Вопросы по рассказу родинка шолохов

Викторина
по рассказу «Родинка» Михаила Александровича  Шолохова

1.     Кто
главный герой этого рассказа? (Николка Кошевой)

2.     Возле
какой реки происходит действие произведения?  (Дон)

3.     Каков
его был возраст? (18)

4.     Сколько
банд ликвидировал без урона? (2)

5.     Как
долго водил эскадрон в бои? (полгода)

6.     Во
сколько лет отец посадил на коня? (в 5-6 лет)

7.     Что
стало с его родителями? (отец пропал в германскую войну, мать померла)

8.     Что
он унаследовал от отца? (любовь к лошадям, неизмеримую отвагу, родинку, такую
же, как у отца, величиной с голубиное яйцо)

9.     Где
у Николки  находилась  родинка? (на левой ноге, выше щиколотки)

10.  О
какой народной примете  идёт речь в рассказе? (родинка – к счастью)

11.  Чем
был занят Николка до 15 лет?  (мыкался в работниках)

12.  Какое
поручение получил Николка в очередной раз? (выступить с эскадроном на подмогу)

13.  Почему 
его посещала  мысль об учёбе? (стыдил военком, потому что безграмотно писал)

14.  С
каким хищником сравнивает Шолохов атамана? (С волком)

15.  Кем
работал  Лукич?  (Мельником)

16.  Кто
на мельницу прискакал? (атаман со своей бандой)

17.  Какой
совхоз заняла банда?   (Грушинский)

18.  Сколько
лет атаман не был в родных краях?  (7)

19.  Как
сложилась жизнь атамана банды?  (плен, Врангель…, банда )

20. Что
можно сказать о душевном состоянии (зачерствела душа)

21.  Какой
урон нанесла банда мельнику? (над ним издевались,  зерно скормили лошадям)

22.  К
кому обратился за помощью Лукич? (К Николке)

23.  Каким
был в бою Николке?  (смелым командиром)

24.  По
каким приметам атаман определил Николку, что не простой командир? (По бурке,
биноклю, отваге)

25.  Какого
момента дождался атаман в поединке с Николкой? (обойма кончилась)

26.  Что
сделал  атаман,  когда убил командира красноармейцев? (бинокль сдёрнул, сапоги
снял)

27.  Кем
доводился  Николушка   атаману? (сыном)

28.  Смог
ли пережить трагедию? (нет, он застрелил себя)

29.  В
каком году был написан рассказ М.А. Шолохова  (1924)

Перейти к содержанию

Сайт для развития и хорошего настроения

Сайт для развития и хорошего настроения

Тест по рассказу «Родинка» (Михаил Шолохов)

Тест по рассказу «Родинка»

Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо был прочитан рассказ. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы.

Тест по рассказу «Родинка» содержит 20 вопросов, в каждом из них содержится по 3 варианта ответов. Желаем удачи!

1. Чего всегда стыдился Николка Кошевой?

Своей семьи

Своей родинки

Своего возраста

2. Где на теле Николки находилась унаследованная от отца родинка?

Выше щиколотки на левой ноге

Чуть ниже колена на правой ноге

На груди с левой стороны

3. Что случилось с родителями Николки?

Отец бросил маму с Николкой, а мама умерла от тифа

Мать осталась в их станице, а отец погиб на войне

Мать умерла, а отец пропал в германскую войну

4. Почему военком считал Николку счастливым?

Потому что Николка выходил целым из любого сражения

Из-за родинки, которая по примете должна принести счастье

Потому что Николке удавалось любое дело

5. С какой вестью приехал нарочный из станицы?

Банда заняла совхоз Грушинский

Красная армия пробилась в Сальский округ

Банда вырвалась из окружения и заняла станицу

6. Почему погибла лошадь нарочного?

Нарочный скакал на ней 40 вёрст без передышки

Лошадь ранили бандиты, когда нарочный прорывался из станицы

Нарочный пристрелил лошадь, когда она сломала ногу

7. О чём мечтал Николка, собираясь на подмогу председателю?

Чтобы пропало всё оружие в мире, и люди не могли воевать

Чтобы уже наступило счастливое и мирное будущее

Уехать учиться в город

8. Из кого состояла банда, которую преследовал отряд Николки?

Из дезертиров и всякого сброда

Из кубанских и донских казаков

Из остатков армии Врангеля

9. Кто был изображён на гербе казаков Области Войска Донского?

Казачка со снопом жита в руках

Молодой казак с шашкой на коне

Пьяный казак, сидящий на винной бочке

10. Чего потребовал атаман у мельника Лукича?

Спрятать банду у себя на мельнице

Зерна на всех лошадей

Продовольствия и муки

11. Какой клятвой Лукич должен был доказать, что он не за красных?

Клясться на Библии

Целовать ноги атаману

Есть землю

12. Зачем Лукич отправился в хутор?

Сбежал от бандитов к дочке

Просить помощи у Николки

Атаман отправил его за самогоном

13. Кто выскочил на горб из бурелома, весь увешанный репьями?

Волк

Собака

Лиса

14. Как атаман понял, что на него несётся не простой красноармеец, а командир?

По бурке и биноклю

По папахе и шашке

По командирской фуражке

15. Каким ругательством обозвал атаман Николку, разглядев, что он совсем молодой?

Неук краснопузый

Щенок белогубый

Сопляк зелёный

16. Как атаман убил Николку?

Сначала ранил из маузера, а потом добил шашкой

Застрелил его из маузера

Зарубил его шашкой

17. Когда атаман увидел родинку у убитого им красноармейца?

Когда обыскивал мёртвого Николку

Когда снимал с Николки бурку и портупею

Когда снимал с мёртвого Николки сапоги

18. Что сказал атаман, узнав в убитом своего сына?

«Кровинушка моя! Как же это?»

«Николушка, откуда же ты здесь?»

«Сынок, прости меня…»

19. Что сделал отец после того, как поцеловал остывшие руки сына?

Выстрелил себе в рот

Выстрелил себе в сердце

Выстрелил себе в висок

20. Кого привлёк труп атамана?

Ворон и одичавших собак

Коршуна-стервятника

Волков

ПРОВЕРИТЬ
СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ

Возможно, вам будет интересно

Русские пословицы и их значения
Русские фразеологизмы и их значения

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Кем был Николка Кошевой?

Командир полка

Командир взвода

Командир эскадрона

2. 

Какой совхоз заняла новая банда?

Грушинский

Яблоневый

Персиковый

3. 

Кем оказался атаман?

Братом Николушки

Другом Николушки

Отцом Николушки

4. 

Что сделал атаман, после того как понял, кого он убил?

Повесился

Утопился

Выстрелил себе в рот

5. 

Кто сказал Николушке о местонахождении бандитов?

Кучер

Сапожник

Мельник

6. 

Как изменилась погода на заре?

Ударили дожди

Налетел ураган

Стукнули заморозки

7. 

Сколько лет атаман не был в родных краях?

15

1

7

8. 

Возле какой реки происходит действие произведения?

Волга

Енисей

Дон

9. 

Сколько лет было Николке?

18

30

14

10. 

Что было у Николке на левой ноге, что досталось ему от отца?

Шрам

Родинка

Ожог

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Автор фотографии: StockSnap

Источник фотографии: pixabay.com

Лицензия: Pixabay License

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

Тип урока: формирование нового знания.

Цель урока: создать условия для
определения учащимися отношения М. А. Шолохова к
событиям Гражданской войны.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • расширить и углубить знания учащихся о
      трагической истории России в период
      Гражданской  войны в 1917–1922 годах; о
      взаимоотношениях различных политических сил и
      общества в годы Гражданской войны;
    • дать обзор по вопросу «Гражданская война в
      России, в искусстве»;
    • ознакомить учащихся с творчеством  М. А.
      Шолохова;
    • познакомить учащихся с содержанием рассказа М.
      А. Шолохова «Родинка»;
    • обогатить лексический запас учащихся новыми
      понятиями;
    • формировать  умения и навыки анализа
      художественного произведения с выявлением
      приёмов, языковых средств, передающих
      художественный образ героев и природы,
      эстетическое содержание рассказа;
    • развивать у учащихся рефлексию на прочитанное,
      используя описание собственных эмоций;
    • формировать навыки работы со справочным
      материалом;
    • формировать умение самостоятельно работать с
      текстом рассказа;
    • совершенствовать умения: связного
      высказывания, доказательства своей точки зрения;
      умение делать выводы;
  • Воспитательные:
    • на примере исторического материала и судеб
      героев рассказа «Родинка» проследить
      трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь
      школьникам дать оценку гражданской войне и
      сформировать определённую гражданскую позицию
      по отношению к её трагедии;  
    • формировать у учащихся мировоззрение о
      ценности жизни человека, о приоритетности
      общечеловеческих ценностей над идеологическими;
    • воспитывать нравственные качества: милосердие,
      преданность, любовь к своей семье, Родине,
      доброту;
    • воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки,
      суждения;
    • прививать трудолюбие, внимательное отношение к
      русскому слову, любовь к литературе;
  • Развивающие:
    • развивать аналитические способности учащихся,
      их воображение, память, внимание, эмоции, связную
      монологическую  и письменную речь;
    • развивать литературные способности учащихся:
      эмоциональную чуткость к слову, образную
      конкретизацию и образное обобщение.

Методы обучения: индуктивный, 
исполнение, показ, рассказ, иллюстрация,
объяснение, беседа, самостоятельная работа
учащихся, поощрение, предъявление требования,

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,
групповая.

Оборудование урока: компьютер,
мультимедийная доска, мультимедийный проектор,
презентация, раздаточный материал: словарь
рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение:
песня «Орлёнок».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 1 мин.)

(Звучит песня «Орленок». Презентация. Слайд 1)

– Ребята, урок начался отрывком из культовой
советской песни «Орлёнок»,   написанной в 1936
году поэтом Яковом Шведовым на музыку
композитора Виктора Белого. Эта песня стала
символом мужества юных бойцов Гражданской войны.
 

– Как вы думаете, ребята, о какой странице
истории нашей страны пойдёт речь сегодня на
уроке?

II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.

Слайды 2,3

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к
рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному
событиям Гражданской войны.  После изучения
 произведения мы должны будем ответить на
главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится
к событиям Гражданской войны?»

III. Повторение о Гражданской войне – 2
мин.

Слайд 4

– В каком году в России началась Гражданская
война? Сколько времени она длилась? (Гражданская
война в России началась сразу же после революции
– в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного
уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).

– Как принято называть стороны конфликта? (После
прихода к власти большевиков во главе с В.И.
Лениным и установления диктатуры пролетариата
началась борьба между вооружёнными
формированиями большевиков и их сторонников
(Красная гвардия и Красная армия), с одной
стороны, и вооружёнными формированиями Белого
движения, с другой.    Главные стороны
конфликта принято именовать «красными» и
«белыми»).

– Назовите причины вооруженного столкновения. (Для
Красной армии подавление сопротивления их
противников было единственной возможностью
удержать власть в крестьянской стране. Для
многих участников Белого движения — офицерства,
казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии,
бюрократии и духовенства — вооружённое
сопротивление большевикам имело целью
возвращение утраченной власти и восстановление
своих социально-экономических прав и привилегий.
Характерной особенностью Гражданской войны была
готовность всех её участников широко
использовать насилие для достижения своих
политических целей).

– Какие произведения искусства, посвященные
Гражданской войне, вам известны? (Гражданская
война – одна из печальных, трагических страниц в
истории нашего Отечества. Она нашла широкое
отражение в искусстве: многие художники пытались
осмыслить, понять события тех лет. Их горькие
мысли нашли выражение на страницах повестей и
романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924,
Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934,
Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго»,
1945?1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце
мертвых», 1923),в кинематографе (Нахалёнок (Евгений
Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян,
1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик
(Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных
полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть
комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26
бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский
«Братишка» (1932)).

Слайды 5-7.

IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А.
Шолохове
– 2 мин.

Слайды 8-10.

Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается
к событиям Гражданской войны?  

Ученик:  Родился М.А.Шолохов на
хуторе Кружилин на Дону 11 (24) мая 1905 года.
Автобиография Шолохова занимает полторы
страницы: «родился в семье служащего торгового
предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве
года два-три» и т.д.
Герои произведений писателя  – казаки, особое
военно-земледельческое сословие России,
созданное по указу Екатерины II, не причисленное
ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные
обычаи самоуправления и поведения, особый быт,
язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, –
подлинная область художественного исследования
автора. 
Перу М.А. Шолохова принадлежат  «Донские
рассказы» (1926) – произведения о столкновении
белоказаков с красными, о братоубийственной
борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость
классовым насилием вела к отцеубийству
(Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной
вражде между братьями (Коловерть). «Наука
ненависти» заставляла соседей убивать друг
друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино
сердце).
Шолохов   нес в литературу суровую, жестокую
правду о Гражданской войне. В его изображении
классовая борьба – война своих против своих, она
рассекает семьи, разделяет отцов и детей.
Разрушение родственных связей, классовая
«червоточина», разъедающая семью, – тема,
которая перекочевала из Донских рассказов в
«Тихий Дон».
Шолохов  – автор романов «Тихий Дон»,
«Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они
сражались за родину».  Лауреат Нобелевской
премии, депутат, лауреат Сталинской премии,
академик, дважды Герой социалистического труда.
В разгар Гражданской войны М.А.Шолохов стал
очевидцем трагических событий на Дону: на его
глазах разворачивались военные действия между
белоказаками и красными, велась борьба казаков
за независимость, окончившаяся Верхнедонским
восстанием.  

V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.

– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с
рассказом «Родинка». Для того чтобы представить
образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь,
необходимо познакомиться со словарем рассказа. У
вас на партах слова с объяснением их
лексического значения. По ходу чтения рассказа
обращайтесь к словам  с целью выяснения
значения непонятного слова. Слова представлены в
той же последовательности, в какой они
появляются в тексте рассказа. (Приложение
1
)

VI. Чтение рассказа подготовленным учеником
и восприятие его учениками
– 12 мин.

Слайд 11

Ребята, вы прослушали рассказ,
поделитесь впечатлениями от произведения:
назовите положительные и отрицательные эмоции,
которые вы испытывали во время слушания
рассказа.  Прокомментируйте одну из наиболее
ярких эмоций.

Таблица эмоций (на доске)

 Положительные эмоции Отрицательные эмоции
симпатия презрение

– Рассказ действительно не оставляет
равнодушным: слушая его, испытываешь сильные
эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой.
Этот рассказ написан мастером, проблемы,
поднимаемые в произведении, для Шолохова
являлись животрепещущими, потому столько емко и
столь эмоционально повествование. Давайте
разберемся в прочитанном: попытаемся понять
поднимаемые в произведении проблемы, выявить
авторское к ним отношение.

VII. Анализ произведения – 10 мин.

а) Беседа

– Сколько композиционных частей можно
выделить в произведении? (две части – Николка и
атаман).

– Каково соотношение этих частей?  (Шолохов
использует прием антитезы – 
противопоставляет двух героев Николку и
атамана).

– Какие приемы использует М. А. Шолохов для
создания образов Николки и атамана? (портрет,
речевую характеристику, взаимодействие с
другими персонажами рассказа, пейзаж).

б) Работа в группах – 6 мин.

Используя вопросы, подготовьте
рассказ о герое произведения.

Вопросы для 1-ой группы:

Образ Николки

1. Найдите портрет Николки, как он помогает
создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце?
Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к
Николке?
7. Какое символическое значение в добром
отношении Николки к деду Лукичу?

Вопросы для 2-ой группы:

Образ атамана

1. С каким зверем сравнивает автор атамана?
Почему?
2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что
рассказывает автор о жизни своего героя?
3. Как характеризует атамана его речь?
4. С какой целью автор подробно описывает
состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в
рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
5. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли
считать его слова – мнением народным о бандах?
6. Какое значение имеет образ волка, показанного
перед бегством банды?
7. Почему атаман убил себя?

Представление группами результатов
исследования
– 4 мин.

1-я группа

В рассказе создается образ молодого
красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист.
Настоящий казак. Товарищи с любовью и
восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а
сумел без урона ликвидировать две банды). Николка
– командир отряда, хотя еще очень юн. Он
неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться,
когда закончится война. С любовью вспоминает он
отца, казака, с детства приучившего его к
казачьей жизни (сажал его отец на коня своего
служивского). Отец пропал во время войны, а в
память осталась у Николки родинка такая же, как и
у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает
двоякое чувство – уважения к храбрости воина,
отеческой любви к нему (не случайно он называет
его ласково Николка), а также сожаление, что лишен
был детства Николка, не получил грамоты (учиться
бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки
вызывает уважение жителей окрестных деревень,
потому что они не отнимали последнее. И речь
Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней
звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это
не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение
Николки. Такое отношение командира отряда к
старику выражает авторскую мысль об уважении
молодого поколения к старикам.

2-я группа

В рассказе создается образ атамана – человека
ожесточившегося. Он прошел тяжелую школу жизни:
воевал в германскую, был в плену, бежал, попал в
банду. Автор несколько раз, рисуя  атамана,
говорит о волке. Шолохов сравнивает атамана с
волком – осторожным, злым хищником, беспощадным.
В речи атамана преобладают или фальшивые ноты
«мы – красные, дедок», либо бранные слова «старая
сволочуга», «вставай, старый». Такое обращение с
Лукичом, в особенности эпизод, когда атаман
приказал деду есть землю, говорит о потере
человечности, полном обращении в зверя, в волка.
Атаман не уважает старость, издевается над дедом.
Ничего святого нет у этого ожесточившегося
человека. Осуждение звучит в адрес атамана со
стороны автора рассказа (это выражено словами
Лукича, который с неудовольствием встречает
банду, боится их), оно является выражением мнения
народного – люди устали от бессмысленной и
жестокой войны, пора вернуться к семьям и к земле.
Шолохов показывает волка перед кульминационным
моментом («волк выскочил на бугор, постоял и не
спеша потянулся в лог»), чтобы подчеркнуть
звериные черты в образе атамана: ведь банда
разбита, нужно сдаться, атаман видит юношу,
мчащегося на него, но нет сердца у атамана, нет
жалости, как и нет возврата к прежней, мирной
жизни. Потому и убивает себя атаман. Некуда
возвращаться, он убил сына, то есть убил себя в
нем.

Учитель:  Шолохов в рассказе
противопоставляет  не просто героев, а отца и
сына? Противопоставление отца и сына 
усиливает трагизм происходящего. Самое страшное,
что могло  произойти в мире, это то, что отец
стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в
самое крепкое единение – в семью, разбила ее,
развела в разные стороны. Разрушены кровные узы.
Отец и сын могли бы жить в любви,   вместо
этого они убивают друг друга. Что может быть
абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь,
теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое,
что у него осталось на земле.

VIII. Беседа об идейно-художественном
своеобразии рассказа М. А. Шолохова
– 7 мин.

– Особая роль  в рассказе отводится пейзажу.
Найдите описание природы в рассказе. Какое
значение имеет пейзаж в произведении?

Пейзаж помогает создать образы главных
героев.

Описывая Николку, автор создает пейзаж,
подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина»,
нежный– «вишневый садик», усталый, подобно
герою, рано состарившийся –«трава заплаканная,
седая от росы».

Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ
осторожного, матерого зверя: «муть осенняя»,
«колеи, ветром облизанные».

Автор создает картины донских степей, хлебного
поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от
того, что казаки – мирное крестьянство –
вынуждено отойти от земледельческого
созидательного труда и заняться разрушением их
же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор
устилают золотистым зерном».   

 Перед кульминационным моментом – гибелью
Николки – природа, словно живая, пытается
остановить страшную минуту: «кто-то взвыл
по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали
тени». Шолохов использует прием олицетворения.
Подобное изображение природы, сочувствующей
героям, помогающей им, свойственно произведениям
фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего
живого на этой земле.

– В начале рассказа автор словами военкома
говорит о Николке, что он счастливый, коли у него
есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?

Словами военкома Шолохов хотел показать, что
молодой Николка – будущее страны. Он должен быть
счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война
нарушает естественное течение жизни, разрушает
предначертанное судьбой – быть счастливым.
Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет
учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав
жизни.

– Почему Шолохов так подробно описывает эпизод
гибели Николки, создается впечатление, что время
останавливается?
Гибель Николки – это кульминационный момент
рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы
оттягивает страшный момент, он не может поверить,
что случилось непоправимое. Время действительно
останавливается,  времени некуда идти – погиб
сын, отец убивает будущее.

– К какому выводу приходит писатель,
заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов
считает, что семья – это основа мироздания,
поэтому никакие благие цели не оправдывают
сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже
жизни человека, а тем более жизни родного, кровно
связанного с тобой человека).

IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по
рассказу
– 3 мин.

– М. А. Шолохов считает, что Гражданская война –
самая жестокая и кровавая война.  В ней
сражаются не просто граждане одной страны,
некогда жившие в одном, едином государстве,
веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся
одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое
страшное, говорит писатель, когда сын идет против
отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду
семьи – главного союза, составляющего основу
государства в целом. Автор утверждает, что с
разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому
для него – это величайшая трагедия всех русских
людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая
привела  страну к Гражданской войне. Однако
историю не перепишешь, утверждает писатель, 
главное, знать и помнить народную трагедию, дабы
предотвратить повторение войны. В истории любого
государства подобных страниц быть не должно: это
разделяет семьи, разрушает связи между
поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие
традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача
каждого ныне живущего сохранить, преумножить и
передать последующему веками по крупицам
собранное, чтить отца и мать, свою историю,
гордиться своими корнями, своим Отечеством.

X. Итог урока – 1,5 мин.

Урок подходит к концу, подведем итог.

– Какое историческое событие в центре внимания
рассказа М.А.Шолохова?
– Почему писатель героями произведения делает
отца и сына?
– Каково авторское отношение к событиям
Гражданской войны?

XI. Домашнее задание – 0,5 мин.

Слайд 12

Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская
война – величайшая трагедия русского народа»).
Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково
семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из
цикла «Донские рассказы».

XII. Оценка – 0,5 мин.

1) Сообщения учащегося по биографии
М.А.Шолохова;
2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
3) Устных ответов учащихся в ходе урока.

Тест по произведению «Родинка» Шолохов

Тест по произведению «Родинка» Шолохов

Последний раз тест пройден более 24 часов назад.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Родинка»?

    • Максим Горький

    • Михаил Шолохов

    • Василий Шукшин

    • Михаил Булгаков

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 99%
    ответили правильно

    99% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Автором произведения «Родинка» является советский писатель Михаил Шолохов.

  2. Вопрос 2 из 10

    В каком году было написано произведение Михаила Шолохова «Родинка»?

    • 1919 г.

    • 1921 г.

    • 1924 г.

    • 1929 г.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 67%
    ответили правильно

    67% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение Михаила Шолохова «Родинка» было написано в 1924 году.

  3. Вопрос 3 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение Михаила Шолохова «Родинка»?

    • Повесть

    • Роман

    • Новелла

    • Рассказ

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 67%
    ответили правильно

    67% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение Михаила Шолохова «Родинка» написано в жанре рассказа. На это указывает небольшой объем произведения, наличие одной сюжетной линии, 1–2 главных героев.

  4. Вопрос 4 из 10

    Кем был отец Николки Кошевого до того, как бесследно исчез?

    • Крестьянин

    • Казак

    • Помещик

    • Трактирщик

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 89%
    ответили правильно

    89% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Казак Николкин отец, а по отцу и он – казак…».

  5. Вопрос 5 из 10

    Сколько банд успел уничтожить юный командир красного эскадрона Николка Кошевой?

    • Одну

    • Две

    • Пять

    • Ни одной

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 70%
    ответили правильно

    70% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая, – мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, говорят шутя в эскадроне, – а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не
    хуже любого старого командира!..»
    .

  6. Вопрос 6 из 10

    Где у Николки располагалась крупная родинка – точно такая же, как и у его отца?

    • Шея

    • Спина

    • Правая рука

    • Левая нога

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 97%
    ответили правильно

    97% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…От отца Николка унаследовал
    любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки…»
    .

  7. Вопрос 7 из 10

    Сколько лет не бывал атаман белогвардейской банды в родных краях?

    • Один год

    • Три года

    • Семь лет

    • Десять лет

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 63%
    ответили правильно

    63% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские,
    султанистые, и – банда…»
    .

  8. Вопрос 8 из 10

    Кто указал Николке Кошевому на расположение атамана и его банды?

    • Свинопас

    • Мельник

    • Пастух

    • Мальчик-подпасок

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 90%
    ответили правильно

    90% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «…Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко
    мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил… Аль запамятовал?..
    – Ну, что скажешь?
    – А то скажу, любезный мой: вчерась затемно наехали ко мне банды оти самые и зерно начисто стравили коням!.. Смывались надо мною… Старший ихний говорят: присягай нам, в одну душу, и землю заставил есть.
    – А сейчас они где?
    – Тамотко и есть…»
    .

  9. Вопрос 9 из 10

    Какой урон бандиты нанесли мельнику?

    • Сожгли мельницу

    • Вытоптали огороды

    • Забрали все зерно

    • Избили

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 89%
    ответили правильно

    89% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «Ухватил старика за шиворот и коленом потянул к амбару кособокому, в землю вросшему. Двери распахнул. В закромах пшеница и чернобылый ячмень.
    – Это тебе что, не зерно, старая сволочуга?
    – Зерно, кормилец… Отмол это… Год я его по зернушку собирал, а ты конями потравить норовишь…
    …И смеется атаман, глядя, как не встанет на занемевшие ноги старик.
    А из закромов тянут наехавшие конные ячмень и пшеницу, под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном…»
    .

  10. Вопрос 10 из 10

    Кем приходился Николка Кошевой атаману банды?

    • Сын

    • Младший брат

    • Племянник

    • Кузен

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 94%
    ответили правильно

    94% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    «Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги
    снять хромовые с мертвяка… Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови,
    выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:
    – Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»
    .

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Гульсара Канапьянова

    10/10

  • Семён Пешкин

    7/10

  • Максим Осипов

    10/10

  • Влад Семёнов

    10/10

  • Лера Семёнова

    10/10

  • Павел Палющук

    10/10

  • Александр Изюров

    10/10

  • Данил Хомяков

    10/10

Рейтинг теста

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 3113.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Тест по рассказу М. Шолохова «Родинка»

Avatar

Шишкина Анастасия Владимировна

09.06.2022.
Тест. Литература, 11 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на знание содержания, событий и героев рассказа «Родинка» из сборника М. Шолохова «Донские рассказы».

Список вопросов теста

Вопрос 1

В каком году был впервые опубликован сборник «Донские рассказы», в который вошёл рассказ «Родинка»?

Варианты ответов
  • 1925
  • 1929
  • 1940

Вопрос 2

Из какой среды происходил Николай Кошевой, герой рассказа «Родинка»?

Варианты ответов
  • крестьянство
  • купечество
  • казачество

Вопрос 3

Сколько лет было Николаю Кошевому, когда он уже был командиром эскадрона?

Варианты ответов
  • 18
  • 20
  • 22

Вопрос 4

Чем занимается Николай Кошевой и его отряд?

Варианты ответов
  • ликвидацией безграмотности
  • агитационной работой
  • ликвидацией банд

Вопрос 5

Известно, что общей особой приметой у Николая Кошевого и его отца была родинка. Где она располагалась и какого размера была?

Варианты ответов
  • на правой руке, с куриное яйцо
  • на левой ноге, с голубиное яйцо
  • на шее, с перепелиное яйцо

Вопрос 6

Какие ещё черты передались Николаю от его отца?

Варианты ответов
  • жестокость и беспощадность
  • отвага и любовь к лошадям
  • любовь к Родине и ближним

Вопрос 7

Что известно об отце Николая, пропавшем во время Первой мировой войны?

Варианты ответов
  • он погиб
  • он перешёл на сторону врага
  • он побывал в плену, а затем стал атаманом банды

Вопрос 8

Кто сообщает Николаю Кошевому, где именно расположилась банда?

Варианты ответов
  • его отец
  • Лукич
  • нарочный из станицы

Вопрос 9

Что обнаруживает атаман банды, после того как убил красного командира?

Варианты ответов
  • что на нём хорошие хромовые сапоги
  • что он слишком молод, чтобы умирать так рано
  • что он убил собственного сына

Вопрос 10

О каком пороке жителей станицы рассказывает Шолохов в одном из лирических отступлений в рассказе?

Варианты ответов
  • о жестокости
  • о рабской покорности новой власти
  • о пьянстве

 Человек приходит  в мир… Что его ждёт? Любовь или ненависть? Злоба? Вражда? Каким он станет: добрым или злым, милосердным или жестоким? От чего это зависит?

На эти вопросы нам предстоит ответить , обратившись к рассказу «Родинка». Перед нами стоит задача: проследить как три линии Человек, семья, история находят своё отражение в рассказе, как раскрывается  эпиграф  Война-распря, разрушающая творение любви.  

Итак, запишите тему урока, эпиграф.

 Время гражданской войны, пожалуй, самое сложное время. Почему? На этот вопрос ответит …, которая провела исследовательскую работу, и теперь тезисно об этом скажет.

Сообщение ученицы: Гражданская война-острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть. 20-30-е годы 20 века в изображении Шолохова — это время, необратимо расколовшее русский мир, это эпоха великого горя народного.Гражданская война принесла с собой много горя в семьи. Это война, расколовшая мир надвое, война, заставившая  одних переступить через жизнь и судьбу самых родных и близких людей, других – нежелание расстаться со «старой моралью». М. Шолохов, заставший войну на своей родине –Украине, лично на себе испытал весь кошмар происходящего. Всё его родное донское казачество, а ведь мы знаем, что  Шолохов-казак, захлебнулось в этой лавине человеческих страданий.

Итак, обратимся к 1-й линии – Человек. Каким же он показан в огне Гражданской войны? Меняется ли он, если да, то в лучшую или худшую сторону.

1 группа — о Николке

2 группа-об атамане

1 гр. Читает цитату о Николке, который в свои 18 лет выглядит стариком –старят его глаза «в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая».

-Ну а что его состарило в его 18 лет?

«Опять кровь, а я уже уморился так жить. Опостылело все…»

-Как вы думаете, для чего автор ставит многоточие после этих слов.

(Николка недоговорил, а следом и автор. Это боль души, это тоска, но и злоба, ненависть к врагам, которые не дают успокоиться и заняться мирной жизнью и учёбой)

2гр. Что узнали об атамане?

Вернувшись домой узнал, что жена умерла, а сын пропал, в станице новая советская власть.

-Почему его сравнили с волком?

Атаман кошевой не принял  Советскую власть. Он был вынужден «Волком уходить по родным полям»

-Почему у него зачерствела душа?

(Плен германский, потом Врангель, лагерь колючей проволокой, турецкая фелюга, камыши кубанские и банда. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман ходили в эту банду.

 Выводы пишем в доске.  

Николке- 18 лет — старик

Атаман — зачерствела душа

Послушайте слова Аристотеля «Семья-самый первый вид человеческого общения.  Вы согласны с  Аристотелем?

 Давайте через рассказ рассмотрим линию семьи.

1 гр.Что же дала семья Николке?

Семья дала Николке любовь матери, отца, сажавшего его на коня, дала кратковременное счастье, радость в семье.

2гр. Что же дала семья атаману?

Был счастлив и атаман –у него была жена, сын, упорядоченная казацкая жизнь, служба царю и отечеству.

Но удаётся ли сохранить семью в этих жутких исторических условиях?

Дети должны через финал показать не воссоединение отца и сына, а убийство.

Что значит прощальный поцелуй отца?

(прощение и прощание атамана с жизнью, нельзя жить сыноубийце,от этого горит душа и мертвеет сердце).

 Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

 Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.  Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ -– всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной)

 Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.

 Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)  

Выводы пишут  на доске.

Николке семья дала любовь матери, отца.

Атаману жену, сына, любовь, научила служить  отечеству.

И.п.-сидя, руки на поясе

1.-поворот головы направо

2-И.п.

3-Поворот головы налево

4-И.п

Повторить 4-5 раз. Темп медленный

А что же представляет  история

Предметом  нашего внимания сегодня  будет спор. Спорить можно по-разному.  Но нам бы хотелось  продемонстрировать  вам   пример цивилизованного спора.  По-английски это звучит дебаты. Я исполняю роль тьютора в сегодняшней игре. Я познакомлю вас с условиями игры и принципами работы судей.

 Итак, в  дебатах участвуют 2 команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Сегодня в дебатах участвует  команда «Утверждающая», которая будет утверждать тезис  и команда  «Отрицающая», которая будет этот тезис  опровергать.

             Выступление спикеров четко регламентировано. Показывать, что до конца выступления   30 секунд будет Таймкипер.  Эту роль в сегодняшней игре взял на себя ….

     Я предлагаю на сегодняшних дебатах обсудить тему

Почему в истории гражданской войны родные люди становятся врагами.

Кейс утверждения. . Спикер  № 1 

      Здравствуйте, уважаемая аудитория.  Меня зовут   …  

  Я считаю, что соперничество внутри государства, отсутствие согласия, непримиримая позиция обеих сторон по отношению к друг другу может привести к гибельному исходу, как показано в рассказе Родинка.

      Прежде мы должны определить почему две родные люди оказались в разных бандах.

Я…, являюсь вторым спикером, хочу на примере картины «Так хозяйничают большевики в казацких станихах», что сын и отец поневоле оказались в различных бандах. Этому виновата история, мир расколот на красных и белых. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

Большевики приняли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие. Расказачивание уничтожило         сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношение в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды.

 Меня зовут … Я являюсь третьим спикером   команды «Оппозиция» и у меня есть дополнение.  На мой взгляд и у белых,и у красных были мотивы, среди них были люди «верные», а также «неверные»

Кейс  отрицания  Спикер № 1

  Здравствуйте, уважаемая аудитория.  Меня зовут ….  Я согласна обсудить события  периода  «гражданской войны», но категорически не согласна с темой выбранной командой утверждения. Поэтому во время дебатов считаю должным доказать, что отец и сын  они не были врагами.

Даже само название рассказа Родинка,согласно (Толковому словарю Ожегова) «родинка — это врождённое пятнышко на коже).

        Словарь приводит следующие  однокоренные слову к слову   «родинка»: Родинка, род, родня, родство, родина, народ.

        В этой связи   я  не согласна с утверждающей стороной   и считаем, что « гражданская война»,  не могла полностью разрушить общечеловеческие ценности.

         Я…. являюсь вторым спикером команды «отрицание». Я бы хотела задать вопрос …: «Вы считаете, что соперничество внутри государства, отсутствие согласия, непримиримая позиция обеих сторон по отношению к друг другу может привести к гибельному исходу», как можете объяснить конфликт в сегодняшней Украине.            

Я… являюсь третьим спикером команды «отрицание».  Я хочу  привести примеры из жизни…

Итог

Первый  спикер  утверждающей команды.

          Уважаемая аудитория,  завершая линию утверждения,  хочу акцентировать  ваше внимание на основных моментах наших дебатов.

           Итак, мы утверждали, что

          -Мы продолжаем утверждать, что обстановка была нестабильной, поэтому постоянно вспыхивали конфликты, которые могли мирным путём разрешить

                   Но сравнивая аргументы  обеих сторон, хочу сказать, что наши аргументы были  более убедительными, т.к.   доказывались на основе фактов и реальных событий. В то время как аргументы оппонентов   выглядели слабыми, т.к. основывались в основном на умозаключениях.

Второй   спикер   отрицающей   команды.

          Уважаемая аудитория,  завершая линию отрицания,  хочу акцентировать  ваше внимание на ключевом моменте наших дебатов.

          — На мой взгляд,  таким  моментом  наших дебатов, являлось обсуждение вопроса о…

          — Мы ясно дали понять нашим оппонентам, что несмотря на все аспекты, которые мы обозначили, самым главным является общчеловеческие ценности, таких как семья, Победителей и побеждённых в гражданской войне не бывает.

          -От любви и понимания личное счастье и благополучие каждого из нас, поскольку человек является членом не только своей семьи, коллектива, города, но и всей планеты.

Спасибо за внимание

К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием?

Какое задание было выполнить трудно? 

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями).

Прочитать рассказы  «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”.

Написать  эссе по проблеме Гражданской войны, продолжив мнение.

1.Трагедия гражданской войны учит нас…

2.Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы по рассказу пушкина дубровский
  • Вопросы по рассказу дремучий медведь паустовский с ответами
  • Вопросы по рассказу детство толстой с ответами 4 класс
  • Вопросы по рассказу гроза
  • Вопросы по рассказу гранатовый браслет с ответами

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии