Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».
03.11.2019 12:58
Проверочная работа по родной литературе для 8 класса.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».»
Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».
-
Имя и фамилия главного героя (Семён Иванов)
-
Кем служит главный герой? (сторожем на железной дороге)
-
С кем воевал главный герой? (с турками)
-
Как попал главный герой на станцию? (по знакомству, устроил офицер полка, в котором он служил)
-
С кем познакомился на станции главный герой? (с Василием Спиридовым)
-
Почему, по мнению этого героя, его жизнь так бедна? (потому что на его труде наживаются другие)
-
Что произошло с Василием после того, как приехала важная ревизия из Петербурга? (Начальник не принял его жалобы и ударил Василия по лицу).
-
Как Василий решил отомстить своим обидчикам? (Разворотил ломом рельсы)
-
Как Семен смог подать сигнал поезду о том, что нужно остановиться? (Намочил своей кровью платок и надел на палку).
-
Кто подал сигнал поезду после того, как Семен потерял сознание от потери крови? (Василий)
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Вопросы на знание
текста рассказа В.Гаршина «Сигнал»
№ пп |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Имя |
Семен Иванов |
2. |
Его |
Сторож на железной дороге |
3. |
Кем |
Денщик у офицера |
4. |
Что |
Старик-отец помер, сынишка помер, хозяйство не |
5. |
Имя |
Арина |
6. |
Как |
Василий Степанович |
7. |
О |
О жизни, про «свое житье-бытье» |
8. |
Философия |
«Уж кому какую талан-судьбу даст Господь, так уж и |
9. |
За |
За то, что посадил весной около своей будки капусту |
10. |
На |
На дрезине |
11. |
Что |
Дудки из тальника |
12. |
С |
С жалобой на начальство |
13. |
Кому |
Жене: «Жена за него работала, день и ночь не спала, |
14. |
Кого |
Василия |
15. |
Какое |
Полверсты |
16. |
Что |
Ломом поддевал рельс |
17. |
Какой |
Пассажирский |
18. |
Что |
«Ударил |
19. |
Чья |
Василия |
20. |
Почему |
Сила самоотверженной любви, мужество другого человека, |
21. |
Тема |
— что есть добро — что есть зло -правда и неправда — месть и предательство |
Тест по рассказу В.М. Гаршина «Сигнал»
Кривуля Сергей Михайлович
16.04.2020.
Тест. Литература, 7 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Данный тест позволит проверить усвоение прочитанного рассказа В.М. Гаршина «Сигнал»
Список вопросов теста
Вопрос 1
1. Кем служит Семен Иванович?
Варианты ответов
- Машинистом поезда
- Стрелочником
- Сторожем на железной дороге
Вопрос 2
2. С кем воевал Семен Иванович?
Варианты ответов
- С турками
- С поляками
- С финнами
Вопрос 3
Почему Семен Иванович с женой поехали на новые места счастья искать?
Варианты ответов
- Потому что у них сгорел дом
- Потому что у них умер сынишка
- Потому что их землю конфисковали
Вопрос 4
Кто нашел Семену работу?
Варианты ответов
- Брат жены
- Офицер полка, в котором он служил
- Друг детства
Вопрос 5
Как звали соседа Семена?
Варианты ответов
- Иван
- Николай
- Василий
Вопрос 6
Почему, по мнению Василия, его жизнь так бедна?
Варианты ответов
- Потому что не судьба ему быть счастливым
- Потому что на его труде наживаются другие
- Потому что он недостаточно тяжело работает
Вопрос 7
Что произошло с Василием после того, как приехала важная ревизия из Петербурга?
Варианты ответов
- Его похвалили
- Начальник не принял его жалобы и ударил Василия по лицу
- Василия поблагодарили за то, что он обратил внимание комиссии на самоуправство
Вопрос 8
Как Василий решил отомстить своим обидчикам?
Варианты ответов
- Добился на них управы в Москве
- Разворотил ломом рельсы
- Избил Семена и дорожного мастера
Вопрос 9
Как Семен смог подать сигнал поезду о том, что нужно остановиться?
Варианты ответов
- Помахал своей красной рубахой
- Намочил своей кровью платок и надел на палку
- Замахал веткой рябины
Вопрос 10
Кто подал сигнал поезду после того, как Семен потерял сознание от потери крови?
Варианты ответов
- Жена Василия
- Стрелочник
- Василий
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Внеклассное чтение.
Всеволод Гаршин.
Рассказ «Сигнал».(1887)
Разработала и провела
учитель русской литературы
Саая С.Х.
Цель урока: познакомить ребят с новым писателем, прочитать и проанализировать рассказ, выяснить основную тему и идею произведения, воспитать любовь к жизни, к труду, развить навыки сознательного чтения.
Оборудование: брошюры «Вокруг тебя — мир 7 класса». стр.8-15.
Хот урока: 1Сообщение темы и цели урока.
2. Слово учителя.
Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888)- прозаик. Наиболее известные произведения писателя: сказка «Лягушка – путешественница», рассказ «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал» (1887) и многие другие.
3. Словарная работа: стр.15.
Денщик- солдат , состоявший при офицере для услуг.
Дистанция- участок протяжения дороги под присмотром дистанционного начальника.
Зелье-яд, отрава, огнестрельный порох.
Пищик- дудочка, издававшийся пискливые звуки.
Тайный советник- высший гражданский чин в царской России.
Сигнал-1 условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь знаков.
Н: звуковой, световой.(SOS).
2 то, что служит точкой к началу какого-нибудь действия
Н: статья послужила сигналом к разговору, спору.
3 предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном.
Н: сигнальные огни.
4 Чтение текста учителем.
5 Вопросы по содержанию:
1Как зовут главного героя рассказа?
(Семен Иванов, работал сторожем на железной дороге).
2. Расскажите о главном герое: какой он, что видел, где бывал , какая у него семьья?
(Ивана был человек больной и разбитый. 9 лет назад он побывал на войне. Вернулся из войны целым. Отец- старик помер, сын в 4 года жизни помер от болезни- горло болел).
3. С кем он остался жить? Как он жил и чем занимался?
(Он остался жить с женой, трудно жил. С пухлыми ногами никак не мог пахать землю).
4. Куда они отправились? Почему?
(Найти личную жизнь. Были на Линии, и в Херсоне, в Донщине и нигде счастья не нашли).
5. Кого он встретил в одной из станций и как он помог им?
(В одной из станций видит-начальник будто знакомый. Узнали друг друга: офицер полка, где он раньше служил. Он нашел им работу сторожа на железной дороге.)
6. Что он получил для работы? Где остался жить?
(Стал жить в будке. Она теплая, дров наколол. Получил весь нужный припас: флаги зеленый и красный, фонари, рожок, молот, ключ- гайки, лом, лопату, метель, болтов, костылей, дали 2 книжечки с правилами и расписание поездов).
7. С кем познакомился герой рассказа? Кто был его соседом? Как звали?
(один был старик древний, другой будочник, был человек молодой, из себя худой и жилистый)
8. О чем сосед говорил, на что жаловался? О ком он говорил? ( Василий говорил о начальниках, что они мало платят, что они жестоки и суровы к простому человеку)
* Нету на свете зверья хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.
* Не людская бы злость да жадность — жить бы можно было.
Василий прямой человек. Он Семену говорит: «Всякую скверность на Бога валит, и самому сидеть и терпеть, так это брат, не человеком быть, а скотом»
9. Как охарактеризовал своего соседа главный герой рассказа? ( Каким словом?) (сосед — зелье, не человек)
зелье — яд, отрава.
10. Каким показан директор ( начальник)? (едет в отдельном вагоне, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, напился нашей крови. У них сила и власть).
11. Расскажите историю про капусту? Почему его отравили? (посадил капусту рядом с будкой. Дорожный мастер приехал и потребовал разрешение на посадку капусты. Велел все выкопать и выбросить)
-Почему? (Потому что земля не его. Надо попросить разрешение на посадку огорода).
Вывод: простой человек не имел ничего. Даже земли не было, не было и права на жизнь.
Спиридонов Василий Степанович » За правду надо стоять!»
12. Почему Василий хотел ехать в Москву? Чего он хотел добиться?
( хотел пожаловаться на начальника, добиться справедливости, права на жизнь).
13. Что и из чего научился делать герой рассказа?
(из тальника дудки делать, в город отправлял на базар, продавал, за штуку брал 2 копейки)
14. Что случилась однажды, когда он пошел в лес? Что ему почудилось? Кто это был и что он делал? (Пошел в лес палок себе нарезать. Чудится ему что-то слышно; видит — человек сидит на корточках, что-то делает. Смотрит, на руках у него лом. Он хотел рельсы ломом испортить. Это был Василий)
15. Как поступил герой рассказа, когда увидел, что рельсы были испорчены. А скоро будет пассажирский поезд.
(Он порезал руку, вытащил белый платок из кармана и стал платок мочить в крови, чтоб он стал красный).
16. Кто помог не упасть ему? Кто поддержал его?
(Он стал падать, теряя сознание. Но его сзади кто-то подхватил и поддержал).
17. Помог ли сигнал предотвратить беду?
(Да, машинист заметил флаг и остановил поезд. Люди были спасены).
— Что с Василием? (Василий — признался в преступлении)
18. Каким оказался герой рассказа?
19. Почему автор назвал свой рассказ «Сигнал»?
( Потому что сигнал помог остановить поезд, и люди были спасены).
20. Как вы думаете, что будет с Василием? Правильно ли он поступил?
6. Рефлексия.
— О чём мы читали рассказ?
— Какова тема произведения?
-Чему учит нас автор?
— Расскажите, где можно встретить сигналы?
-Какие сигналы бывают? Приведите примеры.
— Давайте нарисуем запрещающий движение сигнал. (ребята рисуют)
6. Дома
1. Прочитать стр. 8-16.
2. Нарисовать рисунок к произведению.
3. Где и когда можно встретить сигналы? Напишите сообщение о сигналах.
Оборудование урока: портрет В.Гаршина;
высказывания писателей.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с краткими биографическими
сведениями о писателе; - раскрыть содержание проблемы мести и
предательства в рассказе.
Воспитательные: воспитывать ответственное
отношение к человеку.
Развивающие: развивать коммуникативную и
языковую компетенции учащихся, навыки
выборочной работы с художественным текстом,
развивать образное и творческое мышление.
- «Предательства совершаются чаще
всего не по обдуманному намерению, а по слабости
характера». Франсуа Ларошфуко - «Сладчайшая месть — это прощение». Исраэл
Фридман
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и
МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это
очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в
них на примере рассказа Всеволода Гаршина
«Сигнал».
2. Постановка целей урока.
— Какую цель поставим перед собой?
— Какие задачи необходимо решить?
3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.
Всеволод Гаршин — российский писатель. Очень
рано стал интересоваться взрослыми вопросами о
смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и
живой человек, очень добрый и справедливый к
людям (по воспоминаниям его современников).
Всеволод Гаршин — человек нелегкой судьбы:
участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым
в пехотном полку. По окончании войны был
произведен в офицеры. Все его произведения
пронизаны идеей борьбы за свободу личности,
уничтожение неравенства между людьми. Страстно
любил Родину. В рассказе «Сигнал» писатель
поднимает вопросы предательства и мести, говорит
о подвиге простого человека.
4. Подготовка учащихся к работе на основном
этапе.
Прочитайте высказывания известных писателей
(на доске).
— Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с
мнениями писателей?
— Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?
5. Распределение заданий по группам.
1 группа.
Какие жизненные взгляды были у Семена и
Василия? Сравните — представьте в таблице.
2 группа.
Чем был недоволен Василий? На кого злится? (
Докажите текстом)
КОНФЛИКТ — в произведении между кем возникает?
3 группа.
Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в
Москву). Какие черты характера Василия
проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав
в этом споре?
4 группа.
Чтение отрывка (Действия Василия на
железнодорожных путях).
Поступок Василия — это отчаяние, предательство
или месть?
5 группа.
Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что
повлияло на возвращение Василия к месту
совершенного им действия?
Каждая группа свои размышления оформляет на
листах в форме опорного конспекта.
6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в
раскрытии главных проблем произведения.
Участники каждой группы (поочерёдно) выступают
со своими рассуждениями по предложенным
вопросам.
На центральной доске оформляется
график-движение, развитие основного конфликта в
произведении. Показываются разные участники
этого конфликта и их характеристики.
(Приложение).
— Различны характеры главных героев рассказа,
их мироощущение.
Василий — злой на людей, горяч (чуть
начальника не зашиб до смерти). Не желает
мириться и молчать: «Как можно жить на такое
жалованье? Правду надо искать и жаловаться на
этих начальников, не молчать!»
Семен — любит людей, терпелив к ним: «Терпеть
надо, что Бог пошлет, то и будем принимать».
— Но в решающий кульминационный момент (когда
Семен, обливаясь кровью, держал спасательный
флаг на железнодорожных путях, а приближающийся
поезд был все ближе и ближе) Василий решает
вернуться, он помог Семену удержать флаг.
Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим
с вами в нашем графике.
— Что повлияло на возвращение Василия к месту
совершенного им действия?
— Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?
7. Выводы:
Мы проследили, как зародился конфликт между
начальником и Василием, как он развивался. Любые
конфликты между людьми опасны тем, что их
развитие, последствия могут сказаться не только
на участниках конфликта, но и на тех, кто не
принимал в них участия. Семен — не участник
конфликта, а пострадал!
— А в нашей жизни — известны ли вам случаи, когда
страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?
— Что такое подвиг?
— Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А
поступок Василия?
— Чем поучительна эта история?
Буду рада, если этот урок поможет вам иначе,
более внимательно посмотреть на взаимоотношения
с подругами, друзьями, задуматься об истинном
значении прощения в жизни человека.
8. Организация домашнего задания.
Напишите творческую работу на тему «С чего
начинается предательство?».
Тема: Нравственное превосходство героя ( по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)
Цель: Познакомить учащихся с биографией В. Гаршина, ввести понятие
«человек обострённой совести».
На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа
рассмотреть вопрос о нравственном превосходстве героя; совершенствовать
навыки анализа художественного произведения; развивать умение выделять
главное, существенные моменты, касающееся темы урока; формирование у
учащихся собственное отношение к событиям рассказа к героям , тем самым
способствовать развитию активной жизненной позиции;
— учиться работать в группах
Оборудование: учебник, текст рассказа, маршрутные листы учащихся,
презентация. (предполагается, что рассказ прочитан заранее)
Теория литературы: Нравственность – словарная статья.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, кто такой человек
обостренной совести; знают содержание изученного рассказа, анализируют
текст, расскрывающий нравственное превосходство героя; высказывают свое
мнение о поступках героев.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Актуализация знаний
1.Человек всегда находится перед нравственным выбором. Каждый из нас
постоянно перед выбором:
—читать книгу или играть на компьютере
—помогать маме или идти гулять с друзьями
А вы как чаще поступайте?
2.Выступления учащихся (2—3 чел)
3.Ваша позиция понятна, сегодня хочу пригласить вас к разговору о
нравственном превосходстве героя.
Будем рассматривать данный вопрос на примере рассказа В.Гаршина
«Сигнал», ответим, а какой же выбор сделал наш герой?
4.Словарная работа: что такое нравственность?
III. Работа учащихся по маршрутному листу.
Итак, основной вопрос урока: в чем нравственное превосходство героя.
10. Подумайте, какой человек мог написать такое произведение?
Послушайте сообщения об авторе рассказа, В.Гаршине,
заполните схему:
Всегда готов помочь Любимец в роте
Добрый, отзывчивый
Бережное отношение к Миру,
людям (трепетное)
Самопожертвование Не терпит
лжи
Справедливей, совестливый
11.Кто из героев похож на Всеволда Гаршина? Почему?
(Семен, он такой же, как Гаршин)
12. Итак, нам остается ответить на вопрос: в чем нравственное превосходство
героя ( Семена)?
__________________________________________________________________
____
Тема: Нравственное превосходство героя ( по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)
Цель: Познакомить учащихся с биографией В. Гаршина, ввести понятие «человек обострённой совести».
На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа рассмотреть вопрос о нравственном превосходстве героя; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выделять главное, существенные моменты, касающееся темы урока; формирование у учащихся собственное отношение к событиям рассказа к героям , тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции;
— учиться работать в группах
Оборудование: учебник, текст рассказа, маршрутные листы учащихся, презентация. (предполагается, что рассказ прочитан заранее)
Теория литературы: Нравственность – словарная статья.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, кто такой человек обостренной совести; знают содержание изученного рассказа, анализируют текст, расскрывающий нравственное превосходство героя; высказывают свое мнение о поступках героев.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Актуализация знаний
1.Человек всегда находится перед нравственным выбором. Каждый из нас постоянно перед выбором:
-читать книгу или играть на компьютере
-помогать маме или идти гулять с друзьями
А вы как чаще поступайте?
2.Выступления учащихся (2-3 чел)
3.Ваша позиция понятна, сегодня хочу пригласить вас к разговору о нравственном превосходстве героя.
Будем рассматривать данный вопрос на примере рассказа В.Гаршина «Сигнал», ответим, а какой же выбор сделал наш герой?
4.Словарная работа: что такое нравственность?
III. Работа учащихся по маршрутному листу.
Итак, основной вопрос урока: в чем нравственное превосходство героя.
Маршрутный лист
1. |
Как зовут героя? |
||
2. |
Что узнали о героях в экспозиции рассказа? |
||
3. |
Найдите в тексте событие, изменившее жизнь Семена |
||
4. |
Покажите отношение Семена к работе |
||
5. |
Проанализируйте 2 встречи с Василием. — что говорят о человеке, о начальстве? |
||
6. |
Как проявили себя герои при подготовке к встрече «господ из Петербурга»? |
||
7. |
Первые выводы: Кто из героев сильнее Почему так считайте? |
||
8. |
Еще одно испытание Какое? |
*перескажите эпизод *как здесь представлены герои? *кто берет ответственность на себя? *какие чувства вызывает эпизод |
|
9. |
К чему пришли наши герои? Результат |
*Как автор относится к героям? А вы? |
10. Подумайте, какой человек мог написать такое произведение?
Послушайте сообщения об авторе рассказа, В.Гаршине,
заполните схему:
Всегда готов помочь Любимец в роте
Д обрый, отзывчивый
Автор рассказа
«СИГНАЛ»
Б ережное отношение к Миру,
людям (трепетное)
СамопожертвованиеНе терпит
лжи
Справедливей, совестливый
11.Кто из героев похож на Всеволда Гаршина? Почему?
(Семен, он такой же, как Гаршин)
12. Итак, нам остается ответить на вопрос: в чем нравственное превосходство героя ( Семена)?
______________________________________________________________________
Маршрутный лист
В.Гаршин « Сигнал» Нравственное превосходство героя
IV.Предполагаемые ответы в таблице
В чем нравственное превосходство героя? |
|||
Вопросы: |
|||
1 |
Как зовут героя? |
Семен Иванов |
Василий Степанович |
2 |
Что узнали о героях в экспозиции рассказа? |
Сторож, больной, разбитый был на войне, голодал бывало тяжело, вернулся с фронта ушел по свету счастье искать ( ищет работу, не падает духом) |
|
3 |
Найдите в тексте событие, изменившее жизнь Семена. Какова речь? Отношение к жене? |
Встреча с другом Ивановым бывшим офицером полка -уважительное -любит |
|
4 |
Покажите отношение Семена к работе. |
Добросовестное, знает все наизусть, трудолюбивый Мечтает о своем хозяйстве |
|
5. |
Проанализируйте 2 встречи с Василием. — Что говорят о человеке , о людях, о начальстве? |
Защищает человека мирный человек, человек чести любит порядок Успокаивает: работа есть, что еще надо.. Дружелюбный |
1.Встреча – нету зверя хитрее и злее человека; человек человека живьем съест; Нет твари жесточе , враждебный. 2.едят тебя живодеры; Сок выжимают; цепь на животе — о начальстве — молчуны чаще |
Какие черты характера? Как проявили себя герои при подготовке к встрече «господ из Петербурга»? |
Дружелюбный, спокойный; работал целую неделю, всё в исправность привёл: и кафтан, и бляху вычистил; всё делал с усердием |
Враждебный, злой; |
|
Первые выводы: Кто из героев сильнее? В чём превосходит? Почему так считаете? |
Во всём выше, сильнее. |
Не может такой герой превосходить Семена |
|
Ещё одно испытание. Какое? Случай на железной дороге. Как представлены герои? |
Семен — герой |
Василий — преступник |
|
К чему пришли герои? |
Совершил подвиг |
Преступление |
Ответы учащихся, в чем нравственное превосходство героя?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/228208-nravstvennoe-prevoshodstvo-gerojapo-rasskazu