Вопросы по рассказу рыцарь вася

Тест по
рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»

1. Какое прозвище дали Васе его одноклассники? 

а) тюфяк б) рыцарь в) толстяк г) рохля

2. Какая фамилия была у Васи? 

а) Тостиков б) Рыбаков в) Ковалёв г) Петров

3. Какое качество портило Васе его жизнь? 

а) Медлительность б) Неповоротливость

в) Неловкость г) Все ответы верны

4. Какие герои больше всего привлекали Васю? 

а) Космонавты б) Геологи в) Разведчики г) Рыцари

5. Где Вася проводил все свое свободное время? а) В
лесу б) С друзьями в) В музее г) В кино

6. О чем больше всего мечтал Вася? 

а) О любви б) О подвигах в) Стать стройным и красивым
г) Стать отличником

7. Кто постоянно говорил Васе: «Поторапливайся, а то
опоздаешь!»? 

а) учительница б) сосед по парте в) мама г)папа

8. Какой подвиг совершил Вася? 

а) Спас котенка б) Предотвратил пожар в) Помог милиции
задержать вора г) Спас утопающего мальчика

9. Кто первым заметил тонущего малыша? 

а) Вася б) Димка Ковалёв в) одноклассники малыша

10. О чем думал Вася перед сном 

а) он герой, потому что спас малыша; б) он заболел, потому что его
бил озноб в) он бы провалился под лед, если бы на нем были доспехи
рыцаря.

11. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? 

а) Вручили грамоту б) Объявили благодарность в) Выдали
денежную премию г) Никак не наградили

12. Как называется такое описание:

 «Бывает так, что еще не опали
листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река
покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий».

 а) пейзаж б) портрет в) интерьер

13. Как называется такое описание: «Куртка
в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка…»
 а)
пейзаж б) портрет в) интерьер

14. Главная мысль рассказа в том, что

а) надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не
совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

б) надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

в) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее
состояние: душа, мечты, сердце.


0

Какие можно составить вопросы к рассказу «Рыцарь Вася» Яковлева?

«Рыцарь Вася» вопросы к рассказу.

Яковлев «Рыцарь Вася» составить 5-6 вопросов к рассказу.

1 ответ:



2



0

Яковлев «Рыцарь Вася» вопросы к рассказу можно составить такие:

  • Как называли все Васю и почему? (Тюфяком, он был толстым, медлительным, неповоротливым).
  • Вася был толстым потому, что был обжорой? (Нет, Вася вообще не любил есть, просто он был таким)
  • О чем мечтал Вася? (Он хотел быть рыцарем в доспехах, спасать тех, кто попал в беду)
  • Чем он занимался в свободное время? (Ходил в музей, смотрел на рыцарские доспехи и оружие)
  • Что он должен был сделать на утреннике? (Прочитать стих «Человек сказал Днепру)
  • Вася был смелым мальчиком? (Да, он бросился спасать первоклашку, что провалился по лед, не раздумывая)
  • Почему Димка Ковалев повел спасенного мальчика, а не Вася? (Вася промочил ноги, сам Димка отправил его домой и предложил отвести первоклашку)
  • Вася рассказал дома о том, что случилось? (Нет, он ничего маме не сказал)
  • Почему Вася не рассказал, что Димка врет? (Он был очень стеснительным и боялся привлечь к себе внимание)
  • Чем заканчивается рассказ? (Вася рисует фиолетового рыцаря)

Читайте также

Мне очень понравился рассказ Юрия Яковлева «Где стояла батарея». В нем речь идет о человеке, который смотрит на новую школу и вспоминает, как раньше прямо на этом месте шли бои и стоял его полк, его батарея. Школьники же ничего об этом не знают, те кто чуть старше помнят лишь пустырь до школы. Глядя на новенькое здание трудно поверить, что раньше здесь велись бои, взрывались снаряды.

Произведение показывает, как важно знать историю своей страны, своего города или маленького района. Важно помнить войну и то, какой ценой досталась победа. Важно быть благодарными солдатам, которые отдали свою жизнь ради того, чтоб на пепелище построили новую школу и небо над головами было мирным, чтоб не падали горящие самолеты.

Именно поэтому автор и решает, что не успокоиться, пока всем школьникам не расскажет, что было на месте их школы, какие события происходили.

Краткое содержание «Где стояла батарея» Юрия Яковлева можно почитать здесь.

По рассказу Леонида Пантелеева «Камилл и учитель» вопросы составить можно так:

  1. Как звали Камилла полностью (Марк Фурий Камилл)
  2. Кем он был? (римским полководцем)
  3. Что не готов был отдать Камилл даже ради своей Родины? (совесть).
  4. Какой город никак не сдавался камиллу? (фалерия, город фалесков).
  5. Почему римляне не могли взять город? (он был хорошо укреплен, с высокими стенами, жители были очень храбрыми)
  6. Сколько предателей было среди фалесков? (один — учитель).
  7. Зачем учитель отвел детей к римлянам? (он хотел получить деньги, был жадным, очень любил деньги)
  8. Камилл обрадовался такой «добыче»? (нет, он долго хмурился, он никогда не воевал с детьми. они ему были не нужны)
  9. Кто оказался настоящим учителем в этой истории (Камилл — он преподал урок детям и самому учителю предателю)
  10. Почему фалески сдали город? Это самый сложный вопрос. Думаю, они решили не только сберечь своих жителей, но и подчиниться такому великом, мудрому и справедливому правителю. Они хотели чтобы их город не пал в руинах, а процветал.

Как озаглавить части рассказа «Камилл и учитель» читайте тут.

Болезненная, трогательная, острая и очень поучительная история — как и все рассказы Юрия Яковлева, заставляет задуматься о многом.

Краткое содержание “Мальчик с коньками” Яковлева можно написать так:

  1. Нескладный мальчик в одежде не по размеру спешит на каток, он все думает о девочке, которую там раньше видел.
  2. Он встречает странного человека, сначала думает, что мужчина пьян.
  3. Мужчине плохо, он просит мальчика провести его домой и рассказывает, что в груди у него осколок от снаряда с войны.
  4. Мальчик очень хотел на каток к девочке, но провел мужчину домой, до самой квартиры и остался с ним.
  5. Ему страшно было оставлять мужчину в таком состоянии одного, ведь его жена и сын уехали к бабушке.
  6. Мужчина просит взять рецепт и сходить за лекарством.
  7. Когда мальчик приносит лекарство, мужчине совсем плохо.
  8. Мальчик пытается вызвать скорую, но он не знает адреса, он решает остановить проезжающую мимо карету скорой помощи.
  9. Врачи едут с мальчиком к раненому мужчине, Бахтюкову, они решили, что это отцу мальчика плохо.
  10. Бахтюкова забирают в больницу, он просит мальчика отправить его родным телеграмму в Сапожок.
  11. Мальчик идет на почту оправлять телеграмму и только здесь понимает, почему ему так дорого этот мужчина — у мальчика ведь нет отца.
  12. Он идет в больницу, все время носит за собой коньки, там узнает, что Бахтюкова будут оперировать, сидит и ждет.
  13. После операцим медсестра отдает мальчику вынутый осколок, ведь все считают, что Бахтюков его отец.
  14. Медсестра рассказывает Бахтюкову, что его сын просидел всю операцию под операционной, мужчина думает, что это его настоящий сын, а не мальчик с коньками.
  15. Мальчик с коньками шагает по темному городу, он приходит к катку, но тот закрыт из-за оттепели.

Собственно, вариантов здесь не так уж и много, а значит, решить эту задачу можно методом перебора:

по очереди принимать за нужный конверт ( тот, который необходимо съесть ) каждый из трёх конвертов и при этом проверять соответствие описанию задачи, ведь в условии чётко сказано, что

gYovQuJzUYDeCymhdd4y0Cv4KgFrUa.png

Допустим, нужно съесть третий конверт — проверим верность всех условий, для этого случая:

msrWZg4eE24yvjEmKeFqMrdkfXv50jL.png

Первое утверждение верно, а второе не верно.

cp5sIMp24Lb3RtccM0lFXCPflLd3Ql.png

Оба утверждения верны.

1EAsO4H2HHnA5sYvjGNLktRrp5iEHxKi.png

Оба утверждения не верны.

Получается, что условию задачи соответствует только тот случай, когда съесть надо третий конверт.

Проверим на всякий случай другие варианты:

если надо было съесть первый конверт, то

оба утвержденияния в нём были бы ложны,

оба увержденияния во втором конверте тоже оказались бы ложными и

в третьем конверте первое утверждение было бы истинным, а второе ложным.

Т.е. первый конверт не соответствует условию задачи;

если же надо было съесть второй конверт, то

оба утверждения в первом конверте были бы верны,

первое утверждение во втором конверте было бы истинно, а второе — ложно,

и в третьем конверте первое утверждение истинно, а второе ложно.

Т.е. второй конверт тоже не соответствует условию задачи.

В предложении выделяется грамматическая основа, она же основа предложения, состоящая из подлежащего и сказуемого (Реже только из подлежащего или только из сказуемого). Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?», а сказуемое — на вопрос «Что делать?» и все его вариации в разных временах, родах и лицах. Также в предложении имеется дополнение, отвечающее на все вопросы косвенных падежей (то есть, всех, кроме именительного); определение, отвечающее на вопрос «Какой?» и все ему подобные, и обстоятельство, отвечающее на вопрос «Как?Каким образом?».

Для примера возьмём предложение:

Мама (Кто?) быстро (Как?) одела (Что сделала?) Мишу ( Кого?) в школьную (В какую?) форму (Во что?). В предложении имеются (По порядку): Подлежащее, обстоятельство, подлежащее, дополнение, определение и дополнение.

P.S. Предлоги не являются частями предложения, однако участвуют в задаваемых вопросах.

Юрий Яковлевич Яковлев

                                                                  РЫЦАРЬ ВАСЯ

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два — над глазами, у начала бровей, а третий между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты — обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.

И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.

В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.

Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

Разве так обращаются с благородным рыцарем?

Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.

Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:

— На такого толстого никакие доспехи не налезут.

Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого — к серебряному.

К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим — со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!» — натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос — «И это называется вымылся?!» — и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу — «Не усни над тарелкой!», — он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.

На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:

— Рыбаков, о чем ты мечтаешь?

— Рыбаков, повтори, что я сказала.

— Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

…Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.

А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.

Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:

— Тонет! Тонет!

— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.

— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.

Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:

— Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам…

Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.

Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.

Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.

Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.

— Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.

Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:

— Валяй!

Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.

Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.

— Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.

— Промочил ноги, — растягивая слова, ответил мальчик.

— Где это тебя угораздило? — Мама пожала плечами и пошла за тряпкой.

Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза.

Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.

Он быстро уснул.

…На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.

Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой «П».

Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.

В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.

Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.

В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.

И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.

Он с трудом протиснулся за парту — сдвинул ее с места, — а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.

Ю. Яковлев. Рыцарь Вася

Avatar

Автор скрыт

22.11.2020.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

тест для учащихся 5 класса по рассказу Ю. Яковлева

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

Варианты ответов
  • тюфяк
  • рыцарь
  • толстяк
  • рохля

Вопрос 2

2. Какое качество портило Васе его жизнь?

Варианты ответов
  • медлительность
  • неповоротливость
  • неловкость
  • все варианты верны

Вопрос 3

3. Какие герои больше всего привлекали Васю?

Варианты ответов
  • космонавты
  • геологи
  • разведчики
  • рыцари

Вопрос 4

4. О чём больше всего мечтал Вася?

Варианты ответов
  • о любви
  • о подвигах
  • стать стройным и красивым
  • стать отличником

Вопрос 5

5. Какой подвиг совершил Вася?

Варианты ответов
  • спас котёнка
  • предотвратил пожар
  • помог полиции задержать вора
  • спас утопающего мальчика

Вопрос 6

6. Кто первым заметил тонущего мальчика?

Варианты ответов
  • Вася
  • Димка Ковалёв
  • одноклассники малыша

Вопрос 7

7. В каком классе учился малыш, которого спасли?

Варианты ответов
  • в 1 классе
  • во 2 классе
  • в 3 классе

Вопрос 8

8. Как Васю наградили в школе за совершённый подвиг?

Варианты ответов
  • вручили грамоту
  • объявили благодарность
  • вручили денежную премию
  • никак не наградили

Вопрос 9

9. Как называется такое описание: «Бывает так, что еще не опали листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий». 

Варианты ответов
  • пейзаж
  • портрет

Вопрос 10

10. Главная мысль рассказа в том, что

Варианты ответов
  • надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
  • надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
  • главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Тест по произведению «Рыцарь Вася» Яковлев

Тест по произведению «Рыцарь Вася» Яковлев

Последний раз тест пройден 1 час назад.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Рыцарь Вася»?

    • Юрий Яковлев

    • Самуил Маршак

    • Лев Кассиль

    • Лазарь Лагин

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 95%
    ответили правильно

    95% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение «Рыцарь Вася» написал советский писатель Юрий Яковлевич Яковлев.

  2. Вопрос 2 из 10

    В каком году было написано произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?

    • 1955 г.

    • 1961 г.

    • 1967 г.

    • 1978 г.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 52%
    ответили правильно

    52% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение «Рыцарь Вася» было написано в 1967 году.

  3. Вопрос 3 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?

    • Новелла

    • Рассказ

    • Повесть

    • Роман

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 85%
    ответили правильно

    85% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Произведение «Рыцарь Вася» написано в жанре рассказа. На это указывает небольшой объём произведения, ограниченное количество действующих лиц, повествование о реальных событиях, описание одного эпизода.

  4. Вопрос 4 из 10

    Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

    • Кабан

    • Тюфяк

    • Жиртрест

    • Рохля

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 94%
    ответили правильно

    94% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    В силу своей природной медлительности и неуклюжести Вася был прозван приятелями тюфяком: «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость».

  5. Вопрос 5 из 10

    Какое качество портило Васе его жизнь?

    • Медлительность

    • Неповоротливость

    • Неловкость

    • Все ответы верны

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 78%
    ответили правильно

    78% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Вася был очень неуклюжим, неловким, медлительным мальчиком и от этого очень страдал: «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость… Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул… Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк».

  6. Вопрос 6 из 10

    Какие герои больше всего привлекали Васю?

    • Космонавты

    • Геологи

    • Разведчики

    • Рыцари

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 96%
    ответили правильно

    96% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Неуклюжая, нелепая внешность Васи не мешала ему восхищаться отважными, благородными рыцарями: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями».

  7. Вопрос 7 из 10

    Где Вася проводил все свое свободное время?

    • В лесу

    • С друзьями

    • В музее

    • В кино

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 83%
    ответили правильно

    83% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    В свободное время Вася посещал музей, в котором любовался закованными в латы рыцарями: «В свободное время он бегал в музей.. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы».

  8. Вопрос 8 из 10

    О чем больше всего мечтал Вася?

    • О любви

    • О подвигах

    • Стать стройным и красивым

    • Стать отличником

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 83%
    ответили правильно

    83% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Вася, подражая своим кумирам — рыцарям, отчаянно мечтал совершать подвиги: «Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично».

  9. Вопрос 9 из 10

    Какой подвиг совершил Вася?

    • Спас котенка

    • Предотвратил пожар

    • Помог милиции задержать вора

    • Спас утопающего мальчика

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 92%
    ответили правильно

    92% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Вася проявил себя отважным храбрецом, когда спас мальчика, провалившегося под лёд: «Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда… тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд. Наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя».

  10. Вопрос 10 из 10

    Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг?

    • Вручили грамоту

    • Объявили благодарность

    • Выдали денежную премию

    • Никак не наградили

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 91%
    ответили правильно

    91% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Подвиг Васи бессовестно присвоил себе его одноклассник, Димка Ковалёв, которого похвалили на глазах у всей школы. Никто даже не догадался, что истинным героем был Вася: «Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно…»

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ольга Волынец

    10/10

  • Сафонов Вячеслав

    10/10

  • Алик Янских

    10/10

  • Мамнуна Киргизова

    10/10

  • Максим Михайлов

    8/10

  • Вадим Шапошников

    9/10

  • Илья Белозеров

    10/10

  • Илья Белых

    9/10

  • Костя Грищенко

    9/10

  • Руслан Тананыкин

    10/10

Рейтинг теста

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2879.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»

  1. В каком году было написано произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?

  1. 1955 б) 1961 в) 1967 г) 1978

  1. К какому литературному жанру принадлежит произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?

а) Новелла б) Рассказ в) Повесть г) Роман

3. Какое прозвище дали Васе его одноклассники? а) тюфяк б) рыцарь в) толстяк г) рохля

4. Какая фамилия была у Васи? а) Тостиков б) Рыбаков в) Ковалёв г) Петров

5. Какое качество портило Васе его жизнь? а) Медлительность б) Неповоротливость

в) Неловкость г) Все ответы верны

6. Какие герои больше всего привлекали Васю? а) Космонавты б) Геологи в) Разведчики г) Рыцари

7. Где Вася проводил все свое свободное время? а) В лесу б) С друзьями в) В музее г) В кино

8. О чем больше всего мечтал Вася? а) О любви б) О подвигах в) Стать стройным и красивым г) Стать отличником

9. На кого сердился за свои неудачи Вася? а) на одноклассников б) на учительницу в) на самого себя г) на маму

10. Кто постоянно говорил Васе: «Поторапливайся, а то опоздаешь!»? а) учительница б) сосед по парте в) мама г)папа

11. Какой подвиг совершил Вася? а) Спас котенка б) Предотвратил пожар в) Помог милиции задержать вора г) Спас утопающего мальчика

12. Кто первым заметил тонущего малыша? а) Вася б) Димка Ковалёв в) одноклассники малыша

13. В каком классе учился малыш, которого спас Вася а) 1-м, б) 2-м, в) 3-м.

14. О чем думал Вася перед сном а) он герой, потому что спас малыша; б) он заболел, потому что его бил озноб в) он бы провалился под лед, если бы на нем были доспехи рыцаря.

15.Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? а) Вручили грамоту б) Объявили благодарность в) Выдали денежную премию г) Никак не наградили

16. Как называется такое описание: «Бывает так, что еще не опали листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий». а) пейзаж б) портрет в) интерьер

17. Как называется такое описание: «Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка…» а) пейзаж б) портрет в) интерьер

18. Главная мысль рассказа в том, что

а) надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

б) надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

в) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
1. Какая фамилия была у Васи?
а) Тостиков
б) Рыбаков
в) Ковалёв
г) Петров
2. Какое прозвище дали Васе его одноклассники?
а) тюфяк
б) рыцарь
в) толстяк
г) рохля
3. Какие герои больше всего привлекали Васю?
а) Космонавты
б) Геологи
в) Разведчики
г) Рыцари
4. Какое качество портило Васе его жизнь?
а) Медлительность
б) Неповоротливость
в) Неловкость
г) Все ответы верны
5. О чем больше всего мечтал Вася?
а) О любви
б) О подвигах
в) Стать стройным и красивым
г) Стать отличником
6. На кого сердился за свои неудачи Вася?
а) на одноклассников
б) на учительницу
в) на самого себя
г) на маму
7. В каком классе учился малыш, которого спас Вася
а) 1-м,
б) 2-м,
в) 3-м.
г) он был дошкольником
8. О чем думал Вася перед сном
а) он герой, потому что спас малыша;
б) он заболел, потому что его бил озноб
в) он бы провалился под лед, если бы на нем были доспехи рыцаря.
9.Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг?
а) Вручили грамоту
б) Объявили благодарность
в) Выдали денежную премию
г) Никак не наградили
10. Главная мысль рассказа в том, что
а) надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее
товарищество.
б) надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
в) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Цели урока:

  1. образовательная: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
  2. воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
  3. развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.

Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.

Оформление доски:

1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.
Фалес

2. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
И. Гёте

3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
Платон


Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996)

«Рыцарь Вася»

А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
Ю. Яковлев
4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И. Шевелев

5. Добро, красота, любовь…венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.
М. Пришвин

6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
Ю. Яковлев

Ход урока 

I. Вступление.

Учитель читает стихотворение

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.

– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?

– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)

(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)

– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.

смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый.
железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит.
умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом
         Внешние и физические данные
держит данное слово, вежливый,
готов выручить друга из беды,
заступиться за слабого и обиженного,

благородно и возвышенно относится к женщине
  духовные начинания

– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)

Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)

– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

II. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».

– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учителем)

III. Беседа по рассказу.

«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.

– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.

– Как выглядел Вася?

  1. «… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»

– Что ещё можно о нём сказать?

  1. «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»

  2. «Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»

  3. «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»

  4. «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»

  5. «Ему не везло буквально во всём.»

  6. «Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»

– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?

– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)

– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)

– А в свой адрес слышал:

  1. «Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
  2. «Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
  3. «Ребята смеялись…»
  4. «… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
  5. «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
  6. «Зал засмеялся…»

– Как должны были поступить окружающие?

– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)

– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.

  1. «Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
    Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
    «А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
    Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и , не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
    Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»

– Оцените поступок Васи.

– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.

– Сделайте вывод, кто такой антигерой?

– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»

– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?

– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»

IV. Вывод. Работа в группах.

Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?

  1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
  2. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв
  3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
  4. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гёте
  5. Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин
  6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев

V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.

  1. На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.
  2. Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
  3. На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.

– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы по рассказу родинка шолохов
  • Вопросы по рассказу дубровский для кроссворда
  • Вопросы по рассказу пушкина дубровский
  • Вопросы по рассказу дремучий медведь паустовский с ответами
  • Вопросы по рассказу детство толстой с ответами 4 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии