Тестовые задания по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
А) Социально-бытовой роман
Б) Психологический роман
+ В) Исторический роман
Г) Роман-исповедь
2. Во время каких исторических событий происходит действие романа А.С. Пушкина?
А) Северная война
+ Б) Восстание Емельяна Пугачёва
В) Восстание декабристов
Г) Восстание Степана Разина
3. Какая русская народная пословица является эпиграфом к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
А) Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит
+ Б) Береги честь смолоду
В) От своей судьбы не уйдёшь
Г) Голова – всему начало
4. Когда Пётр Андреевич Гринёв был записан в Семеновский полк сержантом?
А) В 7 лет
Б) В 14 лет
В) В 17 лет
+ Г) До своего рождения
5. Кто занимался воспитанием и образованием Петра Гринёва?
+ А) Стремянной Савельич
Б) Немецкий гувернёр
В) Прапорщик в отставке
Г) Священник
6. Кем был мсье Бопре, учитель Петра Андреевича Гринёва, у себя на родине?
А) Актёром
Б) Переводчиком
В) Художником
+ Г) Парикмахером
7. За какой шалостью застал отец Петра Гринёва, в тот момент, когда мсье Бопре спал вместо того, чтобы вести урок?
А) Играл в футбол глобусом
+ Б) Делал воздушного змея из географической карты
В) Вырезал картинки из учебника по латыни
Г) Рисовал красками на лице мсье Бопре
8. Какая книга имела особое влияние на отца Петра Гринёва?
А) Библия
Б) Журнал расходов
В) Литературный журнал
+ Г) Придворный календарь
9. Сколько лет было Петруше, когда его отец отправил его на службу?
А) 14 лет
+ Б) 16 лет
В) 18 лет
Г) 20 лет
тест 10. Куда отец отправил Петра Гринёва служить?
А) В Петербург
Б) В Москву
+ В) В Оренбург
Г) В Воронеж
11. Что проиграл Пётр Гринёв И.И. Зурину, остановившись в трактире по дороге на место службы?
+ А) 100 рублей
Б) 1000 рублей
В) Отцовские часы
Г) Всё своё имущество
12. Что помешало беспрепятственно добраться Петру Гринёву до Оренбурга?
А) Ливень
Б) Ураган
+ В) Буран
Г) Землетрясение
13. Что подарил Пётр Гринёв провожатому в благодарность за спасение?
А) Коня
Б) Лисью шапку
+ В) Заячий тулуп
Г) Золотые часы
14. Что увидел Пётр Гринёв у ворот деревушки, прибыв на место службы в Белогорскую крепость?
А) Старинную церковь
+ Б) Старую чугунную пушку
В) Начищенные пушки
Г) Танки
15. Кем был Иван Кузьмич Миронов?
А) Рядовым солдатом
Б) Священником
В) Городничим
+ Г) Комендантом крепости
16. За что был выписан в Белогорскую крепость из гвардии Швабрин?
А) За скандал
Б) За предательство
В) За пьянство
+ Г) За поединок
17. Кто составлял большую часть войска в Белогорской крепости?
А) Молодые офицеры
Б) Крестьяне
+ В) Инвалиды
Г) Гусары
18. Чего боялась Маша?
+ А) Выстрелов
Б) Мышей
В) Мужчин
Г) Змей
19. Кто управлял крепостью?
А) Иван Кузьмич
Б) Швабрин
+ В) Василиса Егоровна
Г) Маша
тест-20. Чем увлёкся, находясь на службе в Белогорской крепости, Пётр Андреевич Гринёв?
А) Стрельбой
Б) Фехтованием
В) Живописью
+ Г) Литературой
21. Из-за чего Пётр Гринёв поссорился с Швабриным?
А) Швабрин обыграл его в карты
Б) Пётр Гринёв обыграл Швабрина в карты
+ В) Швабрин посмеялся над стихотворением Гринёва
Г) Швабрин украл фамильные часы Петра Гринёва
22. Чем закончилась дуэль Швабрина и Петра Гринёва?
А) Швабрин погиб
Б) Гринёв погиб
В) Ничьей
+ Г) Не состоялась
23. Как Швабрин относился к Маше, капитанской дочке?
А) Как к сестре
Б) Она ему не нравилась
+ В) Сватался к ней
Г) Недолюбливал её
24. Как звали Швабрина?
+ А) Алексей Иванович
Б) Иван Кузьмич
В) Иван Андреевич
Г) Иван Иванович
25. Чем закончилась вторая дуэль между Швабриным и Гринёвым?
А) Швабрин погиб
Б) Гринёв погиб
+ В) Гринёв был ранен в грудь
Г) Швабрин был ранен в грудь
26. Кто занимался лечением больных в Белогорской крепости?
А) Полковой повар
+ Б) Полковой цирюльник
В) Комендант крепости
Г) Жена коменданта крепости
27. Как отреагировал отец Петра Гринёва на его просьбу дать благословение на женитьбу с Марией Мироновой?
А) Дал своё согласие
Б) Пригласил их в гости
В) Обещал подумать
+ Г) Отказал и решил перевести Петра в другую крепость
28. Чем угрожал отец Петра Гринёва Савельичу за то, что он не сообщил ему о дуэли сына и его привязанности к капитанской дочери?
А) Отправить в ссылку
+ Б) Отправить пасти свиней
В) Отправить на Кавказ
Г) Посадить в тюрьму
29. Что произошло с комендантом и его женой, после того, как мятежники захватили крепость?
А) Они присягнули Емельяну Пугачёву
Б) Сбежали из крепости
+ В) Их казнили
Г) Убили Емельяна Пугачёва
тест_30. Кем оказалась дама, предложившая свою помощь, которую повстречала Маша, прогуливаясь по саду в Царском селе?
А) Графиней
Б) Генеральской женой
+ В) Императрицей
Г) Колдуньей
-
Вопрос 1 из 17
Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?
-
В Оренбургской губернии;
-
В Орловской губернии;
-
В Московской губернии;
-
В Ярославской губернии.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 92%
ответили правильно92% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуОсновные события повести
«Капитанская дочка» происходят в Оренбургской области, куда был отправлен на службу главный герой, юный дворянин Петр Гринев.«…«Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством»…»
«…Оренбургская губерния в конце 1773 года…» -
-
Вопрос 2 из 17
От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?
-
От лица автора в форме полевых записок;
-
От лица Емельяна Пугачева;
-
От лица Гринева в форме дневниковых записей;
-
От лица Марьи, которая рассказывает эту историю своей дочери.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 84%
ответили правильно84% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПовествование ведется от лица дворянина Петра Гринева в форме личных записей.
-
-
Вопрос 3 из 17
Кто учил маленького Петра Гринева «уму-разуму»?
-
Отец Андрей Петрович;
-
Мать Авдотья Васильевна;
-
Француз мосье Бопре;
-
Слуга семьи Савельич.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 68%
ответили правильно68% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки…»
-
-
Вопрос 4 из 17
Почему Гринев был раздосадован направлением на службу в Оренбургскую губернию?
-
Петру хотелось служить в столице;
-
Гринев не хотел покидать отчий дом;
-
Петр не был готов к военной службе, его влекло искусство;
-
Гринев собирался поступить в университет, а не становиться военным.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 75%
ответили правильно75% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием…»
-
-
Вопрос 5 из 17
О ком из героев идет речь в цитате: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали»?
-
О Савельче;
-
О Петре Гриневе;
-
О Емельяне Пугачеве;
-
Об Алексее Швабрине.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 78%
ответили правильно78% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуРечь шла о вожатом, который помог Гриневу и Савельичу добраться до постоялого двора во время сильной метели. В дальнейшем выяснилось, что этим вожатым оказался казачий атаман Емельян Пугачев.
-
-
Вопрос 6 из 17
Какую из героинь повести характеризует цитата: «на дела службы [она] смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком»?
-
Авдотью Васильевну;
-
Василису Егоровну;
-
Марью;
-
Катерину.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 73%
ответили правильно73% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…»
-
-
Вопрос 7 из 17
У кого поселился Петр Гринев, когда приехал в крепость?
-
У казака Семена Кузова;
-
У семьи Мироновых;
-
У Алексея Швабрина;
-
Петр арендовал комнату в постоялом дворе.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы ответили лучше
68% участников32% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости. Половина избы занята была семьею Семена Кузова, другую отвели мне…»
-
-
Вопрос 8 из 17
Почему Швабрин относился к Гриневу с неприязнью?
-
Гринев получил должность, которую должны были дать Швабрину;
-
Алексей считал Петра своим соперником в борьбе за руку и сердце Маши;
-
Гринев, напившись, оскорбил Швабрина;
-
Алексей и Петр имели противоположные политические взгляды.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 91%
ответили правильно91% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне…»
«…Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга…» -
-
Вопрос 9 из 17
За что был судим и сослан в Белогорскую крепость Швабрин?
-
За воровство;
-
За пьянство;
-
За критику монарха;
-
За душегубство.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 72%
ответили правильно72% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа Бога не верует…»
-
-
Вопрос 10 из 17
Из-за чего Гринев и Швабрин встретились на дуэли?
-
Швабрин оскорбил Машу, сказав, что она падкая на материальные подношения;
-
Алексей оскорбил Петра, сказав, что он бездарный поэт;
-
Швабрин и Гринев повздорили, обсуждая политические вопросы;
-
Алексей подставил Петра на службе.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 81%
ответили правильно81% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.
Кровь моя закипела.
— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.
— А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай.
— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом.
Швабрин переменился в лице.
— Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию…» -
-
Вопрос 11 из 17
Почему Пугачев отпустил Гринева, не казнив его вместе с капитаном и поручиком?
-
Пугачев так отблагодарил Гринева за то, что Петр когда-то подарил Емельяну заячий тулуп;
-
Пугачев хотел, чтобы Гринев рассказал офицерам о том, на что способны народные силы;
-
Пугачев узнал в Гриневе дальнего родственника;
-
Пугачев узнал в Гриневе бывшего барина, который был к нему всегда добр.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 87%
ответили правильно87% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…В самом деле сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной. Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли…»
-
-
Вопрос 12 из 17
Кто из героев отверг предложение служить Пугачеву словами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»?
-
Алексей Швабрин;
-
Петр Гринев;
-
Иван Миронов;
-
Архип Савельич.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 70%
ответили правильно70% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу…»
-
-
Вопрос 13 из 17
Кого бунтовщики назначили новым комендантом крепости?
-
Пугачева;
-
Савельича;
-
Гринева;
-
Швабрина.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 68%
ответили правильно68% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Потом обратился он к народу и сказал, указывая на Швабрина: — Вот вам, детушки, новый командир: слушайтесь его во всем, а он отвечает мне за вас и за крепость». С ужасом услышал я сии слова: Швабрин делался начальником крепости…»
-
-
Вопрос 14 из 17
Кому из героев повести принадлежат слова: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай»?
-
Алексею Швабрину;
-
Архипу Савельичу;
-
Емельяну Пугачеву;
-
Андрею Гриневу.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 81%
ответили правильно81% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай…»
-
-
Вопрос 15 из 17
За что Гриневу грозило повешение, а в итоге — пожизненная ссылка в Сибирь?
-
За связь с бунтовщиком;
-
За предательство капитана крепости;
-
За убийство человека;
-
За то, что Петр похитил Машу.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 76%
ответили правильно76% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастию, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение…»
-
-
Вопрос 16 из 17
Установите соответствие между героем и его цитатой:
-
«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»
-
«Вы просите за Гринёва? […] Императрица не может его простить»
-
«Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»
-
«Ты видишь, что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братья»
-
«…послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками»
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 52%
ответили правильно52% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 17 из 17
Как удалось спасти Петра Гринева от ссылки?
-
Маша разыскала свидетеля, который подтвердил на суде невиновность Гринева;
-
Маша лично попросила у императрицы освободить возлюбленного;
-
Гринев в последний момент позвал на суд Машу для дачи показаний;
-
Савельич предоставил доказательства того, что Швабрин оболгал Гринева.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 81%
ответили правильно81% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«…Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать Вам свое слово и исполнить Вашу просьбу. Дело Ваше кончено. Я убеждена в невинности Вашего жениха…»
-
1. Представление жюри:
2. На заранее приготовленные дорожки
(зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая
тройка ребят, желающих поучаствовать в игре
“Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и
ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно
на вопросы пролога.
Пролог — 2 слайд
Объясните значение устаревших слов (1 минута)
1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”
2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников
с обритыми головами”.
3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”
4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на
локоть зелёного мундира”.
5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной,
первою вестовщицею”
Проверка — 3 слайд
1. Сикурса — помощи. 2. Колодник — арестант.
3. Рачитель — человек, заботящийся о чём-либо. 4.
Инвалид — военнослужащий, состарившийся на
службе. 5. Вестовщицею — любительницею
рассказывать новости.
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в
соответствии с количеством правильных ответов и
временем выполнения задания пролога.
- Зелёная — 4 этапа, 2 ошибки;
- жёлтая — 3 этапа, 1 ошибка;
- красная — 2 этапа, без ошибок.
1 агон — 4 слайд. Учащиеся выбирают название
вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной
дорожки, затем — жёлтой, красной. Происходит
переход из этапа в этап, пока не выявится
победитель первого агона.
“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с
малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока
они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё
мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский
полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители,
если рождалась дочь?
Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка
родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало
о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и
кончилось”.
Учитель. Бопре приехал в Россию, чтобы
стать учителем, не очень понимая значение этого
слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?
Ответ: “В отечестве своём был парикмахером,
потом в Пруссии солдатом”.
3. Книга. “Эта книга имела всегда
сильное влияние на батюшку: никогда не
перечитывал он её без особенного участия, и
чтение это производило в нём всегда удивительное
волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта
книга и о чём в ней рассказывали?
Ответ: “Придворный календарь”, помимо
календарных сведений, содержал списки высших
военных и гражданских чинов, роспись дворцовых
приёмов.
4. Служба. “Мысль о службе сливалась во
мне с мыслями о свободе, об удовольствиях
петербургской жизни. Я воображал себя офицером
гвардии, что, по мнению моему, было верхом
благополучия человеческого”. Вопрос: где
пришлось служить Петру Гринёву и почему?
Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах
от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в
Петербург не поедет. Чему научится он, служа в
Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай
послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает
пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)
5. Поговорка. Вопрос: что такое держать
в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею
Карловичу значение поговорки?
Ответ: обходиться ласково, не слишком строго,
давать побольше воли.
6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и
почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?
Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён
за смертоубийство”
7. Приданое. Вопрос: какое приданое
было у Марии Ивановны, по словам Василисы
Егоровны?
Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3
копейки) денег, с чем в баню сходить”.
8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич
советовал Гринёву оставить стихотворство?
Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело
службе противное и ни к чему доброму не
доводящее”.
9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства
стремянной Савельич получил повышение, став
дядькой маленького барина?
Ответ: за трезвое поведение
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За
правильные ответы награждает учеников орденом
“Умника и умницы”
Вызывается вторая тройка ребят, желающих
поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им
выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту
ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.
2 пролог – 14 слайд
Объясните значение устаревших слов (1 минута)
1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а
командиров увещевал не сопротивляться”.
2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя
дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…”
3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в
Оренбурге с твоими супостатами?”
4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору”
5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному
Савельичу”.
Проверка – 15 слайд
1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла –
укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору
– клевете. 5. Стремянной — слуга,
ухаживающий за верховой лошадью хозяина
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в
соответствии с количеством правильных ответов и
временем выполнения задания пролога. Зелёная — 4
этапа, 2 ошибки, жёлтая — 3 этапа, 1 ошибка, красная —
2 этапа, без ошибок.
2 агон — 16 слайд. Учащиеся выбирают название
вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной
дорожки, затем — жёлтой, красной. Происходит
переход из этапа в этап, пока не выявится
победитель второго агона.
1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в
каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?
Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)
2. География. Вопрос: “Увидя мои
упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за
ухо”. Почему?
Ответ: сделал из географической карты змея
3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву
уроки фехтования?
Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне
несколько уроков в фехтовании”
4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?
Ответ: Архип
5. Вожатый. Вопрос: как вожатый
определил, что “жило недалече”?
Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом
пахнуло, знать, деревня близко”
6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва,
когда он был ранен на дуэли?
Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник
(парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не
было”
7. Защитники крепости. Вопрос: сколько
человек, “не считая казаков, на которых плоха
надежда”, входило в войско коменданта?
Ответ: 130 человек
8. “Новобранные изменники”. Вопрос:
кого Гринёв называл “Новобранными изменниками”
и почему?
Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву
и изменивших присяге государыне.
9. Напутствие. Вопрос: что сказал на
прощание Петруше его отец?
Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся
начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не
напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни
пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За
правильные ответы награждает учеников орденом
“Умника и умницы”
3 пролог — 27 слайд. Вызывается третья тройка
ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и
умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За
одну минуту ученики отвечают письменно на
вопросы 3 пролога
Объясните значение устаревших слов ( 1 минута)
1. Умет находился в стороне, в степи, далече
от всякого селения.
2. Его благородие жалует мне шубу
со своего плеча.
3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне
дадите сатисфакцию.
4. Но никто, кроме меня, не понял грубых
его обиняков.
5. Я не мог несколько раз не улыбнуться,
читая грамоту доброго старика.
Проверка – 27 слайд
1. Умет — постоялый двор. 2. Жалует —
награждает, дарит. 3. Сатисфакцию —
удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков —
намёков. 5. Грамоту — письмо.
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в
соответствии с количеством правильных ответов и
временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4
этапа, 2 ошибки, жёлтая — 3 этапа, 1 ошибка, красная —
2 этапа, без ошибок.
3 агон — 28слайд. Учащиеся выбирают название
вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной
дорожки, затем — жёлтой, красной. Происходит
переход из этапа в этап, пока не выявится
победитель третьего агона.
1. Состояние. Вопрос: как известно,
состояние дворян 18 века измерялось количеством
душ крепостных крестьян. У Мироновых была только
девка Палашка. А сколько душ было у батюшки
Гринёва?
Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”
2. Присяга. Вопрос: как присягали
Пугачёву ротные солдаты?
Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми
ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь,
подходили к руке Пугачёва, который объявлял им
прощение и принимал в свою шайку”
3. Звание. Вопрос: какое воинское
звание дал Пугачёв своему приближённому
Белобородову?
Ответ: фельдмаршал
4. Сказка. Вопрос: кто были герои
сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?
Ответ: Орёл и Ворон
5. Приговор. Вопрос: “Государыня из
уважения к заслугам и преклонным летам отца
решилась помиловать преступного сына и, избавляя
его от позорной казни, повелела”?
Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на
вечное поселение”
6. Рукопись. Вопрос: кто передал
рукопись Гринёва издателю?
Ответ: внук Гринёва
7. Дата. Вопрос: под произведением
издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и
месяц? ( так называется одно из стихотворений
А.С.Пушкина)
Ответ: 19 октября
8. “Подкупательные движения”. Вопрос:
о каком “подкупательном движении” говорили на
совете ?
Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей
семьдесят или даже сто из секретной суммы. И
тогда воры сами выдадут нам своего атамана”
9. Комендант. Вопрос: “Подходя к
комендантскому дому, мы увидели человек двадцать
стареньких инвалидов с длинными косами и в
треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт.
Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?
Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За
правильные ответы награждает учеников орденом
“Умника и умницы”
Пролог финала — 38слайд. В пролог финала
приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в
каком-то агоне не было победителя, то
приглашается ученик, набравший самое большое
количество орденов. Учащимся выдаются листочки и
ручки.
Задание: по эпиграфам определите название
главы – 1 минута.
1. Незваный гость хуже татарина
(пословица)
2.
— Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
— Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).
3.
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)
4.
Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).
5.
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)
Проверка – 39 слайд
“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4.
“Крепость” 5. “Сирота”
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в
соответствии с количеством правильных ответов и
временем выполнения задания пролога. Зелёная — 4
этапа, 2 ошибки, жёлтая — 3 этапа, 1 ошибка, красная —
2 этапа, без ошибок.
Финал — 40 слайд. Учащиеся выбирают название
вопроса и отвечают . Начинает участник зелёной
дорожки, затем — жёлтой, красной. Происходит
переход из этапа в этап, пока не выявится
победитель игры.
1. Рукопись
Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена
издателю одним из внуков, когда тот узнал, что
издатель занимается трудом, относящимся ко
временам, описанным его дедом. А как назывался
этот труд?
Ответ: “История Пугачёвского бунта”
2. Название
Вопрос: как известно, первоначально повесть
называлась “История Пугачёва”. Кто изменил
название?
Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и
изменил название
3. Имя.
Вопрос: Имя какого покойного императора принял
Емельян Пугачёв?
Ответ: Петра 3 Фёдоровича.
4. Награды
Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою,
не имел в себе ничего замечательного, кроме
голубой ленты, надетой через плечо по серому
армяку”.Что это означало?
Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за
царских вельмож. Голубую ленту через плечо
носили награждённые высшим орденом — Андрея
Первозванного
5. Река
Вопрос: как называлась река, давшая именование
казакам, участвовавшим в Крестьянской войне
Пугачёва? Как она называется сейчас?
Ответ: Яик. Яицкий казак — живущий на реке Яик
(После Пугачёвского восстания Яик был
переименован Екатериной II в Урал, чтобы само
название реки не напоминало о Пугачёве)
6. Литература
Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался
литературою”
Как известно, Швабрин не одобрил песенку,
которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва
несколько лет после заслужили похвалы
известного поэта и драматурга 18 века. Назовите
фамилию?
Ответ: Александр Петрович Сумароков.
7. Воинский артикул
Вопрос: поединки формально запрещены в
воинском артикуле. А что такое воинский артикул?
Ответ: воинский артикул — сборник законов о
воинских обязанностях, преступлениях и
наказаниях, действовавший в 18 — нач.19 века
8. Сподвижники
Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе
переменить некоторые собственные имена. Однако
имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их
звали?
Ответ: Белобородов и Хлопуша
9. “В руках правосудия”
Вопрос: Зурин получил известие о поимке
самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался
в руках правосудия?
Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя
неминуемую гибель, а с другой — надежду на
прощение, стали сговариваться и решили выдать
его правительству”
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За
правильные ответы награждает учеников орденом
“Умника и умницы”
Награждение победителей-50 слайд.
Приложение 1
Источники информации.
- Идея программы “Умники и умницы” Ю.Вяземского
легла в основу данного урока. - Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва “
Русский язык” 1988 г. - “Капитанская дочка” А.С.Пушкин. Москва
“Детская литература” 1977 г. - Рисунки С.Герасимова
https://yandex.ru/images?parent-reqid=1486986980044787