Возможно ли для базарова личное счастье сочинение

Обновлено: 10.01.2023

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь — это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений — выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически?…

Для Базарова, по натуре атеиста, внезапно вспыхнувшая любовь к Одинцовой, явилась потрясением. По началу он боялся признаться в этом романтическом чувстве даже себе самому.

Что касается, Анны Сергеевны, то расчетливая аристократка не отвечает Евгению взаимностью, но тем не менее она заинтересовалась им, он привлекает женщину своим умом и прогрессивными взглядами.

Казалось бы, встретившись эти две сильные личности могли бы в будущем создать крепкий союз, но их отношениям суждено было завершится трагически. Это объясняется прежде всего, различиями в восприятии мира и чувств главными героями. Евгений Базаров, отрицавший само существование любви, внезапно со всей глубиной и силой начинает испытывать это чувство. Но Одинцову он привлекает ровно до того времени, пока ей интересно с молодым человеком, как с новой игрушкой. Она эгоистична и совершенно очевидно, что очень скоро он наскучит красавице и уж, тем более, замуж за него она бы не вышла.

Трагичен финал романа, когда Евгений умирает, пожертвовав свою жизнь ради спасения людей. Перед кончиной Базарова, Одинцова целует его и только в этот момент, возможно, понимает, что потеряла самое дорогое в жизни. Что касается дальнейшей судьбы героини, то в скорости она удачно и расчетливо выходит замуж.

Испытание любовью Базарова (сочинение)

Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова

Смерть Базарова — итог его жизненного пути

Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

История любви Базарова и Одинцовой

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Другие сочинения: ← Базаров и родители↑ ТургеневДружба Базарова и Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети →

Характеристики Базарова и Одинцовой

В произведении автор знакомит читателей с Анной и Евгением. Благодаря подробному описанию жизни каждого персонажа можно проследить, как формировалось мировоззрение действующих героев, а также последствия принятых решений для каждого из них.

Биография Анны Сергеевны

Женщина выгодно отличалась красотой. Несмотря на возраст, а ей на момент происходящих в романе событий исполнилось 28 лет, который даже сама героиня считала не юным, выглядела она молодой и свежей.

Она привлекала внимание. Особенно окружающих впечатляли:

  • ее стать и гордая осанка;
  • высокий рост;
  • благородные черты лица;
  • юный кроткий взгляд.

Женщина следила за своим гардеробом, одежда была подобрана с утонченным стилем и изысканностью. Даже простые платья смотрелись на ней изящно и красиво. Анна с первых минут общения очаровывала собеседников, а приятная внешность особенно располагала к ней мужчин, одновременно вызывая зависть со стороны женского пола.

О прошлом Анны мало что известно. Одинцова, в девичестве Локтева, была сиротой. Ее родители рано ушли из жизни. Мама скончалась еще во времена проживания семьи в Петербурге. На тот момент семья была обеспеченной, относилась к зажиточному классу. Отец имел пристрастие к карточным играм. Он проиграл все семейное состояние за карточным столом и скончался, оставив двум дочерям небольшое наследство.

На момент его кончины Анне исполнилось 20 лет, а младшей сестре Катерине было 12. После ухода из жизни отца Анна взяла на себя вопрос воспитания младшей сестры. Екатерину обучают всем урокам и премудростям, необходимым в жизни будущей аристократки. Но присутствовали и негативные моменты: Катя была запугана авторитетом старшей сестры и боялась ее.

Положение в обществе

Анна Сергеевна отличалась непривычным для того времени равнодушием и нелюбовью к светским мероприятиям. Светское общество вызвало у нее усталость, мероприятия она посещала без удовольствия, скорее из чувства долга и согласно общепринятым нормам.

Героиня была:

  • самостоятельной;
  • независимой;
  • не старалась кому-то угождать;
  • принимала взвешенные решения, присущие скорее мужчинам.

Анна стремилась к стабильности, мало что меняя в размеренном течении жизни, предпочитая обыденность и шаблонность. Но при необходимости она реагировала резко и точно.

Анна была начитанной женщиной, но предпочитала не говорить, а слушать собеседника, благодаря чему слыла приветливой и любезной, создавая впечатление милой во всех отношениях женщиной. Подобное мнение было несколько ошибочным, поскольку за мягкой внешностью скрывался нерушимый стержень. Анна всегда придерживалась только своего мнения, которое достойно отстаивала.

Жизнь Евгения

Базаров — высокий обаятельный молодой человек. Лицо его было худое, с большим лбом; глаза зеленоватые, губы тонкие. Мужчина пренебрежительно относился к веяниям моды, одевался в поношенную одежду, но его это не смущало и не вызывало недовольства.

Благодаря отцу, рано заметившему любовь мальчика к науке, его стали направлять и развивать в этой области. Позже герой идет по стопам отца и поступает учиться на лекаря. Какой-то особой тяги к медицине он не испытывал, но его влекла исследовательская деятельность. Благодаря усидчивости и опытам он добивается отличных результатов и подает большие надежды в сфере развития медицины.

Родители мальчика обожают, поскольку он был единственным ребенком, к тому же умным и талантливым.

Мать очень любит сына, но он отвечает ей своеобразно: его чувства лишены нежности и больше похожи на отдачу долга и уважение старших. Родители воспринимают это болезненно, и отец принимает решение, что сыну необходимо больше появляться в обществе, развивать социализацию и учиться любви к людям, что положительно скажется на его карьере.

Отношения с окружающими

Базаров относился к людям без дружелюбия, но и не выказывал вражды. Его поведение скорее можно охарактеризовать как безразличие, поскольку он не привязывался к окружающим и легко выдерживал их отсутствие. Аристократов Базаров считал пустыми, их образ жизни бесполезным и глупым.

Евгений резок в своих высказываниях, даже среди близких людей. Мнение героя граничит с бестактностью и невоспитанностью, что можно видеть по диалогам с дядей и отцом Аркадия Кирсанова, его друга. Подобное поведение показывает Базарова как человека:

  • грубого и жесткого;
  • неспособного к сочувствию и компромиссам;
  • забывающего про вчерашние близкие отношения ради доказательства собственной правоты.

Могли ли быть счастливы Базаров и Одинцова?

Но вот Базаров оказывается в непривычной для себя ситуации — он влюбляется, то есть вступает в ту утонченную сферу, существование которой всегда отрицал. От его уверенности не остается и следа. Перед читателем совсем иной человек.

Случайно ли отрицатель возвышенных чувств оказывается в их плену? С приезда в поместье Одинцовых начинается смятенность

Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный

Переживания Базарова, их страстность, цельность вызывают наше восхищение. И в любовном конфликте он выглядит личностью.

Для Базарова наступает время переоценки ценностей, скажем прямо — нелегкое время. Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее.

После признания Базарова Одинцовой наше отношение к тургеневскому герою меняется к лучшему, но, к сожалению, мы понимаем, что эти люди не могли бы быть вместе.

«Все люди в мире, в каждый час, пытаются найти для себя счастье, однако людям не понять, что счастье до конца им не видать».

Каким бы ты ни был человеком, чем бы не занимался, ты знаешь, что ты вечно несчастен. Все пытаются найти счастье и все имеют свою позицию, какое счастье. Кто-то видит счастье в вещах, кто-то в людях, а кто-то в событии. Для кого-то счастье, это жить с любимым человеком, а для кого-то купить новую модель устройства. А кто-то пытается изменить мир, и его счастье будет строиться на революции.

Но как бы люди не стремились что-то сделать, когда они совершают действо, в котором видели счастье — розовые очки пропадают, что позволяет людям, чувствовать себя несчастливыми.

Базаров был нигилистом. Сначала, читатель немного в недоумении, кто такой нигилист, почему он вписан в сюжет. Тургенев рассказывает, что Нигилист — человек, который отрицает всё. Он отрицает Религию, отрицает Правила и нормы, отрицает чувства, принципы и любовь. Тургенев создает нам необычного персонажа, раскрывая его как гордого человека, у которого есть принципы и мечты. Его мечта — изменить мир, создать его личную утопию. Он придерживается и не боится заявлять о своей позиции, чем портит своё отношение с дядей его друга. Но, как полагается в жизни, что какие бы у тебя не были принципы, но ты должен прогнуться под ними, ведь ты человек.

Человек — это социальное существо, которое не может жить без других людей. Если мы заводим кота, то мы можем его кастрировать, убрав желание в размножении. Он может жить себе и не нуждаться в кошке, а только в еде и воде, в то время, как человек, будучи высшей ступенью эволюции в данный момент жизни, не может жить без людей. Неважно, какие помысли у человека, влюбиться или просто говорить, человеку нужен человек.

Базарову лгут в том, что у него есть последователи его дела. Они не такие, как Базаров, они не заходят в крайности, как он. Базаров лишь имеет ложь о том, что есть такие же, как он.

Базаров падает духовно, падает в своих принципах, становясь «обычным человеком».

Базаров, человек, отрицающий любовь и все возможные чувства к противоположному полу — влюбляется. Он не может себе простить этого. Базаров падает и падает в своих убеждениях, он понимает, что кем бы ни был человек, он всегда останется человеком.

А для людей свойственно менять сторону медали, не только от своей выгоды, но и от обстоятельств.

Ведь, все мы, убежденные в чем-то, хоть раз в жизни меняли свою точку зрения, а после, из-за измены своему принципу, падали и падали духовно.

Кто-то может замолить в себе «грех» и изменить свою точку, либо отменить минутное убеждение.

Базаров же, понял, что все то его дело, которым он дорожил, отрицание всего, просто мелькнет из-за человеческих инстинктов.

Счастье Базарова — в любви. В его чувствах к Анне. Но из-за своих принципов, он становится несчастным. В нем пытаются сосуществовать две личности, которые противоположны друг другу.

Базаров пытался быть счастливым, но жизнь сказала ему нет, что счастлив он не будет так, как он того хотел.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек — работник.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Отношение к природе других героев

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Твердо стоя на своей крайней точке зрения, Базаров отрицает все, кроме экспериментальной (основанной на опытах) науки. Так он решительно отвергает любовь, как какое-то идеальное чувство:

[3] Ср. с этими словами совершенно противоположное мировоззрение Касьяна, Лукерьи, Лизы Калитиной.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Тургенев показал нам персонажа, который убежденно проповедует отказ от человеческих чувств. Но после встречи с Одинцовой Базарову придется разочароваться в своих убеждениях.

Был ли шанс у главного героя на счастливый исход? В этом мы и попробуем разобраться.

Автор: Кирилл Сивков

Убеждения Базарова

Прежде чем обратиться к отношениям Базарова и Одинцовой, необходимо разобраться в мировоззрении самого героя. Характер Базарова раскрывается через взаимодействие персонажа с окружающими людьми. Например, с Павлом Петровичем Кирсановым , который во многом становится зеркальным отражением своего соперника. При чтении романа трудно удержаться от сопоставления этих героев.

Павел Петрович представляет собой мир отцов, но при этом система его взглядов и жизненная стратегия во многом напоминают базаровскую.

Например, оба упрямы и горды до самозабвения. Они пережили несчастную любовь и являются честными, принципиальными людьми. Но между ними есть существенная разница. Павел Петрович склонен много говорить, но при этом мы не видим его в действии. Базаров – его противоположность.

Таким образом, перед нами человек, который твердо придерживается своих убеждений. При этом ему не хватает гибкости, чтобы трезво взглянуть на окружающий мир. Мы понимаем, что Базаров совершенно незаурядный человек и талантливый ученый. Правда, думается, что для занятия наукой необходима все та же гибкость, которой недостает главному герою.

Базаров и Одинцова

Отношения Базарова и Одинцовой становятся для романа центральными. Именно любовь обнажает страстную натуру главного героя. Основной конфликт заключается в том, что Базаров циничен и не хочет верить в возможность сильного чувства. Для него любовь – это химия, обычная биологическая реакция.

И действительно, только такая женщина и могла его увлечь. На момент появления в романе ей 28 лет, она многое пережила, но никогда не любила. Одинцова умна, расчетлива, холодна, но при этом нравственна. По существу, она – это отражение Базарова.

Но если Базаров смог с очевидной страстью влюбиться в Одинцову, могла ли она ответить ему взаимностью? В письме к Случевскому Тургенев дает однозначный ответ:

Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, как Вы это не видите! — это та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек

И действительно, ее характеристика в романе красноречива. Одинцова способна увлечься, но не до самозабвения. По всей видимости, она и сама не понимает, чего именно хочет от жизни, но совершенно точно хочет прожить ее размеренно и спокойно. Тургенев пишет об этом так:

Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения

Мог ли Базаров быть счастлив в любви?

Вероятно, если бы он смог проявить гибкость мышления, признаться самому себе в том, что происходит на самом деле, и выждать необходимое время, то история не закончилась бы отказом Одинцовой.

Для Базарова любовь – это нечто противоестественное, мучительное, постыдное.

Автор подчеркивает это в финальной сцене романа. Это сцена на кладбище, в которой он подробно описывает пейзаж. По сравнению с бесконечным равнодушием природы человеческая жизнь — с ее метаниями, идеологиями, идеями — представляется суетной.

А что вы думаете о Базарове? Могла ли его судьба сложиться по-другому?

Отношение писателя к главному герою “Отцов и детей” очень непростое. Там, где Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные “принсипы”, он побеждает. И автор разделяет его позицию.

Но вот Базаров оказывается в непривычной для себя ситуации – он влюбляется, то есть вступает в ту утонченную сферу, существование которой всегда отрицал. От его уверенности не остается и следа. Перед читателем совсем иной человек. Случайно ли отрицатель возвышенных чувств оказывается в их плену?

С приезда в поместье Одинцовых начинается смятенность

Мы, физиологи, знаем, какие это отношения”. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют

Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, впервые столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Совсем недавно он заметил по адресу Одинцовой: “Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”.

Теперь наступила пора взволнованных раздумий… И как только Одинцова разрешает ему откровенность, он в страстном порыве признается: “Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно”. Базаров захвачен чувством. “Страсть в нем билась, сильная, тяжелая, – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей”.

А Одинцова, под влиянием “уходящей жизни, желания новизны… заставила себя дойти до известной черты” и спокойно отступила. После своего признания Базаров всю ночь “не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудевший профиль из-под нахлобученной фуражки”.

В исходе объяснения этих людей все показательно: разнородность переживаний, полярность жизненных установок, наконец, главное – значение произошедшего для их судьбы. Одинцова снова уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак “по убеждению”. Базаров мучительно ощущает потерю, пытается еще раз поговорить с ней, заставляет себя назвать любовь “чувством напускным”, но перед смертью прощается с Одинцовой, как если бы прощался с красотой самой жизни, называя любовь “формой” человеческого бытия.

Переживания Базарова, их страстность, цельность вызывают наше восхищение.

И в любовном конфликте он выглядит личностью. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной. Мы становимся свидетелями еще одной способности Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению прежних убеждений.

Все то, что он отвергал: мечтательность, любовь к философии, поэзию – это, оказывается, не праздные занятия аристократов, как думал Базаров, а вечное свойство человеческой природы, культуры. Жизнь оказалась сложнее того, что о ней знают “физиологи”. Для Базарова наступает время переоценки ценностей, скажем прямо – нелегкое время. Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность.

Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее. После признания Базарова Одинцовой наше отношение к тургеневскому герою меняется к лучшему, но, к сожалению, мы понимаем, что эти люди не могли бы быть вместе.

Почти по-пушкински прощается Базаров с Одинцовой и говорит языком поэта: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Любовь Базарова сделала его ближе и понятнее читателям, но не приблизила Одинцову к нему…

Читайте также:

      

  • Слабые и сильные характеры в драме гроза сочинение
  •   

  • Два мира две морали старуха изергиль сочинение
  •   

  • Сочинение на тему риск
  •   

  • Сочинение в какую страну я хочу поехать
  •   

  • Если бы я была композитором сочинение

Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

А счастье было так возможно

25 предложений/ 347 слов

«Отцы и дети» И. С. Тургенева — это роман, в котором много сказано о борьбе двух поколений, смене социального режима, дружбе, счастье и любви. На примере романтического союза главного героя произведения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой автор показывает, насколько хрупко бывает человеческое счастье и как просто порой упустить свою любовь.

По сюжету произведения гордый и циничный Евгений, привыкший отвергать любые проявления чувств и полагаться исключительно на науку, однажды на балу знакомится с женщиной, совершенно непохожей на других. «Баба с мозгом», «тертый калач» — такими определениями награждает он Анну Сергеевну.

И Одинцова полностью соответствует этому описанию. Она действительно отличается редким умом и имеет за плечами богатый жизненный опыт. Кроме того, женщина способна великолепно владеть своими эмоциями, отчего порой кажется холодной и недоступной.

Впрочем, это не мешает Евгению испытать к ней пылкую любовь и открыть для себя мир романтических переживаний. Анна Сергеевна также благоволит герою, потому что видит в нем «что-то новое, с чем ей не случалось встретиться». И когда эти двое молодых людей, оживленно беседуя, идут рядом друг с другом по вечернему саду, кажется, что они почти счастливы.

Для полного благополучия им не хватает лишь решимости быть вместе. И если Базаров, несмотря на свои нигилистические убеждения, готов попробовать открыться навстречу любви, то Одинцова не желает делать этого. Не желает, не только потому что не хочет нарушать свой покой. Героиня чувствует, что молодой человек недостаточно открыт с ней, она отчего-то боится его, что заставляет ее говорить себе: «Нет… нет… нет…».

Таким образом, отвергнув Базарова, Одинцова лишает их отношения возможности развития. Больно ли ей от этого? Лишь немного. Но для Евгения это поражение оказывается роковым.

Удивительно, но этот сильный и поистине великий человек оказывается неспособен совладать со своими чувствами. Герою сложно поверить в невозможность счастья с той, которая казалась ему почти ровней. И не в этом ли истинная причина гибели Базарова?!

Расставшись с Одинцовой и разорвав отношения с другом Аркадием, Евгений остается «один как перст». Вернувшись в родительский дом, он по-прежнему пытается заниматься врачебной практикой, но это больше не приносит ему удовлетворения. Оттого почти до самой своей смерти он часто пребывает «в меланхолическом настроении», размышляя над причинами упущенного счастья.

см. также:
Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев

Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев

Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев

Краткая биография Ивана Тургенева


0

Возможно ли для Базарова личное счастье?

1 ответ:



2



0

Думается мне, что счастья достоин каждый человек. Это же относится и к персонажу романа Тургенева. Почему он не мог быть счастлив? Мне кажется, это все его личные предубеждения и стереотипы, вбил себе в голову, что должен быть особенным и независимым, а для таких время тогда еще не пришло. Довольствовался бы малым или согласился бы с тем, что ему предлагалось, может быть и сложилась бы его жизнь как-то по-другому. Мне кажется при всей своей образованности и интеллекте, Базаров был незрел эмоционально, все ждал от жизни чего-то, а не нужно было ждать, нужно было жить, становиться человеком, искать свое место в жизни. Но случилось так, как случилось, Тургенев настоящий мастер ситуаций, он сделал образ Базарова недосказанным, как будто оставил досказать его историю своим читателям.

Читайте также

Профессия эколог, является, на мой взгляд одной из важнейших в мире. Ведь именно от представителей данной специальности, при тесном сотрудничестве с населением всех стран, во многом зависит, какой будет Земля через десятилетия, какую мы передадим планету нашим внукам и правнукам.

К сожалению (но хочется верить, что только пока не закончится война), экологи не входят в число наиболее востребованному роду занятий, у нас на Украине, о чём говорит и зарплата выпускника вуза, которая вряд ли превысит 2000 гривен, и даже у инженера с большим стажем — максимум 4,5 тысячи.

И всё же, есть ребята, готовые ради прекрасного будущего следующих поколений, поступить на специальность 6.040106 «Экология. Охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование». Им необходимо сдать ВНО, по следующим предметам: украинский язык и литература, математика, химия или география.

Остаётся лишь пожелать всем успешного прохождения испытаний, лёгкого и интересного обучения, и увлекательной работы в будущем!

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении

У меня ответ такой: чем позже, тем лучше.

Так что лучше отдать в 7,5 лет, чем годом раньше.

Лучше подарить ребенку еще год беззаботного детства, а то начнется школа, в с нею куча уроков и обязанностей.

Например, мой ребенок непоседа еще тот, так что раньше семи лет, точно не собираюсь его отдавать в школу.

А то что говорят, мол будет переросток — мне абсолютно не волнует, зато ребенку там намного комфортней, а что скажут другие — пофиг.

Но опять, же это только мое мнение и касается только моего ребенка, а так каждый родитель должен думать сам.

Дайте книгу почитать Е.Ильиной «Четвертая высота». Вполне доступна для ребенка этого возраста. Я ее в семь лет прочла. Мои дети читали и любили эту книгу. И масштаб трагедии почувствует и узнает истинных героев тех событий…

Ни одного правильного ответа никто не дал. Да и не мог дать. Ведь все люди — выходцы из коридорного образования — ограничивающего знания узким коридором школьной программы и далее — рамками только официальной науки. Если же освободиться от рамок, то мы ясно увидим следующее:

В чём смысл праздника Рождества? В этот день дева Мария родила ребёнка — Иисуса, ставшего в последствии Христом. Коротко — день рождения Марией Христа или Merry Christmas! Имя Марии тут написано буквально, как произносится на тарабарских языках — Мери, а не Мари. А Христос состоит из двух слов — Христ и мас. Христ на тарабарском и значит Христос, а мас — один из вариантов слова мама на тарабарском.

В итоге получаем, что там, где мы говорим «С Рождеством!», забугорцы говорят «Мария — мама Христа!». Т.е. поздравляют друг дружку с тем, что Мария стала мамой Христа в этот день.

Праздник этот и вправду милый, весёлый, приятный, что и дало куцему тарабарскому языку новое слово — Мери (от искажённой Марии), которое стало означать приятный, весёлый и т.д.

Ну а рожать на тарабарском будет birth Отсюда и слово birthday — рождения день (по-русски — день рождения). Никакого Christmas тут и рядом не стояло, как видите! :)

Смотрите ролики Дмитрия Енькова — там узнаете ответы на многие вопросы! Например — откуда пошло слово birth ;)

Раньше на собрание приглашали родителей, чтобы довести до них успеваемость и дисциплину своих детей. А сейчас, руководство школы не беспокоит успеваемость. Для них главное получить халявные деньги якобы на ремонт школы. Хотя на ремонт государством деньги выделяются из бюджета. Поэтому и нет желания посещать эти собрания. А деньги передаются через детей.

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» — Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно отношение Базарова к природе. Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать — потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек — работник.

Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Роман «Отцы и дети» — вершина художественного творчества Тургенева,одного из самых проницательных и прозорливых «художников слова». От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. В своём романе Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. В самый канун реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Давая общую оценку содержания «Отцов и детей», Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса…» И вот этому либеральному дворянству автор противопоставляет образ главного героя, образ «нового человека» :бунтаря, разночинца, нигилиста.

В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но ,безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он- «ветер перемен». О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что этот человек прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелёгкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров-человек из народа. «Мой дед землю пахал», -говорит он, не только не смущаясь, но даже гордясь своим происхождением. И именно это низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремлённости, чтобы «выйти в люди». Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни «копейки лишней» не взяв у родителей. Знания его очень обширны, он был осведомлён в области медицины, химии, ботаники, зоологии.

Но Базаров не только напряжённо учился и постигал науки, он пытался ещё и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть. Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в семье «отцов», с их религиозностью и весьма ограниченными интересами. В условиях общественного подъёма эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. С полным правом Базаров говорит: «Всякий человек сам себя воспитать должен- ну, хоть как я, например…» Он «самоломанный». Он всего достигал сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжёлую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность. И как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, всё подвергает суду мысли.

Базаров- материалист. Для него не существует то, что не несёт конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, всё проверять экспериментальным путём. Утверждая, что «природа -не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость её изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения -«человек- есть продукт природы!»,. а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека.

И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Добролюбов писал о людях базаровского склада, что они решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины.» И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру.

И всё-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные её исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодёжи. В нигилизме Базарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером», -писал Тургенев. Базаров, как выразитель этих революционных идей, как человек, обладающий целеустремлённостью и глубокой убеждённостью ,готовит себя к тому, чтобы сделать «много дел». Но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, пока остаётся неясным. Да и он сам об этом ещё не думает, время не пришло. «В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем», -говорит Базаров. И смело отвергает все жизненные установки «отцов».

Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет её, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли ,ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадёжным попутчиком, как Аркадий. «Плохой союзник-не союзник», -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел «либерального барича». А можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает это, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души ,ни человека, равного себе по силе.

А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познаёт такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твёрдых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознаёт в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором — мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжёлому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь – это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силён духом. Поэтому он упорно сражается с любовью. Трудно сказать, чем бы всё это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным. Но перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нём чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.

Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Но его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…» — справедливо заметил Писарев. А в последних словах романа мы слышим взволнованный , проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения этого образа. Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».

Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью.

Отношение к природе других героев

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров — личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Кем умирает Базаров нигилистом или романтиком?

Базаров и Аркадий подружились во время обучения в университете. Базаров был убежденным нигилистом. Взгляды и убеждения Аркадия формировались под его влиянием. Аркадий до конца не убежден в своей идее, он старается подражать Базарову. Аркадию хочется быть таким же, как Базаров, хочется походить на него, но внутренне он не тот нигилист, каким себя выдает. Базаров готов оспаривать свою точку зрения до конца (как это он делает с Павлом Петровичем), и его невозможно разубедить в его взглядах. Аркадия же легко убедить в неверности его взглядов. Базаров действительно понимает то, во что он верит. Аркадий не понимает всей серьезности их убеждений. Ему хочется быть похожим на своего товарища. Но Аркадий не может быть похожим из-за внутренней особенности — характера.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова – от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров – представитель раннего революционера – разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде. Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее В»ЯВ» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Но в финале романа перед нами человек, познавший сомнения… Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой В»романтизмВ». Базаров оказался гораздо больше и выше убогой схемы своей теории.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Могли ли быть счастливы Базаров и Одинцова?

Если говорить о том, могли бы они составить семью, — то туг определенно сказать что-то трудно. Но в теме есть существенное уточнение — «счастливы». Жить вместе для Базарова имеет свой смысл — любить. Он любит Одинцову, хотя читателю трудно представить, что в их семье поселится счастье. Кто из них не смог бы составить счастье другого? Думаю, Одинцова. Красивая, избалованная вниманием, роскошью, которую Базаров не смог бы ей предоставить, а интересные разговоры умного человека вряд ли могли наполнить ее жизнь счастьем. Ей нужно преклонение, светские разговоры, которые Базаров никогда не вел, а знакомые Базарова не могли быть интересны Один­цовой.

Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины, а это уже не Базаров. После своего признания Одинцовой Евгений Васильевич не ел, не спал и не курил. Он был целиком захвачен чувством: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Одинцова под влиянием уходящей жизни, желания новизны заставила себя дойти до известной черты… и спокойно отступила. Через небольшой промежуток времени она вступает в выгодный брак «по убеждению».

Переживания Базарова воспринимаются неоднозначно. Их страстная напряжен­ность вызывает наше поклонение герою. Единственная роль, сыгранная Маяковским в кино, — это Базаров. Через него вижу Базарова и слышу слова поэта: «Какая будет любовь? Большая или маленький «любёночек»? Евгений Базаров способен на большую и самоотверженную любовь. Но способна ли на такую же ответную Одинцова? Нет! Отвергнутый Базаров одержал нравственную победу над Одинцовой. Чувство к ней и разрыв трагичны для Базарова. Для него наступает время переосмысления былых убеж­дений и самоанализа. Умирающий Базаров говорит Одинцовой: «Старая штука смерть, а каждому внове… Я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь по­давно…» Каждая реплика Базарова, обращенная к Одинцовой, — сгусток страданий, не физических, духовных: «Я ведь думал, обломаю дел много… задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта, как бы умереть прилично».

Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее. ПосЛе любовного признания Базарова наше отно­шение к нему меняется к лучшему, но мы понимаем, что эти люди не могут составить счастье друг другу.

А кто мог бы стать рядом с Базаровым? Елена Стахова? Нет! Лиза Калитина — не поняла бы Базарова, а может, Фенечка?! Стоит подумать…

Похожие сочинения

Роман Тургенева «Отцы и дети» стали широко обсуждать сразу же после выхода. Он во многом стал революционным: у писателя получилось предугадать появление новой модели поведения, которую он назвал нигилизмом (впервые этот термин употребил в 1829 году Николай Надеждин в статье «Сонмище нигилистов»).

После выхода «Отцов и детей» в 1862 году этот термин стал массовым. В том же году состоялись поджоги в Петербурге, и тургеневского героя обвинили в пагубном влиянии на мыслящую молодежь. Однако для самого писателя личность Базарова не была столь однозначной.

Тургенев показал нам персонажа, который убеждённо проповедует отказ от человеческих чувств. Но после встречи с Одинцовой Базарову придется разочароваться в своих убеждениях. Был ли шанс у главного героя на счастливый исход?

Время чтения: 5 минут

Убеждения Базарова

Прежде чем обратиться к отношениям Базарова и Одинцовой, необходимо разобраться в мировоззрении самого героя. Характер Базарова раскрывается через взаимодействие персонажа с окружающими людьми. Например, с Павлом Петровичем Кирсановым, который во многом становится зеркальным отражением своего соперника. При чтении романа трудно удержаться от сопоставления этих героев.

Павел Петрович представляет собой мир отцов, но при этом система его взглядов и жизненная стратегия во многом напоминают базаровскую. Например, оба упрямы и горды до самозабвения. Они пережили несчастную любовь и являются честными, принципиальными людьми. Но между ними есть существенная разница. Павел Петрович склонен много говорить, но при этом мы не видим его в действии. Базаров — его противоположность.

Ваш курс, чтобы по-новому взглянуть на произведения классической русской литературы:


Перед нами целостный герой, который не пытается кого-то в чём-то убедить, ему неинтересно навязывать свою позицию. Каждая реплика Базарова — вынужденная. Да, он эпатажен, но при этом внутренне органичен. В этом состоит художественная правда Тургенева, который всегда уклончиво говорил о своем герое: «Я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!».

Под нигилизмом обычно понимают особое мировоззрение, которое основано на тотальном сомнении в абсолютности тех или иных истин. Базаров сомневается в чём угодно, но только не в себе. Если мы внимательно вчитаемся в высказывания главного героя, то обнаружим, что они не терпят возражений: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» и т. д.

Таким образом, перед нами человек, который твёрдо придерживается своих убеждений. При этом ему не хватает гибкости, чтобы трезво взглянуть на окружающий мир. Мы понимаем, что Базаров совершенно незаурядный человек и талантливый ученый. Правда, думается, что для занятия наукой необходима всё та же гибкость, которой недостаёт главному герою.

Базаров и Одинцова

Отношения Базарова и Одинцовой становятся для романа центральными. Именно любовь обнажает страстную натуру главного героя. Основной конфликт заключается в том, что Базаров циничен и не хочет верить в возможность сильного чувства. Для него любовь — это химия, обычная биологическая реакция.

Показательны слова героя, когда он впервые видит Одинцову: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». В этой грубоватой фразе мы видим явную заинтересованность.

И действительно, только такая женщина и могла его увлечь. На момент появления в романе ей 28 лет, она многое пережила, но никогда не любила. Одинцова умна, расчётлива, холодна, но при этом нравственна. Она является отражением Базарова.

Но если Базаров смог с очевидной страстью влюбиться в Одинцову, могла ли она ответить ему взаимностью? В письме к Случевскому Тургенев дает однозначный ответ: «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, как Вы это не видите! — это та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек».

И действительно, её характеристика в романе красноречива. Одинцова способна увлечься, но не до самозабвения. По всей видимости, она и сама не понимает, чего именно хочет от жизни, но совершенно точно хочет прожить её размеренно и спокойно. Тургенев пишет об этом так: «Она многое ясно видела, многое её занимало, и ничто не удовлетворяло её вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения».

Мог ли Базаров быть счастлив в любви

Тургенев-человек и Тургенев-писатель — не одно и тоже. В романе чётко проговаривается, что Базаров не просто увлек Одинцову, а «поразил воображение». Тем не менее она продолжает вести всё ту же размеренную жизнь. В его отсутствие «она не скучает, не ждет его», но много о нём думает. То есть перспектива будущих отношений, будущей взаимности обозначается достаточно отчётливо. Но любви не суждено сбыться.

Причиной этой невозможности становятся убеждения Базарова, которые заводят его в тупик. Тургенев пишет, что новое чувство «мучило и бесило» молодого человека. Более того, если кто-нибудь сказал бы ему об этом, то Базаров «отказался бы от него с презрительным хохотом и циничною бранью». Вероятно, если бы он смог проявить гибкость мышления, признаться самому себе в том, что происходит на самом деле, и выждать необходимое время, то история не закончилась бы отказом Одинцовой.

Для Базарова любовь — это нечто противоестественное, мучительное, постыдное. В момент признания он испытывает «страсть, похожую на злобу». Одинцовой же дорого её собственное спокойствие. Таким образом, любовь Базарова разбивается о его собственные идеи, которые оказываются совершенно нежизнеспособными, так как перечат естественному движению жизни.

Автор подчёркивает это в финальной сцене романа. Это сцена на кладбище, в которой он подробно описывает пейзаж. По сравнению с бесконечным равнодушием природы человеческая жизнь — с её метаниями, идеологиями, идеями — представляется суетной.

Именно поэтому счастье в «Отцах и детях» обретает не бунтарь Базаров, а кроткий, добродушный и ничем не примечательный Николай Петрович Кирсанов. Он не пробует сопротивляться естественному ходу событий. И в итоге такое отношение к жизни вознаграждается. Он сближается со своим сыном Аркадием и обретает счастливую семью с Фенечкой.

Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:

«Гроза»: можно ли быть счастливой в традиционном обществе

Базаров своеобразно объяснял любовь. А как на это чувство смотрят философы, узнайте из видео нашего проекта:

Правое полушарие Интроверта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Возможно ли всеобщее счастье сочинение рассуждение
  • Возможно ли всеобщее счастье сочинение кому на руси жить хорошо
  • Возможно ли всеобщее счастье сочинение аргументы
  • Возможно ли всеобщее счастье итоговое сочинение
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям сочинение итоговое сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии