Образ демона в поэме лермонтова демон сочинение с цитатами

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лермонтов

Сочинение Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика)

М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» показывает образ падшего ангела, который, ненавидя все, сотворенное всевышним, вдруг не смог устоять перед неповторимой красотой грузинской княжны Тамары. Образ Демона у поэта необычен. Он тяготится своими злодеяниями, он глубоко несчастен. После встречи с девушкой он не видит смысла в том, что совершал ранее. Его цель – душа Тамары.

Демон не остановится ни перед чем. Он убивает жениха княжны, а сам является ночью к девушке в чудесном облике, говорит ей приятные слова. Странные видения начинают посещать Тамару каждую ночь. Испугавшись, не понимая, что с ней происходит, девушка бежит в монастырь, где ей на некоторое время удается спрятаться от Демона. Но падший ангел уже завладел частью сознания княжны, и она сама призывает его, не выдержав разлуки.

нейросеть

На этот раз Демон искренен с ней. Он признается во всех злодеяниях и говорит, что только Тамара может вернуть смысл его существованию. Герой обещает ей забыть прошлое и вернуться на небеса, если девушка будет благосклонна. Взамен на любовь он готов подарить ей бессмертие и обогатить. 

Демон искренне верит в чувства, которых нет. Им движет всего лишь страсть и желание владеть, добиться цели. Он сам не осознает, что обманывается и обманывает княжну. Настоящая любовь готова на жертву, Демон же жертвуют жизнью девушки, зная, что его появление погубит Тамару. Для него собственные интересы превыше всего.

Доверие Тамары приводит к ее гибели. Демон, торжествуя, принимает свой истинный облик падшего ангела, способного на самые гнусные злодеяния. Он уже готов забрать душу жертвы, достигнуть заветной цели. Спасением княжны становится ее Ангел Хранитель, который не позволяет злодею совершить задуманное. Девушка не распрощалась со своей душой, потому что чувства ее были искренними, душа чиста и безгрешна.

Герой остался побежденным. Он перепутал искренние чувства с желанием обладать. Любовь для него остается непостижимой, он способен только приносить людям несчастья и обречен на вечные страдания.

Лермонтов сделал Демона человекоподобным, стремящимся к искренним чувствам. Герой у него глубоко несчастен. Он тяготится своими способностями, потому что все, е чему он имеет отношение, обречено стать злом либо погибнуть. Своего места падшему ангелу не суждено найти, он обречен на вечные скитания и страдания от того, что несет людям погибель.

`

Образ Демона в поэме Лермонтова

Образ Демона в поэме Лермонтова

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Пушкина

    А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы

  • Сочинение Черты реализма в Горе от ума

    Ведущим направлением в русской литературе XIX века является реализм. Одним из первых писателей-реалистов можно назвать А.С. Грибоедова. Его комедия «Горе от ума»

  • Сочинение Любимая музыкальная группа

    В настоящее время простому человеку доступен безграничный выбор музыкальных групп и жанров музыки. Моей любимой группой является иностранный коллектив «Powerwolf», исполняющий в жанре хэви-металл.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Демон в поэме Демон Лермонтова

Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова — совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы. Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет. К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается. Тамара — воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону). Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь,  думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Также читают:

Картинка к сочинению Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон в поэме Демон Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что значит быть воспитанным человеком?

    Воспитанный человек — это культурный человек, которому присвоено чувство такта в общении. Такие люди уважают своего собеседника, умеет вежливо высказывать свои мысли, не задевая другого за живое.

  • Сочинение по повести Сотников Быкова

    Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига

  • Поступки Хлестакова в комедии Ревизор сочинение

    В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

  • Тема любви в комедии Горе от ума сочинение

    Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия.

  • Сочинение рассуждение Интересный человек

    Интерес. Что это? Стремление узнать что — то важное? Необходимость расширить свой кругозор? Что подразумевается под выражением «интересный человек»?

Каких только обликов не принимал Дьявол в умах людей. Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова с цитатами – еще один вариант представления нечистой силы, исчадия Ада. Удивительно то, что в поэме злой дух нравится читателю, привлекает и вызывает новые эмоции. Создается впечатление, что он проникает в сердце.

Демон гениального поэта

Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он

«…отверженный блуждал В пустыне мира…».

Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия.

«Он сеял зло без наслажденья».

Автор говорит, что когда-то дух был ангелом.

«Блистал он, чистый херувим…».

Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он

«…Когда-то верил и любил…».

«…Божие проклятье исполнилось…»,

душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать

«…Природы жаркие объятья».

Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего.

«…Я людьми недолго правил, Греху недолго их учил, Все благородное бесславил И все прекрасное хулил».

Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:

«похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа».

Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь

«то жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль …, как камень…».

Характер представителя черных сил

У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:

«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…».

Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:

«…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…».

Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.

Сила любви

Злобный дух почувствовал «неизъяснимое волненье» при виде женской красоты. Он вновь погружается в

«святыню Любви, добра и красоты!».

Тамара становится признаком возрожденья. Дух ласкает слух девушки, покоряет ее волшебным звуком,

«…голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал».

Образ Демона меняется, он становится пришельцем,

«туманный и немой, красой блистая неземной»

он пытается захватить сердце и душу чистой невинной княжны. Грустный взгляд, взор с любовью делают свое подлое дело. Автор отвлекает читателя от сути Демона, иногда кажется, что это настоящая любовь, очищая и облагораживающая. Только одно слово дает точную характеристику происходящего:

«И Ангел грустными очами На жертву бедную взглянул…».

Демон мечется между положительным и отрицательным в своем сердце.

«Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!».

Духа не украшает

«венец из радужных лучей»,

ужасное очарование преследует жертву. Сила Демона способна проникнуть даже в обитель Святых, для него нет стен и преград сильнее его желаний. Демон борется только с собой.

«…Была минута, когда казалось он готов Оставить умысел жестокой…».

Но тогда Демон стал бы просто небожителем, потерял свою индивидуальность. Злой дух доводит начатое до конца. Тамара оказывается в его власти и гибнет. Раб любви на словах на деле оказывается смертельным ядом. Добро оказывается все же сильнее. Ангел сохраняет душу девушки, зло терпит проигрыш, остается снова влачить свое ничтожное существование, жить как прежде.

«Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!».

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

«Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..»

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

  • Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний,  а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.
    По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну. Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться. Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.
    Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.
    Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару –  им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.
    В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни. Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному. Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

  • Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая, светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

  • Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

  • Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.
    Добавил: Lilelechka

  • Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

  • Тамара и Демон.
    Художник М. В. Врубель
    Демон является центральным персонажем одноименной поэмы “Демон” М. Ю. Лермонтова.
    В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Демона в поэме “Демон” Лермонтова: описание героя в цитатах.
    Смотрите:
    Краткое содержание поэмы “Демон”
    Характеристика Тамары в цитатах
    Все материалы по поэме “Демон”

    Образ и характеристика Демона в поэме “Демон” Лермонтова: описание в цитатах

    Демон является существом из “потустороннего мира”, беспокойным и порочным “духом изгнания”:
    “Печальный Демон, дух изгнанья…”
    “Дух беспокойный, дух порочный,
    Кто звал тебя во тьме полночной?”
    Демон – “злой дух”, коварное существо, полное яда и ненависти:
    “Злой дух коварно усмехнулся;
    Зарделся ревностию взгляд;
    И вновь в душе его проснулся
    Старинной ненависти яд.”
    О внешности Демона известно следующее:
    “Он хочет в страхе удалиться…
    Его крыло не шевелится!” (о крыльях Демона)
    “…И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.” (о лице Демона)
    Каким смотрел он злобным взглядом,
    Как полон был смертельным ядом
    Вражды, не знающей конца, –
    И веяло могильным хладом
    От неподвижного лица.”
    Когда-то Демон был херувимом (ангелом) и обитал в “жилище света”, то есть в раю:
    “Тех дней, когда в жилище света
    Блистал он, чистый херувим…”
    «Во дни блаженства мне в раю
    Одной тебя недоставало.» (Демон о своей жизни в раю)
    Когда-то давно герой верил и любил, не зная злобы и уныния:
    “Когда он верил и любил,
    Счастливый первенец творенья!
    Не знал ни злобы, ни сомненья,
    И не грозил уму его
    Веков бесплодных ряд унылый…»
    Будучи ангелом, Демон был проклят и отвержен (изгнан из рая) и с тех пор блуждает по миру без приюта:
    “Давно отверженный блуждал
    В пустыне мира без приюта…”
    «Лишь только божие проклятье
    Исполнилось, с того же дня
    Природы жаркие объятья
    Навек остыли для меня»

    «Изгнанников, себе подобных,
    Я звать в отчаянии стал…»
    Вот уже много веков Демон сеет зло на земле, но делает это без наслаждения. Ему стало скучно творить зло:
    “Вослед за веком век бежал,
    Как за минутою минута,
    Однообразной чередой.
    Ничтожной властвуя землей,
    Он сеял зло без наслажденья.
    Нигде искусству своему
    Он не встречал сопротивленья –
    И зло наскучило ему.”
    Демон научил людей греху и погасил в них пламень чистой веры. По его словам, это было легко сделать:
    “И я людьми недолго правил,
    Греху недолго их учил,
    Всё благородное бесславил
    И всё прекрасное хулил;
    Недолго… пламень чистой веры
    Легко навек я залил в них…”
    По словам самого Демона, он является врагом небес и злом природы и его никто не любит:
    “Я тот, чей взор надежду губит;
    Я тот, кого никто не любит;
    Я бич рабов моих земных,
    Я царь познанья и свободы,
    Я враг небес, я зло природы…”
    Внутри Демона живет печаль, которая не дает ему покоя. Он считает, что нет способа заглушить ее:
    “Моя ж печаль бессменно тут,
    И ей конца, как мне, не будет;
    И не вздремнуть в могиле ей!
    Она то ластится, как змей,
    То жжет и плещет, будто пламень,
    То давит мысль мою, как камень –
    Надежд погибших и страстей
    Несокрушимый мавзолей!..”
    Демон является гордым существом:
    “…но гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенье бога своего…”
    Демон – лукавое существо:
    “Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал…”
    Демон – бессмертное и властное существо:
    “И тайно вдруг возненавидел
    Бессмертие и власть мою.”
    Видя красивую природу, Демоне не чувствует ничего, кроме зависти, презрения или ненависти:
    “Но, кроме зависти холодной,
    Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И всё, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.”
    Однажды Демон пролетает над Грузией и видит молодую красавицу Тамару. Девушка вызывает в нем давно забытое чувство любви. Демон снова мечтает о счастье, которое когда-то знал:
    “И Демон видел… На мгновенье
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг.
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук –
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!..”
    “В нем чувство вдруг заговорило
    Родным когда?то языком.
    То был ли признак возрожденья?”
    Тамара готовится выйти замуж, но в тот же день перед свадьбой ее жених погибает (вероятно, в его гибели виновен Демон):
    “Но презрел удалой жених
    Обычай прадедов своих.
    Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал:
    Он в мыслях, под ночною тьмою,
    Уста невесты целовал.”
    Когда Тамара рыдает от горя, Демон является к ней в виде «волшебного, чудно-нового голоса». Он утешает девушку и обещает посещать ее каждую ночь:
    “И вот она как будто слышит
    Волшебный голос над собой:
    «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!»”
    “И этот голос чудно?новый,
    Ей мнилось, всё еще звучал.”
    “К тебе я стану прилетать;

    Гостить я буду до денницы
    И на шелковые ресницы
    Сны золотые навевать…”

  • Автор: Лермонтов М.Ю.
    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

  • ДЕМОН — герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.
    В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.
    В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.
    Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.
    Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.
    В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.
    Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.
    С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.
    Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871-1872).В либретто П.А.Висковатова отсечены мотивы «познанья и свободы», вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. «Златокованый» лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.
    Д. Рубинштейна заново обрел масштаб лермонтовского образа в трагических интонациях Ф.И.Шаляпина (1904), который сотворил «поверх» оперного текста образ духа отрицания, ищущего очищения любовью. Шаляпинский Д. берет начало в безднах личности самого артиста. Недаром он говорил: «Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает».
    Другим воплощением героя Лермонтова стали полотна М.А.Врубеля «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899), «Демон поверженный» (1902) и его акварельные иллюстрации к поэме (1891). Кисть мастера сотворила Д. из элементов стихий, из осколков гор и самоцветов, струй воды и бликов воздуха, отсветов огня, ночных теней и мерцания светил. У Врубеля Д. предстает воплощением вечной борьбы «мятущегося человеческого духа», не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. q

  • Сочинение на тему Образ демона Лермонтов М.Ю.

    План сочинения:

    1. Демон – какой он?
    2. Чем занят Демон, что делает с людьми?
    3. Встреча с Тамарой и любовь к ней.
    4. Поражение, потеря связи с Тамарой.
    5. Демон – значимый образ для самого автора.

    1. Демон – центральный персонаж поэмы. Демон прошел нелегкий путь. Он был отвержен Богом. Покинув рай, Демон скитается много веков, не видя радости ни в людях, ни в природе. Он не чувствует удовлетворенья даже в том зле, которое творит.

    Демон – это дух, существо из иного, тонкого мира. «Дух изгнания» коварен, беспокоен, мстителен, переполнен ядом.

    2. Демон с легкостью может совратить человека, что-то нашептав ему, а потом – умертвить. Так происходит с женихом Тамары, а, впоследствии, и с самой княжной.

    Он управляет жизнью людей, «нигде искусству своему он не встречал сопротивленья». О людях злой дух говорит, что «пламень чистой веры легко навек я залил в них». Даже страшно становится, какое количество людей погубил этот умный, сильный, интересный и лукавый дух. Если у человека «залить» веру, то какая жизнь была у них? Мне представляется тягостное, безрадостное существование, на которое Демон обрекал людей.

    3. И есть ощущение, что Демон тяготится своим предназначением – сеять зло. Он не знает, чего хочет, лишь с удовольствием вспоминает времена, когда «в жилище света блистал он, чистый херувим». Это время он считает лучшим. Он встречает красавицу Тамару и понимает, чего так сильно не хватает ему. Демон хочет любить. И, как будто, хочет вернуться в обитель Бога. Но зло слишком укоренилось в нем, оно вспыхивает при первом же случае, когда он видит преграду на своем пути – это Ангел, беседующий с Тамарой в келье.

    Лермонтов описывает этот образ, на мой взгляд, с любовью и состраданием.

    4. Демон со всей своей страстью хочет продолжать отношения с Тамарой. Он волнуется, услышав песню, плачет. Мне не очень понятно по сюжету, знал ли Демон, что Тамара погибнет от его поцелуя или нет. Понятно одно – Демон хочет продолжать взаимодействие с ней либо с ее душой, но тамара – божья душа, не принадлежащая ему. Для злого духа закрыт доступ к душе, попавшей в рай. И для него это сильнейшая утрата, усугубившая его печальное одиночество.

    5. Лермонтов так долго работал над этим произведением. Целых 10 лет он оттачивал этот образ, который был, скорее всего, понятен и дорог самому автору. Такое чувство, что он понимает этот сильный и мятежный дух. Этот образ описан необыкновенно красиво. Его слова преисполнены силой, утонченностью, яркостью, красотой. Он – красивый, глубоко и тонко чувствующий, похожий «на вечер ясный». Этот образ вызывает сострадание и у меня. Демон протестовал против Божьей воли и был так жестоко наказан. Нелегкая ему выпала доля – видеть только зло и претворять в жизнь зло и ненависть на земле.

    1. Сочинения
    2. По литературе
    3. Лермонтов
    4. Образ и характеристика Демона в поэме Демон

    Образ и характеристика Демона в поэме Демон Лермонтова

    Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний,  а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.

    По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну. Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться. Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.

    Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.

    Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару —  им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.

    В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни. Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному. Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

    Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.

    Подробная характеристика Демона

    Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.

    Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.

    Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.

    В основе поэмы лежит библейская история о том, как однажды падший ангел восстал против Бога. Михаил Лермонтов не является первым поэтом, который был увлечен созданием портрета «духа отрицанья, однако он сумел внести в этот образ нечто особенное. Он сделал демона человекоподобным, изобразив его персонажем как романтическим, так и реалистическим.

    Создатель мира  также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.

    Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и  заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.

    Демон Лермонтова — этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.

    В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. «Демон» по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.

    Образ и характеристика Демона в поэме Демон

    Образ и характеристика Демона в поэме Демон

    Несколько интересных сочинений

    • Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова

      Свой роман А.Гончаров назвал «Обломов», тем самым выделяя главного героя и,собственно говоря, основную мысль произведения. Но на самом деле здесь 2 героя, которые равнозначны по авторской задумке: Обломов и Штольц.

    • Сочинение Примеры и аргументы силы духа из литературы

      К проявлениям силы духа относятся смелость, храбрость, уважение и добродетельность. Сила духа говорит о том, что человек сохранит в себе все эти качества, чего бы ему это не стоило. Сила духа давно прославляется в литературе и фильмах

    • Анализ рассказа Миль пардон, мадам! Шукшина

      Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями

    • Можно ли делать чудеса своими руками сочинение

      Я уверен, что чудеса делать можно! Чудо – это что-то хорошее, чего мы не понимаем, то есть не понимаем, как это сделано. Много чего раньше считали чудом, даже молнии, но теперь-то люди понимают их секреты

    • Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба Гоголя 7 класс

      Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.

    obraz-harakteristika-demon-lermontov-opisanie
    Тамара и Демон.
    Художник М. В. Врубель

    Демон является центральным персонажем одноименной поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова.

    В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание героя в цитатах.

    Смотрите: 
    Краткое содержание поэмы «Демон»
    Характеристика Тамары в цитатах
    Все материалы по поэме «Демон»

    Образ и характеристика Демона в поэме Лермонтова «Демон»

    Демон является существом из «потустороннего мира», беспокойным и порочным «духом изгнания»:

    «Печальный Демон, дух изгнанья…» 

    «Дух беспокойный, дух порочный, 

    Кто звал тебя во тьме полночной?»

    Демон – «злой дух», коварное существо, полное яда и ненависти:

    «Злой дух коварно усмехнулся; 

    Зарделся ревностию взгляд; 

    И вновь в душе его проснулся 

    Старинной ненависти яд.» 

    О внешности Демона известно следующее:

    «Он хочет в страхе удалиться… 

    Его крыло не шевелится!» (о крыльях Демона)

    «…И на челе его высоком 

    Не отразилось ничего.»  (о лице Демона)

    «Каким смотрел он злобным взглядом, 

    Как полон был смертельным ядом 

    Вражды, не знающей конца, – 

    И веяло могильным хладом 

    От неподвижного лица.»

    Когда-то Демон был херувимом (ангелом) и обитал в «жилище света», то есть в раю:

    «Тех дней, когда в жилище света 

    Блистал он, чистый херувим…» 

    «Во дни блаженства мне в раю  

    Одной тебя недоставало.» (Демон о своей жизни в раю) 

    Когда-то давно герой верил и любил, не зная злобы и уныния:

    «Когда он верил и любил, 

    Счастливый первенец творенья! 

    Не знал ни злобы, ни сомненья, 

    И не грозил уму его  

    Веков бесплодных ряд унылый…» 

    Будучи ангелом, Демон был проклят и отвержен (изгнан из рая) и с тех пор блуждает по миру без приюта:

    «Давно отверженный блуждал 

    В пустыне мира без приюта…» 

    «Лишь только божие проклятье 

    Исполнилось, с того же дня 

    Природы жаркие объятья 

    Навек остыли для меня»

    «Изгнанников, себе подобных, 

    Я звать в отчаянии стал…»

    Вот уже много веков Демон сеет зло на земле, но делает это без наслаждения. Ему стало скучно творить зло:

    «Вослед за веком век бежал, 

    Как за минутою минута, 

    Однообразной чередой. 

    Ничтожной властвуя землей, 

    Он сеял зло без наслажденья. 

    Нигде искусству своему 

    Он не встречал сопротивленья – 

    И зло наскучило ему.»

    Демон научил людей греху и погасил в них пламень чистой веры. По его словам, это было легко сделать:

    «И я людьми недолго правил,  

    Греху недолго их учил,  

    Всё благородное бесславил  

    И всё прекрасное хулил;  

    Недолго… пламень чистой веры  

    Легко навек я залил в них…»

    По словам самого Демона, он является врагом небес и злом природы и его никто не любит:

    «Я тот, чей взор надежду губит; 

    Я тот, кого никто не любит; 

    Я бич рабов моих земных, 

    Я царь познанья и свободы, 

    Я враг небес, я зло природы…»

    Внутри Демона живет печаль, которая не дает ему покоя. Он считает, что нет способа заглушить ее:

    «Моя ж печаль бессменно тут, 

    И ей конца, как мне, не будет; 

    И не вздремнуть в могиле ей! 

    Она то ластится, как змей, 

    То жжет и плещет, будто пламень, 

    То давит мысль мою, как камень – 

    Надежд погибших и страстей 

    Несокрушимый мавзолей!..»

    Демон является гордым существом:

    «…но гордый дух 

    Презрительным окинул оком 

    Творенье бога своего…»

    Демон — лукавое существо:

    «Его коварною мечтою 

    Лукавый Демон возмущал…»

    Демон — бессмертное и властное существо:

    «И тайно вдруг возненавидел 

    Бессмертие и власть мою.» 

    Видя красивую природу, Демоне не чувствует ничего, кроме зависти, презрения или ненависти:

    «Но, кроме зависти холодной, 

    Природы блеск не возбудил 

    В груди изгнанника бесплодной 

    Ни новых чувств, ни новых сил; 

    И всё, что пред собой он видел, 

    Он презирал иль ненавидел.» 

    Однажды Демон пролетает над Грузией и видит молодую красавицу Тамару. Девушка вызывает в нем давно забытое чувство любви. Демон снова мечтает о счастье, которое когда-то знал:

    «И Демон видел… На мгновенье 

    Неизъяснимое волненье 

    В себе почувствовал он вдруг. 

    Немой души его пустыню 

    Наполнил благодатный звук – 

    И вновь постигнул он святыню 

    Любви, добра и красоты!..» 

    «В нем чувство вдруг заговорило 

    Родным когда‑то языком. 

    То был ли признак возрожденья?»

    Тамара готовится выйти замуж, но в тот же день перед свадьбой ее жених погибает (вероятно, в его гибели виновен Демон):

    «Но презрел удалой жених 

    Обычай прадедов своих. 

    Его коварною мечтою 

    Лукавый Демон возмущал: 

    Он в мыслях, под ночною тьмою, 

    Уста невесты целовал.» 

    Когда Тамара рыдает от горя, Демон является к ней в виде «волшебного, чудно-нового голоса». Он утешает девушку и обещает посещать ее каждую ночь:

    «И вот она как будто слышит 

    Волшебный голос над собой: 

    «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!»»

    «И этот голос чудно‑новый, 

    Ей мнилось, всё еще звучал.»  

    «К тебе я стану прилетать;

    Гостить я буду до денницы 

    И на шелковые ресницы 

    Сны золотые навевать…» 

    В ту же ночь Демон является к Тамаре в обличье неземного красавца с грустным влюбленным взглядом:

    «Пришлец туманный и немой, 

    Красой блистая неземной, 

    К ее склонился изголовью; 

    И взор его с такой любовью, 

    Так грустно на нее смотрел, 

    Как будто он об ней жалел.» 

    Являясь Тамаре во сне, Демон выглядит не как ангел и не как «дух ада», а напоминает «ясный вечер»:

    «То не был ангел небожитель, 

    Ее божественный хранитель: 

    Венец из радужных лучей 

    Не украшал его кудрей. 

    То не был ада дух ужасный, 

    Порочный мученик – о нет! 

    Он был похож на вечер ясный: 

    Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!»

    Демон является Тамаре в виде существа с печальными глазами и нежными речами:

    «Недаром он являлся ей, 

    С глазами, полными печали, 

    И чудной нежностью речей.»

    В конце концов Тамара, сама того не зная, становится жертвой Демона:

    «И Ангел грустными очами 

    На жертву бедную взглянул…»

    Тамара попадает под очарование этого загадочного существа (Демона). Она страдает, тоскует и отказывается выходить замуж за кого-либо. Тамара уходит в монастырь, чтобы там бороться со своими странными чувствами. Однако и в монастыре девушку преследует «знакомый образ», который манит и зовет ее куда-то:

    «И в монастырь уединенный 

    Ее родные отвезли…»

    «Знакомый образ иногда 

    Скользил без звука и следа

    В тумане легком фимиама;

    Сиял он тихо, как звезда;

    Манил и звал он… но – куда?..»

    Однажды Демон, как обычно, прилетает в монастырь к Тамаре. Ему приходит мысль оставить свой злой замысел и улететь прочь. Вдруг он слышит чудесную песню, которая трогает его. Он решает оставить свои злые замыслы и покинуть Тамару, но его крылья не слушаются. Тогда из глаз Демона капает слеза, которая прожигает камень насквозь: 

    «Привычке сладостной послушный, 

    В обитель Демон прилетел. 

    Но долго, долго он не смел 

    Святыню мирного приюта

    Нарушить. И была минута,

    Когда казался он готов

    Оставить умысел жестокой.»

    «Он хочет в страхе удалиться… 

    Его крыло не шевелится! 

    И, чудо! из померкших глаз 

    Слеза тяжелая катится…»

    Наконец Демон все-таки входит в келью Тамары. Он видит там Ангела, прилетевшего к девушке, и прогоняет его. Демон признается Тамаре в любви и рассказывает ей о том, как страдает и мучается:

    «Я раб твой, – я тебя люблю!» 

    «Люблю тебя нездешней страстью…»

    Демон просит Тамару быть с ним и обещает ей счастье:

    «Меня добру и небесам 

    Ты возвратить могла бы словом.»

    Красивые речи Демона очаровывают Тамару, и та соглашается быть с ним. Демон целует девушку, однако его поцелуй оказывается ядовитым, и Тамара тут же умирает:

    «Увы! злой дух торжествовал! 

    Смертельный яд его лобзанья 

    Мгновенно в грудь ее проник. 

    Мучительный, ужасный крик 

    Ночное возмутил молчанье. 

    В нем было всё: любовь, страданье, 

    Упрек с последнею мольбой 

    И безнадежное прощанье – 

    Прощанье с жизнью молодой.»

    После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душой, однако Ангел не позволяет ему это сделать и уносит душу девушки в рай. Таким образом, Демон терпит поражение и вновь остается один:

    «И проклял Демон побежденный 

    Мечты безумные свои,  

    И вновь остался он, надменный,  

    Один, как прежде, во вселенной  

    Без упованья и любви!..»

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите также:

  • Образ дарителя в русских народных сказках примеры
  • Образ главного героя в рассказе фотография на которой меня нет
  • Образ данко в рассказе старуха изергиль сочинение
  • Образ главного героя в рассказе судьба человека
  • Образ главного героя в рассказе обломов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии