Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор является одной из главных достопримечательностей не только Новочеркасска, но и всей Ростовской области. Его называют «вторым солнцем Дона».
Семь чудес Дона
Всего голосов: 13 750
|
Информация о голосовании |
Собор был заложен и освящен еще при основании города в 1805 г. — в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 г. Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора И.О. Вальпреда.
В 1891 г. было решено приступить к строительству третьего варианта собора по проекту академика А.А.Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работам. Летом 1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, император Николай II, была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале. Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.
Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест – инкрустирован горным хрусталем. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.
Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). На одну службу храм вмещает пять тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест, и сегодня отмеряет жизнь города.
Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые огнём сотен свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов. Хоры собора украшены картинами, изображающими наиболее значимые эпизоды истории донских казаков.
В храме-усыпальнице – так называемом нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники в большинстве своем считают нижний храм более теплы и уютным. Покровский храм – не что иное, как останки одного из ранних вариантов собора, наполовину ушедшего под землю и ставшего фундаментом нынешнего Вознесенского собора.
Гостю нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящие останки высокопреподобного архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города — знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова, героя покорения Кавказа Якова Петровича Бакланова. Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.
В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ.
В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода. В период демократических реформ «второе солнце Дона» освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах.
15 мая 1993 г. разрушенные в советское время могилы героев Дона были торжественно перезахоронены. В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых стало возвращение собору его первозданных величия и красоты.
В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года Вознесенскому войсковому кафедральному собору города Новочеркасска присвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора.
14 октября 2015 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы чин великого освящения храма совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Материал прислан пользователем под ником Ростовскiй адвокатъ. При подготовке материала использована статья с официального городского сайта Новочеркасска
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.
«Второе солнце Дона», Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске на площади Ермака — главный храм донского казачества. Он по праву считается одним из самых величественных и красивых соборов в России и третьим по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона».
Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».
В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.
Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году.
Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.
Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.
Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.
Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.
По материалам
Главный храм Донского казачьего войска. Открыт и освящен в 1905 г. Здесь покоятся останки донских атаманов М.И. Платова, В.В. Орлова-Денисова, И.Е. Ефремова, Я.П. Бакланова.
История собора
Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона». Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».
В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.
Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году. Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.
Храм в послереволюционное время
Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.
Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.
Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Обновлено: 10.01.2023
I live in Novocherkassk. It is a city in the Rostov region with a population of about 168 thousand people.
Novocherkassk was founded in 1805. Initially, it was mainly inhabited by Don Cossacks. Now our city is an industrial and educational center.
Although Novocherkassk is not a big city, it has a university and about 10 colleges. Young people come here to get an education.
Our city is beautiful and green. The historical center is located on a hill. The main attraction is the Voznesensky Cathedral. Another major sight is the Ataman’s Palace. There are many historical buildings in the city center, but some of them need restoration.
There are several museums, including the Museum of the history of viticulture and winemaking. There are two cinemas and the Cossack drama theater.
Among the largest enterprises of the city are Novocherkassk electric locomotive plant and Novocherkassk hydroelectric power station. Unfortunately, the environmental situation in the city is unfavorable.
In General, Novocherkassk is a quiet and cozy city. I like it very much.
Я живу в Новочеркасске. Это город в Ростовской области с населением около 168 тысяч человек.
Новочеркасск был основан в 1805 году. Изначально здесь проживали в основном Донские казаки. Сейчас наш город является крупным промышленным и образовательным центром.
Хотя Новочеркасск — небольшой город, здесь находится университет и около 10 колледжей. Молодые люди приезжают сюда, чтобы получить образование.
Наш город красивый и зеленый. Исторический центр расположен на возвышенности. Главная достопримечательность — это Вознесенский Кафедральный собор. Также стоит отметить Атаманский Дворец. В центре много исторических зданий, но некоторые из них нуждаются в реставрации.
В городе есть несколько музеев, в числе которых Музей истории виноградарства и виноделия. Есть два кинотеатра и Казачий драматический театр.
Среди крупнейших предприятий города — Новочеркасский электровозостроительный завод и Новочеркасская гидроэлектростанция. К сожалению, экологическая ситуация в городе неблагоприятная.
Своё сочинение я посвящаю своему любимому городу Новочеркасску. Это город донского казачества, который был город основан в 1805 году, в далёком прошлом он назывался Черкасск, а ныне он носит название Новочеркасск.Много картин, книг и песен написано в честь моего города. И одно из стихотворений мне очень нравится. В строках этого стихотворения показана вся красота, как города, так и людей которые в нем живут.
Прочитав данное стихотворение, можно мысленно попутешествовать по городу и понять, насколько он действительно красив.
Новочеркасск, повсюду храмы,
Каштаны, клёны, тополя.
Собор стремится ввысь упрямо.
Вокруг две речки и поля.
Стремглав летящие проспекты.
От площадей. Продуман план.
И виден холм за километры.
Он был волшебник — Деволан.
Весной в цвету, зимой в сугробах,
Искрится солнцем в летний зной.
А осень стелет на дорогах
Ковёр из листьев золотой.
Повсюду жгучие брюнетки,
Потомки славных казаков.
Поэты делают заметки.
Об их красе из лучших слов.
Музеи, памятники славы.
Ведут о прошлом дивный сказ,
О храбрости солдат державы.
Люблю тебя, Новочеркасск.
Я люблю свой город за красивые клумбы, которые благоухают яркими цветами и душистым ароматом, а особенно за гордый характер народа, передающийся из поколения в поколение. В моем городе улицы и памятники названы в честь великих героев, а по вечерам выступают уличные музыканты, которые создают определенную атмосферу, благодаря своей музыке.
В своём городе я чувствую себя, как в сказке, в которую хочется возвращаться и возвращаться. Ведь каждый мимо проходящий человек может передать взглядом те чувства, которые он испытывает в данный момент.
Таким образом, я хочу сказать, что мой город – это моя гордость, о которой я могу рассказать так, что даже человек, который в нём никогда не был, обязательно захочет посетить его и поделиться своими впечатлениями с окружающими его людьми.
Так уж случилось, что после замужества город Новочеркасск стал для меня моей малой Родиной. Новочеркасск — один из крупных южнороссийских городов. Задуман и основан в 1805 году как новая столица Области Войска Донского. Это стела с южной стороны (со стороны Ростова-на-Дону)
А это въезд с северной стороны.
Город живописно раскинулся на Аксайской возвышенности. Панорама города из поймы р.Тузлов.
А это с моста через р.Тузлов.
Триумфальная арка на въезде в город с северо-востока.
К 200-летию была сделана подсветка (теперь подсветка работает по выходным и праздникам до 24 часов).
А так она выглядит на старых открытках.
Вид на арку со стороны Троицкой площади.
Триумфальная арка с запада.
А такая она на старых открытках.
Это вид со стороны старой ростовской дороги,
поднимаясь вверх, оказываемся на Азовской площади.
До революции в Новочеркасске насчитывалось, помимо домовых, четырнадцать церквей. Кроме православных храмов была еще лютеранская кирха
и польский католический костел.
Храм Александра Невского в Александровском парке.
Вознесенский Кафедральный войсковой собор — третий по величине в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Расположен на Соборной площади
Вот так с проекциями по великим праздникам.
А это просто ночная подсветка.
Это не все с чем я хотела вас познакомить, но к сожалению, изменились планы. Продолжение обязательно будет. Город наш очень самобытный и интересный. Часть фотографий личных, часть из Интернета.
Использованы материалы сайта:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Новочеркасск: столица казачества. Ростовская область
Новочеркасск не может похвастаться длинной историей, но готов соперничать резким взлетом и захватывающими поворотами событий. На его тихих улицах сохранились старинные здания, а великолепный собор является третьим по вместимости в России.
Новочеркасск
Краткая история Новочеркасска
Город был основан в 1805 году в качестве столицы Области Войска Донского. До этого главным городом Донского казачества был Черкасск (ныне станица Старочеркасская). Почему же решили перенести столицу? Каждую весну Дон разливался, затапливая Черкасск, поэтому возникла необходимость поиска безопасного места. К тому же город не имел четкой планировки, что провоцировало частые пожары.
Атаман Матвей Платов обратился к императору Александру I с просьбой о переносе столицы, и получил положительный ответ. В 1805 году был заложен первый камень Новочеркасска, работы по строительству начались через несколько лет, их поручили ведущему инженеру того времени — генерал-лейтенанту Францу Павловичу Деволлану, который уже имел немалый опыт проектирования европейских городов. Деволлан вместе с Платовым нашли новое место, которое находилось на возвышенности между рекой Тузлов и притоком Дона Аксаем.
Франц Деволлан
Урбанистический план спроектировали в европейских традициях. Широкие проспекты были слишком просторными для конца XIX века. От центральных площадей, с возвышающимися храмами, лучами расходились улицы. Такое расположение было не только современным, но и удобным с оборонительной точки зрения – пушки можно перемещать по кругу.
Новочеркасск
18 мая 1805 года состоялась торжественная закладка новой столицы Донского казачества и войскового храма. В церемонии приняли участие более тридцати станиц, плугом очертили улицы и проспекты, в основание храма заложили доску с позолоченным гербом Войска Донского, а также золотые и серебряные монеты чеканки 1805 года.
Через год состоялся переезд в Новочеркасск, Старый Черкасск сложил с себя полномочия и передал права новой столице. Но казаки неохотно покидали обжитые места и не хотели удаляться от Дона.
Изначально Новочеркасск играл роль военного центра, уже позже начали возводить промышленные предприятия и фабрики. Тем не менее, город помнит свое военное прошлое.
На улице Новочеркасска
После революции 1917 года и во время Гражданской войны Новочеркасск поддерживал белое движение и стал приютом для противников большевистской власти.
Под руководством атамана Алексея Максимовича Каледина была создана независимая Донская область со столицей в Новочеркасске. Позже здесь сформировали Добровольческую армию для борьбы с большевиками. На протяжении войны Новочеркасск переходил то к большевикам, то к белогвардейцам. И в 1920 году окончательно стал большевистским городом, потеряв статус столицы Донского казачества.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году Новочеркасск был занят немецкими войсками, и освобожден в 1943 году. Говорят, что фашисты, чтобы не поссориться с казачеством, не бомбили город. Наши войска, когда входили в Новочеркасск, также не тронули центр. Это позволило сохранить исторические постройки.
Новочеркасск
В 1962 году в городе произошло трагическое событие – выступление рабочих НЭВЗе, которое было жестоко подавлено властями по приказу Хрущева. Против рабочих применили оружие, несколько человек были убиты, но этот факт долгое время скрывали. Тела погибших не отдавали родственникам, тайно захоронив.
В 1991 году Новочеркасск получил статус исторического и современного центра донского казачества, а в 1993 году провозглашен столицей казачества.
Современный Новочеркасск считается крупным центром Ростовской области. Время пощадило город, оставив практически нетронутым исторический центр с его старинными зданиями и церквями.
Новочеркасск
Достопримечательности Новочеркасска
1. Вознесенский Войсковой Кафедральный собор
Вознесенский Войсковой Кафедральный собор
Интерьер Кафедрального собора
2. Площадь Ермака
Площадь Ермака или Соборная площадь считается сердцем Новочеркасска. Несмотря на то, что здесь доминирует Вознесенский собор, стоит задержаться, чтобы рассмотреть и другие достопримечательности города.
Гигантская скульптура изображает атамана Ермака Тимофеевича.
Ее возвел скульптор В. А. Беклемишев, по проекту М. О. Микешина, в 1904 году.
Немецкие оккупанты и советская власть пытались демонтировать памятник, но не смогли его даже сдвинуть с места.
Ермак Тимофеевич считается русским землепроходцем и покорителем Сибири. К Новочеркасску он не имеет никого отношения, так как жил значительно раньше основания города, но за принадлежность к казачеству и за заслуги перед отечеством, был удостоен высокой почести и вечной памяти.
Возвышающаяся рядом с собором красная башня, рассказывает о том, что храм с самого начала имел собственную электростанцию и котельную. Здесь было тепло зимой, а просторные помещения освещались электрическим светом.
С другой стороны храма расположен памятник Примирения и Согласия. Он изображает маму-казачку с сыном, буденновка и фуражка символизируют братоубийственную войну, разделившую казаков на красных и белых. Скульптурную группу установили в 2005 году.
Также на площади находится памятник генералу Якову Петровичу Бакланову, русскому генералу и герою Кавказской войны. Бакланов отличался мужеством и отвагой, был неоднократно награжден знаками отличия и орденами. Двухметровый великан виртуозно владел шашкой и с легкостью разрубал врага от головы до пояса. В последние годы Бакланов жил в Петербурге, где умер в бедности в 1873 году. Там же в северном городе его и похоронили за счет Донского казачьего войска, а в 1911 году прах Бакланова торжественно перенесли в Новочеркасск.
Памятник Примирения и Согласия
3. Платовский проспект
Платовский проспект является центральной магистралью Новочеркасска. Он назван в честь атамана Матвея Платова, основателя города. Исторически проспект начинается от Вознесенского собора, от которого широкой полосой растягивает на три с половиной километра. Вдоль проспекта расположено много старинных зданий и достопримечательностей города, остановимся на некоторых из них. Стоит заметить, что все значимые памятники истории и архитектуры помечены табличками для удобства туристов.
Нас встречает небольшая скульптура Матвея Платова на коне, за которой растянулся проспект, хотя правильнее было бы назвать его бульваром.
Платовский проспект
Белое длинное здание, выходящее площадь и проспект, является Домом офицеров, когда-то здесь устраивали пышные балы, и вереницы карет съезжались со всего Новочеркасска. Главный вход смотрел на проспект, но сейчас он заложен.
Духовная семинария с кирпичным фасадом была построена в 1883 году по проекту А.А. Ященко.
Зелено-голубое двухэтажное здание под номером 64 является домом Платова. Его построили в начале XIX века. В Новочеркасске семья Платовых владела тремя участками земли, но строительство домов продвигалось очень медленно, и они жили в загородном именье в Мишкине. Последней владелицей дома была внучка великого атамана Марфа Ивановна Платова. В 1861 году она продала дом художнику Логину Христиановичу Фрикке, который жил здесь до своей смерти в 1893 году.
Дом Платова
Желтая постройка с колоннами, выполненная в стиле классицизма, является бывшей войсковой гауптвахтой (пр. Платовский, 68). Ее возвели в 1856 году. В прошлые времена в темное время суток гауптвахту освещал яркий свет, а смена караула происходила с особой пышностью в сопровождении военного оркестра.
Гауптвахта
Рядом расположен музей истории донского казачества, который обязательно стоит посетить для детального знакомства с его богатой коллекцией.
Чуть дальше находятся театр Комиссаржевской и городской дом культуры. В театре часто проходят спектакли на казачью тему, а в городском доме культуры устраивают казачьи обряды – свадьба, посвящение и другие.
На другой стороне проспекта в высотном здании советской эпохи располагается городское управление, а чуть дальше возвышается памятник Матвею Ивановичу Платову, о котором мы расскажем дальше.
Пройдя дальше, с левой стороны увидим Азовский рынок, названный так в честь Азовского сидения казаков в 1641 году. Среди торговых рядов находится Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 году.
Азовский рынок и церковь
Дальше виднеется триумфальная арка.
4. Музей истории донского казачества
(ул. Атаманская, 38)
Музей истории донского казачества расположен на углу Атаманской улицы и Платовского проспекта. Он занимает два этажа и является единственным в своем роде. В его стенах хранится богатая коллекция, посвященная казакам, открыта также краеведческая секция и есть собрание живописи местных художников.
Музей истории донского казачества
5. Памятник Матвею Платову и сквер
(Дворцовая площадь)
На первоначальном городском плане, разработанным Деволланом, на этом месте находилась центральная площадь, на которой размещались торговые ряды. Но очень скоро площадь Гостиного Двора получила название Александровский, а затем Платовский сквер. Уютный городской сад привлекает местных жителей в жаркий день тенистыми аллеями и симпатичными скамейками. По середине площади возвышается бронзовая фигура атамана Платова с обнаженной саблей и перначом в руке. В советские времена памятник уничтожили, а на его место установили статую Ленина. Вернулся восстановленный атаман в 1993 году.
Безусловно, Матвей Платов является легендарной личностью. Он родился в 1753 году в станице Старочеркасская (хутор Мишкин). В 15 лет начал военную службу, а в 18 лет уже командовал казачьим полком. Платов отличился во многих боях и схватках, проявляя смелость и отвагу, прошел всю Русско-турецкую войну, участвовал в штурме Очаковской крепости. В 1790 году Платов стал атаманом Екатеринославского и Чугуевского казачьих войск, а через 3 года произведен в генерал-майоры. Павел I подозревал его в заговоре и заключал в Петропавловскую крепость. В 1801 году Платова назначили атаманом Войска Донского. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, дошел со своим войском до Парижа, разбив стоянку на Елисейских Полях. Умер Матвей Иванович Платов в 1818 году.
Памятник Матвею Платову
7. Атаманский дворец
(ул. Дворцовая, 5А)
Атаманский дворец расположен за Платовским сквером. Двухэтажное здание отличается скромностью и лаконичностью, фасад выполнен в стиле классицизма по проекту И.О. Вальпреде.
Строительство атаманского дворца началось в 1863 году, когда возникла необходимость жилья для царской семьи, которая часто приезжала в Новочеркасск. До этого император останавливался у знатных казаков, что провоцировало некое соперничество между казачьими семьями.
Для пресечения склок и междоусобных разборок было решено возвести отдельный дворец, в котором также проживали наказные атаманы.
В годы гражданской войны в его стенах размещался штаб руководителей контрреволюции. В 1918 году во дворце произошло трагическое событие – застрелился атаман Алексея Максимовича Каледина, который был выбран казачьим кругом впервые за долгое время после революции.
В начале 2000-х гг. атаманский дворец отреставрировали и открыли музей.
Атаманский дворец
Атаманский дворец
8. Александровский сад и чугунный фонтан
За атаманским дворцом разбит Александровский сад, который является местом отдыха местных жителей и туристов. Особую гордость составляет Чугунный фонтан, установленный более ста лет назад. Он остается действующим, но включают его далеко не всегда. Дальше виднеются купола церкви Александра Невского, которая считалась атаманской. Расположенная рядом с дворцом, она пользовалась популярностью у казаков и их семей. Храм возвели в 1896 году в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н.Е. Анохина.
Чугунный фонтан
Церковь Александра Невского
Бурсак
Блинчики с начинкой из жульена
10. Триумфальные арки
В Новочеркасске существует две Триумфальные арки, приуроченные к победе над французами и построенные к приезду императора Александра I в 1817 году. Их возвели в двух разных частях города, потому что Платов точно не знал по какой дороге приедет император, и подстраховался на всякий случай.
Западная расположена на Платовском проспекте, северная – на спуске Герцена.
Западная арка
11. Южно-Российский государственный технический университет
(ул. Просвещения, 132)
Южно-Российский государственный технический университет
12. Московская улица
Московская улица считается одной из центральных магистралей Новочеркасска, ее заложили при основании города. Вдоль нее расположено много красивых зданий и старинных построек. Дом №47 отличает обилием декоративных элементов и скульптур, он известен как дом купца Кирюнина. Сейчас здесь располагается ЗАГС. В стиле модерн выполнен дом атамана, расположенный в соседнем здании. На противоположной стороне находится особняк генерала Попова, главный фасад которого богато украшен. В доме №18 обустроена Центральная библиотека им. А.С. Пушкина, ранее здесь было здание Офицерского собрания. Его построили в стиле классицизма в конце XIX века. До наших дней сохранились уникальные интерьеры. Особенно примечателен парадный зал с лепными изображениями, его можно посетить.
Дом купца Кирюнина
Московская улица
13. Институт виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко и Музей истории виноградарства и виноделия
Музей истории виноградарства и виноделия
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска
Конспект открытого занятия.
Подготовили: учитель-логопед Наумова Л.В.,
Воспитатель Алейникова Е.П.
Новочеркасск, 2014 г.
Цель: пополнение имеющихся знаний обучающихся воспитанников о родном городе и его достопримечательностях;
познакомить воспитанников с достопримечательностями родного города;
развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах;
расширять словарный запас, активизировать речь, слуховое внимание, воображение;
формировать положительные эмоции, любовь к своей малой Родине, доброжелательные отношения друг к другу;
воспитывать культуру поведения на улице, в общественном транспорте.
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Сценарий занятия
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, в каком городе мы живём?
Дети: В Новочеркасске.
Воспитатель: Да, правильно. 18 мая пройдёт день города Новочеркасска, в этом году жители города будут праздновать его 210-летний юбилей!
Воспитатель: По плану в логической основе города лежат площади, на каждой из которых стоит церковь, а от каждой из площадей радиально отходят улицы. 30 мая 1806 года в Новочеркасск была официально перенесена столица Земли Войска Донского.
И я хотела бы вам предложить отправится, на экскурсию по любимому городу. Вы согласны?
Воспитатель: Помогать нам в путешествии будут учащиеся 4 класса.
А на чем можно путешествовать по нашему городу?
Дети: На автобусе, трамвае, машине, маршрутном такси, велосипеде и т. д.
Воспитатель: Давайте построим автобус и отправимся в путь.
Дети выполняют конструирование автобуса из мягких модулей.
Воспитатель: А платой за проезд станут хорошие слова, которыми вы можете назвать свой город.
(Красивый, большой, чистый, старинный, веселый, зеленый, цветущий, знаменитый, любимый, родной)
(Ученик — кассир за хорошие слова раздаёт билеты и предлагает занять места в транспорте).
Воспитатель: Ну что, поехали? Мы отправляемся в путь по улицам нашего города. Ну а чтоб веселее была прогулка, запевайте песню.
Воспитатель: Что вы видите в окно нашего автобуса? Мы едем по дороге, которая называется спуск Герцена.
Воспитатель: И так первая остановка. Это Триумфальная арка.
Учащийся : Атаман Платов решил украсить город к приезду царя Александра I в 1816 году. На въезде в город с запада и северо-востока из камня и кирпича спешно были возведены две огромные триумфальные арки. Эти арки так же символизируют победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Воспитатель: Вечером арка освещается разноцветной подсветкой и становится похожей на вход в сказку.
Воспитатель: Сейчас мы подъехали к Троицкой площади.
Учащийся: Троицкая площадь – это легендарная площадь города Новочеркасска, с богатой историей. В 1810 году, на месте нынешней площади, стояла церковь Святой Троицы, в честь которой и была названа Троицкая площадь.
Сегодня на площади, можно увидеть легендарный памятник Ф. Подтелкову и М. Кривошлыкову — активным борцам за советскую власть, и известный, недавно установленный Поклонный крест, в память о церкви Святой Троицы.
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию. Но наш автобус останавливает инспектор ГИБДД.
Учащийся: Я стою на посту и напоминаю водителям и пешеходам о правилах дорожного движения. А вы знаете как правильно вести себя на дороге?
Воспитатель: Я сейчас проверю.
Мои помощники помогут мне в этом.
Учащийся: На какой сигнал светофора нельзя переходить улицу, нужно остановиться?
Какой сигнал светофора разрешает нам смело переходить улицу?
Учащийся: Как называется пешеходный переход?
Учащийся: Когда мы переходим через дорогу, в какую сторону нужно посмотреть?
Учащийся: Можно перебегать через дорогу?
Учащийся: Молодцы! А теперь я проверю, какие вы внимательные.
Слайд № 14 Физминутка.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи,
Руки движутся навстречу. (одна рука вверх, другая вниз, рывки)
Руки в боки, улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (наклоны в стороны)
Не спеши, не отставай! (приседания)
А в конце — ходьба на месте.
Это всем давно известно! (ходьба на месте)
Воспитатель: Занимайте свои места в автобусе, мы едем дальше.
Воспитатель: Следующая наша остановка — Войсковой вознесенский кафедральный собор.
Войсковой вознесенский кафедральный собор православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 2014 года).
Учащийся: Вечером в субботу и воскресенье на центральной стене собора можно посмотреть сцены из библии.
Учащийся: Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Иконостас был изготовлен из итальянского мрамора, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами.
Воспитатель: Ребята дальше наш автобус не поедет, и мы с вами продолжим экскурсию на велосипедах.
Дети расставляют модули и садятся по двое.
Воспитатель: Мы приехали к музею истории донского казачества.
Учащийся: 22 ноября 1899г. в Новочеркасске открылся Донской музей. В 1941г. он преобразован в Музей истории донского казачества. Сегодня Новочеркасский музей истории донского казачества включает в себя историческое здание Донского музея, Атаманский дворец и Дома-музеи художников М.Б. Грекова и И.И. Крылова. Музей хранит уникальную коллекцию реликвий Донского казачества, связанную с его лучшими традициями.
Воспитатель: Мы проезжаем проспект Платовский на котором находятся замечательные фонтаны в форме шаров.
Воспитатель: Посмотрите, мы приехали к красивому зданию, от которого отходят поезда. Что это?
Дети: Это железнодорожный вокзал.
Воспитатель: Да, это вокзал. Он расположен на Привокзальной улице. Для чего нужен нашему городу вокзал?
Воспитатель: Наша экскурсия подходит к концу. В школу мы поедем на электричке. Занимайте места.
Воспитатель: Мы вернулись в школу. Понравилась вам экскурсия? Что запомнилось больше всего?
Мы обязательно продолжим знакомство с достопримечательностями нашего города.
Читайте также:
- Юношеская любовь сочинение 11 класс
- Сочинение про тургеневский дуб
- Почему любовь владимира и марии обречена сочинение
- Развитие речи сочинение рассуждение по картине белое золото казахстана
- Сочинение на тему осинник
Вознесенский собор — вековая история строительства
Вознесенский кафедральный собор — одна из основных достопримечательностей Новочеркасска. Своим величием, красотой наружной и внутренней отделки, убранством он привлекает внимание всех, кому приходится бывать в нашем городе. Четкий силуэт собора хорошо просматривается на гребне Новочеркасского холма и с довольно больших расстояний. Главный строитель Войскового храма К. X. Лимаренко писал: «Возвышаясь над городом, собор, по величине третий в России, своим видом и блеском золоченых куполов манит взор путника за несколько десятков верст…».
Строительство собора завершилось в 1904 году, а его символическая закладка была произведена на сто лет раньше. Согласно генеральному плану новой столицы донских казаков, разработанному крупным градостроителем и фортификатором Ф. де Волла-ном и утвержденному 31 декабря 1804 года императором Александром I, на ее главной площади предусматривалось соорудить Войсковой соборный храм.
В начале 1805 года в резолюции войсковой канцелярии по поводу переселения донской столицы на новое место отмечалось: «…благовременнее всего предполагается начать на оном сооружение каменным зданием собора». Начать-то начали, да никто не мог предположить, что завершить начатое удастся только через сто лет и, что называется, с третьей попытки.
История строительства, пожалуй, не знает подобного случая. И дело не столько в сроках. Иные соборы строили и по нескольку веков. Но чтобы на одном месте, дважды, после обрушений разбирали сделанное до основания и начинали сначала, да каждый раз по новому проекту — такого точно не было! Это и породило немало мифических историй.
Попытаемся же, используя достоверные источники, проследить за ходом этой вековой соборостроительной драмы.
Собор первый.
21 мая 1805 года епископ Воронежский и Черкасский Арсений II освятил места под Новый Черкасск, а также под ряд объектов первоочередного строительства, в т. ч. под временную (деревянную) Вознесенскую соборную церковь и собор во имя князя Александра Невского (так по желанию Платова должен был называться до окончания постройки войсковой храм). В свидетельствах того времени отмечается, что особенно торжественно, при большом стечении людей, совершена была закладка собора.
В конце февраля следующего года М. И. Платов получил из С.-Петербурга проекты первых четырех крупных построек и в их числе собора. По рекомендации автора проекта собора, известного в то время архитектора, действительного статского советника Луиджи (Алозия) Руска (1762-1822), для осуществления упомянутых проектов в Новый Черкасск был направлен архитектор Андрей Лавопьер. Однако в последующие пять лет строительство Войскового собора ограничилось рытьем котлована и заготовкой материалов. Озабоченный этим, Платов заключает в 1811 году контракт с Руска.
К осени зодчий прибыл в новый, активно отстраивающийся город. Здесь ему предстояло возвести грандиозный собор в стиле русского классицизма или римской архитектуры, как говорили тогда. Его детище должно было стать крупнейшим российским храмом, Об этом свидетельствуют следующие данные: внешние размеры собора в плане 66×69 метров, высота от поверхности земли до верха креста 64 метра. Вспомним попутно, что более крупный Исаакиевский собор в С.-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже, в 1832 году.
Собор предполагалось возводить из грушевского камня (известняка-ракушечника). Его фундамент представлял собой сплошную 3,5-метровую плиту из бутового камня на известковом растворе с глубиной заложения около 6 метров. Внутренние своды — кирпичные с прокладкой плит известняка. Фасады собора — западный, южный и северный — оформлялись шестиколонными портиками. Высота колонн около 14 метров (это почти нынешняя пятиэтажка) при диаметре 1,4 метра. Восточный фасад имел полукруглый алтарный выступ, украшенный такими же трехчетвертными колоннами. Колонны и пилястры коринфского ордера были запроектированы из калитвенского дикого камня с чугунными позолоченными капителями. Из такого же камня предполагалось выполнить карнизы, сандрики, полы и ступени.
Главный купол покоился на барабане диаметром 20 метров, а четыре малых — на барабанах диаметром около 11 метров. Все барабаны прорезаны арочными оконными проемами, простенки которых также оформлялись трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Купола предполагалось выполнить на металлических стропилах с покрытием листами красной меди с последующей их позолотой. Завершались купола позолоченными шестиконечными крестами на «яблоках». Колонны и стены храма проектировалось отделать фальшивым мрамором и лепными позолоченными деталями. В отделке окон и дверей намечалось широко использовать бронзовые украшения.
Как видим, Новочеркасский собор действительно мог стать заметным явлением в ряду крупнейших культовых сооружений Европы.
С приездом в Новый Черкасск автора проекта руководство по возведению собора было возложено на его родного брата Иеронима Руска. Работы в котловане заметно оживились, но ненадолго. Начавшаяся война с Наполеоном вынудила казаков переключить свои силы и средства на ратные дела. Но как только баталии закончились, атаман Платов снова обращает свои заботы на город и собор.
В декабре 1815 года из Варшавы он предписывает войсковой канцелярии в обязательном порядке с лета 1816 года возобновить постройку соборного храма.
Платов, как непосредственный участник Отечественной войны, много сделавший для ее успешного исхода, строительством величественного собора мечтал создать достойный этого события памятник. В соборе предполагалось разместить войсковые регалии, а вокруг него установить десять пушек, отбитых донцами у французов. В своем намерении атаман пользовался поддержкой большинства казаков.
В 1816-17 годах дела на стройке заметно продвинулись: кладка стен была доведена до перемычек главных окон.
Со смертью Платова в январе 1818 года работы на соборе опять приостановились. В 1819 году место Руска занял бывший воронежский губернский архитектор Амвросимов. К 1822 году наружные стены довели до уровня капителей (примерно до 15-метровой отметки), а внутренние до пят главных арок и сводов. Это был какой-то роковой рубеж. Скончался автор проекта собора, а стройка замерла на двадцать два года.
Причин к столь длительному перерыву в строительстве было много: и появившаяся в южной стене трещина, и недостаток материалов, но главная — усилившееся недовольство казаков выбранным Платовым и Ф. де Волланом местом для их столицы. Ставился даже вопрос о нецелесообразности дальнейшей застройки Нового Черкасска и необходимости переноса столицы Земли Войска Донского в станицу Аксайскую.
Судьбу нового города и его главного собора решил император Николай I, посетивший Новый Черкасск в 1837 году. Осмотрев собор, он посчитал трещину не опасной и приказал возобновить его сооружение.
Но потребовалось еще более шести лет, чтобы сдвинуть стройку с мертвой точки. Продолжались споры о надежности возведенного, в проект вносились изменения, касающиеся внешнего вида храма, пересчитывалась смета. Лишь в феврале 1844 года было утверждено «Положение о комиссии для достройки соборного храма в Новочеркасске». Возглавил соборостроительную комиссию начальник штаба Войска Донского генерал-лейтенант М. Г. Хомутов. Производителем работ был назначен архитектор И. О. Вальпреде (Вальпред, Вальпреда), которому предстояло стать главным героем второй части соборостроительной драмы.
Начало деятельности комиссии было ознаменовано грандиозным торжеством. Более 10 тысяч горожан, заполнивших Соборную площадь, приветствовали возобновление работ.
Длительный перерыв в строительстве привел к повреждению верхних частей стен. Пришлось снять от 3 до 7 рядов прежней кладки. Затем более 1000 строителей и рабочий полк энергично приступили к работе. Планировалось закончить вчерне все работы в 1847 году, а еще через два года и отделку.
Но донцам не суждено было видеть этот собор законченным.
Вечером 29 августа 1846 года городской холм содрогнулся. Это обвалился главный купол строившегося собора. Трагедия произошла, когда до завершения кладки главного купола оставалось меньше полутора метров.
Весть о том, что собор, сооружения которого жители Земли Войска Донского ожидали так долго, обрушился, быстро разнеслась по округе, докатилась она и до С.-Петербурга. Получив донесение атамана, император поручил специальной комиссии исследовать причины разрушения собора и представить новые предложения о его постройке.
В акте комиссии главными причинами разрушения собора названы: недостаточная прочность материалов и низкое качество работ. Вот лишь одна выдержка из этого документа: «Стены, столбы и арки сложены из ноздреватого известняка, который при сильном давлении рассыпается; каменная кладка не имеет внутренней поперечной перевязки, отчего стены раздвоились и сползли целыми глыбами; оказался слабым и известковый раствор». А этот раствор составлял чуть ли не половину массы фундаментной плиты, вместо положенных 25-30 процентов.
На докладе комиссии Николай I сделал следующую резолюцию: «Сломать зимой, буде можно, разобрать материал от обрушения, разложить на годный и негодный, и составить теперь же новый проект в византийском вкусе (т. е. стиле — В. Р.), поручив архитектору Тону».
Так драматично закончилась история сорокалетней постройки первого варианта Войскового собора в Новочеркасске.
Собор второй
Неудача, постигшая в 1846 году строителей собора, повергла донцов в печаль и скорбь. Надежду на скорое сооружение нового варианта собора, как уже отмечалось, давала поддержка императора Николая I. Срочно был заказан новый проект Войскового храма. Его разработал знаменитый в то время архитектор К. А. Тон, автор многих крупных зданий, в т. ч. строившегося в Москве Храма Христа Спасителя, родоначальник русско-византийского стиля. Тем не менее, представленный им в начале 1847 года проект из-за высокой сметной стоимости был отклонен.
Очередной проект было поручено разработать строительному академику Ивану Осиповичу Вальпреде (1805-1870-е), который составлял смету на предыдущий и, конечно, постарался не превышать установленных пределов. Стоимость его проекта определялась в 640 тыс. руб. 16 апреля 1850 года проект Вальпреде был утвержден и в ноябре того же года произведена закладка второго собора. На этой торжественной церемонии присутствовал цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.
Собор Вальпреде коренным образом отличался от неудавшегося предшественника. В его эклектичной архитектуре наряду с элементами, присущими русским храмам, явно ощущалось влияние псевдоготики. Это было сравнительно узкое и длинное здание (около 82 м) с высокой колокольней (84,5 м) на довольно большом относе от основного объема и соединенной с ним переходом. Стены собора, прорезанные большим количеством высоких арочных проемов, оформлялись лопатками (пилястрами), поясками, горизонтальными и ломаными карнизами. Входы в храм с трех сторон акцентированы крыльцами, крыши которых увенчаны небольшими шатровыми башенками. Восточный алтарный выступ также завершен башенкой, но иной формы. Луковица главного купола опирается на ажурный двухъярусный барабан. По углам основного объема установлены еще четыре шатровые башенки. Квадратная башня колокольни на высоте примерно 55 метров переходит в восьмигранник с крутой шатровой крышей. Все купола и шатры завершались крестами на «яблоках».
Собор решено было возводить из кирпича. Контракт на строительные работы получил отставной подпоручик Садомцев.
С самого начала строительства стали возникать разногласия относительно качества кирпича. Вопреки мнению автора проекта, считавшего кирпич, поставлявшийся Николаем Рубашкиным, вполне пригодным для постройки, члены соборостроительной комиссии признавали этот кирпич «вовсе непригодным для собора, а в особенности для фундамента его». Однако при очередном ос-
видетельствовании выполненных работ осенью 1852 года было признано, что они производились «с отличною чистотою, правильностью и прочностью, а материал употреблен хорошего качества». К подобному выводу приходили комиссии и в последующие два года. И все же сомнения в качестве материалов послужили причиной пятилетней приостановки строительства.
Возобновилось оно лишь в 1857 году. Подрядчик Садомцев обязался построить собор вчерне к 1 октября 1861 года, т. е. ко дню 50-летия начала строительных работ на первом соборе. По другим данным, наказный атаман М. Г. Хомутов таким образом хотел отметить 50-летие своей службы (в 1812 году он окончил Пажеский корпус).
Назначенный срок оказался нереальным и дважды корректировался. Вальпреде, осуществлявший авторский надзор за строительством, оправдывал подрядчика: «…сооружения, подобные Новочеркасскому собору, не могут быть возводимы с обыкновенной поспешностью, без особого для них вреда».
И все же темпы возведения собора резко возросли. Если за десять предыдущих лет его вывели до половины, то вторую половину хотели завершить менее чем за два года. Такая поспешность привела к печальным последствиям. В полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол собора обрушился внутрь здания и увлек за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов северной части.
По счастливой случайности обвалы первого и второго соборов обошлись без человеческих жертв.
В августе в Новочеркасск прибыла комиссия авторитетных военно-инженерных специалистов. Единственной причиной падения купола комиссия назвала излишнюю поспешность работ на завершающем этапе и решительно высказались за необходимость достройки собора. После такого заключения наказный атаман П. X. Граббе получил телеграмму из С.-Петербурга с повелением немедленно приступить к окончанию постройки Войскового храма. Воля императора Александра II была подтверждена и в августе следующего года в циркуляре Военного Совета, в котором соборостроительной комиссии указывалось: «1) причину обрушения купола не вменять в вину строителя и дело это оставить без дальнейшего преследования; 2) принять к исполнению проект достройки собора, с тем чтобы купол над главным алтарем был сделан сходным с прочими куполами; 3) работы по достройке рассрочить на два года; 4) выполнение работ предоставить прежнему строителю собора академику Вальпреде».
Для заказа и закупки строительных конструкций, переплетов и цемента решено было командировать И. О. Вальпреде за границу. Но из-за скудности войсковых капиталов эта поездка не состоялась. Собор к этому времени очистили от обрушившейся кладки, восстановили внутренние леса и сделали над провалом временную крышу. На этом работы прекратились.
Новым положением Военного совета предлагалось начать достройку собора с 1869 года и закончить ее в течение двух лет. Но работы не начались. Шли споры вокруг конструкции главного купола: делать ли его, как прежде, кирпичным или по стальным стропилам, что требовало дополнительных затрат. Под шумок этих споров была ликвидирована комиссия по достройке собора. Её заботы переложили на комитет по устройству города (строитель собора вошел в его состав). Вальпреде отстранили отдел и отправили на пенсию.
В начале 1872 года особый комитет сделал новое заключение о необходимости и возможности достройки собора, надежность которого доказало время. За девять лет после обрушения купола никаких изменений не было замечено. Однако у этого комитета нашлись серьезные оппоненты, доказывавшие, что «собор построен на фундаменте из дурного кирпича, что вообще прочность этого сооружения не благонадежна, что лучше взамен его построить новый собор меньших размеров и на новом месте». Суждение, относящееся к качеству фундаментов, полностью подтвердилось во время разборки собора. Вот что писал по этому поводу журналист А. Карасев: «…архитектор Ященко пригласил меня в яму, в которой остался старый фундамент. Он давал мне в руки целые кирпичи, которые можно было разламывать на какие угодно куски при самом ничтожном усилии. Кроме того, я собственной палкой расковыривал остатки фундамента и находил там среди мелкого кирпича и камня разный сор и стружки».
Кстати, упомянутый архитектор Ященко в 1875 году был включен в очередную комиссию, которая решила судьбу незадавшейся стройки. Ему было поручено представить проект по достройке собора, что он и сделал в 1877 году. Однако инженерный комитет, рассмотревший новое предложение, постановил: «Оставить представленный проект без последствий и вместо предлагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же Войска Донского; и только при неимении в Новочеркасске соответствующего для собора удобного места, возвести оный на прежнем месте, по другому, более изящному и удобному для молящихся проекту с издержкой не более 800 тыс. рублей». В этом предписании явно ощущается веяние времени. Ведь в ту пору в Москве завершилось строительство Храма Христа Спасителя в русском стиле, вытеснившим из церковного зодчества России так называемый готизм.
Извещая об этом постановлении наказного атамана, комитет интересовался, на кого он мог бы возложить составление проекта нового храма. В середине февраля 1880 года начальник главного управления казачьих войск в письме к атаману Н. А. Краснокутскому выразил пожелание поручить это архитектору А. А. Ященко, год назад ставшему академиком архитектуры. По его расчетам на строительство нового собора требовалось 625 тысяч рублей. Правда, фактическая стоимость замыслов зодчего превысила эту сумму в три раза. Но это выяснилось потом. А тогда было принято решение: обрушившийся собор разобрать и на этом же месте строить новый. 17 мая 1880 года император Александр II утвердил этот план действий. 27 августа торговый казак Н. И. Лимарев получил по конкурсу подряд на сломку собора. Разборка собора закончилась в октябре 1882 года, т. е. через 32 года после его закладки.
Таким образом, и вторая попытка строительства собора в новой столице области Войска Донского потерпела крах.
Собор третий
Итак, было решено начинать все сначала. Но сделать это оказалось не просто. Под обломками двух неудавшихся соборов были погребены огромные по тем временам средства — около трех миллионов рублей. Для того чтобы собраться с силами для нового строительства, потребовалось много времени. Но от намеченного основателем города атаманом М. И. Платовым казаки не отступились.
Проект третьего собора, как уже известно, был заказан академику архитектуры А. А. Ященко. В городе его хорошо знали по ряду построенных им значительных зданий и по активному участию в судьбе второго собора. В марте 1891 года его проект Войскового собора в нововизантийском стиле, совершенно отличный от двух предыдущих, был утвержден. Для его реализации учредили соборостроительную комиссию. Уже в августе под руководством Ященко началась подготовка котлована под собор и заготовка материалов. В следующем году котлован довели до проектной глубины (более 14 метров) и началось возведение фундамента в виде сплошного массива бутовой кладки из песчаника на цементном растворе. Для контроля качества используемых строительных материалов была создана специальная лаборатория, а позже строительство было оснащено собственными водопроводом и даже электростанцией.
В 1893 году Александр Александрович Ященко скоропостижно скончался. На его место, в качестве руководителя строительством, заступил архитектор И. П. Злобин. В том же 1893 году, после завершения подготовительных работ, в торжественной обстановке была совершена официальная закладка соборного храма.
Следующие два года шла кладка подвальной части собора. Кстати, в связи с большой потребностью качественного кирпича (всего на возведение собора израсходовано около 15 миллионов штук) в городе был построен кирпичный завод производительностью 2 млн. штук в год.
В 1896 году в строительстве собора произошла непредвиденная заминка. Обнаружившаяся экономия в кирпиче вызвала сомнение в правильности постройки. Комиссия, назначенная Войсковым наказным атаманом князем Н. И. Святополком-Мирским, констатировала небольшие отклонения от проекта, и работы были приостановлены. В Новочеркасск прибыл инженер-полковник К. X. Лимаренко, который произвел тщательную проверку выполненных работ. Было установлено, что глубина заложения фундамента и общая его площадь несколько уменьшены против проектных, а часть бутовой кладки фундаментной плиты имеет недостаточную прочность. Учитывая это, Лимаренко предложил облегчить верхние части постройки за счет применения пустотелого кирпича, а купольные своды выполнять не кирпичными, как в проекте, а тонкостенными железобетонными, что сделает их более легкими без ущерба для прочности. Это было очень смелое инженерное решение. Ведь идея железобетона, предложенная французским садовником Монье, к тому времени еще не имела достаточного теоретического обоснования. Но, как теперь мы знаем, «рацпредложение» Лимаренко вполне себя оправдало.
Распоряжением Военного министерства Константин Христофорович Лимаренко был назначен главным строителем собора, а его помощником — гражданский инженер С. И. Болдырев, впоследствии ставший автором проектов многочисленных построек в городе и области.
В 1897 году были переделаны некоторые конструктивные элементы подземной части, завершено возведение верхнего подвала и перекрытий, началась кладка цоколя из гранитных блоков весом от 0,8 до 1,5 тонны. В следующие два года были выполнены основные работы по кладке надземной части собора.
К концу 1900 года собор вчерне считался законченным. Основным событием того года, безусловно, было возведение железобетонной полусферы главного купола с внешним диаметром около 21,5 метра. Его бетонирование потребовало 36-часовой непрерывной и напряженнейшей работы строителей. Купола, поверх железобетонных оболочек покрытые слоем утеплителя (пробковая крошка и опилки с глиной), формировались металлическими стропилами, к которым крепились медные листы, а уже по ним наносилась позолота. Над всеми куполами были поставлены позолоченные восьмиконечные ажурные кресты, а на колокольне подвешены колокола.
В 1901 году закончились штукатурные и скульптурные работы, установлены стальные переплеты и остеклены специальным, утолщенным стеклом все 136 окон. Фирма «Зигель» оборудовала собор системой отопления и вентиляции. Входы в собор оформились гранитными крыльцами. Остались работы по окончательному оформлению интерьеров.
Таким образом, через 10 лет после начала работ в котловане Новочеркасск украсился грандиозным культовым сооружением, сохраняющим господствующее положение в композиционной структуре города и в наши дни. Вознесенский собор оказался третьим не только по числу попыток возвести главный храм донского казачества, но и по своим размерам, т. к. уступал тогда лишь Исаакиевскому собору в С.-Петербурге да Московскому храму Христа Спасителя. Вот его параметры: размер собора в плане снаружи 62 м х 70 м, высота надземной части 74,6 метра, вместимость — до пяти тысяч человек. Подземная часть представляет собой двухъярусный подвал. Затраты на строительство собора составили около двух миллионов рублей.
К концу 1904 года в соборе были завершены все оформительские работы, стоимость которых составила более четверти всех затрат на его возведение. В том же году на Соборной площади открыт прекрасный памятник Ермаку, ставший своеобразной эмблемой города. Весной 1905 года закончили благоустройство обширной Соборной площади. И, наконец, ровно через сто лет после закладки собор был торжественно освящен. Деревянный же (считавшийся целый век временным) Вознесенский кафедральный собор разобрали, а новый принял на себя все его Функции. По этому поводу К. X. Лимаренко писал: «…после столетнего периода ожидания, Войско Донское имеет в своем областном городе величественный собор, представляющий собой прекрасный памятник нового византийского стиля и являющийся одним из лучших храмов этого стиля во всей России».
Однако творению Ященко долгое время отказывали в признании его архитектурных достоинств. И это вполне объяснимо. В период, когда собор строился, господствующим в архитектуре стал стиль «модерн». На смену ему пришел конструктивизм. Сторонникам и того, и другого стилей архитектура Новочеркасского собора была чуждой. В советское время чуждыми и даже враждебными оказались вообще все культовые постройки. Их просто стали уничтожать. В 20-30-х годах волна вандализма прокатилась «по всей Руси великой». Вознесенский собор чудом уцелел, но оказался ободранным и разграбленным. А горе-специалисты «подливали масло в огонь», утверждая, что с точки зрения архитектуры собор не представляет интереса, т. к. в нем нет чистоты стиля, он эклектичен. Больше десяти лет храм пустовал. Лишь в конце 1942 года собор был возвращен верующим. Подвалы же храма еще долго служили хранилищем зерна.
В 1950-51 годах обнаженные ребра стропил на куполах наконец-то покрыли цинковыми листами. Затем были проведены ремонтные и частично реставрационные работы. И только с середины 70-х годов о соборе стали писать как о достойном внимания архитектурном сооружении. Он был признан памятником архитектуры республиканского значения.
В 1989 году, после 60-летнего молчания, подали голос колокола кафедрального собора, а вскоре его купола снова покрылись паутиной строительных лесов. Началась очередная реставрация, обещавшая возвратить собору его первоначальный облик. Оцинкованные листы заменили медными. Казалось, многолетняя драма собора подходит к благополучному концу. Но не тут-то было. Экономический хаос, воцарившийся в стране в 90-х годах, приостановил работы на соборе. Обшарпанный, с почерневшими куполами, с затопленным нижним подвалом, собор простоял еще десять лет. И только к концу 2000 года наконец-то нашлись необходимые средства на проведение основательной реставрации главной достопримечательности Новочеркасска. Весной 2001 года специалисты ООО «Реставратор» (директор В. Н. Базалев) из ассоциации «Ростовский строительный дом» приступили к работе. Исполнением проекта реставрации фасадов собора, выполненного архитектором Ю. Н. Солнышкиным, руководил прораб А. В. Малько. 18 сентября 2001 года состоялась общегородская презентация отреставрированной фасадной части Вознесенского собора. К концу 2002 года наружные работы на соборе (кроме золочения куполов) были закончены. На них затрачено 50 млн. рублей.
В. Н. РЕПНИКОВ