Основные способы цитирования
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются следующими способами:
1. Предложениями с прямой речью.
Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.
1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.
Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).
Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное… это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.
Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
2. Предложениями с косвенной речью.
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.
Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)
3. Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.
Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Цитата как продолжение предложения
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.
Например:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Есенин
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
Цитата заключается в кавычки.
Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.
Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.
«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).
Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.
Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».
Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.
Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:
«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».
Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».
Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.
Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).
Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).
При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.
Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.
Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:
Золотая роза
Литература изъята из законов тления. |
Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
…И всего выше
И нос, и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.
Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.
Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).
При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.
Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <…>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <…>».
Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.
Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).
Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.
Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).
Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.
Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.
Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.
Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).
Слайд 1
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ Обобщение материала для учащихся 11 класса.
Слайд 2
Что такое ЦИТАТА ? Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста. История слова В русском языке слово «цитата» употребляется с 1820-х годов. В словарях слово «цитата» отмечается с 1861 года. Правовой статус Правовой статус цитаты в Российской Федерации определился достаточно давно. Во вступившей в силу 1 января 2008 года и действующей ныне части 4 ГК РФ правовой статус цитаты определён статьёй 1274. 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
Слайд 3
В каких случаях прибегают к цитированию? Для подтверждения своей собственной мысл и. Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением. Для более яркого выражения собственной мысли . Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.
Слайд 4
Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз ( только в начале и в конце текста )
Слайд 5
Обычно цитаты сопровождаются словами автора ( т. е. вводящими цитату словами), которые чаще всего стоят перед цитатой или после неё, реже слова автора разрывают цитату. Если цитата стоит при словах автора и оформлена как самостоятельное предложение ( или несколько предложений), знаки препинания ставятся так же, как в предложениях с прямой речью. «Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства», — сказал В.Я. Брюсов . «Человек жертвует собою только тогда, — писал Е.Н. Трубецкой, — когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживет»
Слайд 6
Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием( в начале цитаты, в середине, в конце). Ф.М. Достоевский писал: «… не стоит жить, чтобы только питаться ». Если цитата предшествует словам автора, то первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчно й. «… У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль,своё счастье и своё благоухание», -писал К.Г. Паустовский
Слайд 7
Если цитата вводится как косвенная речь, она оформляется как придаточное предложение, которое включает в свой состав изъяснительный союз, заключается в кавычки и начинается со строчной формы. Ключевской В. О. считал, что «жизнь учит лишь тех, кто её изучает».
Слайд 8
Цитаты могут включаться в текст с помощью вводных слов и предложений. В этих случаях они выделяются кавычками и начинаются со строчной буквы. Как отмечает Ж.-Ж. Руссо, «всякая злость происходит от бессилия».
Слайд 9
Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф подлинника, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки не ставятся. О способности к самообладанию весьма убедительно высказался С.А. Есенин : В грозы, в бури, в житейскую стынь, При тяжелых утратах и когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым – Самое высшее в мире искусство.
Слайд 10
При включении стихотворной цитаты в авторский текст знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи. Труд поэта сложен, о чём и говорит В. Маяковский: «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды ». Выполните следующие задания : 1) Найдите соответствия:
Слайд 11
ЦИТАТА СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ 1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, — писал И. Анненский, — есть и резкая отчётливость, когда это нужно». А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора. 2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора. 3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора. 4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский. Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение). 5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов. 6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести». Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё. 7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» — так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием. Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.
Слайд 12
2) Измените способ введения цитаты по указанной схеме. 1. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», — отмечал К. И. Чуковский. С. а.: «Цитата». 2.К . И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова: «Стилистика у него полностью подчинена тематике». С. а., что «цитата». 3. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление народного языка, — писал К. И. Чуковский, — есть прославление народа, создавшего язык». Вв. конструкция, «цитата».
Слайд 13
3. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы предложений. 1 . «Мой дед землю пахал» (Н, н )е без гордости заявляет Базаров. 2 . «Патриот – это тот (У, у) тверждал В. Быков ( К,к ) оторый любит своих, националист – это тот, кто не любит чужих». 3 . В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи». 4 . По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек». 5 . Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»
Слайд 14
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ ! УДАЧИ на ЭКЗАМЕНЕ !!!
Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.
Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.
Как можно цитировать
Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.
Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.
При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!
или
Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».
Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.
При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)
или
Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).
*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.
Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.
Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.
И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.
Как цитировать стихи
Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).
Цитирование с помощью прямой речи
Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.
При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.
В начале предложения |
---|
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой. |
Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.
В середине предложения |
---|
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой. |
Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!
В конце предложения |
---|
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:
Чудная картина, |
Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.
Внутри предложения |
---|
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен». |
Цитирование с помощью косвенной речи
При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.
Косвенная речь |
---|
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны» |
Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.
В конце предложения |
---|
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед». |
Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!
Как цитировать прозу
Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.
Цитирование с помощью прямой речи
Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.
Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.
В начале |
---|
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства. |
Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.
В середине предложения |
---|
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление. |
В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.
В конце предложения |
---|
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…» |
Цитирование с помощью косвенной речи
Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.
Косвенная речь |
---|
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.» |
Цитата как продолжение предложения
Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.
Цитата как продолжение предложения |
---|
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». |
Общие правила цитирования
Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:
- При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
- Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.
- Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.
- Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.
- Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.
- Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.
О некоторых правилах цитирования
В процессе работы
над сочинением для выражения своего
отношения, оценки мы можем использовать
наряду с другими средствами цитирование.
Выученное наизусть (или внимательно
переписанное) высказывание должно
быть умело включено в сочинение так,
чтобы стать частью текста.
При этом следует
использовать разнообразные приёмы
введения цитаты:
— по правилам прямой
речи;
— по правилам
косвенной речи;
— частичное
цитирование;
— с помощью вводных
слов;
— с помощью вводных
предложений.
После введения
цитаты её можно прокомментировать,
подтвердив своё согласие: «Да,
действительно…», «В этих словах
очень тонко (точно) выражена мысль о
том…», «Мне близка мысль… о том,
что…», либо выразить свою точку
зрения, которая не совпадает с мнением
автора цитаты.
При комментировании
цитаты можно использовать:
частичное
цитирование, когда фрагменты цитаты
(часть предложения, словосочетания,
ключевые слова) включаются в текст,
создаваемый нами, и делают его точнее,
выразительнее, помогая высказывать
своё отношение, оценку.
Та часть сочинения,
которая представляет собой комментирование
цитаты, «отклик» на цитату, может
быть по объёму большей, чем сама цитата
(«шлейф» от цитаты может быть
довольно длинным, тянуться долго).
Обычно сами цитаты,
включаемые
в сочинение, не
должны быть большими. Надо
научиться отбирать небольшие по объёму
высказывания, правильно сокращать
выбранную цитату, пользуясь многоточием,
которое ставится на месте той части,
которая опускается.
Выбрать из
большой цитаты самое
главное, то,
что соотносится с темой сочинения, нам
помогает своеобразный пересказ
чужого высказывания, его включение в
текст по правилам косвенной речи или
же использование частичного
цитирования.
В сочинении не
должно быть слишком много цитат. Однако
указать, сколько именно, трудно: всё
зависит от объёма цитаты, от того,
насколько органично она входит в текст,
становясь его необходимой частью.
Использование
частичного цитирования обычно не
перегружает текст публицистического
стиля, напротив, делает его точнее,
выразительнее, а выводы и доказательства
более убедительными.
Как сделать цитату частью текста
О том, что полезно
знать о цитировании, известно из
предыдущей заметки. Сказанное можно
отразить в схеме.
Итак, отобрав
цитату, которая соотносится с темой
сочинения (или устного выступления),
необходимо подумать, как сделать её
частью текста. Для этого надо, чтобы
текст, который предшествует цитате (I),
как бы готовил её появление. После
включения цитаты (II) в текст (используется
один из способов цитирования), опираясь
на цитату, мы строим высказывание (III)
так, чтобы последующая часть содержала
комментарий, отклик на те мысли, которые
сформулированы в цитате. При этом может
быть использовано частичное цитирование.
Проиллюстрируем
это фрагментами из ученических сочинений:
Восприятие, истолкование, оценка
стихотворения А.С.
Пушкина
«Поэт».
1. Поэт независим,
он существует будто вне мира, вне времени.
В «заботах суетного света» лирический
герой, как в колыбели:
Молчит его святая
лира;
Душа вкушает
сладкий сон,
И меж детей
ничтожных мира,
Быть может, всех
ничтожней он…
«Святая лира»
— это, по-видимому, тот инструмент,
посредством которого поэт приносит
«священную жертву». Пока поэт не
вдохновлен, его лира молчит, «душа
вкушает сладкий сон». Лирический
герой не отличается от окружающих,
«быть может, всех ничтожней он». Но
как только «божественный глагол»
коснётся сердца героя, душа его
встрепенётся. «Божественный глагол»
— то самое вдохновение, которое пробуждает
спящую душу, заставляет её встрепенуться,
она «как пробудившийся орёл».
23