Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль?
Он превратился в прах
Он ушел в Страну солнца
Он превратился в тень
2.
Кто украл девушку из племени скотоводов?
Бык
Орел
Медведь
3.
Что произошла с девушкой 20 лет спустя?
Ее убил орел
Она вернулась домой вместе с сыном орла
Она сбежала от орла и больше ее никто не видел
4.
Почему племя решило наказать сына орла одиночеством?
Он был зол и безобразен
Он убивал их скот ради забавы
Он убил девушку из их племени и считал себя первым на земле
5.
Что значит имя Ларра?
Отверженный
Сильный
Гордый
6.
На какую кару был обречен Ларра?
Его убили скотоводы
Он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти
Его никто не мог полюбить
7.
От чего, по словам старухи, исходили искры, которые было видно в степи?
От костров скотоводов
От светлячков
От сердца Данко
8.
От чего начали гибнуть люди во времена Данко?
От мечей завоевателей
От смрада, поднимавшегося от болот
От засухи
9.
Какой путь предложил людям Данко, чтобы они смогли пройти через ядовитые земли?
Через жаркую пустыню
Через темный лес
Через смердящие болота
10.
Чем Данко освятил людям путь?
Факелом
Тлеющей головней
Собственным горящим сердцем
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
Тест
«Старуха Изергиль» М. Горький
1.
Из скольких частей состоит рассказ «Старуха
Изергиль»?
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
2.
От чьего лица ведётся
повествование в рассказе «Старуха Изергиль»?
А) от лица
повествователя и Данко;
Б) от лица
повествователя и старухи Изергиль;
В) от лица старухи
Изергиль и Ларры;
Г) от лица
повествователя и Ларры.
3.
Где повествователь
познакомился со старухой Изергиль?
А) в Бессарабии;
Б) на Кавказе;
В) в Крыму;
Г) в Сибири.
4.
Каким общим идеям подчинены все части рассказа?
А)
идеям любви между мужчиной и женщиной;
Б)
идеям борьбы за своё личное счастье;
В)
идеям борьбы за свободу, равенство, братство;
Г)
идеям смысла жизни и её истинной ценности.
5.
Какой пейзаж предвосхищает легенду о Ларре?
А) закат солнца;
Б) тени облаков;
В) волнующееся
море;
Г) сполохи в небе.
6.
Кто был отцом Ларры?
А) сокол;
Б) ястреб;
В) орёл;
Г) ворон.
7.
Что означает имя Ларра?
А) отверженный;
Б) одинокий;
В) свободный;
Г) гордый.
8.
Какое преступление совершил Ларра?
А) похитил дочь старшины племени;
Б) убил дочь старшины племени;
В) обесчестил дочь старшины племени;
Г) оклеветал дочь старшины племени.
9.
Какое наказание придумали для Лары за его гордыню?
А) разорвали
лошадьми;
Б) пустили в него
стрелы;
В) сожгли на костре;
Г) дали ему
абсолютную свободу.
10.
Как сложилась судьба Ларры?
А) покончил жизнь
самоубийством;
Б) скитался в
самозабвении;
В) завоевал племя и
стал его главой;
Г) раскаялся и
вернулся к людям.
11.
Чему посвятила свою жизнь Изергиль?
А) удовольствиям;
Б) путешествиям;
В) любви;
Г) подвигам.
12.
Что старуха Изергиль назвала
искрами «горящего сердца Данко»?
А) голубые огоньки над
степью;
Б) проблески заката
солнца;
В) звёзды в чистом
небе;
Г) искры молнии во
время грозы.
13.
Какой библейский персонаж является прототипом
Данко?
А) Ной;
Б) Голиаф;
В) Моисей;
Г) Иов.
14.
От чего гибло племя Данко?
А) от голода;
Б) от эпидемии;
В) от набегов
других племён;
Г) от смрада болот.
15.
Какой путь предложил своему племени Данко, чтобы
избавить его от страдания?
А) через тёмный
лес;
Б) через пустыню;
В) через высокие горы;
Г) через земли
врага.
16.
Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники
собрались с силами и пошли за ним дальше?
А) произнёс
воодушевляющую речь;
Б) попросил ведуна
призвать солнце;
В) бросил на землю
волшебный клубок;
Г) вырвал
собственное сердце и осветил им дорогу.
17.
Что лежит в основе подвига Данко?
А) жажда славы;
Б) безрассудность;
В) страх потерять
авторитет;
Г) любовь к людям.
18.
Как отреагировали соплеменники Данко на его смерть?
А) не заметили;
Б) скорбели;
В) обрадовались;
Г) испугались.
19.
Что роднит Изергиль с Ларрой? Ответ запишите.
20.
Что роднит Изергиль с Данко? Ответ запишите.
Ответы к тесту:
1.
В;
2.
Б;
3.
А;
4.
Г;
5.
Б;
6.
В;
7.
А;
8.
Б;
9.
Г;
10.
Б;
11.
В;
12.
А;
13.
В;
14.
Г;
15.
А;
16.
Г;
17.
Г;
18.
А.
Перейти к содержанию
Сайт для развития и хорошего настроения
Сайт для развития и хорошего настроения
Тест по рассказу «Старуха Изергиль» (Максим Горький)
Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо был прочитан рассказ. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.
Тест по рассказу «Старуха Изергиль» содержит 20 вопросов, в каждом из которых по 3 варианта ответов. Желаем удачи!
1. Где был автор, когда услышал легенды старухи Изергиль?
В Крыму
В Бессарабии
В Польше
2. Во время чего была похищена красивая дева?
Во время сна
Во время пира
Во время жатвы
3. Кто похитил красивую деву?
Орёл
Тигр
Молодой юноша
4. Через сколько лет девушка вернулась домой?
Через 5 лет
Через 15 лет
Через 20 лет
5. Кто вернулся домой вместе с девой?
Юноша
Юная дева
Старик
6. Кем молодой человек доводился деве?
Отцом
Сыном
Братом
7. Как умер орёл?
Поднялся в небо и разбился о скалы
Проиграл в драке с другим орлом
Был подстрелен из ружья
8. За что старейшины решили выгнать юношу из племени?
За то, что оскорбил их словами
За то, что он был не похож на них
За убийство девушки
9. Почему молодой человек убил дочь вождя?
Потому что испугался её
В знак мести за то, что не в своё время не спасли его мать
Потому что та отказала ему
10. Кем юноша считал себя?
Орлом
Мудрецом
Царём
11. Какое наказание старейшины придумали для юноши?
Повесить
Сбросить на скалы с горы
Отпустить на свободу
12. Как звали молодого человека?
Ларра
Форос
Эббиг
13. Сколько лет было Изергиль, когда она начала свои любовные похождения?
12 лет
15 лет
25 лет
14. Где жила Изергиль с турком?
В гареме
В пещере
В доме
15. Сколько лет было Изергиль, когда она убежала в Болгарию?
20 лет
26 лет
16 лет
16. Почему не сложились отношения старухи Изергиль с юношей из Болгарии?
Он обидел её
Ей стало скучно
Юношу убили
17. Кто помогал Изергиль, когда её ранила ревнивая жена мужчины, которого Изергиль соблазнила?
Монашка из Польши
Поляк
Еврей
18. Кем притворяется Изергиль, чтобы спасти из плена мужчину, которого любила?
Сумасшедшей
Старухой, матерью пленного
Матерью командира
19. Сколько лет старуха Изергиль была замужем?
10 лет
20 лет
30 лет
20. Почему сердце Данко разлетелось на кусочки?
Лопнуло от горя
На его сердце наступил один из людей
Он разорвал его, чтобы осветить путь каждому
ПРОВЕРИТЬ
СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ
Возможно, вам будет интересно
Русские пословицы и их значения
Русские фразеологизмы и их значения
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»:
а) 1894 +
б) 1904
в) 1914
2. От чьего лица ведется повествование в произведении:
а) Ларры
б) от лица повествователя +
в) Данко
3. От чьего лица ведется повествование в произведении:
а) Данко
б) Ларры
в) старухи Изергиль +
4. В чем состоит особенность композиции произведения:
а) «рассказ в рассказе» +
б) «рассказ в повести»
в) «повесть в повести»
5. Сколько частей у произведения:
а) 5
б) 4
в) 3 +
6. Каким общим идеям подчинены все части произведения:
а) идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей
б) идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека +
в) идеям родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли
7. Кто из героев рассказа считал, что «каждый сам себе судьба»:
а) Данко
б) Ларра
в) старуха Изергиль +
8. Где рассказчик познакомился со старухой Изергиль:
а) в Бессарабии +
б) в Сибири
в) на Кавказе
9. Кто был отец Ларры:
а) голубь
б) сокол
в) орел +
10. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям:
а) внешним уродством
б) бессмертием +
в) безумием
11. Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»:
а) голубые огоньки над степью +
б) проблески закатного солнца
в) искры молнии в грозу
12. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше:
а) произнес воодушевляющую речь, и сердца людей зажглись
б) вырвал собственное сердце и освещал им дорогу +
в) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду
13. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли к простору степи:
а) кто-то наступил на сердце юноши +
б) сердце Данко превратилось в голубя
в) она потухло
14. Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль:
а) он ушел в Страну солнца
б) он превратился в прах
в) он превратился в тень +
15. Кто украл девушку из племени скотоводов:
а) орел +
б) бык
в) сокол
16. Что произошла с девушкой 20 лет спустя:
а) сбежала от орла и больше ее никто не видел
б) вернулась домой вместе с сыном орла +
в) ее убил орел
17. Почему племя решило наказать сына орла одиночеством:
а) он убивал их скот ради забавы
б) он был зол и безобразен
в) он убил девушку из их племени и считал себя первым на земле +
18. Что значит имя Ларра:
а) сильный
б) отверженный +
в) гордый
19. На какую кару был обречен Ларра:
а) его никто не мог полюбить
б) его убили скотоводы
в) он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти +
20. От чего начали гибнуть люди во времена Данко:
а) от засухи
б) от смрада, поднимавшегося от болот +
в) от мечей завоевателей
21. Какой путь предложил людям Данко, чтобы они смогли пройти через ядовитые земли:
а) через темный лес +
б) через жаркую пустыню
в) через смердящие болота
22. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»:
а) размышление о любви
б) размышление о смысле жизни +
в) о тяжелой жизни старухи
23. Какая особенность композиции не относятся к рассказу:
а) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль
б) состоит из трёх самостоятельных частей
в) всё повествование держится на описании чувств героев +
24. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра:
а) предательство
б) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными +
в) самопожертвование
25. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко:
а) нашли счастье в любви
б) стремились к богатству
в) их жизнь посвящена любви к людям +
26. Что собирали молдоване:
а) гранаты
б) виноград +
в) яблоки
27. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть:
а) разбилась насмерть +
б) запела
в) попросила прощение
28. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла:
а) со звездой
б) с богиней
в) со змеёй +
29. Какое явление природы подтвердило речь мудреца:
а) грянул гром +
б) выглянуло солнце
в) пошёл дождь
30. Как был наказан юноша за свою гордость:
а) бросился со скал в ущелье
б) вернулся к людям умирать +
в) был изгнал навсегда
18 января 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тест по рассказу Горького «Старуха Изергиль»
20 вопросов.
staruha-izergil.doc
1. Из скольких частей состоит рассказ «Старуха Изергиль»?
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
2. От чьего лица ведётся повествование в рассказе «Старуха Изергиль»?
А) от лица повествователя и Данко;
Б) от лица повествователя и старухи Изергиль;
В) от лица старухи Изергиль и Ларры;
Г) от лица повествователя и Ларры.
3. Где повествователь познакомился со старухой Изергиль?
А) в Бессарабии;
Б) на Кавказе;
В) в Крыму;
Г) в Сибири.
4. Каким общим идеям подчинены все части рассказа?
А) идеям любви между мужчиной и женщиной;
Б) идеям борьбы за своё личное счастье;
В) идеям борьбы за свободу, равенство, братство;
Г) идеям смысла жизни и её истинной ценности.
5. Какой пейзаж предвосхищает легенду о Ларре?
А) закат солнца;
Б) тени облаков;
В) волнующееся море;
Г) сполохи в небе.
6. Кто был отцом Ларры?
А) сокол;
Б) ястреб;
В) орёл;
Г) ворон.
7. Что означает имя Ларра?
А) отверженный;
Б) одинокий;
В) свободный;
Г) гордый.
8. Какое преступление совершил Ларра?
А) похитил дочь старшины племени;
Б) убил дочь старшины племени;
В) обесчестил дочь старшины племени;
Г) оклеветал дочь старшины племени.
9. Какое наказание придумали для Лары за его гордыню?
А) разорвали лошадьми;
Б) пустили в него стрелы;
В) сожгли на костре;
Г) дали ему абсолютную свободу.
10. Как сложилась судьба Ларры?
А) покончил жизнь самоубийством;
Б) скитался в самозабвении;
В) завоевал племя и стал его главой;
Г) раскаялся и вернулся к людям.
11. Чему посвятила свою жизнь Изергиль?
А) удовольствиям;
Б) путешествиям;
В) любви;
Г) подвигам.
12. Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»?
А) голубые огоньки над степью;
Б) проблески заката солнца;
В) звёзды в чистом небе;
Г) искры молнии во время грозы.
13. Какой библейский персонаж является прототипом Данко?
А) Ной;
Б) Голиаф;
В) Моисей;
Г) Иов.
14. От чего гибло племя Данко?
А) от голода;
Б) от эпидемии;
В) от набегов других племён;
Г) от смрада болот.
15. Какой путь предложил своему племени Данко, чтобы избавить его от страдания?
А) через тёмный лес;
Б) через пустыню;
В) через высокие горы;
Г) через земли врага.
16. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше?
А) произнёс воодушевляющую речь;
Б) попросил ведуна призвать солнце;
В) бросил на землю волшебный клубок;
Г) вырвал собственное сердце и осветил им дорогу.
17. Что лежит в основе подвига Данко?
А) жажда славы;
Б) безрассудность;
В) страх потерять авторитет;
Г) любовь к людям.
18. Как отреагировали соплеменники Данко на его смерть?
А) не заметили;
Б) скорбели;
В) обрадовались;
Г) испугались.
19. Что роднит Изергиль с Ларрой? Ответ запишите.
20. Что роднит Изергиль с Данко? Ответ запишите.
Ответы
1. В;
2. Б;
3. А;
4. Г;
5. Б;
6. В;
7. А;
8. Б;
9. Г;
10. Б;
11. В;
12. А;
13. В;
14. Г;
15. А;
16. Г;
17. Г;
18. А.
Автор: Чубко Евгений Юрьевич.
-1-
Данный урок литературы (урок изучения новой темы) первый по теме «Творчество М. Горького» согласно «Программе по литературе для 5- 11 классов образовательной школы» (авторы – составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев).
Урок с применением приемов технологии «Развития критического мышления».
При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие задания: прочитать вступительную статью в учебнике о жизни М.Горького, составить таблицу, прочитать рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Один учащийся получил индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему: «Время написания произведения». Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, таких как находить ( в учебниках и других источниках) достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.
Система заданий, представленных на уроке, способствует формированию у учащихся регулятивных УУД: выдвигать версии, находить способы достижения результата работы в группе и индивидуально, а также коммуникативных, таких, как излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, корректировать свое мнение, общаться в группе.
Планируемые результаты:
предметный результат:
осмысленное чтение и адекватное восприятие художественного произведения, понимание ключевых проблем рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», связи литературного произведения с эпохой его написания, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, понимать авторскую позицию и выражать
-2-
собственное отношение к ней, создавать устные монологические высказывания, вести диалог;
метапредметный результат:
умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, самостоятельно организовывать и оценивать собственную деятельность, работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Виды учебной деятельности:
рецептивная: чтение вступительной статьи учебника, чтение и полноценное восприятие текста рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»;
репродуктивная: составление таблицы, осмысление характеров, изображенных в произведении, ответы на вопросы;
продуктивная, творческая: индивидуальное сообщение ученика на тему «Время написания произведения»;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
исследовательская: анализ проблематики и образов рассказа, составление кластера «Ценности человеческой жизни».
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, текст рассказа, иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль»; раздаточный материал группе «Наблюдатели», презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя
То, о чем мы сегодня с вами будем говорить, волновало и будет волновать сердца и умы не одного поколения людей. Я говорю о сущности человеческой личности и смысле жизни. Многие в определенный период своей жизни задавали себе такие вопросы: «Зачем я живу и какой смысл моей жизни?» и
-3-
искали ответы на них. Давайте все вместе постараемся хоть на пару шагов приблизиться к ответам на эти вечные вопросы.
-Как вы думаете, для чего живет человек?
(Оставить после себя какой-то след, память).
Учитель: А вот какой след, какую память может оставить после себя человек, выясним на уроке.
Предметом нашего исследования я выбрала рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». И теперь, когда вы знаете проблему урока, знаете произведение, помогите сформулировать тему урока и чуть позже цели нашего исследования.
Совместно с учащимися формулируется тема урока: «Скажи, какой ты след оставишь?»
Учитель:
Эпиграфом к уроку я взяла слова советского писателя Н. Островского , который жил и работал в начале 20 века: «Самое дорогое у человека- это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
— Что хотел сказать этими словами Островский?
— Кто ещё в русской литературе обращался к теме смысла жизни?
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Следующий этап урока — совместно формулируются цели урока.
Учитель:
Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу произведения, сначала, как мы и запланировали, вспомним об основных вехах жизни и творчества
писателя, познакомимся с новыми сведениями. Я вас дома просила прочитать статью в учебнике о жизни М.Горького и составить таблицу. (Проверяется 1 колонка таблицы).
-4-
Что знаю о писателе? |
Что хочу узнать? |
Что узнал? |
Жил в доме деда. Детство было тяжелым. Самый близкий человек- бабушка. Рано пошел в люди, сменил много профессий. |
Отношение Горького к революции. |
Попытка самоубийства, пропагандировал революционные идеи, обо всем пережитом рассказал. Первый рассказ «Макар Чудра». |
После проверки таблицы — выступление ученицы: новые сведения о биографии и творчестве писателя. Класс слушает и работает с таблицей (3 колонка).
Учитель:
— Что еще о жизни или творчестве М.Горького хотели бы узнать? (Отношение Горького к революции).
Велико наследие М.Горького, неоценима помощь, которую оказывал писатель многим талантливым людям. Об этом люди будут помнить, помнить будут самого писателя, читая его произведения.
И сегодня мы остановимся на одном из произведений писателя, рассказе «Старуха Изергиль».
Но вначале я хочу обратить ваше внимание на группы:
-
группа —«Наблюдатели» (учащиеся, по каким-то причинам не подготовившиеся к уроку). Эти ребята в течение урока будут слушать выступления своих одноклассников и работать с таблицей «Мое знакомство с героями рассказа» :
Ларра |
Данко |
Старуха Изергиль |
Итогом их работы будут письменные ответы на вопросы:
«Кто из героев произвел на меня впечатление? Почему?
-5-
Следующие группы- исследователи характеров героев, их поступков.
2 группа- Данко.
3 группа- Ларра.
4 группа- Старуха Изергиль.
Каждая группа анализирует предложенного ей героя, выявляет его жизненные ценности и помогает в составлении кластера:
Ценности человеческой жизни
Учитель.
Рассказ «Старуха Изергиль» одно из ранних произведений писателя. Ранние рассказы М.Горького носят романтический характер. Давайте остановимся на этом направлении и вспомним:
— Что характерно было для романтических произведений?
(Яркость, краски как в описании природы, так и в изображении людей.
Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Романтический портрет, природа, язык произведения. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный).
Учитель:
Горький в конце 19 в. – романтик, а романтизм предполагает изображение мира не таким, каков он, а таким, каким хотел видеть его автор.
Автор хотел видеть мир героическим, интересным. Об этом говорят строки из его письма к А.П.Чехову: «Настало время нужды в героическом… обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь и, как только она это начнет, жизнь прикрасится, т.е. люди заживут ярче, быстрее».
Эти слова нам помогают понять, почему раннее творчество писателя связано с романтизмом.
-6-
Какова композиция рассказа?
(Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко»).
Учитель:
Перед нами три законченных рассказа, три героя, однако все три части объединены общей идеей. Какой?
(Стремлением автора выявить ценности человеческой жизни, которые мы должны будем определить).
Учитель:
Перед нами три героя, три характера.
При помощи каких красок вы бы передали характеры этих героев?
Учащиеся подбирают цветовой ряд разный для всех героев:
для Данко- красный, огненный,
для Ларры — серые, темно-синие тона,
для старухи Изергиль -коричневый, бежевый цвета.
Учитель:
А вот посмотрите, как изобразили героев художники (репродукции картин
Б. Дехтерева, В. Макеева, Д. Бокарева).
Можно ли сказать, что герои похожи?
(Нет, все герои разные, не похожи друг на друга).
Учитель:
Да, напиши вы портреты этих героев, они бы у вас получились очень разными, а вот Горький, говоря о Ларре и Данко, характеризует их одинаковыми эпитетами: все они молодые, гордые, сильные и красивые.
Согласны вы с этим?
(Да, они молоды и красивы. Да, они сильны, но в остальном полная противоположность).
-7-
Учитель:
Мы подошли с вами к характеристике героев. И я вас просила подготовить характеристику, опираясь на схему:
а) портрет;
б) отношение к людям;
в) понимание гордости;
г) поведение в момент суда;
д) судьба героев.
Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев, но и определить их ценности в жизни, составить кластер, который, в свою очередь, может помочь вам в выборе своего жизненного пути.
Выступление первой группы: Ларра
А) Красивый, сильный, глаза были холодны и горды, как у царя птиц. Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости…
Б) Любит только себя, не ценит ничью жизнь, считает себя первым на земле.
В) Смелый, гордый, возомнил себя Богом, раз решает, кому жить, а кому умереть. Скорее всего, это уже не гордость, а гордыня. Человеку с таким чувством нет места среди людей.
Г) Не думал извиняться, только мать стояла на коленях, прося пощады. Громко смеялся вслед людям.
Д) Получил имя Ларра. Жил одиноко. Жизни не было, и смерть не улыбается ему. Отсюда долгожданна свобода и бессмертие как наказание. Вот что сделал Бог с человеком за гордость.
Какие ценности человеческой жизни были для него важными? (составление кластера)
Подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно!
Свое «Я» выше окружающих.
Первый на земле.
Презрение и нелюбовь к людям.
-8-
Выступление второй группы: Данко.
А) Молодой, красивый, бодр, ясен. В его очах светилось много силы и живого огня.
Б) Любил людей, думал о них, согрел любовью тех, кто был слабее его.
В) Это был гордый, смелый человек. Ему было, чем гордиться. Он спас людей.
Г) Когда он понял, что ему ждать пощады не от кого, его сердце вскипело негодованием, и он разорвал грудь и вырвал из нее сердце.
Д) Кинул взор вперед себя на ширь степи, кинул радостный взор на свободную землю, засмеялся гордо и умер.
Какие ценности человеческой жизни важны для Данко? (составление кластера)
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
Что сделаю я для людей!
Выступление третьей группы: старуха Изергиль.
Учитель:
Наверное, когда вы готовились к анализу, то заметили, что характеристика Изергиль отличается от Ларры и Данко.
Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры?
(Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко, и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой выбора человека. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой Изергиль).
А) Черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. Дрожащая рука с кривыми пальцами. Сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с
-9-
седыми волосами и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Кожа вся изрезана морщинами.
Б) Стариками родитесь вы. Мрачные все. Кто живет без подвига, кто не находит его, те просто лентяи и трусы, не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. Не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. Всяких людей я сейчас вижу, а сильных нет.
В) Была гордой, не была никогда ничьей рабой..
Г) У нее и теперь еще мятежная душа, хотя «глаза уже потускнели…».
Д) Живет одна.
Учитель:
Почему живет одна, как вы думаете?
(Из ее рассказов о себе самой героиня предстает скорее жестокой: она с легкость забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей, была равнодушна к ним. Одиночество Изергиль – наказание за ее эгоизм).
Как старуха Изергиль формулирует свои жизненные ценности? (составление кластера).
В жизни всегда есть место подвигу!
Каждый сам себе судьба.
Учитель:
Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.
Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили кластер.
Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь, но остаться одной, как Старуха Изергиль? Задумайтесь над этим, Выбирайте сейчас, пока вы еще юные, пока еще вся жизнь впереди.
-10-
А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи, какой ты след оставишь:
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели хмуро вслед,
Или незримый, прочный след
В душе людей на много лет ?
Работа на сегодняшнем уроке позволит вам дома написать сочинение- рассуждение.
Запишите домашнее задание:
-
Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:
Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? »
Какое впечатление произвел рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
-
Индивидуальное сообщение «Отношение М.Горького к революции».
-
Прочитать: М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш»
-12-
Список использованной литературы.
1.М.Горький «Старуха Изергиль».
2.И.В.Золотарева, Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе 20в»
(11кл., Москва.: «ВАКО»,2003)
3.Русская литература. 20 в: Справочные материалы /
Сост. Л.А.Смирнова.-М., 1995.
Если вы искали тест по произведению «Старуха Изергиль» М. Горького, то на этой странице нашего сайта вы сможете его найти с ответами. Мы собрали 30 вопросов и ответы к ним. Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека. Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса.
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»:
а) 1894 +
б) 1904
в) 1914
2. От чьего лица ведется повествование в произведении:
а) Ларры
б) от лица повествователя +
в) Данко
3. От чьего лица ведется повествование в произведении:
а) Данко
б) Ларры
в) старухи Изергиль +
4. В чем состоит особенность композиции произведения:
а) «рассказ в рассказе» +
б) «рассказ в повести»
в) «повесть в повести»
5. Сколько частей у произведения:
а) 5
б) 4
в) 3 +
6. Каким общим идеям подчинены все части произведения:
а) идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей
б) идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека +
в) идеям родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли
7. Кто из героев рассказа считал, что «каждый сам себе судьба»:
а) Данко
б) Ларра
в) старуха Изергиль +
8. Где рассказчик познакомился со старухой Изергиль:
а) в Бессарабии +
б) в Сибири
в) на Кавказе
9. Кто был отец Ларры:
а) голубь
б) сокол
в) орел +
10. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям:
а) внешним уродством
б) бессмертием +
в) безумием
11. Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»:
а) голубые огоньки над степью +
б) проблески закатного солнца
в) искры молнии в грозу
12. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше:
а) произнес воодушевляющую речь, и сердца людей зажглись
б) вырвал собственное сердце и освещал им дорогу +
в) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду
13. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли к простору степи:
а) кто-то наступил на сердце юноши +
б) сердце Данко превратилось в голубя
в) она потухло
14. Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль:
а) он ушел в Страну солнца
б) он превратился в прах
в) он превратился в тень +
15. Кто украл девушку из племени скотоводов:
а) орел +
б) бык
в) сокол
16. Что произошла с девушкой 20 лет спустя:
а) сбежала от орла и больше ее никто не видел
б) вернулась домой вместе с сыном орла +
в) ее убил орел
17. Почему племя решило наказать сына орла одиночеством:
а) он убивал их скот ради забавы
б) он был зол и безобразен
в) он убил девушку из их племени и считал себя первым на земле +
18. Что значит имя Ларра:
а) сильный
б) отверженный +
в) гордый
19. На какую кару был обречен Ларра:
а) его никто не мог полюбить
б) его убили скотоводы
в) он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти +
20. От чего начали гибнуть люди во времена Данко:
а) от засухи
б) от смрада, поднимавшегося от болот +
в) от мечей завоевателей
21. Какой путь предложил людям Данко, чтобы они смогли пройти через ядовитые земли:
а) через темный лес +
б) через жаркую пустыню
в) через смердящие болота
22. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»:
а) размышление о любви
б) размышление о смысле жизни +
в) о тяжелой жизни старухи
23. Какая особенность композиции не относятся к рассказу:
а) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль
б) состоит из трёх самостоятельных частей
в) всё повествование держится на описании чувств героев +
24. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра:
а) предательство
б) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными +
в) самопожертвование
25. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко:
а) нашли счастье в любви
б) стремились к богатству
в) их жизнь посвящена любви к людям +
26. Что собирали молдоване:
а) гранаты
б) виноград +
в) яблоки
27. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть:
а) разбилась насмерть +
б) запела
в) попросила прощение
28. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла:
а) со звездой
б) с богиней
в) со змеёй +
29. Какое явление природы подтвердило речь мудреца:
а) грянул гром +
б) выглянуло солнце
в) пошёл дождь
30. Как был наказан юноша за свою гордость:
а) бросился со скал в ущелье
б) вернулся к людям умирать +
в) был изгнал навсегда
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Ещё интересные статьи:
Автор сайта Малов Евгений 1982 г.р.
Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004
Работал в газете Северный Кавказ визуальным редактором
Занимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты
Оценить статью:
Загрузка…
Представлена комплексна система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». Построена на творческом подходе решения задач. Это первый шаг к развитию творческой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»»
Индивидуальный образовательный маршрут
«…за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.»
(комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»)
Дорогой друг!
В самого раннего начала творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. По этот принципу была построена и «Старуха Изергиль». Рассказ подводит нас к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода.
Давайте же посмотрим, какая польза от прочтение этого произведения, и над чем оно заставляет нас задуматься.
Ваша задача состоит в творческом подходе решения заданий.
Каждый должен высказать свое мнение. Это первый шаг к развитию творческой личности.
Желаю успехов!
Задание 1. Выполняем биографическое исследование
Какова история написания рассказа «Старуха Изергиль»?
Задание 8. Учимся философскому осмыслению.
Как , на твой взгляд , слоилась жизнь племени, если бы не поступок Данко?
Милый друг!
Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю!
Надеюсь, что тебе было интересно!