Прошло восемь лет. Опять настала весна… Но скажем прежде несколько слов о судьбе Михалевича, Паншина, г-жи Лаврецкой — и расстанемся с ними. Михалевич, после долгих странствований, попал, наконец, на настоящее свое дело: он получил место старшего надзирателя в казенном заведении. Он очень доволен своей судьбой, и воспитанники его «обожают», хотя и передразнивают его. Паншин сильно подвинулся в чинах и метит уже в директоры; ходит несколько согнувшись: должно быть, Владимирский крест, пожалованный ему на шею, оттягивает его вперед. Чиновник в нем взял решительный перевес над художником; его все еще моложавое лицо пожелтело, волосы поредели, и он уже не поет, не рисует, но втайне занимается литературой: написал комедийку, вроде «пословиц», и так как теперь все пишущие непременно «выводят» кого-нибудь или что-нибудь, то и он вывел в ней кокетку и читает ее исподтишка двум-трем благоволящим к нему дамам. В брак он, однако, не вступил, хотя много представлялось к тому прекрасных случаев: в этом виновата Варвара Павловна. Что касается до нее, то она по-прежнему постоянно живет в Париже: Федор Иваныч дал ей на себя вексель и откупился от нее, от возможности вторичного неожиданного наезда. Она постарела и потолстела, но все еще мила и изящна. У каждого человека есть свой идеал: Варвара Павловна нашла свой — в драматических произведениях г-на Дюма-сына. Она прилежно посещает театр, где выводятся на сцену чахоточные и чувствительные камелии; быть г-жою Дош кажется ей верхом человеческого благополучия: она однажды объявила, что не желает для своей дочери лучшей участи. Должно надеяться, что судьба избавит mademoiselle Ada от подобного благополучия: из румяного, пухлого ребенка она превратилась в слабогрудую, бледненькую девочку; нервы ее уже расстроены. Число поклонников Варвары Павловны уменьшилось, но они не перевелись; некоторых она, вероятно, сохранит до конца своей жизни. Самым рьяным из них в последнее время был некто Закурдало-Скубырников, из отставных гвардейских усоносов, человек лет тридцати восьми, необыкновенной, крепости сложения. Французские посетители салона г-жи Лаврецкой называют его «le gros taureau de l’Ukraine»[1]; Варвара Павловна никогда не приглашает его на свои модные вечера, но он пользуется ее благорасположением вполне.
Итак… прошло восемь лет. Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело. Город О… мало изменился в течение этих восьми лет; но дом Марьи Дмитриевны как будто помолодел: его недавно выкрашенные стены белели приветно, и стекла раскрытых окон румянились и блестели на заходившем солнце; из этих окон неслись на улицу радостные, легкие звуки звонких молодых голосов, беспрерывного смеха; весь дом, казалось, кипел жизнью и переливался весельем через край. Сама хозяйка дома давно сошла в могилу: Марья Дмитриевна скончалась года два спустя после пострижения Лизы; и Марфа Тимофеевна не долго пережила свою племянницу; рядом покоятся они на городском кладбище. Не стало и Настасьи Карповны; верная старушка в течение нескольких лет еженедельно ходила молиться над прахом своей приятельницы… Пришла пора, и ее косточки тоже улеглись в сырой земле. Но дом Марьи Дмитриевны не поступил в чужие руки, не вышел из ее рода, гнездо не разорилось: Леночка, превратившаяся в стройную, красивую девушку, и ее жених — белокурый гусарский офицер; сын Марьи Дмитриевны, только что женившийся в Петербурге и вместе с молодой женой приехавший на весну в О…; сестра его жены, шестнадцатилетняя институтка с алыми щеками и ясными глазками; Шурочка, тоже выросшая и похорошевшая — вот какая молодежь оглашала смехом и говором стены калитинского дома. Все в нем изменилось, все стало под лад новым обитателям. Безбородые дворовые ребята, зубоскалы и балагуры, заменяли прежних степенных стариков; там, где некогда важно расхаживала зажиревшая Роска, две легавых собаки бешено возились и прыгали по диванам; на конюшне завелись поджарые иноходцы, лихие коренники, рьяные пристяжные с плетеными гривами, донские верховые кони; часы завтрака, обеда, ужина перепутались и смешались; пошли, по выражению соседей, «порядки небывалые».
В тот вечер, о котором зашла у нас речь, обитатели калитинского дома (старшему из них, жениху Леночки, было всего двадцать четыре года) занимались немногосложной, но, судя по их дружному хохотанью, весьма для них забавной игрой: они бегали по комнатам и ловили друг друга; собаки тоже бегали и лаяли, и висевшие в клетках перед окнами канарейки наперерыв драли горло, усиливая всеобщий гам звонкой трескотней своего яростного щебетанья. В самый разгар этой оглушительной потехи к воротам подъехал загрязненный тарантас, и человек лет сорока пяти, в дорожном платье, вылез из него и остановился в изумленье. Он постоял некоторое время неподвижно, окинул дом внимательным взором, вошел через калитку на двор и медленно взобрался на крыльцо. В передней никто его не встретил; но дверь залы быстро распахнулась — из нее, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка, и мгновенно, вслед за ней, с звонким криком выбежала вся молодая ватага. Она внезапно остановилась и затихла при виде незнакомого; но светлые глаза, устремленные на него, глядели так же ласково, свежие лица не перестали смеяться. Сын Марья Дмитриевны подошел к гостю и приветливо спросил его, что ему угодно?
— Я Лаврецкий, — промолвил гость.
Дружный крик раздался ему в ответ — и не потому, чтобы вся эта молодежь очень обрадовалась приезду отдаленного, почти забытого родственника, а просто потому, что она готова была шуметь и радоваться при всяком удобном случае. Лаврецкого тотчас окружили: Леночка, как старинная знакомая, первая назвала себя, уверила его, что еще бы немножко — и она непременно его бы узнала, и представила ему все остальное общество, называя каждого, даже жениха своего, уменьшительными именами. Вся толпа двинулась через столовую в гостиную. Обои в обеих комнатах были другие, но мебель уцелела; Лаврецкий узнал фортепьяно; даже пяльцы у окна стояли те же, в том же положении — и чуть ли не с тем же неконченным шитьем, как восемь лет тому назад. Его усадили на покойное кресло; все чинно уселись вокруг него. Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв.
— А давно мы вас не видали, — наивно заметила Леночка, — и Варвару Павловну тоже не видали.
— Еще бы! — поспешно подхватил ее брат. — Я тебя в Петербург увез, а Федор Иваныч все жил в деревне.
— Да, ведь с тех пор и мамаша скончалась.
— И Марфа Тимофеевна, — промолвила Шурочка.
— И Настасья Карповна, — возразила Леночка, — и мосье Лемм…
— Как? и Лемм умер? — спросил Лаврецкий.
— Да, — отвечал молодой Калитин, — он уехал отсюда в Одессу; говорят, кто-то его туда сманил; там он и скончался.
— Вы не знаете, музыки после него не осталось?
— Не знаю; едва ли.
Все замолкли и переглянулись. Облачко печали налетело на все молодые лица.
— А Матроска жив, — заговорила вдруг Леночка.
— И Гедеоновский жив, — прибавил ее брат. При имени Гедеоновского разом грянул дружный смех.
— Да, он жив и лжет по-прежнему, — продолжал сын Марьи Дмитриевны, — и. вообразите, вот эта егоза (он указал на институтку, сестру своей жены) вчера ему перцу в табакерку насыпала.
— Как он чихал! — воскликнула Леночка, — и снова зазвенел неудержимый смех.
— Мы о Лизе недавно имели вести, — промолвил молодой Калитин, — и опять кругом все притихло, — ей хорошо, здоровье ее теперь поправляется понемногу.
— Она все в той же обители? — спросил не без усилия Лаврецкий.
— Все в той же.
— Она к вам пишет?
— Нет, никогда; к нам через людей вести доходят. — Сделалось внезапное, глубокое молчанье; вот «тихий ангел пролетел», — подумали все.
— Не хотите ли вы в сад? — обратился Калитин к Лаврецкому, — он очень хорош теперь, хотя мы его и запустили немножко.
Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал. Вместе с молодежью прошелся он по аллеям; липы немного постарели и выросли в последние восемь лет, тень их стала гуще; зато все кусты поднялись, малинник вошел в силу, орешник совсем заглох, и отовсюду пахло свежим дромом, лесом, травою, сиренью.
— Вот где хорошо бы играть в четыре угла, — вскрикнула вдруг Леночка, войдя на небольшую зеленую поляну, окруженную липами, — нас, кстати, пятеро.
— А Федора Ивановича ты забыла? — заметил ее брат. — Или ты себя не считаешь? Леночка слегка покраснела.
— Да разве Федор Иванович, в его лета, может… — начала она.
— Пожалуйста, играйте, — поспешно подхватил Лаврецкий, — не обращайте внимания на меня. Мне самому будет приятнее, когда я буду знать, что я вас не стесняю. А занимать вам меня нечего; у нашего брата, старика, есть занятие, которого вы еще не ведаете и которого никакое развлечение заменить не может: воспоминания.
Молодые люди выслушали Лаврецкого с приветливой и чуть-чуть насмешливой почтительностью, — точно им учитель урок прочел, — и вдруг посыпали от него все прочь, вбежали на поляну; четверо стало около деревьев, один на середине — и началась потеха.
А Лаврецкий вернулся в дом, вошел в столовую, приблизился к фортепьяно и коснулся одной из клавиш; раздался слабый, но чистый звук и тайно задрожал у него в сердце: этой нотой начиналась та вдохновенная мелодия, которой, давно тому назад, в ту же самую счастливую ночь, Лемм, покойный Лемм, привел его в такой восторг. Потом Лаврецкий перешел в гостиную и долго не выходил из нее: в этой комнате, где он так часто видал Лизу, живее возникал перед ним ее образ; ему казалось, что он чувствовал вокруг себя следы ее присутствия; но грусть о ней была томительна и не легка: в ней не было тишины, навеваемой смертью. Лиза еще жила где-то, глухо, далеко; он думал о ней, как о живой, и не узнавал девушки, им некогда любимой, в том смутном, бледном призраке, облаченном в монашескую одежду, окруженном дымными волнами ладана. Лаврецкий сам бы себя не узнал, если б мог так взглянуть на себя, как он мысленно взглянул на Лизу. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни, тот перелом, которого многие не испытывают, но без которого нельзя остаться порядочным человеком до конца; он действительно перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях. Он утих и — к чему таить правду? — постарел не одним лицом и телом, постарел душою; сохранить до старости сердце молодым, как говорят иные, и трудно и почти смешно; тот уже может быть доволен, кто не утратил веры в добро, постоянства воли, охоты к деятельности. Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян.
Лаврецкий вышел из дома в сад, сел на знакомой ему скамейке — и на этом дорогом месте, перед лицом того дома, где он в последний раз напрасно простирал свои руки к заветному кубку, в котором кипит и играет золотое вино наслажденья, — он, одинокий, бездомный странник, под долетавшие до него веселые клики уже заменившего его молодого поколения, оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было о чем, стыдиться нечего. «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, — думал он, и не было горечи в его думах, — жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть — и сколько из нас не уцелело! — а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон — и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего бога: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»
Лаврецкий тихо встал и тихо удалился; его никто не заметил, никто не удерживал; веселые клики сильнее прежнего раздавались в саду за зеленой сплошной стеной высоких лип. Он сел в тарантас и велел кучеру ехать домой и не гнать лошадей.
* * *
«И конец? — спросит, может быть, неудовлетворенный читатель. — А что же сталось потом с Лаврецким? с Лизой?» Но что сказать о людях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, зачем возвращаться к ним? Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, — увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо.
Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. — Е. Н. Груздева 2021
Однородные члены предложения
Вариант 1
1. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) Однородными членами называется ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой только сочинительной связью.
2) Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова.
3) Повторяющиеся слова не являются однородными членами.
4) В предложении может быть только один ряд однородных членов.
Ответ: 4
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв.
2) Ни справа ни слева ни на воде ни на берегу никого не было.
3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.
4) С чужими я либо робел либо важничал.
5) Пушкин любит в благочестивом старце Пимене не только своё создание но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.
Ответ: 4, 5
1) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв.
2) Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.
3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.
4) С чужими я либо робел, либо важничал.
5) Пушкин любит в благочестивом старце Пимене не только своё создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.
1) В жизни приходится очень много спорить и возражать опровергать мнение других и не соглашаться.
2) Дашкова — государственный деятель учёный организатор науки.
3) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
4) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
5) Он не столько удивился сколько обрадовался.
Ответ: 2, 3
1) В жизни приходится очень много спорить и возражать, опровергать мнение других и не соглашаться.
2) Дашкова — государственный деятель, учёный, организатор науки.
3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
4) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
5) Он не столько удивился, сколько обрадовался.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Буран крутит и швыряет снегом высвистывает и заливается жутким воем.
2) Он разъезжал в беговых дрожках либо в красивой карете.
3) Быть может, посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновение.
4) Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.
5) Он был то молчалив то весел.
Ответ: 1, 5
1) Буран крутит и швыряет снегом, высвистывает и заливается жутким воем.
2) Он разъезжал в беговых дрожках либо в красивой карете.
3) Быть может, посетит меня восторг, и творческая ночь, и вдохновение.
4) Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.
5) Он был то молчалив, то весел.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Тяжёлые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.
2) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака.
3) Стало просторно и голо прохладно и облачно.
4) В доме пахло пирогами и холодцом и ёлкой.
5) Снопами вылетает из них пламя и коптит крышу и стену дома.
Ответ: 3, 4
1) Тяжёлые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.
2) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака.
3) Стало просторно и голо, прохладно и облачно.
4) В доме пахло пирогами и холодцом, и ёлкой.
5) Снопами вылетает из них пламя и коптит крышу и стену дома.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.
1) Иван работал усердно и перечёркивал написанное и вставлял новые слова.
2) Из открытых окон тесных и грязных гостиниц слышалась заунывная и удалая венгерская музыка звон посуды и шумные разговоры.
3) Александров не только очень любил танцевать но он также и умел танцевать.
4) Маргарита подняла голову к луне и сделала задумчивое и поэтическое лицо.
5) Вечером приходили поодиночке то гимназист то настороженно глядящая барышня то просто одетый человек с интеллигентным лицом.
Ответ: 1, 5
1) Иван работал усердно, и перечёркивал написанное, и вставлял новые слова.
2) Из открытых окон тесных и грязных гостиниц слышалась заунывная и удалая венгерская музыка, звон посуды и шумные разговоры.
3) Александров не только очень любил танцевать, но он также и умел танцевать.
4) Маргарита подняла голову к луне и сделала задумчивое и поэтическое лицо.
5) Вечером приходили поодиночке то гимназист, то настороженно глядящая барышня, то просто одетый человек с интеллигентным лицом.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из залы кухни и коридора непрерывно нёсся захлебывающийся криками голос Анны Петровны.
2) Ты иди или оставайся у нас до завтра.
3) В избе было и тесно и душно.
4) Холод плавный бег саней и тишина улиц постепенно утолили печаль.
5) Мальчишки громко и торопливо стали говорить и перебивать друг друга.
Ответ: 2, 4
1) Из залы, кухни и коридора, непрерывно нёсся захлебывающийся криками голос Анны Петровны.
2) Ты иди или оставайся у нас до завтра.
3) В избе было и тесно, и душно.
4) Холод, плавный бег саней и тишина улиц постепенно утолили печаль.
5) Мальчишки громко и торопливо стали говорить и перебивать друг друга.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.
2) Шелест листьев и звёзды и тёплый запах земли напомнили ей о доме.
3) Он не столько говорил сколько молчал.
4) Он был мал ростом и худ.
5) Мать молча опять расцеловала его и в глаза и в губы.
Ответ: 3, 5
1) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.
2) Шелест листьев, и звёзды, и тёплый запах земли напомнили ей о доме.
3) Он не столько говорил, сколько молчал.
4) Он был мал ростом и худ.
5) Мать молча опять расцеловала его и в глаза, и в губы.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.
1) Наталья не отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.
2) В старом саду распустились сирень и жасмин и розы.
3) С бледным покривившимся лицом он вдруг вскочил и схватил себя за голову.
4) Он или играл с нами или слушал моё чтение.
5) Извозчик чмокает губами вытягивает по-лебединому шею приподнимается и машет кнутом.
Ответ: 3, 5
1) Наталья не отходила от матери и то задумывалась, то принималась за работу.
2) В старом саду распустились сирень и жасмин, и розы.
3) С бледным, покривившимся лицом, он вдруг вскочил и схватил себя за голову.
4) Он или играл с нами, или слушал моё чтение.
5) Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и машет кнутом.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
2) На краю оврага стоял маленький деревянный дом.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы.
4) С чужими он робел либо важничал.
5) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
Ответ: 3, 5
1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
2) На краю оврага стоял маленький деревянный дом.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы.
4) С чужими он робел либо важничал.
5) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить двоеточие. Запишите номера этих предложений.
1) Всё спало крепким сном и люди и дороги и межи и росистые хлеба.
2) В сундуке я нашёл пожелтевшую гетманскую грамоту.
3) Маленькая рыбка порывисто металась вверх и вниз и в стороны.
4) Вещмешок он не смог поднять на себя и оставил его на скамейке зато взял с собой гранату.
5) Ничего заметно не было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей.
Ответ: 1, 5
1) Всё спало крепким сном: и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба.
2) В сундуке я нашёл пожелтевшую гетманскую грамоту.
3) Маленькая рыбка порывисто металась вверх, и вниз, и в стороны.
4) Вещмешок он не смог поднять на себя и оставил его на скамейке, зато взял с собой гранату.
5) Ничего заметно не было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей.
12. Найдите предложения, в которых тире ставится перед обобщающим словом. Запишите номера этих предложений.
1) Слева от Ильи — княжеский дружинник Добрыня Никитич.
2) Вера — главная сила человека.
3) Ни пения птиц, ни шороха листвы, ни журчанья реки — ничего не было слышно.
4) Лось посмотрел на ребят, а они — на него.
5) Женщины и мужчины, лошади и собаки, клоуны и музыканты — все точно старались перещеголять один другого.
Ответ: 3, 5
1) Слева от Ильи — княжеский дружинник Добрыня Никитич.
2) Вера — главная сила человека.
3) Ни пения птиц, ни шороха листвы, ни журчанья реки — ничего не было слышно.
4) Лось посмотрел на ребят, а они — на него.
5) Женщины и мужчины, лошади и собаки, клоуны и музыканты — все точно старались перещеголять один другого.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) У окошка росла молодая белоствольная берёзка.
2) Ровное монотонное бормотанье обрывается.
3) Это была красивая старинная гравюра.
4) Это случилось тихим летним днём.
5) Дом был чистый уютный.
Ответ: 2, 5
1) У окошка росла молодая белоствольная берёзка.
2) Ровное, монотонное бормотанье обрывается.
3) Это была красивая старинная гравюра.
4) Это случилось тихим летним днём.
5) Дом был чистый, уютный.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Дела шли ни шатко ни валко.
2) Аллеи с липами и вязами сиренью и тополями вели к эстраде.
3) Луг был залит ярким солнечным светом.
4) Утром и днём вечером и ночью был слышен гул водопада.
5) Дорогу заносило снегом или заливало дождём.
Ответ: 1, 4
1) Дела шли ни шатко, ни валко.
2) Аллеи с липами и вязами, сиренью и тополями, вели к эстраде.
3) Луг был залит ярким солнечным светом.
4) Утром и днём, вечером и ночью был слышен гул водопада.
5) Дорогу заносило снегом или заливало дождём.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.
1) Строить новую школу пришли и стар и млад.
2) Пусть он или перебирается на второй этаж или вообще уходит отсюда.
3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
4) Ранняя суровая зимняя заря проступила сквозь серую дымку.
5) Вечерами мы любили слушать музыку и сказки и рассказы.
Ответ: 3, 5
1) Строить новую школу пришли и стар, и млад.
2) Пусть он или перебирается на второй этаж, или вообще уходит отсюда.
3) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в его голове.
4) Ранняя суровая зимняя заря проступила сквозь серую дымку.
5) Вечерами мы любили слушать музыку, и сказки, и рассказы.
Вариант 2
1. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) Знаки препинания, используемые в предложениях с однородными членами, называются разделительными.
2) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.
3) Повторяющиеся слова относятся к однородным членам.
4) В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Ответ
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце выглянуло в последний раз осветило мрачную сторону небосклона и скрылось.
2) Паустовский любил природу не только солнечной или нарядной.
3) Берсенев взял руку Елены и пошёл с ней по саду.
4) Теперь море сияло не сплошь а лишь местами.
5) Мы с сестрой сидим дома либо гуляем в парке.
Ответ
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.
2) Справа от нас то уходил за горизонт то приближался пустынный берег.
3) Вдруг во тьме раздалось тревожное конское ржанье.
4) Дни стояли пасмурные однако тёплые.
5) Были лето и осень дождливые.
Ответ
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
2) На стене террасы висела большая старинная сабля.
3) Она умела вязать и вышивать шить и плести кружево.
4) В чёрном ночном небе вдруг засветилась звезда.
5) Мы покрутили в руках найденную вещицу и так и сяк.
Ответ
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пошёл сильный мокрый снег.
2) Впереди были мрачные чёрные горы.
3) В книге были сказки и рассказы стихи и поэмы.
4) Из-под повязанного платка и светилось и улыбалось доброе лицо.
5) Из-под повязанного платка светилось и улыбалось доброе лицо.
Ответ
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.
2) На зелёной и светлой лужайке играли дети и взрослые.
3) К нам оттуда родные берёзы тянут ветки и ждут и зовут. (А. Ахматова)
4) На лице у него попеременно выступал не то страх не то страх и досада.
5) Мал золотник да дорог.
Ответ
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Осень снимала с лесов с полей густые цвета.
2) Осенью изменяется не только цвет земли но и сам воздух.
3) Сын или дочь помогут вам донести вещи до дома.
4) На улице солнечно и тепло.
5) Зазеленели травы и кусты и деревья.
Ответ
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я любуюсь и пёстрой раскраской его оперения и его смышлёностью.
2) Я любуюсь пёстрой раскраской его оперения и его смышлёностью.
3) Весной тихая дача огласилась громким говором скрипом колёс и топотом людей.
4) Лес оживает наполняется голосами птиц трескотнёй лесных барабанщиков.
5) Воробьи начинают громко чирикать и топорщить крылышки.
Ответ
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.
1) Девочка смотрела на нас и то щурилась то улыбалась.
2) Вечерняя заря пыталась было бороться с надвигающейся тьмой и ушла за горизонт.
3) От села дорога идёт сначала около левого края долины а затем отклоняется вправо и постепенно подходит к реке.
4) Собака или играла с мячиком или спала в углу или бегала по двору.
5) Северное сияние то переливается то падает лёгкой занавесью то вытягивается длинной колеблющейся лентой.
Ответ
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вера подняла крышечку и увидела втиснутый в чёрный бархат овальный золотой браслет.
2) Распевают на солнышке весенние весёлые гости — скворцы.
3) Начальство гордилось не только историей этой гимназии но и её зданием.
4) Сизые голуби постукивали когтями по карнизу и в поисках тени заглядывали в комнату.
5) Я любил бывать в деревне не только летом но и зимой.
Ответ
11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить двоеточие. Запишите номера этих предложений.
1) По дороге я встретил отца и брата.
2) После пурги всё в степи казалось безжизненным и пустынным.
3) В этом доме мне нравилось всё старинные картины на стенах мягкие кресла резные наличники на окнах.
4) Ничто не могло его остановить ни пурга ни метель ни ветер.
5) Ничто не привлекало его в этом удивительном пейзаже.
Ответ
12. Найдите предложение(-я), в котором(-ых) тире ставится перед обобщающим словом. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
1) Землю солнце красит, а человека — труд.
2) Мещёра — остаток лесного океана.
3) На деревьях, крышах домов, на кустах — везде лежал снег.
4) Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки.
5) Сила наша — в единстве.
Ответ
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
2) Сильная жгучая боль пронзила руку.
3) Ветер срывал с берёз мокрые пахучие листья.
4) Это случилось тихим летним днём.
5) Синие розовые блики появлялись на небе.
Ответ
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Дела шли ни шатко ни валко.
2) В результате получилось ни рыба ни мясо.
3) Мы либо косили траву либо сидели на завалинке.
4) Надо и знать и любить и беречь родную землю.
5) Дорогу или заносило снегом или заливало дождём.
Ответ
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Строить новую школу пришли и стар и млад.
2) Мы не могли продвинуться ни взад ни вперёд.
3) Не то муха не то оса жужжала в комнате и не давала покоя.
4) Мелкий дождик сеялся и на поля и на леса.
5) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки.
Ответ
Работа 2
Вариант 1
1. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых союз и соединяет однородные члены.
1) Егорушка и в горы ходил и у русских воевал и два раза в остроге сидел.
2) Всё лето пришлось пробыть в отдалённом маленьком посёлке и только редкие поездки в райцентр были единственной моей радостью.
3) Я в этот день с утра рыбу на речке ловил вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей.
4) Наступила весна и деревья покрылись лёгкой зеленоватой дымкой.
5) В доме всё наполнилось звуками и запахами готовящихся к Рождеству блюд.
6) Луна скрылась за тучей и в доме стало совсем темно.
7) Папа прибил скворечник к длинному шесту и прикрутил шест проволокой к стволу яблони.
Ответ
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения, союзы обведите. Запишите номера предложений с обобщающим словом при однородных членах.
1) Осень предупреждала о своём пр..ходе то сухим листком то маленькой зелёной гус..ницей спускавш..йся на п..утине мне прямо на голову.
2) Нет света н.. в домах н.. на улице.
3) Он слышал только глухие удары т..пора да шум падающих деревьев.
4) По вечерам мы садились на те(р,рр)асе и учились в..зать и выш..вать.
5) Снегопад начался неожида(н,нн)о и сразу всё засыпал.
6) После ра..крытия этой тайны я стояла долго и (не)подвижно и уже нач..нала всё понимать.
7) Мебель в доме как то стари(н,нн)ое бюро кресла книжный шкаф была из красного дерева.
В его жизн.. случалось как хорошее так и плохое.
9) В тот год снег долго л..жал и на крышах и на деревьях и на земле.
10) Н.. неба н.. земли н.. гор ничего (не)было видно.
11) Красные и ж..лтые зелёные и белые оранжевые и ф..олетовые цветы п..стрились в саду.
12) На полк.. стояла разная утв..рь горшки ку..шины кружки кастрюли.
13) (С,3)десь всё и небо и рощи и трава наполне(н,нн)о прошлым.
Ответ
3. Объясните постановку или отсутствие запятой между определениями.
1) Красивая чайная роза распустилась в нашем саду.
2) Светлые, весёлые дни наступили.
3) Новые современные автобусы выехали на улицы города.
4) В окна стучали крупные дождевые капли.
5) Вдруг мы почувствовали резкий, неприятный запах.
6) На другой день ни свет ни заря отряд уже двинулся дальше.
Ответ
Вариант 2
1. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых союз и соединяет однородные члены.
1) Бабушка любила угощать своими пирогами и киселём из собранной накануне черники.
2) Небо сначала нахмурилось и потемнело и вскоре по крыше застучали первые капли дождя.
3) Мы долго путешествовали по этому заброшенному краю и только иногда попадавшиеся деревни давали возможность отдохнуть а также хорошо поесть.
4) Пришли морозы и речка покрылась тонким слоем льда.
5) Никто из нас не был у него дома и ничего не знал о его жизни.
6) Солнце скрылось и сразу подул сильный ветер.
7) Она играла на фортепиано и неплохо пела.
Ответ
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения, союзы обведите. Напишите номера предложений с обобщающим словом при однородных членах.
1) Луг после дождя стал изумрудным свеж..м с ярк..ми цветами.
2) Дед был уже очень старым а всё равно мог уйти д..леко в лес и бр..дить там с утра до вечера то с к..рзинкой для грибов то с руж..ём и охотнич..ей собакой и об..зательно с фотоа(п,пп)аратом.
3) Прачка ра..гибала спину выт..рала ладонью покрасневшие глаза и п..качивала головой.
4) В комнате было множество т..атральных вещей шелка тюль круж..ва стари(н,нн)ые фетровые шляпы с ч..рными страусовыми перьями ботфорты с медными шпорами серебря(н,нн)ые туфли потёртые на сгибе.
5) Дядюшка смотрел как с ужасом так и с восх..щением.
6) В саду было тихо и пр..хладно и тёмные покойные тени л..жали на з..мле.
7) Ей пр..надлежали торговые ряды на ярмарк.. и стари(н,нн)ый дом с коло(н,нн)ами и садом.
Все в доме а име(н,нн)о бабушка мама отец брат с..дели на большом д..ване и ждали меня.
9) Барсук поджал лапу и вн..мательно посмотрел на меня потом бр..згливо фыркнул и (с,з)делал шаг к картошк.. .
10) Можно и..ти прямо или повернуть (на)лево.
11) Мы (не)столько отдыхали сколько зан..мались уборкой те(р,рр)итории.
Ответ
3. Объясните постановку или отсутствие запятой между определениями.
1) Луч солнца пронзил серое осеннее пространство.
2) В эту ночь случились первые осенние заморозки.
3) Вдруг из окна мы услышали радостную, праздничную песню.
4) Грин наделил своих героев смелыми, простодушными и добрыми характерами.
5) С той поры о нём ни слуху ни духу.
6) В усадьбе через речку был построен красивый мраморный мост.
7) Солнце то выглядывало, то пряталось за тучи.
Диктанты
Нюрка
Нюрка была очень смешная. Такая толстая, курносая и с торчащими во все стороны жёсткими усами.
Привезли её в зоопарк с острова Врангеля. Тяжёлый, далёкий путь совершила она на пароходе и поезде. Приехала худая, истощённая, с большими открытыми ранами на спине и по бокам. Я ухаживала за ней, промывала раны, чистила клетку, кормила.
Привыкла ко мне Нюрка скоро. Узнавала меня издали, приветствовала глухим, отрывистым гиканьем и, неуклюже переваливаясь, спешила навстречу.
Моржонок был не только ласковый, но и очень сообразительный. Она не любила, когда я уходила. Только я к двери, а Нюрка уже загораживает собой выход, злится, кричит, не пускает. Приходилось пускаться на хитрость. Брала я корм, относила его в самый дальний угол клетки. Нюрка его ела, а я скорей убегала. Однако в моей хитрости Нюрка скоро разобралась. Она приваливалась туловищем к двери и не давала её открыть. Держала Нюрка меня в плену, пока со мной не наиграется.
(149 слов)
(По В. Чаплиной)
Задания
1. Подчеркните грамматическую основу первого предложения. Определите вид сказуемого.
2. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
3. Найдите в тексте деепричастие и выполните его морфологический разбор.
Белая трава
Есть на нашей реке глухие, укромные места. Там чувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире.
Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. Оно то серое, то серо-розовое, то ярко-красное, то золотое, то золотисто-синее. А в разгаре ясного летнего дня оно голубое.
Висит над водой старая чёрная коряга. Отзвенела, отшумела своё. Её отражение чётко лежит на воде, прерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. У черёмух выросли гладкие, жёсткие ягоды. Листья ракиты повёрнуты своей ярко-зелёной либо серебряной стороной. У кромки воды растут белые пышные груды цветов. Цветы эти я вижу каждый раз, а вот названия их не знаю. Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш — все эти цветы знаю! А вот эти белые — нет. Мы вообще-то немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле.
(154 слова)
(По В. Солоухину)
Задания
1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2. Найдите в тексте односоставное предложение. Определите его вид.
Предисловие
Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
§ 1. Точка
§ 2. Вопросительный знак
§ 3. Восклицательный знак
§ 4. Многоточие
Раздел 2. Тире между членами предложения
§ 5. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 6. Тире в неполном предложении
§ 7. Интонационное тире
§ 8. Соединительное тире
Раздел 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 9. Однородные члены предложения, не соединенные союзами
§ 10. Однородные и неоднородные определения
§ 11. Однородные и неоднородные приложения
§ 12. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами
§ 13. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами
§ 14. Однородные члены предложения, соединенные двойными или парными союзами
§ 15. Обобщающие слова при однородных членах предложения
Раздел 4. Знаки препинания при повторяющихся словах
§ 16. Запятая при повторяющихся словах
§ 17. Дефисное написание повторяющихся слов
Раздел 5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
§ 18. Обособленные определения
Согласованные определения
Несогласованные определения
§ 19. Обособленные приложения
§ 20. Обособленные обстоятельства
Деепричастные конструкции
Обстоятельства, выраженные существительными
Обстоятельства, выраженные наречиями
§ 21. Обособленные дополнения
Раздел 6. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами
§ 22. Уточняющие члены предложения
§ 23. Пояснительные конструкции
§ 24. Присоединительные конструкции
Раздел 7. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
§ 25. Вводные слова и словосочетания
§ 26. Вводные и вставные конструкции
Вводные предложения
Вставные предложения и словосочетания
§ 27. Обращения
Раздел 8. Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
§ 28. Междометия и частицы
§ 29. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
Утвердительные и отрицательные слова
Вопросительно-восклицательные слова
Раздел 9. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении
§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении
§ 32. Тире в сложносочиненном предложении
Раздел 10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения
§ 34. Запятая при сложных подчинительных союзах
§ 35. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
§ 36. Запятая на стыке двух союзов
§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении
§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении
§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Раздел 11. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного предложения
§ 41. Цельные по смыслу выражения
§ 42. Сравнительный оборот
Раздел 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении
§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении
Раздел 13. Знаки препинания в периоде
Раздел 14. Знаки препинания при прямой речи
§ 47. Оформление прямой речи
§ 48. Прямая речь после слов автора
§ 49. Црямая речь перед словами автора
§ 50. Слова автора внутри прямой речи
§ 51. Прямая речь внутри слов автора
§ 52. Знаки препинания при диалоге
§ 53. Абзацы при прямой речи
§ 54. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
Раздел 15. Знаки препинания при цитатах
§ 55. Кавычки при цитатах
§ 56. Многоточие при цитатах
§ 57. Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты
§ 58. Прописные и строчные буквы в цитатах
Раздел 16. Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках
Раздел 17. Употребление кавычек
§ 59. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении
§ 60. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д.
§ 61. Названия орденов и медалей
§ 62. Названия марок машин, производственных изделий и т. д.
§ 63. Названия сортов растений и пород животных
Раздел 18. Сочетания знаков препинания
§ 64. Запятая и тире
§ 65. Вопросительный и восклицательный знаки
§ 66. Кавычки и другие знаки
§ 67. Скобки и другие знаки
§ 68. Многоточие и другие знаки
§ 69. Расположение знаков препинания при сноске
Раздел 19. Факультативные знаки препинания
§ 70. Собственно факультативные знаки препинания
§ 71. Альтернативные знаки препинания
§ 72. Вариативные знаки препинания
Точка — запятая
Запятая — точка с запятой
Точка — точка с запятой
Двоеточие — тире
Запятая — тире
Скобки — тире
Кавычки —тире
Вопросительный знак — тире
Вопросительный знак — восклицательный знак
Многоточие — тире
Многоточие — запятая и тире
Раздел 20. Авторская пунктуация
Раздел 21. Знаки препинания в текстах разговорной речи
Эти правила в справочнике РАН:
§ 9 п. 1 — § 25 § 9 п. 3 — § 30
§ 9 п. 4 — § 31
§ 9. Однородные члены предложения, не соединенные союзами
1. Между однородными членами предложения, связанными только интонационно, обычно ставится запятая: Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв (Т.); Зотов нахмурился, перестал писать, закачался на стуле (Пан.); В воде тихо ходили бледные огни, вспыхивая, угасая, выплывая на поверхность, уходя опять в таинственную и страшную глубь (Кор.).
Примечания: 1. Запятая не ставится:
1.) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими смысловое целое (в таких сочетаниях нет однородных членов): Зайду проведаю (Л. Т.); Пойди посмотри расписание занятий; Смотри не оступись; Идёт себе посматривает; Сидим завтракаем; Попробуй определи на вкус; Сядь отдохни; Ждём не дождёмся весны;
2) в устойчивых выражениях: За всё про всё её бранят (Кр.); Ни с того ни с сего обиделся; Поболтали о том о сём;
3) между существительным и приложением (определением), при которых повторяется один и тот же предлог:Постеснялся бы при сестре при девушке; Отобрал от девочки от сироты.
2. Не являются однородными членами предложения и не разделяются запятой, а соединяются дефисом:
1) парные сочетания синонимического характера: сделать шито-крыто; разыгрались вьюги-метели; рассказать правду-истину; мил-дорог человек; конца-краю нет; она заливается-хохочет; с радости-веселья кудри вьются; ну и пошло-поехало; всё завертелось-закрутилось; он мне друг-приятель; она убивается-плачет; поведать про их житьё-бытьё; этот старый вор-разбойник; какая здесь польза-выгода; изменились обычаи-порядки; будем его просить-молить; как вас звать-величать; прошу миловать-жаловать; как изволили спать-почивать; кругом смрад-дым; торговали безданно-беспошлинно; привозили то-сё; Поведёт дело — любо-дорого смотреть (Остр.); Мне надо, худо-бедно, восемь бригад (Ник.);
2) парные сочетания антонимического характера: сформулировать вопросы-ответы; расширился экспорт-импорт; условия купли-продажи; отмечать приход-расход; приём-выдача книг; твёрдость-мягкость согласных; бегать вверх-вниз; двигаться вперёд-назад;
3) парные сочетания ассоциативного характера: весёлые песни-пляски; идти в лес по грибы-ягоды; угощать хлебом-солью; подать чай-сахар; принесли чашки-плошки; разные там водятся птицы-рыбы; гремят ножи-вилки; связать по рукам-ногам; указать своё имя-отчество; все они братья-сестры; вспомнят нас внуки-правнуки; стали всех гостей поить-кормить; кончили пить-есть; Молодо-зелено, на всё ещё я тогда смотрел не своими глазами (Леск.).
3. Различаются внешне похожие конструкции; ср.: Для завершения работы над проектом понадобится неделя, другая (при втором однородном члене предложения опущено слово неделя); Сыграем партию-другую (сочетание, близкое к сложному слову, а не перечисление однородных членов).
Различаются также сочетания с числительными; ср.: Придётся ждать томительных три, четыре дня (перечисление); Работа будет закончена через восемь — десять дней [в значении ‘от…до’; см. § 8, п. 1]; Он вернётся через два-три дня [в значении ‘или’; см. § 8, п. 1].
2. Для усиления выразительности и интонационного членения допускается постановка тире между однородными членами предложения: Все говорят одно и то же: Распутин — царица — немцы — война — революция (М. Г.); Вспоминается цепь событий: приезд Веры — знакомство — разговоры о литературе и искусстве — объяснение — отказ — расставание.
3. Распространенные однородные члены предложения, особенно если внутри них имеются запятые, могут разделяться точкой с запятой: Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке (Л. Т.).
4. При противопоставлении между однородными членами предложения, не связанными союзами, ставится тире: Не за горами смерть-то — за плечами (Т.); Не небесам чужой отчизны — я песни родине слагал (Н.); Ему хотелось не говорить — кричать об этом; Для меня он был больше чем простым знакомым — близким другом, чутким наставником; Это было не воспоминание, не свежая мысль — скорее нечто похожее на давнее сновидение; Он не расстроился, наоборот, — обрадовался; Он не то что сочиняет — фантазирует.