл Иванович является:
- учителем
- управляющим имением
- дядей Николеньки
- семейным врачом
3. Как зовут сестру Николеньки?
- Машенька
- Катенька
- Анечка
- Любочка
4. Кто является первой детской любовью Николеньки? Об этой героине речь идет в главе «Что-то вроде первой любви».
- о Мими
- о Марье Ивановне
- о Катеньке
- о Наталье Савишне
5. О ком эта цитата?
«…вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы…»
- о Карле Ивановиче
- о слуге Николае
- об отце Николеньки
- о страннике Грише
«Две главные страсти его в жизни были карты и женщины…»
- о Карле Ивановиче
- об отце Николеньки
- о Володе
- о дворецком Фоке
7. О ком эта цитата?
«…какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование.»
- мать Николеньки
- Наталья Савишна
- Мими
- бабушка Николеньки
8. На именины бабушки Николенька дарит ей:
- стихотворение
- рисунок
- букет
- собачку
9. Кто дает Николеньке этот совет?
«…за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком.»
- бабушка
- директор училища
- Карл Иванович
- мама
10. О ком Николенька говорит следующие слова?
«Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда.»
«Иногда влияние его казалось мне тяжелым, несносным; но выйти из-под него было не в моей власти.»
- о слуге Николае
- о Сереже Ивине
- о Карле Ивановиче
- о страннике Грише
11. Николенька очень стыдится того, что на празднике он не заступился за:
- Наталью Савишну
- бабушку
- Карла Ивановича
- Иленьку Грапа
12. О смерти какого героя идет речь в цитате?
«Со смертью … окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества…»
- о смерти няни
- о смерти дедушки
- о смерти матери
- о смерти дяди
13. Кто из героев считает себя некрасивым и очень переживает из-за этого?
- Володя
- странник Гриша
- Карл Иванович
- Николенька
14. О какой героине идет речь в этих цитатах?
«Вы знаете, какая это ангельская доброта…»
«Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.»
- о матери Николеньки
- о тете Николеньки
- о няне
- о бабушке Николеньки
15. Кого из героев увольняют за ненадобностью, когда Николенька и брат переезжают в город?
- Наталью Савишну
- Мими
- Карла Ивановича
- дворецкого Фоку
16. На каком музыкальном инструменте любит играть мать Николеньки?
- на скрипке
- на арфе
- на флейте
- на рояле
Ответы на вопросы
1. ответ (4) Володя
2. ответ (1) учителем
3. ответ (4) Любочка
4. ответ (3) о Катеньке
5. ответ (1) о Карле Ивановиче
8. ответ (1) стихотворение
9. ответ (4) мама
10. ответ (2) о Сереже Ивине
11. ответ (4) Иленьку Грапа
12. ответ (3) о смерти матери
13. ответ (4) Николенька
14. ответ (1) о матери Николеньки
15. ответ (3) Карла Ивановича
16. ответ (4) на рояле
Это был тест по повести «Детство» Льва Толстого в вопросах и ответах на знание текста (викторина).
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»
Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Какого числа Николенька узнаёт о решении отца забрать сыновей с собой в Москву?
12 июля
12 августа
10 августа
2.
Как зовут брата Николеньки?
Саша
Петя
Володя
3.
Когда отцу и сыновьям пришлось вернуться в имение?
Через полгода
Через месяц
Через год
4.
Чем был вызван отъезд из Москвы?
Финансовыми сложностями
Влюблённостью Николеньки
Болезнью матери
5.
Как звали девушку, в которую влюбился Николенька?
Сонечка
Танечка
Леночка
6.
Кто встретил отца и детей в имении?
Яков
Фока
Мими
7.
Кто рассказал мальчикам о последних минутах жизни матери?
Мими
Яков
Наталья Савишна
8.
Во сколько всех позвали к панихиде?
В 9 часов
В 10 часов
В полдень
9.
Где была похоронена Наталья Савишна?
На сельском кладбище
Недалеко от могилы отца и матери
Недалеко от могилы матушки Николеньки
10.
Как звали матушку Николеньки?
Наталья Савишна
Наталья Николаевна
Екатерина Петровна
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
Вопросы к изучению повести Л. Н. Толстого «Детство»
Категория: Литература.
Вопросы к изучению повести Л. Н. Толстого «Детство»
1. С чего начинается повесть «Детство»?
2. Кто такой Карл Иванович?
3. Какой возраст у героя повести? (10 лет)
4. Есть ли у него родные? (брат Володя и сестра Любочка)
5. Как в 1-й главе несколько раз меняется отношение мальчика к своему учителю? Почему?
6. С какими чувствами мальчик описывает матушку? Что он вспоминает из ее внешности (карие глаза и улыбку)
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
7. Какую новость сообщил своему сыну папа? Каким по характеру вам показался отец героя?
8. А какие чувства испытывал сын? Почему в конце главы он заплакал?
9. По какому поводу Карл Иванович испытал обиду? Как он говорит о хозяевах?
10. Как в семье относились к юродивому Грише?
11. Какой самый важный момент охоты описывает автор? В чем заключалась ошибка мальчика? (не выдержал)
12. В какую игру стали играть дети после охоты?
13. Как вел себя во время игры Володя?
14. Какие еще игры вспоминает герой повести?
15. «Что-то вроде первой любви» – к кому относится эта фраза и что это было за чувство?
16. Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?
Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…
Он умел взять верх в отношениях со всяким…
Он был чувствителен и даже слезлив…
Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно.
Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе…
17. Расскажите, чем занимались вечером в семье Иртеньевых?
18. Почему папа решил отправить Карла Ивановича вместе с детьми в Москву?
19. Какие ощущения испытал Николенька, подсматривая вечером за молитвой Гриши?
20. Расскажите о Наталье Савишне. Чем она занималась? Какое самое главное качество выделяет в ней мальчик?
21. В каком состоянии Николенька расстается со своей мамой?
22. С каким человеком в первую очередь связаны воспоминания детства главного героя?
23. Какую еще любовь называет автор в главе «Детство»?
Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
24. Что же является детством в понимании взрослого человека, какие мысли, чувства, какое состояние души? (глава 15 «Детство»)
25. Что из прочитанного понравилось, запомнилось, почему?
26. С чего начинается описание московской жизни мальчиков, с какого события в доме? (д. р. бабушки)
27. Что подарили мальчики бабушке? (Володя рисунок, Николенька стихи)
28. Что больше всего волновало Николеньку в его стихах? («и любим, как родную мать»)
29. Расскажите о посетителях бабушки. Кто запомнился мальчику? (княгиня Корнакова, князь Иван Иванович)
30. Что восхищало Николеньку Иртеньева в Сереже Ивине?
31. О каком случае эти рассуждения мальчика?
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд… (Иленька Грап)
32. Перескажите эпизод с перчаткой.
33. В какой момент бала мальчик вспомнил о своей маме? (не сумел станцевать мазурку)
34. Чем привлекла Николеньку Сонечка? Что он рассказывает о любви к ней?
35. В чем разность взглядов на любовь, ее проявления у Володи, которому 13 лет, и Николаши, которому 11 лет? Какой вам больше нравится и почему?
– Володя! ты спишь? –
– Нет, – ответил он мне сонным голосом, – а что?
— Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку.
— Ну так что ж? – отвечал он мне, потягиваясь.
— Ах, Володя! ты не можешь себе представить, что со мной делается. . . вот я сейчас лежал, увернувшись под одеялом, и так ясно, так ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто удивительно. И еще знаешь ли что? когда я лежу и думаю о ней, Бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать.
Володя пошевелился.
— Только одного я бы желал, – продолжал я, – это – чтобы всегда с ней быть, всегда ее видеть, и больше ничего. А ты влюблен? признайся по правде, Володя.
Странно, что мне хотелось, чтобы все были влюблены в Сонечку и чтобы все рассказывали это.
— Тебе какое дело? – сказал Володя, поворачиваясь ко мне лицом, – может быть.
— Ты не хочешь спать, ты притворялся! – закричал я, заметив по его блестящим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. – Давай лучше толковать о ней. Не правда ли, что прелесть?. . такая прелесть, что скажи она мне: «Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! – сказал я, – сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть! – прибавил я, живо воображая ее перед собою, и, чтобы вполне наслаждаться этим образом, порывисто перевернулся на другой бок и засунул голову под подушки. – Ужасно хочется плакать, Володя.
— Вот дурак! – сказал он, улыбаясь, и потом, помолчав немного: – Я так совсем не так, как ты: я думаю, что, если бы можно было, я сначала хотел бы сидеть с ней рядом и разговаривать. . .
— А! так ты тоже влюблен? – перебил я его.
— Потом, – продолжал Володя, нежно улыбаясь, – потом расцеловал бы ее пальчики, глазки, губки, носик, ножки – всю бы расцеловал. . .
— Глупости! – закричал я из-под подушек.
— Ты ничего не понимаешь, – презрительно сказал Володя.
— Нет, я понимаю, а вот ты не понимаешь и говоришь глупости, – сказал я сквозь слезы.
— Только плакать-то уж незачем. Настоящая девочка!
36. Мы говорили о том, что пора детства связана у автора с самым дорогим человеком – матерью. Чем заканчивается повесть и почему?
37. А почему глава «Детство» не стала завершающей, а стоит в середине повести?
38. Кто рассказал мальчику, как умирала его мама?
39. Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя? (когда увидел ее в гробу и начал вспоминать жизнь в деревне)
40. Какие мысли посещали его во время похорон? Что мешало предаться горю?
Метод Толстого: психологизм! Передает постоянные переживания героя.
Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль.
41. Как реагировала на смерть дочери бабушка?
Нас не пускали к ней, потому что она целую неделю была в беспамятстве, доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи. Иногда, сидя одна в комнате, на своем кресле, она вдруг начинала смеяться, потом рыдать без слез, с ней делались конвульсии, и она кричала неистовым голосом бессмысленные или ужасные слова.
42. Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?
43. Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?
44. Из замысла Л. Н. Толстого: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью». Какие приметы отрочества видны уже в повести «Детство»? («темные пятна»: отношение к Иленьке Грапу, насмешливые отзывы о Карле Ивановиче в конце 21 гл. )
Е. С. Голикова, ГБОУ СОШ № 45, г. Москва
Метки: Литература
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»
1. Повесть «Детство» относится к трилогии:
а) «Детство. Отрочество. Юность» ;
б) «Детство. Молодость. Старость» ;
в) «Детство. Юность. Зрелость» ;
г) «Рождение. Детство. Отрочество» .
2. Повесть «Детство» относится:
а) к поэтическим произведениям;
б) к автобиографической прозе;
в) к приключенческой прозе;
г) к романтическим произведениям.
3. Главным героем повести является:
а) Николенька Иртеньев;
б) Володя Иртеньев;
в) Карл Иваныч;
г) Наталья Савишна.
4. Повествование ведётся от лица:
а) свидетеля событий, происходящих в поместье;
б) Николеньки;
в) Карла Иваныча;
г) автора.
5. Дети – герои этого произведения – учились:
а) в гимназии;
б) в лицее;
в) на дому с учителем;
г) в сельской школе.
6. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование… » — говорит Толстой:
а) о Катеньке;
б) о Мими;
в) о маменьке;
г) о Наталье Савишне.
7. Наталья Савишна – это:
а) бабушка главного героя;
б) дальняя родственница;
в) старая няня;
г) учительница английского языка.
8. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь:
а) нужно исправлять людей;
б) нужно исправлять самого себя;
в) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества;
г) ничего не нужно изменять.
9. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это:
а) осознание главным героем своей избранности и гениальности;
б) наличие неменяющегося характера главного героя;
в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям;
г) меняющийся внутренний мир главного героя.
10. Чей это портрет:
а) «В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах»________________________________
б) «Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука» ___________ в) «Ей было 11 лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio»__________________________
г) «…в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом…» _______________________________________
д) «Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подёргивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришёптывание, и большая во всю голову лысина…»___________________
11. О каком событии идёт речь? а) «…взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок…» _______________________ б) «Когда всё было готово, он величественно опустился в своё кресло и голосом, который, казалось, выходил из какой-то глубины, начал диктовать следующее… «Из всех пороков самый тяжкий…есть Неблагодарность… С большой буквы.»________________________ в) «Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление» ________________________________________
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Ответы
1. Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность» ;
б) «Детство. Молодость. Старость» ;
в) «Детство. Юность. Зрелость» ;
г) «Рождение. Детство. Отрочество» .
2. Повесть «Детство» относится:
а) к поэтическим произведениям;
б) к автобиографической прозе;
в) к приключенческой прозе;
г) к романтическим произведениям.
3. Главным героем повести является:
а) Николенька Иртеньев;
б) Володя Иртеньев;
в) Карл Иваныч;
г) Наталья Савишна.
4. Повествование ведётся от лица:
а) свидетеля событий, происходящих в поместье;
б) Николеньки;
в) Карла Иваныча;
г) автора.
5. Дети – герои этого произведения – учились:
а) в гимназии;
б) в лицее;
в) на дому с учителем;
г) в сельской школе.
6. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование… » — говорит Толстой:
а) о Катеньке;
б) о Мими;
в) о маменьке;
г) о Наталье Савишне.
7. Наталья Савишна – это:
а) бабушка главного героя;
б) дальняя родственница;
в) старая няня;
г) учительница английского языка.
8. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь:
а) нужно исправлять людей;
б) нужно исправлять самого себя;
в) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества;
г) ничего не нужно изменять.
9. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это:
а) осознание главным героем своей избранности и гениальности;
б) наличие неменяющегося характера главного героя;
в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям;
г) меняющийся внутренний мир главного героя.
10. Чей это портрет:
а) «В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах»_Карл Иваныч____________________
б) «Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука» маменька в) «Ей было 11 лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio» сестрица Любочка
г) «…в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом…»
Марья Ивановна (Мими)
д) «Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подёргивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришёптывание, и большая во всю голову лысина…» папенька
11. О каком событии идёт речь? а) «…взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок…» вольная Наталье Савишне б) «Когда всё было готово, он величественно опустился в своё кресло и голосом, который, казалось, выходил из какой-то глубины, начал диктовать следующее… «Из всех пороков самый тяжкий…есть Неблагодарность… С большой буквы.» отъезд детей в Москву в) «Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление» испачканная скатерть