МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3-В КЛАССЕ
Учитель начальных классов
Карелова Г.В.
Директор МБОУ Трещёва Н. В.
«Школа-гимназия №10»
Симферополь 2016г
Тема урока: «Великие русские писатели. Л.Н. Толстой «Акула»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображённым событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.
Задачи:
1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).
Планируемые результаты:
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.
Оборудование:
1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления плана к рассказу,
5) пословицы (в разрезанном виде) для работы в группах;
6) рисунок корабликов для рефлексии (каждому ученику);
Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:
Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс. Рассказ «Акула» Л.Н.Толстого.
Ход урока
1. Организационный момент – приветствие. Эмоциональный настрой.
— Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь друг другу! Присаживайтесь! Китайская пословица гласит: (Слайд 1)
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу –я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
— Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Актуализация знаний.
– Ребята, посмотрите на экран (Слайд 2).
Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (С произведением Льва Николаевича Толстого.)
-С каким произведением Л.Н.Толстого мы уже познакомились?
(Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя).
— Расскажите, что вы узнали об этом авторе?
—Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду. (Слайд 3,4)
Семья
Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте. Он написал для них «Азбуку» (Слайд 5)
.
В имении Ясной поляне прожил почти всю свою жизнь. Там он родился и по его просьбе был похоронен. (Слайд 6)
3. Подготовка к восприятию: введение в тему.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом.
Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница … (Акула) (Слайд 7)
— Что вы знаете об акуле?
(Акула – крупная хищная морская рыба.)
— Что интересного вы знаете об этой рыбе? (В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Самая крупная китовая акула, а самая страшная рыба-людоед белая акула.)
— Спасибо, действительно, (Слайд акул, очень много, о них вы можете узнать из энциклопедии самостоятельно.
— Давайте мы это слово прочитаем с разной интонацией: (Слайд 9)
Акула! Акула? Акула.
— Как вы думаете, всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания? Об этом мы узнаем чуть позже.
4. Знакомство с темой урока и постановка целей урока.
— Какая тема нашего урока? (Л.Н.Толстой “Акула”)
– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.)
5. Игра-предположение «Угадай-ка» (Приём «Прогнозирование по названию»).
– О чём может пойти речь в произведении под названием «Акула»?
– Обсудите свои предположения в парах. Озвучьте свои мысли (Выслушивается 2 ответа от всего класса)
— У кого другой вариант?
– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ.)
6.Словарная работа.
— Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами. (Слайд 13)
Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
-Ребята прочитайте слова, как вы понимаете их значение? (Слайд 14,15,16)
Ропот – неясные, негромкие голоса.
7. Первичное знакомство с текстом.
— А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите. А также, во время чтения, подумайте над вопросом: Почему рассказ называется «Акула»? (Диафильм. (Слайд 17) Просмотр до слов «Акула плыла прямо на мальчиков…».)
а) чтение с остановками. (Прогнозирование по содержанию)
— Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
(Дети высказывают свои предположения).
б) чтение текста до конца. (Диафильм. Просмотр до конца…»).
— Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
— Понравился ли вам рассказ?
— Кто, по-вашему, главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист. Потому, что он первый принял решение, как спасти ребят, он выстрелил в акулу. т. е. от его действий зависел исход событий.)
— Что особенно запомнилось?
— Почему рассказ называется «Акула»? (Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)
— Я вижу, что вы внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.
8. Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Плыли вдоль и поперек
9. Работа над содержанием текста.
а) работа над составлением картинного плана (ДОСКА)
— Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему? Помогите мне расположить их по порядку. Дети располагают картинки последовательно событиям.
— Что у нас получилось? (Картинный план)(Слайд 18)
— Этот план передаёт последовательность событий.
б) речевая разминка
— Чтобы начать читать рассказ, давайте с доски прочитаем трудные слова по слогам.
На-пе-ре-гон-ки — наперегонки
По-на-тужь-ся — понатужься
Ра-зо-шёл-ся — разошёлся
Ко-лы-ха-лось — колыхалось
По-слы-шал-ся — послышался
в) повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана
-А сейчас вы будете читать этот рассказ вслух. Откройте учебник на стр. 152. Какая часть текста подходит к первому рисунку, найдите и прочитайте. Следим по учебнику. (Чтение первой части вслух) (Читаем до слов: …перед закатом солнца капитан вышел)
— Где происходит действие рассказа? (На корабле.)
— Где стоял корабль? (У берегов Африки)
— Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно)
— С чем автор сравнивает погоду?( точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.)
-Какие литературные приёмы использует автор в произведении? (описание, сравнение)
-Как бы вы озаглавили эту первую часть? («Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».)
-Какое было у вас в этот момент настроение?(на доске)
Прекрасное
(Чтение второй части жужжащим чтением) (Читаем дальше до слов: На корабле с нами было два мальчика.)
— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжаем читать жужжащим чтением.
– Где и почему моряки устроили купальню? (В парусе. Было безопасно.)
– Какое настроение было на корабле? (Спокойное)
— Как можно озаглавить эту часть? («Купание в парусе».)
Спокойное
(Чтение третьей части цепочкой по предложениям) (Читаем дальше до слов: Вдруг с палубы кто-то крикнул….)
— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжаем читать цепочкой по предложению.
— Кто же был с матросами на корабле? (Мальчики)
— Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки.)
– Что значит, слово вздумали? (Необдуманность поступка, так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку? Почему? (Осуждает, т. к. у ребят не было сил)
— Подтвердите словами из текста. (Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.)
— Какое средство художественной выразительности использовал Толстой? (Сравнение)
— Как старый артиллерист отнёсся к забавам своего сына и его товарища? (Любовался, подзадоривал, гордился).
— Найдите в тексте слова, подтверждающие это. Отец мальчика старый артиллерист стоял на палубе и любовался на своего сына. Когда он стал отставать, отец крикнул ему: Не выдавай! Понатужься!)
— Что значит «Не выдавай! Понатужься!» (Это значит не сдаваться, постараться победить)
— Почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст? (Нет, он опытный).
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что? (Осуждаю за беззаботное поведение, не подумали об опасности)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков. Выберите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
(Активные, весёлые, подвижные, озорные, испуганные, радостные, беззаботные.)
— Дайте характеристику артиллеристу. Выберите, что вы можете сказать про его настроение и отношение к сыну и его товарищу.
(Героический, радостный, решительный, любовался сыном.)
— Как мы озаглавим эту часть?
— «Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море»
— Какое настроение вызвала эта часть?
Волнение
(Чтение четвертой части учителем) (Читаем дальше до слов: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали….)
— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Я читаю, а вы следите.
— Каким словом автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (Вдруг)
— Кого увидели матросы с палубы? (Матросы увидели акулу)
— Какими словами автор называет акулу? Почему? (Морским чудовищем. Она хищница — вызывает страх, тревогу, опасность)
— Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
— Итак, акула плыла прямо на мальчиков, как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику. (Назад! Назад! Вернитесь! Акула!)
— Как отреагировали дети на его слова? (Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче)
— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
— Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)
— Как матросы решили помочь мальчикам? (Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам)
— Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? (Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро)
— На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? (Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти)
— Дайте характеристику матросам. Какие они? Выберите из слов. (Подвижные, ловкие, решительные, храбрые, трусливые, отзывчивые.)
— Как мы будем читать? (Быстро и с чувством волнения)
— Как озаглавим эту часть?
— «Появление морского чудовища» или «Акула».
Тревога Страх
(Выразительное чтение учащимися пятой части). (Читаем дальше до слов: Визг этот как будто разбудил….)
— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать выразительно.
— Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).
— Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”? Почему автор использует именно это выражение? (ВИЗГ – это резкий крик. Артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).
-Как озаглавим эту часть?
— «Пронзительный визг» или «Встреча с акулой».
Ужас
(Чтение шестой части цепочкой по абзацам ). (Читаем дальше до слов: Но когда дым разошёлся над водой….)
— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать цепочкой по абзацам.
— Как подействовал визг мальчика на отца? (Сорвался, побежал)
— Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (Стремительность действия, нельзя было терять ни секунды, он делал все быстро.).
— Какое решение принимает артиллерист? (Побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль, раздался выстрел.)
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности. Когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности)
— Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? (Чувства тревоги, опасности, страха.)
— А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии? (Замерли от страха и ждали, что будет)
— Что автор хотел показать этими словами? (Все находились в состоянии оцепенения).
— Какой из этого можно сделать вывод? (Что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).
— Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых.)
— А как бы вы поступили на месте отца?
– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, трусость, решительность, находчивость.)
— Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (Нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)
— Как можно озаглавить эту часть?
— «Выстрел».
Отчаянье
(Чтение про себя седьмой части.)
— Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать про себя.
– Чем закончилась эта история?
— Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? (Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий , радостный крик.)
— Какое он сейчас испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения.)
— Что его успокоило? (По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. Привезли их на корабль)
— Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».
Радость Облегчение
(Слайд 19)
— Для кого и как закончилась эта история? (найти положительные и отрицательные стороны для героев)
Плюсы:
Дети остались живы.
Отец не потерял сына.
Артиллерист совершил поступок.
Дети вынесут из этой истории урок на всю жизнь.
Минусы:
Убили акулу.
Поступили необдуманно.
Заставили отца переживать.
-Дайте характеристику отцу? (Отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент. Он сильный, решительный. Когда ребенок на волосок от смерти, он спас его, уму помогают сильные отцовские чувства, в его характерае – смелость, умение действовать и не теряться.)
— Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как? (Да мог, могли не спасти мальчиков.)
-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?
— Всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?
-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение? (У автора особые слова, выражения)
— Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни — наступает момент, когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины».
— Посмотрите на таблицу, какие чувства вы испытали при чтении рассказа?
— Да, Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.
12. Итог урока.
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать,предпринять.)
— К какому жанру относится это произведение? (Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.
— А чем рассказы отличаются? (В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.)
12. Рефлексия:
— Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказов? Свой ответ вы можете начать со следующих слов (Слайд 18)
— Мне захотелось…
— Я задумался…
— Я понял (а)…
— Я почувствовал (а)…
— Я бы поставил (а)…
— Хотя рассказы написаны более ста лет назад, но они актуален и сейчас, автор показал переживания родителей, их любовь к своим детям, осудил беззаботное поведение мальчиков, показал опасности, которые могут подстерегать детей. Но также дал возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.
13. Домашнее задание.(Слайд 19)
— На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1)Перескажи текст по плану.
2)Нарисовать к понравившемуся эпизоду рисунок.
3)Составить вопросы к рисункам на стр. 153-154.
— Я очень довольна тем, как вы поработали. Всем спасибо за работу! Ваши отметки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад по литературе Введение в раздел Великие русские писатели
Содержание
-
1.
Презентация по литературе Введение в раздел Великие русские писатели -
2.
Есть в мире много языковУ разного -
3.
Кто это? -
4.
Великие русские писатели Как вы понимаете название раздела? Кого мы можем назвать великими и почему? -
5.
Писатель становиться великим не только тогда, когда -
6.
-Какие имена писателей вам известны? — Какие произведения этих писателей вы читали? -
7.
Фёдор Ива́нович Тю́тчев великий русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук -
8.
— русский поэт и переводчик эпохи романтизма.Ива́н Ива́нович Козло́в -
9.
Ива́н Са́ввич Ники́тин русский поэт. -
10.
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтоврусский поэт, прозаик, драматург, художник -
11.
Лев Никола́евич Толсто́йодин из величайших писателей мира -
12.
Ива́н Алексе́евич Бу́нинрусский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. -
13.
Никола́й Алексе́евич Некра́сов русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы -
14.
Средства художественной выразительности — это те приемы, которые -
15.
Метафора – это перенос названия с одного предмета -
16.
Олицетворение — передача неодушевленному предмету полного образа живого -
17.
Эпитет – это троп, фигура, образное -
18.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин Вспомните что вы знаете о жизни Пушкина. -
19.
Рассмотрите иллюстрации, отгадайте к каким это произведениям -
20.
Слайд 20 -
21.
Слайд 21 -
22.
Слайд 22 -
23.
Слайд 23 -
24.
С каким настроением вы заканчиваете урок? — Почему?- За что бы вы похвалили себя сегодня?
Есть в мире много языковУ разного народа.Для нас же, русский стал родным,И нет его дороже.Красивый, тёплый и родной,Он согревает душу.На нём общаемся с тобой,Читаем, пишем, думаем на нёмИ мысли излагаем.
Слайд 1Раздел: «Великие русские писатели»
Слайд 2
Есть в мире много языков
У разного народа.
Для нас же, русский
стал родным,
И нет его дороже.
Красивый, тёплый и родной,
Он согревает душу.
На нём общаемся с тобой,
Читаем, пишем, думаем на нём
И мысли излагаем.
Слайд 4Великие русские писатели
Как вы понимаете название раздела?
Кого мы можем
назвать великими и почему?
Слайд 5Писатель становиться великим не только тогда, когда он много написал. Писатель
становится известным и любимым тогда, когда его творчество даёт человеку радость, вдохновение, счастье.
Слайд 6-Какие имена писателей вам известны?
— Какие произведения этих писателей вы
читали?
Слайд 7Фёдор Ива́нович Тю́тчев
великий русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист,
член-корреспондент Петербургской Академии Наук
Слайд 8— русский поэт и переводчик эпохи романтизма.
Ива́н Ива́нович Козло́в
Слайд 9Ива́н Са́ввич Ники́тин
русский поэт.
Слайд 10Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов
русский поэт, прозаик, драматург, художник
Слайд 11 Лев Никола́евич Толсто́й
один из величайших писателей мира
Слайд 12Ива́н Алексе́евич Бу́нин
русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Слайд 13Никола́й Алексе́евич Некра́сов
русский поэт, писатель и публицист, классик русской
литературы
Слайд 14Средства художественной выразительности — это те приемы, которые делают нашу речь, как
устную, так и письменную, выразительной.
Слайд 15Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на
другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе.
Горит Восток зарёю новой…
( А.С. Пушкин)
Костер рябины красной
(М. А. Цветаева)
Слайд 16Олицетворение — передача неодушевленному предмету полного образа живого существа.
Ветер воет
(на
самом деле ветер не может выть, но при помощи данного олицетворения описывается его сильный шум)
Зима пришла (ходить она, по сути, не умеет)
Слайд 17
Эпитет – это троп, фигура, образное определение, слово или словосочетание, определяющее
лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью. Эпитет чаще всего выражен прилагательным или наречием в переносном значении.
«голубиные облака» (С. А. Есенин)
Слайд 18Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин
Вспомните что вы знаете о жизни Пушкина.
Слайд 19
Рассмотрите иллюстрации, отгадайте к каким это произведениям
Слайд 24С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Почему?
— За что бы
вы похвалили себя сегодня?
Конспект урока литературного чтения в 3классе по теме «Великие
русские писатели»
Цель урока:
— Создать условия для расширения представлений учащихся о великих
русских писателях через организацию практической работы.
Задачи:
— формирование опыта творческой деятельности; формирование умения
выразительно читать,
— развитие интереса к художественному слову,
— воспитание нравственные качества личности: трудолюбия, способности к
взаимопониманию, личной ответственности за выполнение коллективной
работы.
Формируемые УУД:
Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развивать
монологическую речь обучающихся; учить передавать своё настроение при
выразительном чтении стихотворений;
Личностные: формировать познавательный интерес к учебному материалу;
ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, товарищей.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: развивать умение выслушивать мнение одноклассников,
предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное
мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебник 3 класса «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова,
портреты А.С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, выставка книг
автора, презентация.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения: проблемное
обучение, проектное задание, использование ИКТ, организация учебного
сотрудничества на уроках.
Ход урока
I.Организация класса.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Всем, всем, всем — добрый день!
Все умеем мы читать,
Говорить и рассуждать.
И сегодня мы все вместе
Будем весело играть)))
Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям.(Слайд 1)
А о ком мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
— Итак, мы начинаем игру.
1.Разгадывание кроссворда. (слайд 2)
По горизонтали:
—У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
—Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался
театром. (Крылов)
—Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)
Учитель:
— Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок.
(Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)
Слайд3
2 задание.«Узнай великого русского писателя» Слайд 5.
— На доске видим портреты великих русских писателей. Вам нужно определить кто из них
кто и годы жизни. Ответы выбираем и прикрепляем под портретами.
(А.С.Пушкин-1799-1837,И.А.Крылов1769—1844, Л.Н.Толстой-1828-1910)
(После каждого конкурса, жюри объявляет результаты).
2 задание. Разминка (вопросы по биографиям авторов, за каждый правильный ответ, команда
получает по одному баллу).
Учитель. Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось
узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям
биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь? Слайд 6,7
*Когда родился Александр Сергеевич Пушкин? (6 июня 1799г.)
*В каком городе он родился? (в Москве)
*На каком языке говорили в семье Пушкина? ( на французском)
*В коком возрасте пушкин написал первое стихотворение? *Кто учил маленького Сашу
писать по—русски? (бабушка)
*Как звали его няню? (Арина Родионовна)
*Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил няне? (“Зимний вечер”)
*Как звали Крылова? (Иван Андреевич)
*Что писал И.А.Крылов? (басни)
*Что высмеивают басни И.А.Крылова? (пороки людей: жадность, глупость, наглую
самоуверенность)
*Где он работал ? (в Петербургской публичной библиотеке)
*Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке? (более 30
лет)
*Какие иностранные языки изучил Крылов без помощи учителей? (французский и
итальянский)
*Где родился Л.Н.Толстой? ( в деревне Ясная Поляна)
*Сколько детей было в семье Л.Н.Толстого? ( пятеро)
*Какой титул был у Толстого? (граф)
Учитель :Давайте подведем итог конкурса «Разминка».
Ребята, Вы молодцы, хорошо знаете биографию и факты из жизни писателей, а теперь я
хочу посмотреть так же вы хорошо знаете творчество этих писателей.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные
произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Слайд 8
3 Задание. Викторина по творчеству А.С.Пушкина
1)Закончи предложение Слайд 9
2) Учитель: — Кто сказал (ну, без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!»?
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
— Узнайте сказку по картинке. Слайд 10
1) Бочка. («Сказка о царе Салтане …»).
2)Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
3) Чертёнок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4)Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
5)Петушок. («Сказка о золотом петушке»).
Задание 4 . Викторина по творчеству А.И.Крылова
Учитель Кто не слыхал его живого слова, Слайд 11
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Учитель. Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам.
Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки. (Басни
«Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») — слайд 12
Конкурс «Домашнее задание»
Учитель. Определите, из какой басни такая мораль.
1 команда.—слайд
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». (Ворона и лисица) Слайд 13-14
2 команда.—слайд
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Зеркало и обезьяна) Слайд 15-16
3 команда.—слайд
«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;» (Мартышка и очки) Слайд 17-18
Задание 5 .Викторина по творчеству Л.Н.Толстого.
Учитель: О ком говорится? Слайд 19
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят
и сам будет их учить.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка
заробели, когда он окинул их острым взглядом из—под густых бровей Учитель был
графом, его полагалось называть « ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
« Не называйте меня « ваше сиятельство», — сказал он, — меня зовут ..
Ученик:.(Лев Николаевич , так и зовите меня».)
Учитель:— Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы этого
писателя, которые вам запомнились.
Конкурс «Слово и рассказ»
– Определите каждое слово для рассказов «Акула», «Лев и собачка». Слайд 20
Задание 6. Конкурс художников.
— По рисунку узнайте произведение и его автора (используются рисунки детей,
нарисованные ранее)
III Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте сейчас мы подведем итоги нашему уроку. — Что вам особенно
запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего
урока
. — С произведениями каких авторов мы познакомились в разделе “Великие
русские писатели”?
—Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?
Я благодарю вас за отличные знания, за чёткую и быструю работу.
Дом.зад.- Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Чтобы вам
хотелось им сказать, за что поблагодарить? Слайд 21
IV.Выставление оценок.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
УМК «Перспектива».
Тема урока: «Великие русские писатели»
Цель урока:
—Создать условия для расширения представлений учащихся о великих русских писателях через организацию практической работы.
Задачи:
— формирование опыта творческой деятельности; формирование умения выразительно читать,
— развитие интереса к художественному слову,
— воспитание нравственные качества личности: трудолюбия, способности к взаимопониманию, личной ответственности за выполнение коллективной работы.
Формируемые УУД:
Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развивать монологическую речь обучающихся; учить передавать своё настроение при выразительном чтении стихотворений;
Личностные: формировать познавательный интерес к учебному материалу; ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебник 3 класса «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, портреты А.С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, выставка книг автора, карточки для работы.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения: проблемное обучение, метод «Зигзаг», проектное задание, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Работать вы сегодня будете в группах. Но, прежде чем мы приступим к выполнению заданий, необходимо вспомнить правила работы в группе.
Правила работы в группах |
— Высказывай и доказывай свое мнение. — Выслушивай и уважительно относись к мнению других. — Ответственно выполняй порученную тебе часть задания — Соблюдай правила культурного общения |
— У нас сегодня 3 группы «Библиографов» и 3 группы «Писателей». Пожелаем друг другу успехов!
Актуализация знаний
Книга, как птица,
Может весь мир облететь.
Книга — царица:
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня:
Чудо свершает порой.
Книга — рабыня:
Часто проходит сквозь строй.
Е. Баратынский.
—Что, по вашему мнению, хотел сказать поэт?
Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Рассмотрите выставку книг, которую я подготовила к этому уроку. Как бы вы назвали эту выставку? (Книги великих русских писателей)
-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника.
-Предположите, как называется этот раздел. («Великие русские писатели»)
-Как вы думаете, кого мы можем назвать великими?
— Что вы уже знаете о великих русских писателях?
-Заполните 1 столбик таблички ЗХУ.
— Что хотите узнать?
— Заполните 2 столбик таблички «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
— На большинство из своих вопросов вы найдете ответы, если будете активны и внимательны.
Первичное усвоение новых знаний.
—А теперь откройте папки, лежащие у вас на столе, и внимательно прочитайте инструкцию по ходу работы.
1 -3 группы. «Библиографы»
1группа – А. С. Пушкин, 1 группа – Л. Н. Толстой, 3 группа – И. А. Крылов.
— Перед вами на столах лежат листы. На них — фамилии писателей. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее портрет, составить список его произведений и биографию.
Карточка о писателе. |
Портрет |
Биография |
Список произведений |
4-6 группы «Писатели»
-Прочитайте выразительно стихотворные строки.
Сделайте из них произведение в прозе (рассказ или сказку) и выполните иллюстрацию.
Мини – проект «Стих – проза – рисунок» |
1. Выразительное чтение |
2. Произведение в прозе (по алгоритму) |
3. Иллюстрация |
Алгоритм |
Не повторяйте в точности слова автора, заменяйте их близкими по смыслу. Опишите место, где происходит действие (природу, помещение) Опишите персонажей (какие они?) Опишите сюжет (что делают герои?) Выделите главную мысль (что нужно понять?) |
Обобщение знаний учащихся.
— А теперь презентуйте свою часть работы.
— Слово «Библиографам».
— Слово «Писателям»
Эти странички мы соединим в одну общую книгу «Великие русские писатели». Оцените работу своей группы.
Первичное закрепление.
-Возьмите в конвертах карточки. Прочитайте информацию о писателе и определите его имя. Соедините автора с его произведениями. (Приложение)
Рефлексия (подведение итогов занятия).
—Теперь смело можете заполнять 3 столбик таблички ЗХУ.
— Зачитайте, чему вы научились на уроке.
Информация о домашнем задании.
-Мы много интересного узнали на уроке о великих русских писателях. Дома подготовьте выразительное чтение произведения любого из этих писателей. Можно воспользоваться сегодняшней выставкой книг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лев Николаевич Толстой |
Александр Сергеевич Пушкин |
Иван Андреевич Крылов |
Группа_______________ Мини – проект «Стих – проза – рисунок». Прочитайте отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Сделайте из него произведение в прозе (рассказ или сказку) и выполните иллюстрацию. «…Опрятней модного портрета Блистает речка, льдом одета Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает, веселый Мелькает, вьется первый снег Звездами падая на брег» |
Группа_______________ Мини – проект «Стих – проза – рисунок» Прочитайте отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Сделайте из него произведение в прозе (рассказ или сказку) и выполните иллюстрацию. «…Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов» |
Группа_______________ Мини – проект «Стих – проза – рисунок» Прочитайте басню И.А. Крылова «Лисица и виноград». Сделайте из него произведение в прозе (рассказ или сказку) и выполните иллюстрацию. «Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь» |
Этот великий русский писатель известен всему миру. Его называют «Солнце русской поэзии». Любовь к сказкам привила ему няня Арина Родионовна. Написал множество стихов сказок, произведений в прозе. |
«Филиппок» «Лев и собачка» «Акула» Прыжок» |
|
Известный баснописец. Был очень трудолюбивым человеком. Пошел работать в 11 лет, чтобы прокормить семью. Без помощи учителей овладел русским языком, математикой. Знал итальянский, греческий французский языки. Был замечательным чтецом своих басен. |
«Зимнее утро» «Зимний вечер» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане…» «Уж небо осенью дышало» |
|
Известный русский писатель. Прожил долгую жизнь. Написал множество произведений для детей и взрослых. В своем имении Ясная поляна открыл школу для крестьянских детей, в которой сам был учителем |
«Ворона и лисица» «Стрекоза и муравей» «Мартышка и очки» |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/263662-velikie-russkie-pisateli
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ с.Новодевичье м.р.Шигонский
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «Школа России»
3 класс
«Великие русские писатели»
Разработал учитель
начальных классов:
Прохорова Т.И.
КОНСПЕКТ УРОКА — ПРЕЗЕНТАЦИИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ.
Тема урока: « Великие русские писатели»
Цель урока:
— обобщить знания детей о великих русских писателях;
— прививать любовь и интерес к чтению, книгам;
— продолжать работу над выразительным чтением.
Вид урока : обобщающий, с использованием ИКТ в образовательном процессе.
Оформление и оборудование.
-
Компьютер.
-
Проектор.
-
Диск с музыкой.
-
Тетради по литературному чтению.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
(1 слайд)
Под музыку заранее подготовленный ребёнок читает стих:
Книги учат детей
Всем премудростям жизни-
Как быть человеком.
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
— Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
-
Разгадывание кроссворда. (2 слайд)
8 |
|||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||
3 |
7 |
||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||
По вертикали:
-
Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (печаль)
-
В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. (иносказательно)
-
Назовите язык, которым первым овладел А.С. Пушкин. ( французский)
-
Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. ( басня)
По горизонтали:
-
Русский поэт. Учился в Московском университете, окончил Санкт- Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. ( Лермонтов)
-
У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
-
Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)
-
Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)
— Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок.
( Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)
-
Конкурс чтецов стихов М.Ю. Лермонтова. (слайд 3 на фоне тихой медленной музыки)
Кто хочет прочитать стихи М.Ю. Лермонтова. ( Слушаем несколько человек, под музыку читают стихи).
-
Сочинение стихотворений детьми.
— А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст. Восстановите его по смыслу, а потом переделайте в стихотворение.
А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью буря бушевала ;
Понесло первым снегом.
(Дети составляют стихотворения. Например:
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло .
-
А сейчас попробуйте отгадать, про кого я вам расскажу.
( на фоне тихой,плавной музыки учитель рассказывает о писателе).
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот –то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко -редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами – то они выросли в низеньких избах под соломенными крышами. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть « ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
« Не называйте меня « ваше сиятельство», — сказал он, — меня зовут …(Лев Николаевич ), так и зовите меня».
— Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.
(слайд 4 )
— Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками?
Сейчас мы поиграем в одну игру Л.Н. Толстого.
ИГРА « МЕТЕЛИЦА»( физкультминутка)
Дети встают в круг, раскачиваются, размахивают руками, изображают метель и поют:
Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дорожки заметёт.
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметёт.
Потом встают друг за другом, кладут соседу руки на плечо и, двигаясь по кругу, поют:
Запряжём мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
Вприпрыжку бегут друг за другом:
Рысью, рысью друг за другом поспешим
И скорёхонько до леса докатим
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорёхонько до леса докатим.
Внезапно останавливаются, идут медленнее – приехали в лес. Показывают руками, что рубят лес.
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Все устали, и тихо возвращаются из леса.
А из леса мы тихонько пойдем
И в ладоши так прихлопывать начнем.
А ногами-то притопывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
Обучающиеся садятся на места.
6.Викторина по басням И.А.Крылова ( слайды 5, 6, 7)
Учитель: … Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
(А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)
— Пять вопросов- пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?
«Кумушка, мне странно это: «До того ль, голубчик, было?
Да работала ль ты в лето?» В мягких муравах у нас-
(«Стрекоза и Муравей») Песни, резвость всякий час,
«Соседка, перестань срамиться…- Так что голову вскружило».
Тебе ль с Слоном возиться?» «Не радуйся, мой свет…
(«Слон и Моська») И не надейся по-пустому».
«Приятель дорогой, здорово! Где ты «Вот то-то мне и духу придает,
был?» («Любопытный») Что я, совсем без драки,
«Соседка, слышала ль ты добрую Могу попасть в большие забияки».
молву? Ведь кошка, говорят, попалась «В кунсткамере, мой друг!
в когти льву?» («Мышь и Крыса») Часа там три ходил…»
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела «Я не приметила богатства никакого».
такого?» («Свинья»)
— В какой басне была такая мораль?
«Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!»
(«Чиж и Голубь»)
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
(«Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад».
(«Щука и Кот»)
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». («Ларчик»)
7.Викторина по творчеству А.С. Пушкина (слайды 8,9,10)
— Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
— Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
— Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
— Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица…», «По улице мостовой…»)
— Кто сказал (ну, без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!»?
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
— Узнайте сказку по картинке.
1) Бочка. («Сказка о царе Салтане …»).(слайд 11)
— Прочитайте отрывок. (Дети читают отрывок, связанный с этим предметом.)
2)Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). (слайд 12)
(Дети пересказывают эпизод сказки, в котором фигурирует этот предмет)
3) Чертёнок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».) (слайд 13)
— Какая это сказка? Что делал там чертёнок?
4)Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».) (слайд 14)
— Расскажите начало сказки.
5)Петушок. («Сказка о золотом петушке»). (слайд 15)
— Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется ещё прочитать?
8.Подведение итогов праздника
— Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?
— Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
Использованная литература:
—Климанова Л.Ф. Литературное чтение в 2-х частях, М., Просвещение, 2012.
-Кутявина С.В.Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Климановой и др., М., ВАКО, 2013.
-УМК «Школа России»
использованы картинки из интернета.