Вопросы по рассказу сигнал гаршина с ответами

Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».

03.11.2019 12:58

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа по родной литературе для 8 класса.

Просмотр содержимого документа

«Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».»

Викторина по рассказу В. М. Гаршина «Сигнал».

  1. Имя и фамилия главного героя (Семён Иванов)

  2. Кем служит главный герой? (сторожем на железной дороге)

  3. С кем воевал главный герой? (с турками)

  4. Как попал главный герой на станцию? (по знакомству, устроил офицер полка, в котором он служил)

  5. С кем познакомился на станции главный герой? (с Василием Спиридовым)

  6. Почему, по мнению этого героя, его жизнь так бедна? (потому что на его труде наживаются другие)

  7. Что произошло с Василием после того, как приехала важная ревизия из Петербурга? (Начальник не принял его жалобы и ударил Василия по лицу).

  8. Как Василий решил отомстить своим обидчикам? (Разворотил ломом рельсы)

  9. Как Семен смог подать сигнал поезду о том, что нужно остановиться? (Намочил своей кровью платок и надел на палку).

  10. Кто подал сигнал поезду после того, как Семен потерял сознание от потери крови? (Василий)

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вопросы на знание
текста рассказа В.Гаршина «Сигнал»

пп

Вопрос

Ответ

1.       

Имя
главного героя рассказа?    

Семен Иванов

2.       

Его
социальное положение?

Сторож на железной дороге

3.       

Кем
он был на войне?

Денщик у офицера

4.       

Что
ждало Семена по возвращению с войны?

Старик-отец помер, сынишка помер, хозяйство не
задалось

5.       

Имя
жены героя?

Арина

6.       

Как
звали соседа-сторожа?

Василий Степанович

7.       

О
чем вели разговоры два сторожа-соседа?

О жизни, про «свое житье-бытье»

8.       

Философия
Василия Степановича

«Уж кому какую талан-судьбу даст Господь, так уж и
есть»

9.       

За
что Василий «получил три рубля штрафу»?

За то, что посадил весной около  своей будки капусту

10.   

На
каком транспорте передвигались «господа из Петербурга», приехавшие делать
ревизию?

На дрезине

11.   

Что
отправлял в город на базар Семен с товарным кондуктором?

Дудки из тальника

12.   

С
какой целью Василий отправился в Москву в правление?

С жалобой на начальство

13.   

Кому
причинил боль своим уходом герой?

Жене: «Жена за него работала, день и ночь не спала,
извелась совсем…»

14.   

Кого
увидел Семен Иванов, когда пошел на «большое болото за палками» к своим
дудкам?

Василия

15.   

Какое
расстояние было до болота от станции?

Полверсты

16.   

Что
делал Василий на насыпи?

Ломом поддевал рельс

17.   

Какой
поезд должен был пройти «в две минуты седьмого»?

Пассажирский

18.   

Что
сделал Семен Иванов, чтобы предотвратить крушение поезда?

«Ударил
себя ножом в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей;
намочил он в ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и
выставил свой красный флаг»

19.   

Чья
рука «подхватила кровавое знамя и высоко подняла навстречу проходящему
поезду»?

Василия

20.   

Почему
Василий вернулся, помог?

Сила самоотверженной любви, мужество другого человека,
возможно, пробудили у Василия совесть и сострадание

21.   

Тема
рассказа?

— что есть добро

— что есть зло

-правда и неправда

— месть и предательство

Тест по рассказу В.М. Гаршина «Сигнал»

Avatar

Кривуля Сергей Михайлович

16.04.2020.
Тест. Литература, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Данный тест позволит проверить усвоение прочитанного рассказа В.М. Гаршина «Сигнал»

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Кем служит Семен Иванович?

Варианты ответов
  • Машинистом поезда
  • Стрелочником
  • Сторожем на железной дороге

Вопрос 2

2. С кем воевал Семен Иванович?

Варианты ответов
  • С турками
  • С поляками
  • С финнами

Вопрос 3

Почему Семен Иванович с женой поехали на новые места счастья искать?

Варианты ответов
  • Потому что у них сгорел дом
  • Потому что у них умер сынишка
  • Потому что их землю конфисковали

Вопрос 4

Кто нашел Семену работу?

Варианты ответов
  • Брат жены
  • Офицер полка, в котором он служил
  • Друг детства

Вопрос 5

Как звали соседа Семена?

Варианты ответов
  • Иван
  • Николай
  • Василий

Вопрос 6

Почему, по мнению Василия, его жизнь так бедна?

Варианты ответов
  • Потому что не судьба ему быть счастливым
  • Потому что на его труде наживаются другие
  • Потому что он недостаточно тяжело работает

Вопрос 7

Что произошло с Василием после того, как приехала важная ревизия из Петербурга?

Варианты ответов
  • Его похвалили
  • Начальник не принял его жалобы и ударил Василия по лицу
  • Василия поблагодарили за то, что он обратил внимание комиссии на самоуправство

Вопрос 8

Как Василий решил отомстить своим обидчикам?

Варианты ответов
  • Добился на них управы в Москве
  • Разворотил ломом рельсы
  • Избил Семена и дорожного мастера

Вопрос 9

Как Семен смог подать сигнал поезду о том, что нужно остановиться?

Варианты ответов
  • Помахал своей красной рубахой
  • Намочил своей кровью платок и надел на палку
  • Замахал веткой рябины

Вопрос 10

Кто подал сигнал поезду после того, как Семен потерял сознание от потери крови?

Варианты ответов
  • Жена Василия
  • Стрелочник
  • Василий

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Внеклассное чтение.

Всеволод   Гаршин.

Рассказ «Сигнал».(1887)

Разработала и провела

учитель русской литературы

Саая С.Х.

Цель урока: познакомить ребят с новым писателем, прочитать и проанализировать рассказ, выяснить основную тему и идею произведения, воспитать любовь к жизни, к труду, развить навыки сознательного чтения.

Оборудование: брошюры «Вокруг тебя — мир 7 класса».  стр.8-15.

Хот  урока: 1Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя.

Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888)- прозаик. Наиболее известные     произведения писателя: сказка «Лягушка – путешественница», рассказ «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал» (1887) и многие другие.

3. Словарная работа: стр.15.

Денщик- солдат , состоявший при офицере для  услуг.

Дистанция- участок  протяжения  дороги под  присмотром дистанционного  начальника.

Зелье-яд, отрава, огнестрельный порох.

Пищик- дудочка, издававшийся пискливые звуки.

Тайный советник- высший гражданский чин в царской России.

Сигнал-1 условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь знаков.

               Н: звуковой, световой.(SOS).

           2 то, что служит точкой к началу какого-нибудь действия

              Н: статья послужила сигналом  к разговору, спору.

           3 предупреждение, сообщение о чем-нибудь  нежелательном.

             Н: сигнальные огни.

4 Чтение текста учителем.

5 Вопросы по содержанию:

1Как зовут главного героя рассказа?

(Семен Иванов, работал сторожем на железной дороге).

2. Расскажите о главном герое: какой он, что видел, где бывал , какая у него семьья?

(Ивана был человек больной и разбитый. 9 лет назад он побывал на войне. Вернулся из войны целым. Отец- старик помер, сын в 4 года жизни помер от болезни- горло болел).

3. С кем он остался жить? Как он жил и чем занимался?

(Он остался жить с женой, трудно жил. С пухлыми ногами никак не мог пахать землю).

4. Куда они отправились? Почему?

(Найти  личную жизнь. Были на Линии, и в Херсоне, в Донщине и нигде счастья  не нашли).

5. Кого он встретил в одной из станций и как он помог им?

(В одной из станций видит-начальник будто знакомый. Узнали друг друга: офицер полка, где он раньше служил. Он нашел им работу сторожа на железной дороге.)

6. Что он получил для работы? Где остался жить?

(Стал жить в будке. Она теплая, дров наколол. Получил весь нужный припас: флаги зеленый и красный, фонари, рожок, молот, ключ- гайки, лом, лопату, метель, болтов, костылей, дали 2 книжечки с правилами и расписание поездов).

7. С кем познакомился герой рассказа? Кто был его соседом? Как звали?

(один был старик древний, другой будочник, был человек молодой, из себя худой и жилистый)

8. О чем сосед говорил, на что жаловался? О ком он говорил? ( Василий говорил о начальниках, что они мало платят, что они жестоки и суровы к простому человеку)

* Нету на свете зверья хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.

* Не людская бы  злость да жадность — жить бы можно было.

Василий прямой человек. Он  Семену говорит: «Всякую скверность на Бога валит, и самому сидеть и терпеть, так это брат, не человеком быть, а скотом»

9. Как охарактеризовал своего соседа главный герой рассказа? ( Каким словом?) (сосед — зелье, не человек)

зелье — яд, отрава.

10. Каким показан директор ( начальник)? (едет в отдельном вагоне, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, напился нашей крови. У них сила и власть).

11. Расскажите историю про капусту? Почему его отравили? (посадил капусту рядом с будкой. Дорожный мастер приехал и потребовал разрешение на посадку капусты. Велел все выкопать и выбросить)

-Почему? (Потому что земля не его. Надо  попросить разрешение на посадку огорода).

Вывод: простой человек не имел ничего. Даже земли  не было, не было и  права на жизнь.

Спиридонов Василий Степанович » За правду надо стоять!»

12. Почему Василий хотел ехать в Москву? Чего он хотел добиться?

( хотел пожаловаться на начальника, добиться справедливости, права на жизнь).

13. Что и из чего научился делать герой рассказа?

(из тальника дудки делать, в город отправлял на базар, продавал, за штуку брал 2 копейки)

14. Что случилась однажды, когда он пошел в лес? Что ему почудилось? Кто это был  и что он делал? (Пошел в лес палок себе нарезать. Чудится ему что-то слышно; видит — человек сидит на корточках, что-то делает. Смотрит,  на руках у него лом. Он хотел  рельсы  ломом испортить. Это был Василий)

15. Как поступил герой рассказа, когда увидел, что рельсы были испорчены. А скоро будет пассажирский поезд.

(Он порезал руку, вытащил белый платок из кармана и стал платок мочить в крови, чтоб он стал красный).

16. Кто помог не упасть ему? Кто поддержал его?

(Он стал падать, теряя сознание. Но его сзади кто-то подхватил и поддержал).

17. Помог ли сигнал предотвратить беду?

(Да, машинист заметил флаг и остановил поезд. Люди были спасены).

— Что с Василием?  (Василий — признался в преступлении)

18. Каким оказался герой рассказа?

19. Почему автор назвал свой  рассказ «Сигнал»?

( Потому что сигнал помог остановить поезд, и люди были спасены).

20. Как вы думаете, что будет с Василием? Правильно ли он поступил?

        6. Рефлексия.

— О чём мы читали рассказ?

— Какова тема произведения?

-Чему учит нас автор?

— Расскажите, где можно встретить сигналы?

-Какие сигналы бывают? Приведите примеры.

— Давайте нарисуем запрещающий движение сигнал. (ребята рисуют)

        6. Дома

1.  Прочитать стр. 8-16.

2.  Нарисовать рисунок к произведению.

3. Где и когда можно встретить сигналы? Напишите сообщение о сигналах.

Оборудование урока: портрет В.Гаршина;
высказывания писателей.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с краткими биографическими
    сведениями о писателе;
  • раскрыть содержание проблемы мести и
    предательства в рассказе.

Воспитательные: воспитывать ответственное
отношение к человеку.

Развивающие: развивать коммуникативную и
языковую компетенции учащихся, навыки
выборочной работы с художественным текстом,
развивать образное и творческое мышление.

  • «Предательства совершаются чаще
    всего не по обдуманному намерению, а по слабости
    характера».
    Франсуа Ларошфуко
  • «Сладчайшая месть — это прощение». Исраэл
    Фридман

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и
МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это
очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в
них на примере рассказа Всеволода Гаршина
«Сигнал».

2. Постановка целей урока.

Какую цель поставим перед собой?

— Какие задачи необходимо решить?

3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.

Всеволод Гаршин — российский писатель. Очень
рано стал интересоваться взрослыми вопросами о
смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и
живой человек, очень добрый и справедливый к
людям (по воспоминаниям его современников).
Всеволод Гаршин — человек нелегкой судьбы:
участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым
в пехотном полку. По окончании войны был
произведен в офицеры. Все его произведения
пронизаны идеей борьбы за свободу личности,
уничтожение неравенства между людьми. Страстно
любил Родину. В рассказе «Сигнал» писатель
поднимает вопросы предательства и мести, говорит
о подвиге простого человека.

4. Подготовка учащихся к работе на основном
этапе.

Прочитайте высказывания известных писателей
(на доске).

— Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с
мнениями писателей?

— Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?

5. Распределение заданий по группам.

1 группа.

Какие жизненные взгляды были у Семена и
Василия? Сравните — представьте в таблице.

2 группа.

Чем был недоволен Василий? На кого злится? (
Докажите текстом)

КОНФЛИКТ — в произведении между кем возникает?

3 группа.

Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в
Москву). Какие черты характера Василия
проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав
в этом споре?

4 группа.

Чтение отрывка (Действия Василия на
железнодорожных путях).

Поступок Василия — это отчаяние, предательство
или месть?

5 группа.

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что
повлияло на возвращение Василия к месту
совершенного им действия?

Каждая группа свои размышления оформляет на
листах в форме опорного конспекта.

6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в
раскрытии главных проблем произведения.

Участники каждой группы (поочерёдно) выступают
со своими рассуждениями по предложенным
вопросам.

На центральной доске оформляется
график-движение, развитие основного конфликта в
произведении. Показываются разные участники
этого конфликта и их характеристики.

(Приложение).

— Различны характеры главных героев рассказа,
их мироощущение.

Василий — злой на людей, горяч (чуть
начальника не зашиб до смерти). Не желает
мириться и молчать: «Как можно жить на такое
жалованье? Правду надо искать и жаловаться на
этих начальников, не молчать!»

Семен — любит людей, терпелив к ним: «Терпеть
надо, что Бог пошлет, то и будем принимать».

— Но в решающий кульминационный момент (когда
Семен, обливаясь кровью, держал спасательный
флаг на железнодорожных путях, а приближающийся
поезд был все ближе и ближе) Василий решает
вернуться, он помог Семену удержать флаг.

Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим
с вами в нашем графике.

— Что повлияло на возвращение Василия к месту
совершенного им действия?

— Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?

7. Выводы:

Мы проследили, как зародился конфликт между
начальником и Василием, как он развивался. Любые
конфликты между людьми опасны тем, что их
развитие, последствия могут сказаться не только
на участниках конфликта, но и на тех, кто не
принимал в них участия. Семен — не участник
конфликта, а пострадал!

— А в нашей жизни — известны ли вам случаи, когда
страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?

— Что такое подвиг?

— Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А
поступок Василия?

— Чем поучительна эта история?

Буду рада, если этот урок поможет вам иначе,
более внимательно посмотреть на взаимоотношения
с подругами, друзьями, задуматься об истинном
значении прощения в жизни человека.

8. Организация домашнего задания.

Напишите творческую работу на тему «С чего
начинается предательство?».

Тема: Нравственное превосходство героя ( по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)

Цель: Познакомить учащихся с биографией В. Гаршина, ввести понятие

«человек обострённой совести».

На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа

рассмотреть вопрос о нравственном превосходстве героя; совершенствовать

навыки анализа художественного произведения; развивать умение выделять

главное, существенные моменты, касающееся темы урока; формирование у

учащихся собственное отношение к событиям рассказа к героям , тем самым

способствовать развитию активной жизненной позиции;

учиться работать в группах

Оборудование: учебник, текст рассказа, маршрутные листы учащихся,

презентация. (предполагается, что рассказ прочитан заранее)

Теория литературы: Нравственность – словарная статья.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, кто такой человек

обостренной совести; знают содержание изученного рассказа, анализируют

текст, расскрывающий нравственное превосходство героя; высказывают свое

мнение о поступках героев.

Ход урока

I.Организационный этап.

II.Актуализация знаний

1.Человек всегда находится перед нравственным выбором. Каждый из нас

постоянно перед выбором:

читать книгу или играть на компьютере

помогать маме или идти гулять с друзьями

А вы как чаще поступайте?

2.Выступления учащихся (23 чел)

3.Ваша позиция понятна, сегодня хочу пригласить вас к разговору о

нравственном превосходстве героя.

Будем рассматривать данный вопрос на примере рассказа В.Гаршина

«Сигнал», ответим, а какой же выбор сделал наш герой?

4.Словарная работа: что такое нравственность?

III. Работа учащихся по маршрутному листу.

Итак, основной вопрос урока: в чем нравственное превосходство героя.

10. Подумайте, какой человек мог написать такое произведение?

Послушайте сообщения об авторе рассказа, В.Гаршине,

заполните схему:

Всегда готов помочь Любимец в роте

Добрый, отзывчивый

Бережное отношение к Миру,

людям (трепетное)

Самопожертвование Не терпит

лжи

Справедливей, совестливый

11.Кто из героев похож на Всеволда Гаршина? Почему?

(Семен, он такой же, как Гаршин)

12. Итак, нам остается ответить на вопрос: в чем нравственное превосходство

героя ( Семена)?

__________________________________________________________________

____

Тема: Нравственное превосходство героя ( по рассказу В.Гаршина «Сигнал»)

Цель: Познакомить учащихся с биографией В. Гаршина, ввести понятие «человек обострённой совести».

На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа рассмотреть вопрос о нравственном превосходстве героя; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выделять главное, существенные моменты, касающееся темы урока; формирование у учащихся собственное отношение к событиям рассказа к героям , тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции;

— учиться работать в группах

Оборудование: учебник, текст рассказа, маршрутные листы учащихся, презентация. (предполагается, что рассказ прочитан заранее)

Теория литературы: Нравственность – словарная статья.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, кто такой человек обостренной совести; знают содержание изученного рассказа, анализируют текст, расскрывающий нравственное превосходство героя; высказывают свое мнение о поступках героев.

Ход урока

I.Организационный этап.

II.Актуализация знаний

1.Человек всегда находится перед нравственным выбором. Каждый из нас постоянно перед выбором:

-читать книгу или играть на компьютере

-помогать маме или идти гулять с друзьями

А вы как чаще поступайте?

2.Выступления учащихся (2-3 чел)

3.Ваша позиция понятна, сегодня хочу пригласить вас к разговору о нравственном превосходстве героя.

Будем рассматривать данный вопрос на примере рассказа В.Гаршина «Сигнал», ответим, а какой же выбор сделал наш герой?

4.Словарная работа: что такое нравственность?

III. Работа учащихся по маршрутному листу.

Итак, основной вопрос урока: в чем нравственное превосходство героя.

Маршрутный лист

1.

Как зовут героя?

2.

Что узнали о героях в экспозиции рассказа?

3.

Найдите в тексте событие, изменившее жизнь Семена

4.

Покажите отношение Семена к работе

5.

Проанализируйте 2 встречи с Василием.

— что говорят о человеке, о начальстве?

6.

Как проявили себя герои при подготовке к встрече «господ из Петербурга»?

7.

Первые выводы:

Кто из героев сильнее

Почему так считайте?

8.

Еще одно испытание

Какое?

*перескажите эпизод

*как здесь представлены герои?

*кто берет ответственность на себя?

*какие чувства вызывает эпизод

9.

К чему пришли наши герои?

Результат

*Как автор относится к героям? А вы?

10. Подумайте, какой человек мог написать такое произведение?

Послушайте сообщения об авторе рассказа, В.Гаршине,

заполните схему:

Всегда готов помочь Любимец в роте

Д обрый, отзывчивый

Автор рассказа

«СИГНАЛ»

Б ережное отношение к Миру,

людям (трепетное)

СамопожертвованиеНе терпит

лжи

Справедливей, совестливый

11.Кто из героев похож на Всеволда Гаршина? Почему?

(Семен, он такой же, как Гаршин)

12. Итак, нам остается ответить на вопрос: в чем нравственное превосходство героя ( Семена)?

______________________________________________________________________

Маршрутный лист

В.Гаршин « Сигнал» Нравственное превосходство героя

IV.Предполагаемые ответы в таблице

В чем нравственное превосходство героя?

Вопросы:

1

Как зовут героя?

Семен Иванов

Василий Степанович

2

Что узнали о героях в экспозиции рассказа?

Сторож, больной, разбитый был на войне, голодал бывало тяжело, вернулся с фронта ушел по свету счастье искать ( ищет работу, не падает духом)

3

Найдите в тексте событие, изменившее жизнь Семена.

Какова речь?

Отношение к жене?

Встреча с другом Ивановым бывшим офицером полка

-уважительное

-любит

4

Покажите отношение Семена к работе.

Добросовестное, знает все наизусть, трудолюбивый

Мечтает о своем хозяйстве

5.

Проанализируйте 2 встречи с Василием.

— Что говорят о человеке , о людях, о начальстве?

Защищает человека мирный человек, человек чести любит порядок

Успокаивает: работа есть, что еще надо..

Дружелюбный

1.Встреча – нету зверя хитрее и злее человека; человек человека живьем съест;

Нет твари жесточе , враждебный.

2.едят тебя живодеры;

Сок выжимают; цепь на животе — о начальстве

— молчуны чаще

Какие черты характера?

Как проявили себя герои

при подготовке к встрече

«господ из Петербурга»?

Дружелюбный, спокойный; работал целую неделю, всё в исправность привёл: и кафтан, и бляху вычистил; всё делал с усердием

Враждебный, злой;
Работал спустя рукава

Первые выводы:

Кто из героев сильнее? В чём превосходит? Почему так считаете?

Во всём выше, сильнее.

Не может такой герой превосходить Семена

Ещё одно испытание. Какое? Случай на железной дороге.

Как представлены герои?

Семен — герой

Василий — преступник

К чему пришли герои?

Совершил подвиг

Преступление

Ответы учащихся, в чем нравственное превосходство героя?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/228208-nravstvennoe-prevoshodstvo-gerojapo-rasskazu

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вопросы по рассказу рыцарь вася
  • Вопросы по рассказу дубровский с ответами 6 класс по главам
  • Вопросы по рассказу родинка шолохов
  • Вопросы по рассказу дубровский для кроссворда
  • Вопросы по рассказу пушкина дубровский

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии